VOX POPULI 3 февраля, 2012 10:00

Работа на высоте

Одной из самых популярных рубрик в газетах и на телевидении всегда были и остаются репортажи в жанре «Журналист меняет профессию». Наши коллеги спускаются в шахты, торгуют на базаре, трудятся кондукторами в трамваях и работают на хлопковых полях. Все для того, чтобы изнутри понять все тяготы, которые несет простой народ. В наши дни в роли журналистов часто выступают блогеры, чья аудитория на сегодня уже догоняет традиционные СМИ. В этот раз именно они сменили джинсы и неформальные свитера на строгие костюмы бортпроводников Air Astana   Как блогеры работали в секс-шопе Как блогеры работали в метро
 
Работа на высоте

Идея эта родилась как шутка. Двум двухметровым блогерам - специалисту компании «Меломан» по продвижению кинопроката Sony и Disney в Казахстане Андрею Мануйлову и руководителю PR сети ТРЦ MEGA Алишеру Еликбаеву, хохмы ради, предложили слетать в качестве стюардов в Астану. Они, шутки ради, согласились. А потом проект начал странным образом приобретать реальные очертания

Работа на высоте

Рейс из Алматы в Астану и обратно  - это визитная карточка авиакомпании Air Astana. Две столицы, десятки требовательных чиновников и бизнесменов и всего полтора часа в воздухе. Именно из-за этих 90 минут от полета в столицу пришлось отказаться: 40 минут ушли бы на взлет и посадку, а на само бортовое обслуживание осталось бы меньше часа - блогеры не успели бы даже освоиться. Решили, что полетят они в Атырау. Время в полете дольше, а нефтяники народ не менее взыскательный, чем депутаты и министры. И чтобы совсем не расслабляться, обслуживать планировалось пассажиров бизнес-класса.

Потом программа снова претерпела изменения – решили лететь в Санкт-Петербург. Более того,  было решено провести конкурс среди блогеров на участие в эксперименте. Так к нам присоединился еще один стюард – фотограф Канат Оспанов. Только Канату достался еще более сложный участок работы – салон эконом-класса

Работа на высоте

И вот, когда состав делегации был обозначен, для блогеров начали шить униформу бортпроводников. Из материала, который был израсходован на костюмы-тройки для Алишера и Андрея, можно было сшить форму для трех обычных стюардов и еще бы ткани на четыре галстука хватило

Работа на высоте

Форму, которую мы видим сегодня у бортпроводников и пилотов Air Astana с 2002 года шьют в двух местах - мужскую в ателье ИП «Пивоваров КА», женскую –в  ателье «Современник». Форма бортпроводников, пилотов  и сотрудников других смежных департаментов обновляется каждые полтора-два года

Работа на высоте

К десятилетию компании Air Astana презентует новую униформу для бортпроводников. Над ее созданием трудится известный казахстанский дизайнер  Куралай Нуркадилова совместно с рабочей группой авиакомпании.

Пока дизайн новой формы не раскрывается, однако стоит отметить, что она будет сочетать в себе элементы традиционного казахского национального орнамента и европейский крой. Но это планы на будущее, пока же блогерам сшили привычную форму цвета казахстанского флага

Работа на высоте

Пока портные корпели над формой, сами блогеры проходили обучение по обслуживанию пассажиров бизнес-класса.

Работа на высоте

Тренеры Наталья Цой и Едыге Сейкетов учили новобранцев пошагово правильно накрывать на стол во время полета, разбираться в вине и сортах сыров, правильно задавать и самое главное отвечать на вопросы VIP-пассажиров. Программа была расчитана на один день. У настоящих бортпроводников все намного сложней.  

Работа на высотеРабота на высоте

Прежде чем стать стаюрдом или стюардессой национального авиаперевозчика, желающие  проходят несколько этапов собеседования и медицинскую комиссию

Работа на высоте

Затем их ждет теоретический 10-дневный курс по изучению основ и правил безопасности полетов. Эти лекции читаются в южной столице. Далее группа отправляется на 4-дневный практический курс в тренинг-центр Condor во Франкфурт или Мюнхен. Там они получают практические навыки по проведению аварийно-спасательных процедур, тушению пожара на борту и так далее. Vox Populi рассказывал немного об этом тренинге в прошлом году 

Работа на высотеРабота на высотеРабота на высоте

После поездки в Германию необходимо пройти двухнедельные дневные теоретические и практические занятия в Алматы по технике безопасности, оказанию медицинской помощи, умению вести себя в конфликтной ситуации и обслуживанию пассажиров. Затем экзаменационные тесты, и только после этого будущие бортпроводники приступают к выполнению рейсов в качестве стажеров. Во время стажировки они находятся под наблюдением  бортпроводников-инструкторов

Работа на высотеРабота на высоте

Кстати, самому молодому бортпроводнику Air Astana 20 лет, самому взрослому – 48 лет.

Но вернемся к нашему репортажу. Через несколько дней форма была готова, обучение пройдено, в Санкт-Петербурге и Алматы ударили морозы, блогеры запасались теплой одеждой и молили Всевышнего, чтобы холода в северной столице России хотя бы немного спали

Работа на высоте

Но аккурат к вылету выяснилось, что у Андрея Мануйлова не получается полететь из-за внезапно возникшего важного мероприятия на работе. Выхода было два – лететь без Андрея или перенести полет. Слава Богу, Air Astana пошли на встречу и полет перенесли. А несколькими днями позже выяснилось, что авиакомпания запустила третий рейс в неделю в столицу Малайзии город Куала-Лумпур, и российские морозы предложили заменить пальмами, песком и морепродуктами острова Лангкави. Радости блогеров, особенно Каната, не было предела

Работа на высоте

Это уже брифинг непосредственно перед отлетом. Стажерам Андрею, Алишеру и Канату представили состав бригады, с которой нам предстояло отправиться в полет: Нуртай Абдрахманов, Иван Мочалов, Жулдыз Жарекенева, Маржан Сламбекова, Аскар Нурбаев. Главным наставником стал старший бортпроводник Нуржан Раев

Работа на высотеРабота на высоте

Кстати, подбор полетной бригады – процесс тоже интересный. Бортпроводники не летают все время одним и тем же составом. Более того, они не могут по желанию подбирать себе напарников. Планирование экипажа на рейсы осуществляется  с помощью автоматической системы AIMS. Умный компьютер формирует состав экипажа исходя из множества факторов. Он никогда не поставит на международный рейс сотрудника отработавшего менее трех месяцев на внутренних рейсах, или того, кто только что прилетел из другого международного рейса и не успел отдохнуть необходимое время

Работа на высотеРабота на высоте

Все процедуры, которые проходит пассажир перед посадкой на рейс, обязательны и для бортпроводников. Их багаж и вещи так же проходят через сканер, они так же проходят пограничный контроль в случае вылета зарубеж. Кстати, отовариваться в Duty Free, а также провозить с собой товары для перепродажи стюарды не имеют права

Работа на высоте

И вот блогеры уже на борту. Самолет только прилетел, и пока пассажиры проходят регистрацию салон и туалетные комнаты приводятся в надлежащее состояние, специалисты проверяют техническое состояние самолета, заправляют его топливом, покрывают крылья специальной жидкостью от обледенения. На борт загружается питание, газеты и все необходимое.  И вот уже бортпроводники приветствуют у входа первых пассажиров

Работа на высоте

Билеты в бизнес-класс в среднем в два-три раза дороже обычных билетов. Пассажиры бизнес-класса имеют ряд преимуществ перед пассажирами эконом класса. Во-первых, это приоритетная регистрация и увеличенные нормы провоза багажа. Во-вторых, богатый выбор горячих блюд, десертов, спиртных и безалкогольных напитков. В-третьих, более удобные кресла и развлекательная система KCTV. Пассажиры бизнес-класса более придирчивы к сервису и поэтому доверить их обслуживание новичкам Андрею и Алишеру – было делом достаточно рискованным

Работа на высотеРабота на высотеРабота на высотеРабота на высотеРабота на высотеРабота на высотеРабота на высоте

Но пассажиры на данном рейсе оказались вежливыми и тактичными, поэтому полет проходил в доброжелательной, почти семейной обстановке. Из-за роста Андрей и Алишер постоянно ударялись головой о мониторы на потолке. Им было больно, но к собственной чести двухметровые стажеры не выронили ни один поднос с напитками или горячими блюдами на своих любимых пассажиров, поэтому конфликтов удалось избежать

Работа на высоте

Ну если продолжить о конфликтах. Чаще всего они происходят по вине пассажиров в состоянии алкогольного опьянения, поэтому пить на борту свои спиртные напитки строго запрещено. Каждый из бортпроводников проходит специальный тренинг по отработке действий в случае возникновения конфликтных ситуаций. Основная задача бортпроводника –  уладить конфликт и постараться решить проблему на начальном этапе. Если пассажир своим поведением представляет угрозу для здоровья других  пассажиров и экипажа, к нему применяются соответствующие меры. Командир воздушного судна может принять решение произвести экстренную посадку в ближайшем аэропорту следования и высадить такого пассажира

Работа на высоте

Кстати, все пассажиры, которые были ранее замечены в конфликтных ситуациях, берутся на заметку. Отказать в полете в следующий раз им не могут, но бортпроводников во время предполетного брифинга на всякий случай предупреждают о присутствии таких пассажирах на рейсе. В 2011 г. на борту «Эйр Астаны» было  зафиксировано 341 случаев деструктивного поведения, однако все они обошлись без экстренной посадки

Работа на высоте

Пока Андрей и Алишер, под руководством Нуржана и Нуртая, разливали своим шестнадцати пассажирам шампанское и разносили сырное ассорти, Канат на общих основаниях трудился в салоне эконом-класса. Пассажиров там многократно больше, попадаются люди и гораздо требовательней, чем в бизнес-классе, поэтому выдержка тоже нужна неимоверная. К примеру, на рейсах из Дели пассажиры-индусы очень любят многократно посылать стюардов за водой, потому что в их стране она в дефиците

Работа на высотеРабота на высотеРабота на высотеРабота на высоте

Особые гости на борту – дети. Мало кто знает, что их количество на борту ограничивают, чтобы салон нечаянно не превратился в ясли с огромным количеством плачущих младенцев. Возле аварийных выходов места для ног побольше,  но садить туда мам с маленькими детьми, а также пожилых людей нельзя из соображений безопасности. Люди, которые сидят у аварийных выходов в случае чрезвычайных ситуаций должны выступать помощниками бортпроводников

Работа на высоте

Питание на борту самолета  зависит от продолжительности полета, времени суток и предпочтения пассажиров. Не позднее чем за сутки до вылета каждый пассажир может  заказать специальное питание.  Существует более 30 видов специального питания, отвечающего всем диетическим, религиозным и этическим требованиям. Питание изготавливается в цехах бортового питания  аэропортов вылета (Vox Populi обещает репортаж и оттуда) под постоянным контролем авиакомпании-заказчика

Работа на высоте

Питание для экипажа также проходит строгий контроль качества. Обновление меню бортового питания происходит каждые 10 дней. Бортпроводникам запрещается  выносить с борта воздушного судна питание и напитки. Остатки еды утилизируются цехом бортового питания  аэропорта прилета

Работа на высоте

По признанию Андрея, семичасовой полет пролетел для него гораздо быстрей, чем, когда он летал в качестве пассажира, потому что стюарды и стюардессы находятся в постоянном движении. Ноги при этом испытывают колоссальное давление, усталость чувствуется уже после трех часов метаний между  салоном и тесным подсобным помещением

Работа на высоте

К моменту, когда пассажиры легли спать, нечаянно уснул в пассажирском кресле и Алишер, хотя бортпроводники во время рейса не спят. И проспал уже до посадки в Куала-Лумпуре.  Андрей сдался чуть позже, и только Канат выполнил свою функцию до победного конца – до аэропорта Куала-Лумпура.  

Работа на высотеРабота на высотеРабота на высоте

Высадив пассажиров и подготовив самолет к обратному рейсу, бортпроводники отправляются на отдых в какой-нибудь хороший отель. Обратный рейс выполняет уже совсем другая бригада

Работа на высоте

Время отдыха между полетами во внебазовом аэропорту называется эстафета. Длительность эстафеты зависит от частоты рейсов на данном направлении. К примеру: направление  Алматы-Лондон выполняется 2 раза в неделю, поэтому бортпроводники находятся в этом городе по 3-4 дня. Ответственность за экипаж на время пребывания на эстафете возлагается на командира воздушного судна (КВС), поэтому бортпроводники обязаны придерживаться внутренних правил и распорядка компании. В свободное время с разрешения КВС бортпроводникам разрешается гулять по городу, посещать достопримечательности и проводить время с  родственниками и друзьями.  С большинством отелей Air Astana имеет выгодные соглашения, которые предоставляют большие скидки на проживание, поэтому на стоимости авиабилетов проживание бортпроводников в пятизвездочных гостиницах не сказывается

Работа на высоте

А это уже пляж сказочно красивого острова Лангкави, на котором блогеры проведут несколько дней до обратного рейса в Алматы, куда они отправятся уже в качестве пассажиров.

Работа на высоте

Андрей Мануйлов, Алишер Еликбаев, Канат Оспанов благодарят за терпение и понимание бортпроводников, капитана, второго пилота, всех пассажиров рейса KC 935, которые стали свидетелями данного эксперимента

Работа на высоте

UPDATE.

Нашему фотокорреспонденту Дамиру Отегену стало обидно, ведь он тоже благодарит за терпение и понимание бортпроводников, капитана, второго пилота и всех пассажиров рейса KC 935, которых снимал на протяжении всего полета. Кроме того, эта фотография доказывает, что в этих числах он действительно был в Малайзии, а не просто не приходил домой ночевать, как подозревают родители и его любимый пес

 

Как блогеры работали в секс-шопе

Поделись
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000