VOX POPULI Канат Бейсекеев 19 октября, 2011 13:00

Остаться в живых

На сегодня одним из главных способов передвижения в Алматы является общественный транспорт. Не каждый может позволить себе собственный автомобиль или потратиться на такси. Для кого-то - это дешевое средство передвижения по городу, а  для кого-то - серьезное испытание на каждый день 
Остаться в живых

Общественный транспорт в Алматы начинает работу с 6 утра, и уже с 7.30 теряет время в пробках. В это время жители города битком забивают автобусы, трамваи, троллейбусы и "маршрутки", пытаясь доехать до работы или учебы 

Остаться в живых

Одним из наиболее трудных маршрутов для водителей автобусов является пересечение улиц Сейфуллина и Райымбека. Ремонтные работы  превращают трехполосное движение в двухполосное, которые и без того влекут за собой дорожные заторы

Остаться в живых

У водителя автобуса № 73 Бауыржана за плечами 30-летний стаж за рулем.

- Город всегда растет, вместе с ним и движение на дорогах. Неопытного водителя всегда можно определить по тому, как он пытается шустрить  в пробках. Еще водители автобусов не любят других водителей. Часто не уступают конкурентам дорогу

Остаться в живых

Чтобы избежать пробок на некоторые центральные улицы города выходят регулировщики. Часто их можно встретить по улице Фурманова. Кстати, именно здесь, 1 июня этого года, произошла одна из самых громких аварий с участием автобуса и автомобиля дорожных полицейских. Автобус на большой скорости протаранил полицейскую машину, а также несколько легковых автомашин. С тяжелыми ранами был госпитализирован заместитель командира спецбатальона УДП ДВД Алматы Ануар Байтурсынов. Он находился в коме несколько недель. Весь гарнизон алматинской полиции перечислил семье пострадавшего однодневную заработную плату в размере шесть миллионов тенге, а сотрудники дорожной полиции взяли на себя расходы по приобретению необходимых медикаментов. До конца октября дело должно быть передано в суд, а водителю автобуса № 35 грозит до 5 лет заключения  

Остаться в живых

Только за первые шесть месяцев 2011 года сотрудники управления дорожной полиции выявили 1797 нарушений правил дорожного движения (ПДД), допущенных алматинскими водителями общественного транспорта. Часто жертвами их халатного отношения становятся обычные пассажиры. Так, например, студента UIB Санжара Есимханова в сентябре этого года высадили в неположенном месте, где его тут же сбила машина 

Остаться в живых

В Алматы функционирует 24 компании, которые занимаются автоперевозками и владеют более двумя тысячами автобусов. Каждый год алматинские дорожные полицейские проводят десятки операций «Автобус", выявляя тысячи нарушений. Ежегодно по вине водителей автобусов совершается более 400 дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут свыше 120 человек и около 500 получают ранения

Остаться в живых

Многие городские автобусы находятся не в лучшем состоянии и требуют постоянного ремонта

Остаться в живых

Каждый автобус должен двигаться по указанному маршруту по расписанию. В среднем погрешность в опоздании должна составлять 6-9 минут. На практике она может достигать от двух до трех часов. Причина – нескончаемые пробки или водители, нарушающие график 

Остаться в живых

По словам одного из водителей, график нарушается, когда по одному и тому же маршруту ездят сразу несколько автобусов. Всем необходимо выполнить дневной план в 30 000 тенге. Если не выполнишь - попадешь в резерв

Остаться в живых

Водитель автопарка ТОО "Жанажол" Амангелды за рулем автобуса уже 7 лет.

- Водители автобусов в корне отличаются от обычных водителей легковых автомобилей, - утверждает он. - Вождение автобуса - это, в первую очередь, огромная физическая нагрузка на организм

Остаться в живых

Стоимость проезда в троллейбусах, трамваях и автобусах в Алматы составляет 50 тенге. Льготы для пенсионеров, студентов и школьников убрали еще в прошлом году. Школьный проездной стоит 850 тенге, студенческий - 2 225 тенге, для пенсионеров -1 500 тенге. В 2007 году запустили валидаторы - аппараты для выдачи проездного билета. Но в большинстве автобусов плату за проезд берет водитель либо кондуктор. Валидаторы установлены только на государственных автобусах. Автобусы, принадлежащие  частным автопаркам, работают по старинке. Кстати, непонятен процесс отбора кондукторов. Объявления об их наборе на определенные маршруты нигде не встретишь. Обычно это родственники водителя или его дети

Остаться в живых

Остановки для пассажиров, как стартовая площадка: нужно успеть запрыгнуть. Водитель торопится, за ним стоят его же конкуренты

Остаться в живых

Полгода назад  акимат города Алматы завез 200 новых автобусов  на газе из Китая

Остаться в живых

Вместе с новыми автобусами ввели и единую форму для водителей. Кенес и Алтай работают на одном маршруте. День отдыхают, день работают. Ежемесячный план на каждого - 463 000 тенге, в день каждый водитель должен  заработать около 30 000 тенге. Заработная плата составляет 180 000 тенге при выполнении плана. Бывают и премии за перевыполнение. Недавно Кенес заработал около 280 000  тенге

Остаться в живых

По словам Алтая, новые автобусы не приносят вреда городу, ведь они заправляются газом. В день на автобус уходит около 20 м3.

- Из минусов только то, что его тяжелее водить, чем другие автобусы

Остаться в живых

Перед вами сотрудники маршрута №48. Этот маршрут принадлежит частному ТОО "Бату Трэвел". По сравнению с государственными маршрутам, они не имеют единой формы и валидатора. Их заработная плата составляет 50 тысяч тенге   

Остаться в живых

Талгат Джандосов - банковский работник. Уверяет, что на автобусах ездить  удобно только во время обеда.

- Если есть возможность, то по утрам и вечером пытаюсь ездить на такси.  Не очень приятно, когда тебя прижимают с разных сторон. 

Остаться в живых

Также в Алматы ездят два трамвайных маршрута под номер 4 и 6, которые экологически более полезны, чем автобусы 

Остаться в живых

Пожилые люди отмечают, что молодежь все меньше уступает им место.  Многие из них предпочитают надеть наушники и закрыть глаза, как будто спят

Остаться в живых

По сравнению c водителями автобусов, у водителя трамвая Латипа заработная плата скромнее, но план по выручке такой же. 

- Я устал от своей работы. За работу от рассвета до заката я получаю 40 000 тенге в месяц, на эти деньги тяжело прокормить семью

Остаться в живых

Вечером час пик начинается с 18.00, когда остановки переполнены  и каждый пытается уехать домой даже в забитом автобусе. 

Остаться в живых

Школьники, учащиеся со второй смены, выходят около семи вечера. Всем им уже привычно ездить в переполненном автобусе

Остаться в живыхОстаться в живыхОстаться в живых

Люди, которые хотят попасть домой более комфортным способом, ездят на такси. С целью экономии люди собираются небольшими группами, либо ищут случайных попутчиков. Выходит чуть дороже проезда на автобусе, но зато не нужно толкаться

Остаться в живых

В декабре этого года в Алматы должна открыться первая ветка долгожданного метро. Предполагается, что это отчасти должно разгрузить улицы города. Осталось только верить, что метро откроют и это на самом деле произойдет

Поделись
Канат Бейсекеев
Канат Бейсекеев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000