VOX POPULI 31 июля, 2012 10:30

Не ленитесь - пристегнитесь!

По данным ДВД, ежедневно на дорогах Алматы происходит до полусотни мелких и крупных дорожно-транспортных происшествий, и десять случаев из них приводят к травмам и увечьям различной степени тяжести среди водителей и пассажиров. Примерно половина из них могла бы закончиться летальным исходом, если бы не ремни, эйрбэги и прочие средства пассивной безопасности. Не секрет, что в сравнении в Европой или даже соседней РФ, законодательство РК пока еще не предписывает жестких требований к использованию таких устройств. Однако, если одни законы пишутся чернилами и их несоблюдение может не нанести ощутимого вреда жизни и здоровью человека, то законы безопасности всегда написаны кровью 
Не ленитесь - пристегнитесь!

Пассажиры этого автомобиля, пожелавшие остаться инкогнито, чудом остались живы. Авария произошла на трассе Караганда – Балхаш. Друзья одного из пассажиров буквально за 5 минут до аварии уговорили парня пристегнуться ремнем безопасности, чего тот никогда не делал. Водитель автомобиля пошел на обгон в зоне ограниченной видимости. По встречной полосе ехал джип. Разойтись автомобилям не удалось. Сидевшие в машине отделались ушибами и легким переломом правого предплечья. Главным героем аварии стал ремень безопасности, спасший ребятам жизнь (фото из личного архива)

Не ленитесь - пристегнитесь!

Олег, 31 год, специалист по планированию. Сотрясение мозга, травма шейных позвонков после ДТП

Не ленитесь - пристегнитесь!

- В 7:45 утра я ехал по улице Гоголя на работу. Спокойное утро, машин почти не было. Вообще, как добросовестный водитель, я стараюсь пристегиваться и ребенка своего вожу только в автокресле, но по дороге на работу почти никогда не пристегиваюсь – жаль мять рубашку. На перекрестке Гоголя-Байзакова вдруг почувствовал сильный удар сзади, от которого меня резко бросило вперед. Оказалось, в мою машину въехал… грузовик-мусоровоз, водитель которого уснул за рулем. Если бы мой автомобиль не был внедорожником, последствия могли бы быть более серьезными. А пока мне предстоит целый месяц носить «воротник» и «наслаждаться» головными болями

Не ленитесь - пристегнитесь!

Петр Карандашов, 27 лет, фотограф. Бывший пациент городской клинической больницы №12. Двойной перелом плеча

- Ни разу в жизни я себе ничего не ломал, никогда не попадал ни в какие аварии. Более того, я всегда пристегиваюсь, если еду на переднем сиденье. Однако, в начале лета… Авария произошла буквально накануне моего отлета в Германию. Я сидел в автомобиле, впереди сидели друзья – водитель и его девушка. Час пик давно миновал – двенадцатый час ночи. Мы ехали вверх по проспекту Достык, в своем ряду, не превышая скорости, на зеленый свет светофора. Вдруг на перекрестке с улицей Толе би, не снижая скорости, попытался сделать маневр автомобиль Нyundai, за рулем которого сидел неопытный водитель. Вместо того, чтобы пропустить нас, он попытался повернуть, проскочив, но не рассчитал скорость и угол поворота. Мы тоже не смогли увернуться, и получилось практически лобовое столкновение. В том авто сработали подушки безопасности, в нашем на передних сидениях все были пристегнуты. Не пристегнут был только я. В итоге меня швырнуло вперед – двойной перелом плеча о переднее сиденье. Операция, после которой я стал «железным человеком» с титановой пластиной в руке и две недели в больнице, вместо Германии.

Не ленитесь - пристегнитесь!

Анна, 22 года, домохозяйка. Сотрясение мозга, травмы кистей.

- В конце апреля 2010 года я ехала с молодым человеком по микрорайону «Тастак» в свежекупленной «девятке». Мы стояли на перекрестке, и в нас на высокой скорости врезался тонированный Mercedes. Удар пришелся на пассажирскую сторону. От удара машина совершила два кульбита и после не подлежала восстановлению. К счастью, мы были пристегнуты. Жених получил ушиб грудины, я – порезы кистей. Свидетели аварии боялись подходить к машине, потому что были уверены, что внутри трупы. Как потом сказали врачи, что если бы хотя бы один человек не был пристегнут, то мы  бы погибли. К сожалению, не могу предоставить фотографии нашей машины, кажется, кое-что гуляет по интернету, но моя мама – человек суеверный. И после окончания судебного процесса заставила удалить весь фотоархив, связанный с аварией

Не ленитесь - пристегнитесь!

- О последствиях. Несмотря на то, что травмы оказались незначительными, больше года я вообще не могла ездить в автомобилях. Это было что-то вроде клаустрофобии – у меня начиналась истерика и паника. Потом я взяла себя в руки и… по совету жениха, а точнее уже мужа, пошла учиться на права. Это помогло справиться со страхами

Не ленитесь - пристегнитесь!

Для того, чтоб разобраться в ситуации, для начала мы отправились в отделение травматологии детской городской клинической больницы №1 и отделение травматологии 12-й клинической больницы.

Не ленитесь - пристегнитесь!

Николай Дьяченко, заместитель главного врача по медицинской части, нейрохирург высшей квалификационной категории, кандидат наук.

- Почти каждый день поступают дети с тяжелейшими травмами, это и дети, сбитые автомобилями, и те, кто пострадал, находясь внутри салона. Детские травмы при ДТП намного тяжелее, чем травмы взрослых. Ведь детский организм гораздо более хрупкий. Я обеими руками «за» использования специализированных средств пассивной безопасности для детей. Эти устройства разрабатываются не просто так, они действительно спасают жизни и здоровье детей. Детские кресла намного эффективнее «взрослых» устройств, то есть, автокресло для ребенка намного безопаснее, чем ремень для взрослого. Кресла повторяют анатомическое строение тела ребенка и перераспределяют нагрузку, гасят удар. Однако, несмотря на широчайший выбор детских кресел, родители почему-то не спешат обзаводиться данными устройствами.

 - Какие травмы наиболее характерны для детей?

- В первую очередь, это черепно-мозговые травмы. На втором месте – травмы скелета: переломы, смещения костей и прочее. И на третьем – сочетанные травмы, самые сложные, то есть, это комбинация нескольких различных типов травм.

- Какой случай из практики вам запомнился больше всего?

- Расскажу вам историю с хорошим концом. Когда я был молодым специалистом, и только-только приступил к практике, к нам привезли новорожденного мальчика с тяжелой травмой черепа. Мужчина вез жену с ребенком из роддома, и в нескольких кварталах на перекрестке в них врезался автомобиль. Понятное дело, что в то время ни о каких креслах и речи не было. Мать везла ребенка на руках. Женщину бросило вперед, и она придавила собой ребенка. Больше всего пострадала голова младенца, зажатая между материнской грудью и спинкой кресла. Ребенка очень долго выхаживали, сделали несколько операций. Мало кто верил в благополучный исход, но ребенок все-таки выжил. И сейчас, спустя более 30 лет он уже сам стал отцом семейства.

Не ленитесь - пристегнитесь!

Снимок ребенка побывавшего в ДТП, после операции

Не ленитесь - пристегнитесь!

Дархан Сукбаев, заведующий отделением травматологии и ортопедии детской городской клинической больницы №1, кандидат медицинских наук.

- У меня в руках снимок берцовых костей ребенка, который находился в автомобиле в момент ДТП на трассе. Родители сидели впереди и были пристегнуты, с ними ничего не случилось. А непристегнутый семилетний ребенок на заднем сиденье автомобиля при столкновении вылетел в окно. Как следствие – закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение мозга, перелом ребер, многочисленные ушибы разной степени тяжести и перелом костей обеих ног. Было сделано несколько операций, все закончилось благополучно, но ребенку предстоит длительный реабилитационный период

Не ленитесь - пристегнитесь!

Заведующий отделением травматологии городской клинической больницы №12, врач высшей категории Берик Иргалиев.

- Летом жертв ДТП и различных аварий практически вдвое больше, чем зимой. При ДТП неизвестно, сработают ли подушки безопасности, кроме того, не все автомобили оборудованы этим приспособлением. Зато простой щелчок ремнем практически гарантированно спасет вам жизнь. Травмы, полученные непристегнутыми пассажирами, даже при самых несложных авариях, можно перечислять бесконечно. При этом при лобовом столкновении пристегнутый водитель или пассажир может заработать ушиб грудины и несколько ссадин. Конечно, ремень не является 100% гарантией того, что человек останется жив – все зависит от скорости, типа аварии, физического здоровья самого пациента. Но в процентном соотношении ремень значительно снижает риск летального исхода. Среди наших госпитализированных пациентов нет ни одного, кто был бы пристегнут в момент аварии. Самое важное, что исправные ремни безопасности являются гарантией того, что человек не вылетит из автомобиля, не будет раздавлен его весом и не получит травмы, при ударе об асфальт или другие препятствия.

- Вот на этом хотелось бы остановиться подробнее. Дело в том, что среди водителей и пассажиров существует миф, что лучше и безопаснее для жизни вылететь через лобовое стекло, чем быть пристегнутым. Обязательно пересказывают байку о том, как пристегнутый водитель сгорел или утонул вместе с автомобилем, а его вылетевший пассажир остался жив и здоров.

- Насколько мне известно, случаев, когда пристегнутый человек погибает в автомобиле не так уж много. Их единицы. Зато я могу рассказать вам о погибших, пробивших собой лобовое стекло. Просто представьте себе, что при столкновении с неподвижным препятствием на скорости 50 км/ч на организм человека весом 80 кг, воздействует удар силой 2 тонны, а на ребенка - 500 кг. По инерции человек продолжает двигаться вперед со скоростью, сообщенной ему автомобилем, то есть – 50 км/ч. Если провести другую аналогию, непристегнутый человек при столкновении с неподвижным объектом на скорости 40 км/ч получает травмы равные паденью со второго этажа, при скорости 60 км/ч – травмы аналогичные полученным при падении с пятого этажа. При столкновении на скорости 80км/ч – с восьмого этажа. Подумайте сами, выгодно ли при таких данных вылетать в окно?

- Какой совет вы бы дали людям, которые не хотят становиться вашими пациентами?

- Водитель должен помнить о том, что он несет ответственность не только за себя, но и за всех, кто находится в его автомобиле. Лучше пристегнуться, ехать и знать, что ты сделал все, чтобы защитить себя и всех, кто находится в автомобиле. Лучше спать со спокойной совестью, и ни о чем не жалеть. Расскажу две истории. Несколько лет назад, когда еще не было закона, обязующего водителей пристегиваться, моя родная племянница попала в аварию и чудом осталась жива только благодаря ремню безопасности. До этого она никогда не пристегивалась и не считала нужным это делать. Что заставило ее пристегнуться в этот день – не знает она сама. Не справившись с управлением на большой скорости она врезалась в столб. Машина сильно пострадала, но девушка получила незначительные травмы. С тех пор в салоне ее автомобиля нет непристегнутых пассажиров. А вот другая история. Позапрошлой зимой у нас был пациент, 18-летний парень. После ДТП он пролежал в коме довольно долго – около месяца. Спасти его удалось, но последствия аварии и комы были таковы, что парень, просто говоря, остался «дурачком». А трое его пассажиров – его девушка и ее подруги погибли на месте. Все четверо были непристегнуты. Парень забирал их с дискотеки и не справился с управлением в гололед. Не испытывайте судьбу, пристегнитесь

Не ленитесь - пристегнитесь!

Далее мы отправились в УДП, где нас встретил начальник отдела агитации, пропаганды и работы со СМИ, майор полиции Еркин Утегенов.

- Выходя на улицу, каждый из нас сразу становится участником дорожного движения. В день мы регистрируем до десяти дорожно-транспортных происшествий, в которых участники ДТП получают серьезные травмы и ранения. И с каждым годом эта цифра растет. Если на июнь прошлого года мы имели 1071 случаев, то в июне этого года таких случаев стало ровно на 100 больше. Выросло и количество ДТП с участием детей: на 9 июня 2012 года – случилось 240 происшествий. Не все из них пострадали находясь в автомобиле, большинство – жертвы наездов. К сожалению, мы не ведем раздельную статистику, однако, эти цифры должны заставить задуматься

Не ленитесь - пристегнитесь!

- Какие требования к средствам пассивной безопасности предусмотрены ПДД РК? Все знают, что садясь в автомобиль, обязательно нужно пристегиваться на передних сиденьях, «иначе оштрафуют». А что насчет задних сидений и детских кресел, например?

- Всем, кто считает, что необходимо пристегиваться только на передних сидениях, я рекомендую открыть Правила дорожного движения, и внимательно изучить пункт 2.1.2 «Общих обязанностей водителей» и пункт 4.1. «Обязанностей пассажиров». То есть, если ваш автомобиль оборудован ремнями безопасности на задних сиденьях, то сидящие там пассажиры обязаны быть пристегнутыми. Исключения делаются только для детей до 12 лет, чей рост ниже 150 см – в этом случае при аварии или резком торможении ремень не только не защитит ребенка, а наоборот, приведет к серьезным травмам горла, проще говоря – задушит. Они должны сидеть в автокреслах.  Также не пристегнутыми могут быть инструкторы по вождению, если за рулем курсант, а также водители и автомобилей оперативных и специальных служб.

Что касается детских автокресел, то в отличии от соседней России, где это давно уже жестко регламентировано, в Казахстане этот пункт пока еще не прописан на законодательном уровне. А значит, мы не можем требовать этого от водителей. Но это не значит, что данные устройства необязательны или бесполезны. Если водитель хочет обеспечить безопасность своим пассажирам, он обязательно усадит детей в специальное кресло подходящей возрастной группы. И проследит, чтобы взрослые пассажиры были пристегнуты. Существует также заблуждение, что взрослый пассажир может удержать ребенка – это не так. Более того, взрослый, держащий ребенка на коленях, может даже дополнительно травмировать ребенка, придавив его своим весом

Не ленитесь - пристегнитесь!

Еркин показывает видеозаписи с мест ДТП

Не ленитесь - пристегнитесь!

- Почему же в таком случае закон об использовании детских кресел до сих пор не принят? И ведется ли вами какая-либо агитационно-просветительская работа?

- Я думаю, что постепенно мы придем к этом, и в наших ПДД тоже появится обязательный пункт об использовании детских кресел. С другой стороны, это несекретная информация. Я думаю, что каждый знает о существовании таких устройств, они есть в каждом детском магазине, вокруг полно информации, в интернете можно найти любые краш-тесты. Кроме того, в автошколах при обучении водителей, по средствам пассивной безопасности читается отдельная тема. Что касается агитации – вы могли видеть развешенные по городу биллборды, мы стараемся напоминать водителям, пассажирам и пешеходам о соблюдении ПДД. А года два назад мы собирались по опыту российских коллег провести акцию «шоковой терапии». Коллеги поделились результатами своей работы – они останавливали непристегнутых водителей, или тех, кто перевозил в салоне детей без кресел, уводили в фургон и демонстрировали оперативную съемку реальных аварий – без цензуры. Увидев эти кадры, мало кто желал бы оказаться на месте погибших или нести бремя вины за гибель собственного ребенка. Мы тоже располагаем собственным архивом с жертвами аварий и собирались провести подобную акцию. Здесь есть все, включая оторванные головы и конечности. Увидев эти кадры, вы уже точно никогда не забудете пристегнуться. Однако, рассмотрев наше предложение, комитет по этике отклонили наше предложение, поскольку данные кадры могли нанести вред психике неподготовленного человека

Не ленитесь - пристегнитесь!

- Накануне мы обзвонили пять служб такси, предоставляющих услугу «автоняня», то есть, такси, которое предлагает развозку детей по школам и секциям. При этом автокресло оказалось только у одной компании. Причем только одно на весь автопарк. И диспетчер даже затруднилась назвать возрастную группу, на которую рассчитано данное автокресло.

- Не слышал о такой услуге, но думаю, что предлагая ее, служба такси берет на себя ответственность о жизни и здоровье маленького пассажира. Пока мы не можем законодательно обязать такси иметь в наличии и переводить детей только в автокреслах, однако, родители могут договориться о перевозке ребенка в собственном автокресле. Это единственный выход, который я вижу в данной ситуации.

- А вы сами и ваши родственники пристегиваетесь в автомобиле?

- Я надеюсь, что мои родственники всегда пристегиваются в автомобиле, когда едут куда-то без меня. В моем автомобиле пристегнуты все и всегда

Не ленитесь - пристегнитесь!

- Мой бизнес начался из личных нужд, - рассказывает Виталий Степанов, директор специализированного магазина. - Три года назад в ожидании первенца я попытался купить автокресло для выписки из роддома. Сначала просто проехался по магазинам, посмотрел ассортимент. Но ни один консультант не мог ответить на мои вопросы, которые были не такими уж сложными – мне просто хотелось выбрать самое надежное и удобное кресло. В итоге, пришлось заняться изучением вопроса самому. Кресло для сына мы с женой заказали из Европы. А далее я начал «консультировать» друзей и знакомых, рассказывал о различиях конструкций, помогал выбрать и заказать детское кресло через интернет. Спустя какое-то время, кто-то из друзей пошутил, что надо уже и свой магазин открывать. Я подумал – почему нет? Уволился с работы, получил необходимые лицензии и два года назад открыл свой магазин.

Не ленитесь - пристегнитесь!

- Здесь мы стараемся не просто продать товар, а подобрать для покупателя оптимальный вариант, который устроит его по цене и качеству, и уж точно гарантирует сохранность жизни его ребенку. Немногие знают, что дорогое кресло – не всегда хорошее. Цена очень часто зависит от бренда, обивки, аксессуаров и прочей мишуры, которая не имеет никакого отношения к безопасности. Выбирать кресло необходимо только согласно двум параметрам – возрастная категория вашего ребенка и результаты краш-тестов. На данный момент в мире существует всего три фирмы, чья продукция оценивается европейским стандартом ADAC на 4-5 звезд. Это Römer , CYBEX и MAXI COSI. Остальные получают 2-3 звезды, а то и вовсе не проходят краш-тест.

Не ленитесь - пристегнитесь!

Хочу также сказать, уважаемые родители! Только автокресло гарантирует спасение вашего ребенка. Нельзя использовать так называемые автолюльки, люльки от колясок, бустеры, детские адаптеры для ремней и прочее. Эти устройства не только не спасут вашего ребенка, но и нанесут ему дополнительные травмы. Например, поясной ремень автолюльки даже при резком торможении способен передавить живот ребенка и повредить его внутренние органы. В люльке от коляски ребенок ничем не закреплен и может сильно удариться головой о борт. Ремни не спасут его от бокового удара, не защитят от травм шейного отдела позвоночника

Не ленитесь - пристегнитесь!

- А сколько в среднем стоит хорошее автокресло? По карману ли родителям такие устройства?

- «Пятизвездочный» CYBEX можно купить за 23 000 тенге. Но даже более дорогие модели – не пустое вложение денег. Например, кресло категории 6-12 лет, за 70 000 будет эксплуатироваться вами 7 лет. То есть это 10 000 тенге в год.

Не ленитесь - пристегнитесь!

- Были ли у вас реальные случаи, когда ваше кресло кому-либо спасало жизнь?

- Взгляните на это кресло. Это мой самый любимый экспонат. Оно побывало в серьезном ДТП и спасло жизнь 1,5-годовалому ребенку. А история такая. Как-то раз к нам зашла женщина, горячо поблагодарила за то, что мы посоветовали ей хорошее кресло и попросила еще два таких же. Мы думали, что она приобретает их в подарок, но она ответила, что берет для себя, чтобы установить в новую машину, поскольку старая побывала в аварии. В их легковой автомобиль по дороге в аэропорт на большой скорости врезался внедорожник. Лобовое столкновение. За рулем была пристегнутая мать, она получила незначительные травмы. Ребенок отделался испугом. На нем не было ни царапины. В итоге женщина подарила нам побывавшее в аварии кресло. Я думаю, это весьма наглядный «краш-тест».

- Побывавшее в ДТП кресло надо обязательно менять? А можно ли покупать б/у-карситы? Как проверить, было ли кресло в аварии?

- Да, если скорость при ДТП была выше 20 км/ч, то кресло обязательно нужно менять. В нем могут появиться микротрещины и оно может не справиться со своими функциями в более серьезной аварии. Б/у покупать можно, если вы уверены, что кресло не попадало в аварию. Проверить это, к сожалению, у нас никак нельзя, если нет видимых повреждений

Поделись
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000