VOX POPULI Карла Нур 15 марта, 2012 10:00

Пустая гавань "Сары-Арка"

Карагандинский аэропорт "Сары-Арка"- самый большой и, пожалуй, самый красивый из всех аэропортов в Казахстане. Но при всех своих высоких технических и эксплуатационных характеристиках «Сары-Арка» имеет единственную проблему - у него почти нет пассажиропотока. Vox Populi попытался выяснить, почему лучший региональный аэропорт использует свои мощности всего на 10% 
Пустая гавань "Сары-Арка"

В 1980 году, по проекту научно-исследовательского института «Казаэропроект», началось строительство карагандинского аэропорта "Центральный". Международный статус и название «Сары-Арка» аэропорт получил в 1992 году

Пустая гавань "Сары-Арка"

Общая площадь аэровокзала составляет 30 тыс. кв.м.

Пустая гавань "Сары-Арка"

В конце 2008 года в аэропорту завершилась широкомасштабная реконструкция. Интерьер аэровокзала приобрел современный и обновленный вид

Пустая гавань "Сары-Арка"Пустая гавань "Сары-Арка"

Звездный потолок - одна из главных достопримечательностей аэропорта

Пустая гавань "Сары-Арка"

Когда в 3 часа ночи прилетает рейс из Москвы, пассажиров встречает зал, освещенный тысячами огней (фото из архива аэропорта)

Пустая гавань "Сары-Арка"

В середине зала возвышается красивая винтажная люстра, заказанная Казаэропроектом в Симферополе

Пустая гавань "Сары-Арка"

Советский дизайн хрустальной люстры даже сейчас выглядит актуальным

Пустая гавань "Сары-Арка"

На втором этаже выставлены два рекламных раритетных автомобиля "Москвич 408" и "ВАЗ 2101"

Пустая гавань "Сары-Арка"

"На этом автомобиле изображена Победа в Великой Отечественной Войне, а именно два стратегических воинствующих центра -  победитель Кремль и побежденный Рейхстаг..." - гласит надпись на рекламном стенде

Пустая гавань "Сары-Арка"

В левой части аэровокзала расположен ресторан Four Seasons на 150 мест. Потолок в ресторане выполнен в форме крыла самолета

Пустая гавань "Сары-Арка"Пустая гавань "Сары-Арка"

Атмосфера в ресторане напоминает старую аристократическую Англию

Пустая гавань "Сары-Арка"Пустая гавань "Сары-Арка"

Бармен-официант Галия Ахмеджанова работает в этом ресторане два года

Пустая гавань "Сары-Арка"

- Сейчас посетителей у нас не так много, все зависит от количества рейсов в день, - говорит Галия. - В будние дни бывает до пяти посетителей. В меню у нас европейская и национальная кухня, кроме этого мы готовим бортовое питание

Пустая гавань "Сары-Арка"

Для пассажиров бизнес-класса в аэропорту предусмотрен отдельный зал ожидания и микроавтобус для посадки/высадки в самолет

Пустая гавань "Сары-Арка"Пустая гавань "Сары-Арка"

- Я работаю официантом в зале бизнес-класса два года. Самое главное в моей работе - это терпение и отзывчивость. Хотелось бы, чтобы пассажиров у нас было больше, тогда и работать будет намного интереснее

Пустая гавань "Сары-Арка"

Но вне зависимости от реконструкции, обновленных залов и оборудования, аэропорт практически пустует. В день здесь бывает всего 3-4 рейса, что для такого огромного аэропорта очень мало

 

Пустая гавань "Сары-Арка"

Судьба аэропорта Караганды очень похожа на участь многих региональных аэропортов распавшегося Советского Союза. Еще в начале 90-х годов ежедневно выполнялось более 60 рейсов, как по Казахстану так и за пределы республики - практически во все значимые города бывшего Советского Союза

Пустая гавань "Сары-Арка"

Но дальше с введением границ, разделением экономических пространств и резким снижением коэффициента человеческой подвижности, количество рейсов стало резко падать. Казахстан на самом высоком уровне принял решение развивать своего национального перевозчика, и уже более 10 лет это делает. Данный путь развития стал убийственным для всех областных аэропортов за исключением Алматы и Астаны

Пустая гавань "Сары-Арка"

Строительство аэропорта Астаны (примерно в 250 км от карагандинского аэропорта), как главной государственной гавани, повлияло на то, что практически весь пассажиропоток из Караганды начал активно перетекать в столицу. А усилия карагандинского аэропорта по привлечению новых международных перевозчиков сталкиваются с преградами, выстроенными межправительственными соглашениями, которые защищают интересы Air Astana

Пустая гавань "Сары-Арка"

Семья Вдовкиных провожает Александра (второй слева) в Кызылорду на работу.

- Мы с братом Олегом (второй справа) работаем в Кызылорде вахтовым методом, - говорит Александр. - Ездим туда два раза в месяц, и только 2-3 раза в год летаем на самолете. В остальное время приходится добираться поездом. Если бы наш самолет летал каждый день, а не два раза в неделю, то мы бы всегда добирались на работу самолетом

Пустая гавань "Сары-Арка"

- Мои друзья часто летают отдыхать за границу, но прежде, чем улететь, им приходится добираться до Астаны, - говорит жена Олега Искра. - И если бы рейсов было бы больше, то думаю, и билеты бы стоили дешевле

Пустая гавань "Сары-Арка"

У молодого поколения свое мнение насчет отсутствия рейсов в аэропорту.

- Такое громадное здание, в котором нет людей - напоминает фильм "Лангольеры". Как будто все вымерли и осталась только кучка выживших, - говорит сын Александра Антон

Пустая гавань "Сары-Арка"

Кроме реконструкции аэровокзала в аэропорту сделан капитальный ремонт летного поля

Пустая гавань "Сары-Арка"

Эксперты отмечают, что аэропорт «Сары-Арка» - единственный в Казахстане, имеющий грузовой терминал, который соответствует международным стандартам

Пустая гавань "Сары-Арка"

Есть и специальная техника, необходимая для международного аэропорта

Пустая гавань "Сары-Арка"

Братья Тимофей и Сергей - водители технического парка.

- Работаем в аэропорту больше 14 лет, - говорят братья. - В силу опыта уже справляемся с любым транспортом аэропорта. В 90-е годы работы было много, мы были все время заняты. А сейчас... Нам обещают, что самолеты будут летать чаще. Ну а мы что? Наша техника в полной боевой готовности, мы готовы принять всех в любой момент

Пустая гавань "Сары-Арка"

- С новой снегоочистительной техникой нам хватает двух часов, чтобы убрать весь снег со взлетной полосы. Нашим пассажирам хочется пожелать, чтобы они не боялись летать, а безопасность взлетной полосы мы гарантируем

Пустая гавань "Сары-Арка"

На вышке "Казаэронавигации" находится контрольный пункт воздушного пространства. В этом момент оператор объявляет о посадке грузового самолета Atlas Air

Пустая гавань "Сары-Арка"

Регулярное обслуживание воздушных судов, выполняющих грузовые транзитные авиаперевозки,  аэропорт начал с 2007 года. В сутки аэропорт принимает 1-2 грузовых самолета

Пустая гавань "Сары-Арка"

Самолет Atlas Air, следующий из Гонконга в Люксембург, остановился в аэропорту для заправки топливом. Сейчас ему требуется 86 тонн горючего

Пустая гавань "Сары-Арка"

Разметкой красного цвета отмечена зона вокруг стоянки самолета. Внутри этой разметки находиться без особого разрешения запрещено

Пустая гавань "Сары-Арка"

- Я работаю в службе спецтехники (ССТ), стаж работы 29 лет, - говорит Владимир Игорьевич. - Основная работа нашей команды - техническое обслуживание Boeing, заправка самолетов. В 90-е годы наплыв самолетов был очень большой, сейчас их мало, но думаю, ситуация временная и все скоро наладится

Пустая гавань "Сары-Арка"

Если "Казаэронавигация" контролирует воздушное пространство, то наземными работами руководит Петр Ефанов

Пустая гавань "Сары-Арка"

- В 1995 году в карагандинском аэропорту была круглосуточная работа, мы работали в две смены по 12 часов. Для нас, работников аэропорта, это были самые лучшие времена

 

Пустая гавань "Сары-Арка"

- Залы ожидания не пустовали, повсюду были люди, стояли очереди в кассу. Аэропорт как будто жил... (фото из архива аэропорта)

Пустая гавань "Сары-Арка"

- В день было до 60 рейсов. Из карагандинского аэропорта осуществлялись полеты в Москву, Санкт-Петербург, Алматы, Сочи, Киев, Новосибирск, Омск, Баку и по многим другим направлениям

Пустая гавань "Сары-Арка"

- Сейчас 3-4 рейса в день, один из которых - транзитный грузовой рейс

Пустая гавань "Сары-Арка"

- При этом у аэропорта есть свои заслуги. К примеру, в прошлом году на своей взлетной полосе мы приняли самый большой в мире самолет Ан-225 mria с грузом весом 136 тонн (фото из архива аэропорта). Еще в советсткое время аэродромная полоса была построена специально для посадки этого воздушного судна, на борту которого должен был находиться космический челнок «Буран»

Пустая гавань "Сары-Арка"

К вечеру в аэропорту садится пассажирский самолет Air Astana из Алматы. При использовании трапа самолет обычно вначале заруливает на стоянку самостоятельно, следуя визуальным сигналам встречающего наземного персонала 

Пустая гавань "Сары-Арка"Пустая гавань "Сары-Арка"

После остановки самолета оператор устанавливает телетрап ко входной двери

Пустая гавань "Сары-Арка"

Как только телетрап установлен, следом к работе приступают сотрудники багажной службы

Пустая гавань "Сары-Арка"Пустая гавань "Сары-Арка"Пустая гавань "Сары-Арка"Пустая гавань "Сары-Арка"

Этим же самолетом через час в Алматы вылетят другие пассажиры

Пустая гавань "Сары-Арка"

Проверку багажа отбывающих пасажиров проводит инспектор по досмотру Абжанова Бибигуль

Пустая гавань "Сары-Арка"

- Здесь я работаю два с половиной года, - говорит Бибигуль. - Работа нравится тем, что ты обеспечиваешь безопасность пассажиров

Пустая гавань "Сары-Арка"

- Раньше, когда было много рейсов в день, инспектора проверяли багаж вручную, стояли сутками на ногах и проверяли все сумки, сейчас современная техника позволяет упростить процесс досмотра. Руководство обещает увеличить поток рейсов, а новое оборудование и ремонт в аэровокзале подтверждают их слова. В любом случае будем надеяться только на лучшее!

Поделись
Карла Нур
Карла Нур
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000