VOX POPULI Дамир Отеген 8 июня, 2012 10:00

Метрополитен, второе дыхание

О том, что метрополитен Алматы работает 24 часа в сутки, наверное, мало кто знает. Ночью, после закрытия, у тоннелей, буквально, открывается второе дыхание, ведь различные службы начинают свою работу, которая длится до самого утра. Основная доля ночной работы приходиться на Службу путей и тоннельных сооружений КГП "Метрополитен". Продолжая рубрику "Блогер меняет профессию", Vox Populi предложил двум казахстанским блогерам - Ивану Глущенко(@i_gluschenko) и  Карине Сеиловой (@karinaseilova) принять участие в ночных работах метрополитена и поделиться своими впечатлениями  Как блогеры работали в секс-шопе
Как блогеры работали бортпроводниками
Метрополитен, второе дыхание

Алматинский метрополитен ввели в эксплуатацию 1 декабря 2011 года. Он является самым молодым метро в мире. Сегодня в нем работают свыше 1000 работников преимущественно технических специальностей. Все они отечественные специалисты, многие - бывшие работники железнодорожной системы. Ну и, конечно, немало выпускников отечественных вузов

Метрополитен, второе дыхание

Наши блогеры попробовали себя в качестве специалистов Службы путей и тоннельных сооружений, главной задачей которой  является постоянный надзор за комплексом тоннелей и путей, путевых обустройств, содержание их в надлежащем состоянии, которое гарантировало бы безопасное и бесперебойное движение поездов

Метрополитен, второе дыхание

В состав службы входят: производственно-технический отдел, диспетчерская группа, дистанция пути, дистанция тоннельных сооружений, участок дефектоскопно-путеизмерительных средств и участок монорельсового транспорта

Метрополитен, второе дыхание

Работа Службы ведется непрерывно, все 24 часа. Днем работники принимают заявки и готовят оборудование. Ночью же выезжают на плановый осмотр и досконально проверяют каждый метр тоннеля и каждый сантиметр рельсов, используя при этом специальные приспособления и технику, о которых будет сказано позже.  Кроме того, очищают и вывозят из тоннелей мусор, что тоже немаловажно

Ежедневно Служба обслуживает 22,293 км путей, из них:

- 16,766 км главных путей

- 5,527 км парковых путей

- 7 станций

- 9 вестибюлей

- 16,766 км тоннелей

Метрополитен, второе дыхание

Ребятам был выдан комплект спецуниформы: каска, комбинезон, куртка и ботинки. Хотелось бы отметить, что в тоннелях даже летом довольно прохладно (13-15 градусов тепла), именно поэтому используется униформа с такой плотностью. Сами работники уже давно привыкли к таким температурам и могут позволить себе надеть униформу полегче, однако здоровьем молодых блогеров  лучше не рисковать

Метрополитен, второе дыхание

Иван: «Никогда раньше не приходилось надевать форму работников какой-либо службы, не подозревал, что первой будет – одежда метрополитеновцев. Порадовало, что ее сделали в первую очередь практичной и удобной, не стали украшать большим количеством орнаментов и другой символикой.  Есть только светоотражающие полосы и логотип»

Метрополитен, второе дыхание

Первым делом все работники метрополитена проходят медицинское освидетельствование. Медсестра проверяет уровень давления, наличие алкоголя в организме и общее состояние здоровья работника. Если все в порядке, дает допуск к работе

Метрополитен, второе дыхание

Учитывая, что приходится работать под землей, где не так много кислорода, специалисты перед каждой сменой пьют кислородный коктейль, который еще и обогащен витаминами

Метрополитен, второе дыхание

Как правило, бригадир службы Ибраимов Жанабай перед заступлением на смену дает наряд заданий и проводит инструктаж по технике безопасности. В тот день наряд включал в себя промывку тоннелей и проверку рельс 

Метрополитен, второе дыхание

Диспетчер Службы путей и тоннельных сооружений Жайдакбаев Батырхан. Он контролирует и координирует передвижение работников службы в тоннелях. Без его ведома, никто и ничто в тоннелях не двигается

Метрополитен, второе дыхание Метрополитен, второе дыхание

Электродепо «Райымбек» ожидает последний поезд, который возвращается со смены ровно в 12 часов 11 минут 40 секунд. С этого момента метро прекращает перевозку пассажиров, отключается электроснабжение путей и работа передается службам технической поддержки

Метрополитен, второе дыхание Метрополитен, второе дыхание

Иван: «Даже перед въездом в депо поезд движется достаточно быстро. Я предполагал, что будет заезжать на скорости 5-10 км\ч, медленно заползая в депо, а на деле оказалось, что все составы за считанные минуты оказались внутри»

Метрополитен, второе дыхание Метрополитен, второе дыхание

И.О. главного инженера дистанции тоннельных сооружений Турлыгазиев Кайрат по специальности является инженер-строителем. Ему 43 года, последние 10 лет работает в АО «Алматыметрокурылыс». После запуска метрополитена его перевели в КГП «Метрополитен». Поскольку он лично принимал участие в строительстве метро, то знает каждый метр тоннелей, как свои пять пальцев.

- Я горжусь тем, что принимал участие в строительстве метро, и тем, что работаю на таком ответственном участке сейчас. От работы Службы зависит безопасность движения поездов, чистота и отсутствие запыленности в метро

Метрополитен, второе дыхание

Как упоминалось ранее, специалисты используют современные приспособления и технику для планового осмотра. Конкретно в ту ночь они использовали: тяговый мотовоз ТМ001, который оборудован крановым манипулятором, предназначенным для погрузочных и разгрузочных работ, люльку с управлением, которая нужна для покраски, а также замены лампочек, приборов и кабелей

Метрополитен, второе дыхание

Промывочный агрегат ПМ2 используется в метрополитене для промывки и чистки тоннелей. Емкость цистерны – 10 м3 воды. Туда входит помповый агрегат и шланги высокого давления. Скорость машины при работе - 3-6 км в час. Распылители воды промывает стенки тоннеля в круговую и очищает от грязи и пыли

Метрополитен, второе дыхание

Работники в обязательном порядке проверяют исправность и техническое состояние машины перед выездом

Иван: «Я удивился, когда увидел, что тяговоз передвигается на колесах, а не на рельсах, что было бы логично увидеть. Из любопытства спросил о давлении в шинах, оказывается, оно составляет не менее 50 бар"

Метрополитен, второе дыхание

Иван: «В целях безопасности колеса тележки с баком воды фиксируются башмаками, которые необходимо вытащить перед отправкой в маршрут. Машинисту подают знаки, чтобы тот сдал вперед или назад, затем из-под колес вытаскивают стальные башмаки. Докричаться при работающем двигателе до машиниста издалека тяжело, поэтому прибегают к языку жестов»

Метрополитен, второе дыхание

Проверка окончена, служба готова к работе. Тоннельные мастера Жанабай и Кайрат дают Ивану добро на въезд в тоннели

Метрополитен, второе дыхание

Кабина управления тягового мотовоза – ТМ001. Машинист-инструктор  контролирует работу машиниста тягового мотовоза

Метрополитен, второе дыхание Метрополитен, второе дыхание Метрополитен, второе дыхание Метрополитен, второе дыхание

На станции "Жибек Жолы" к бригаде присоединилась Карина.

Карина: «Меня порадовала дружелюбность работников метро. Все с охотой объясняли, как работает тот или иной прибор, как проходят их рабочие будни"

Метрополитен, второе дыхание

По пути встречались такие работники, как Саркиев Ораз, который работает в системе метростроя свыше 20 лет. Сейчас он вместе с работниками Службы проводит плановые работы по покраске 

Метрополитен, второе дыхание

Инженер-механик, начальник дистанции путей и тоннельный мастер обсуждают план работы промывки в деталях

Метрополитен, второе дыхание Метрополитен, второе дыхание

Карина: «Кроме промывочного агрегата каждый день стены тоннеля моют еще вручную, используя шланг. Это оказалось интереснее, чем ехать на огромной машине, правда, соблазн облить рядом стоящих людей и подурачиться был очень велик. Видимо, детство – оно неискоренимо!»

Метрополитен, второе дыхание

Ручная промывка тонелей проводится после того, как его промоет машина. Для того, чтобы вся грязная вода стекла вниз в центральный лоток и оттуда в дренажную систему, а затем в очистное сооружение, в метро установлены собственные очистные сооружения на каждой станции

Метрополитен, второе дыхание

Далее по плану работы по проверке состояния рельсов

Метрополитен, второе дыхание

Багадаев Кайрат – мастер дефектоскопно-путеизмерительных средств. Раньше работал в системе КТЖ. В настоящее время на курсах повышения квалификации в Москве

Метрополитен, второе дыхание

Вот это приспособление называется РДМ22. Это дефектоскопная тележка, которая проверяет рельсы на предмет дефектов и разрушения. Рельсы могут разрушаться от коррозии, заводского брака или износа. Влажность, температура и многие другие факторы влияют на их состояние 

Метрополитен, второе дыхание

На мониторе выявляются все показатели рельсов. Если сравнивать это с медициной, то сейчас проводится УЗИ

Метрополитен, второе дыхание

Карина: «Когда нам объясняли, как нужно пользоваться дефектоскопной тележкой, используя для этого показатели монитора, я убедилась, как много нужно знать, чтобы выполнять подобную работу. Понадеявшись на Ваню, я просто подумала: «Карина, это не для твоего ума, в конце концов, ты почти блондинка!»

Метрополитен, второе дыхание

Иван: «В управлении дефектоскопной тележкой, на первый взгляд нет ничего сложного: идешь вдоль путей, катишь перед собой тележку и все. Но это только на первый взгляд. На самом деле, у дефектоскопа целый набор настроек, которые запомнить с первого раза практически нереально. Самостоятельно я смог повторить только процесс выбора инициалов работника, который осуществляет проверку и указать километровую отметку, с которой мы начали проверку.  Дефектоскопная тележка сканирует каждый миллиметр рельсов и записывает результаты сканирования в виде графиков в память устройства. После того, как проверен последний метр путей, данные переносятся на флешку и отправляются на расшифровку»

Метрополитен, второе дыхание

После сканирования проверяют сварные стыки рельс дефектоскопным прибором РДМ-33, на этот раз переносным и более чувствительным

Метрополитен, второе дыхание

Иван: «Этот прибор позволяет определить точное место дефекта в рельсе. Перед тем, как сканировать участок, его смазывают маслом, а затем выбирают различные насадки для дефектоскопа. В зависимости от угла наклона насадки можно отсканировать верхнюю, центральную или нижнюю часть рельсы по всей глубине. Если в рельсе нет дефектов, то график на приборе будет идти ровной полосой. При сканировании швов рельс, где они стыкуются, на экране можно увидеть, как кривая графика скачет»

Метрополитен, второе дыхание

Все сварные стыки на рельсах пронумерованы и все они проверяются ночью в плановом порядке

Метрополитен, второе дыхание

Помощник оператора дефектоскопной тележки Жексембаев Медет показывает, как проверяются сварные швы рельсов. Если обнаруживается малейший дефект, работники вырезают эту часть рельсы и заменяют ее на другую. Всю эту работу по замене они должны успеть закончить до утра

Метрополитен, второе дыхание

Карина: «Дефектоскопный переносной прибор мне понравился больше, с ним мы нашли общий язык. Инженеры, смотря, как я проверяю рельсы, посмеивались и утверждали, что я выгляжу, как бывалый работник метро»

Метрополитен, второе дыхание

Карина: «В самом начале я думала, что внизу будет очень холодно и страшно, однако мое жгучее любопытство просто не давало мне сидеть на месте, хотелось поскорее отправиться в путь и узнать обо всем в подробностях. Сейчас я понимаю, что работать в метро очень сложно - это постоянный шум, пыль, и, самое главное - огромная ответственность! Обычный человек с улицы все эти функции точно не выполнит. Хочется просто выразить огромную благодарность тем людям, которые ночами работают и трудятся на благо нам! Учитывая сложность работы, которую я ощутила на себе, я почувствовала настоящее восхищение перед этими людьми, невидимыми героями метро!»

Метрополитен, второе дыхание

Иван: «Будучи обычным пассажиром в метро, не задумываешься сколько тонкостей и нюансов может быть в работе метрополитена. До этого дня я даже не подозревал о том, что тоннели моют с помощью специальной машины, а затем еще и вручную со шлангом, что каждую ночь рельсы проверяют с помощью дефектоскопительной тележки, и много чего другого. Поэтому мне было очень интересно побыть в роли стажера работника метрополитена и узнать о том, как функционирует наше метро»

Как блогеры работали в секс-шопе
Как блогеры работали бортпроводниками

Поделись
Дамир Отеген
Дамир Отеген
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000