VOX POPULI Anastassiya Ivkina Карла Нур Дамир Отеген 22 октября, 2012 10:55

Заключительный рейс Лимы

8 лет казахстанцы совершали авиаперелеты по Казахстану на турбовинтовом самолете Fokker 50. Небольшие самолеты курсировали по всей стране, являясь символом внутренней авиации нашей республики. Но время не стоит на месте, за последнее десятилетие авиационная промышленность сделала огромный шаг вперед. Самолеты стали экономичнее, комфортабельнее и быстрее и Fokker 50 уходит в прошлое. Руководство Air Astana приняло решение к 2013 году заменить их на самолеты нового поколения Embraer 190. Наш корреспондент отправился вместе с командой пилотов и инженеров, чтобы отправить один из турбовинтовых самолетов домой и посетить завод Fokker в Нидерландах
Заключительный рейс Лимы

История появления самолетов Fokker начинается с легендарного авиастроителя Энтони Фоккера, родившегося в 1890 году. Уже в 1910 г. он сконструировал свой первый самолет, а через девять лет основал авиазавод (фотография из архива Fokker)

Заключительный рейс Лимы

Самый первый полет Fokker 50 состоялся в 1985 году. Всего было произведено 214 самолетов, которые пополнили флот различных авиакомпаний мира. Статистика показывает, что Fokker 50 один из наиболее безопасных среди моделей самолетов. Но это только в случае его правильной эксплуатации. Безопасность полетов зависит от двух факторов: самой конструкции самолета и качественного технического обслуживания. В мире зафиксировано лишь 4 серьезных происшествия, связанных с Fokker 50 и расследования показали, что причиной каждого из них была ошибка пилота во время плохой погоды (фотография сайта www.dutch-aviation.nl)

Заключительный рейс Лимы

Впервые Fokker 50 под флагом Air Astana приземлился в Алматы 3 апреля 2004 года

Заключительный рейс Лимы

В то время штат инженеров состоял из 28 человек, из техники - только Нива и Газель и всего две комнаты. Из-за нехватки специального оборудования первый Fokker 50 инженеры пытались несколько часов буксировать своими силами в ангар, но тщетно. Поэтому пришлось ремонтировать самолет на улице (фотография из архива Air Astana)

Заключительный рейс Лимы

Постепенно количество самолетов выросло до 6. За 8 лет каждый из шести Fokker 50 совершил около 34 000 рейсов. За всю историю эксплуатации Fokker 50 имели место два инцидента, связанных с отказом двигателя, в обоих случаях были произведены успешные посадки

Заключительный рейс Лимы

Президент Эйр Астаны Питер Фостер назвал эти самолеты «рабочими лошадками», которые сослужили компании добрую службу в период ее становления

Заключительный рейс Лимы

В ангаре для проведения ремонтных работ проходит подготовка одного из Fokker 50 по имени Лима к отправке домой. Этот процесс может занимать от 2 до 6 месяцев

Заключительный рейс Лимы

До переправки самолета проверяются авиационные двигатели, шасси, пропеллеры, элементы конструкции самолета. В случае технической неисправности, внешних повреждений, вмятин, царапин, проводится капитальный ремонт

Заключительный рейс Лимы

Во время зимних перелетов Fokker 50 возникли сложности из-за суровых погодных условий Казахстана. Наши инженеры разработали и внедрили собственную систему защиты от замерзания дверей и воды в бойлерах и резервуарах

Заключительный рейс Лимы

Кроме технической исправности, проверятся вся документация полетов самолета

Заключительный рейс Лимы

Вице-президент технического центра Вим Рехардс и представитель лизингодателя Fokker 50 Ингрид ван Ларен специально приехали из Голландии, чтобы самостоятельно проверить самолет на исправность и пригодность возврата

Заключительный рейс Лимы

Последний штрих - удаление логотипа Эйр Астаны и флага Казахстана

Заключительный рейс Лимы

Для того, чтобы этот полет состоялся, трудились тысячи человек. Одними из таких невидимых героев являются сотрудники инженерно-технического департамента, которых в компании более 500 человек

Заключительный рейс Лимы

Инженер-авионик Константин Ильин, стаж работы 20 лет

- С первых дней службы я усвоил основной принцип работы в авиации - ни один самолет не выпустят в небо, пока не будет уверенности в его исправности, - говорит Виталий. - Инженер может вздохнуть свободно только когда поставит подпись под проделанной работой. Каждый из нас понимает, что эта подпись под жизнями сотен людей

Заключительный рейс Лимы

Авиационный техник Шаймардан Заитов

- Мне приятно осознавать, что я часть этого огромного и сложного механизма под названием «авиация», - говорит Шаймордан. - В компанию я пришел в 2005 году на позицию водителя и позже по рекомендации коллеги поступил в Академию гражданской авиации. В 2008 году перевелся в механики в инженерный департамент. Ежедневно провожу техническое обслуживание Боингов, Эйрбасов, Фоккеров и Эмбраеров. С Фоккером жалко расставаться, ведь этот самолет прошел такой же сложный путь, как и я

Заключительный рейс Лимы

Если бортпроводники и агенты наземной службы – это лицо компании, то пилоты и инженеры — это ее сердце

Заключительный рейс Лимы

Шеф-пилот Марат Секербеков, командир Николай Кондрахин и второй пилот Сергей Грязнов готовятся к полету на родину Лимы в Вонсдрехт Нидерланды (Woensdrecht)

Заключительный рейс Лимы

Полет займет 16 часов с дозаправкой в городах Атырау и Москве

Заключительный рейс Лимы

Командир воздушного судна подписывает журнал технического обслуживания самолета. В нем отражена информация о техническом состоянии самолета, комментарии инженеров, а также данные по заправке

Заключительный рейс Лимы

К полету готов!

Заключительный рейс Лимы

Для того, чтобы пилоты были допущены к управлению реактивными самолетами Боинг и Эйрбас, им необходимо получить налет часов и опыт на турбовинтовом воздушном судне. Многие из пилотов Fokker 50 выросли до командиров и инструкторов Боинга и Эйрбаса

Заключительный рейс Лимы

Начальники смен Валерий Гордеев и Игорь Кутырев провожают самолет, с которым проработали несколько лет

Заключительный рейс Лимы

Самолет рассчитан на 50 пассажиров, но во время перегонки в нем летят шесть человек: три пилота, инженер, два журналиста

Заключительный рейс Лимы

Остановка в городе Атырау. Перед долгим полетом через Россию в Нидерланды пилоты должны выспаться, поэтому вылет из Атырау в Москву будет поздно ночью

Заключительный рейс Лимы

В Россию самолет прибыл на рассвете, час дозаправки и команда отправляется дальше в путь

Заключительный рейс Лимы

Объем топливного бака самолета Фоккер 50 составляет 5 135 л, этого хватит долететь до Голландии

Заключительный рейс Лимы

Через пять часов полета команда приземлилась в аэропорту Вонсдрехт

Заключительный рейс ЛимыЗаключительный рейс ЛимыЗаключительный рейс Лимы

Стеф Люп, представитель лизингодателя Fokker 50.

- Несмотря на свой возраст, самолет находится в отличном состоянии, - говорит Стеф. - Это результат работы техников и инженеров Air Astana. Я был в Казахстане этим летом и занимался подготовкой одного из Fokker 50 к отправке. Это сложная процедура. Взять самолет в лизинг легче, чем вернуть. Лизингодатель проверяет каждую запись и царапину, и принимает самолет только в том случае, если не будет замечаний

Заключительный рейс Лимы

Командир Николай Кондрахин

Заключительный рейс Лимы

Инженеры Fokker, оказывающие техническую поддержку и обслуживание казахстанских самолетов, хорошо знают Марата и других пилотов Fokker 50. Обе стороны влюблены в эти самолеты

Заключительный рейс Лимы

Вместе с воздушным судном были перевезены коробки с записями о техническом состоянии Лимы. Все эти документы будут переданы вместе с самолетом следующему оператору

Заключительный рейс Лимы

Большинство самолетов семейства Fokker сейчас летают в Австралии, там они выполняют  рейсы внутри страны. Интересен путь, по которому вновь приобретенный самолет из Голландии отправится в Австралию. Чтобы добраться до нее, Fokker полетит по следующему маршруту: Ближний Восток, Индия, Мьянма, Индонезия и затем на Зеленый континент

Заключительный рейс Лимы

Все 6 самолетов Air Astana после возврата лизингодателю будут отправлены в венесуэльскую авиакомпанию для дальнейшей эксплуатации

Заключительный рейс Лимы

Мы отправляемся в экскурсию по заводу Fokker. Прежде чем дать разрешение на съемку, представитель компании тщательно изучил контент, аудиторию и посещаемость сайта. Voxpopuli - первое издание в СНГ, которому удалось побывать на военном заводе в Голландии

Заключительный рейс Лимы

Без специальных галош и защитных очков нельзя входить в машинный цех. Галоши служат защитой при падении тяжелых предметов и разлива химических растворов

Заключительный рейс Лимы

На заводе Fokker Service производятся различные типы обслуживания самолетов. Обязательные - по достижению определенной наработки в летных часах и/или циклах (посадках). Например, т.н. А-check – каждые 500 летных часов. Средние ремонты (в среднем каждые 3500 летных часов). На выполнение требуется 7-15 дней. Здесь же проводят замены двигателей, стоек шасси, вспомогательных силовых установок для отвода на плановые ремонты различных авиакомпаний мира

Заключительный рейс ЛимыЗаключительный рейс ЛимыЗаключительный рейс ЛимыЗаключительный рейс Лимы

Цех по ремонту пластиковых компонентов самолета. Здесь делают новое покрытие для самолета и испытывают пластик на пожароустойчивость и воздействие внешних факторов

Заключительный рейс Лимы

Сейчас такие кресла не производят, поэтому здесь чинят старые. Каждая авиакомпания заказывает обшивку на свой вкус и исходя из финансовых возможностей. Самое лучшее, но дорогое покрытие кресел - из кожи

Заключительный рейс Лимы

Благодаря высокой коррозионной стойкости титан и его сплавы широко используются в авиационной промышленности. Из него изготавливают корпусы самолета, обшивку и двигатели. Титан насыщен кислородом и вступает с ним в реакцию (происходит возгорание),  поэтому сварочные работы проводят в вакуумной камере под давлением. Сварщик помещает руки внутрь камеры и там, в перчатках, проводит работы

Заключительный рейс Лимы

На выпуск некоторых деталей самолета может уйти от нескольких дней до года. Простои самолетов из-за долгого ожидания редких запчастей наносят ущерб авиакомпаниям, поэтому в каждой из них есть отдел, который занимается заказом и транспортировкой деталей с завода-производителя. Среди частых причин задержки рейсов называют техническую. Ситуацию усугубляет то, что все запчасти приходится импортировать из Европы и Америки, прибавьте сюда изготовление, доставку и растаможку и тогда становится понятно, почему бывают столь длительные задержки рейсов.

В заключении нашей экскурсии по заводу мы попросили специалистов рассказать немного о себе и ответить на вопрос: что они знают о Казахстане?

Заключительный рейс Лимы

Терри Ровез, специалист по восстановлению деталей самолетов

- Я знаю, что в Казахстане много нефти. У меня друг работает в нефтяной компании в вашей стране. Я также узнал о Казахстане во время Олимпийских игр в Лондоне и радовался за ваши успехи, вы оказались на 12 месте, а наша голландская сборная - на 13. Мой друг летал на ваших самолетах, а я реставрировал детали казахстанских лайнеров. Хочу увидеть Казахстан, говорят там очень гостеприимные люди

Заключительный рейс Лимы

Петтер Бейкерс, техник композитного отдела Fokker

- Моя работа заключается в реконструкции компонентов самолета. Я восстанавливаю кресла и другие элементы. Слышал, что есть такая страна, но больше ничего о ней не знаю. Большую часть времени провожу на работе, поэтому нет времени на просмотр телевизора.  Моя жизнь – это работа

Заключительный рейс Лимы

Феджеральд Партиноз, сварщик

- Я работаю сварщиком более 5 лет. Сейчас ремонтирую детали для самолета марки Гольфстрим. Я мало знаю о Казахстане, но слежу за вашими успехами в спорте. Болел за Александра Полякова,таэквондиста из Казахстана. Помню, он стал чемпионом мира на соревнованиях в Северной Корее

Заключительный рейс Лимы

Рен Декорт, техник

- Моя работа состоит в том, чтобы собирать мелкие детали в одно целое.В основном работаю с двигателями самолетов. Когда я делаю свою работу, то не знаю, для какой это компании, но за эти годы через мои руки прошли самолеты со всего земного шара. Я знаю совсем мало о Казахстане. Кажется, раньше он был частью Советского Союза

Заключительный рейс Лимы

Линси Айдер, механик

- Я занимаюсь модификацией и ремонтом тормозных колодок и других запчастей. Имею опыт работы более 10 лет. Мне 29 лет, не замужем, детей нет, зато есть бойфренд. В свободное время я играю на кларнете в группе, гоняю на байке. Мой коллега работал в Казахстане. Занимался техническим обеспечением самолетов Fokker 50. Он говорил, что тогда в компании была нехватка специалистов. Там живут отзывчивые люди. Слышала, что в Казахстане работает девушка-механик, я передаю ей привет

Заключительный рейс Лимы

Френл Порт, авионик

- У Казахстана огромная территория и новая столица Астана, также есть космодром Байконур. Хотелось бы побывать в вашей стране. Air Astana брала у нас самолеты в лизинг для выполнения региональных рейсов

Заключительный рейс Лимы

Роберт Фендуен, инженер

- Много лет занимаюсь обслуживанием самолетов Fokker 50, в том числе казахстанских. На Fokker 50 я облетел весь мир, оказывал техническую поддержку операторам. Мы с пилотом Маратом знаем много секретов о Fokker. Главный ключ в обслуживании данного самолета – это большой опыт и симпатия к судну. Каждый пилот и инженер влюбляется в тот тип самолета, на котором летает или который обслуживает. Я породнился с этим самолетом, он стал частью меня. Сегодня, когда казахстанские пилоты совершили заключительный полет, я видел грусть на их лицах. Я их понимаю. Они пережили с этим самолетом много трудных и приятных моментов. А я радуюсь тому, что птичка снова дома, правда ненадолго. Я отправлял этот самолет в 2004 году в Казахстан и теперь принимаю его обратно

Заключительный рейс Лимы

Вим Рехардс, вице-президент технического центра, представитель лизингодателя Fokker 50

- Сегодня состоялся заключительный полет самолета Fokker 50, прибывшего из Казахстана. Мы приняли этот самолет без замечаний, его состояние соответствует европейским стандартам безопасности. Я посещал однажды Казахстан, был в Алматы. Тогда было очень жарко. Удивительно, что у вас сложно взять машину напрокат, а если и возьмешь, приходится иметь дело с дорожными  полицейскими, они оставили неприятный осадок. Природа в окрестностях Алматы замечательная, люди доброжелательные. Я пробыл там около месяца. Подписывал документы по приемке самолета. Прежде чем самолет вернулся в Голландию, мы проверили каждый его сантиметр. Надо отдать должное казахстанским пилотам и инженерам - их квалификация на высоком уровне. С нами заключили контракты представители авиакомпании из Южной Америки. Все 6 самолетов получат прописку в Венесуэле.

Поделись
Anastassiya Ivkina
Anastassiya Ivkina
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000