VOX POPULI Карла Нур Канат Бейсекеев 12 октября, 2011 15:00

Право на мечту

Познакомьтесь, это Мурат Хасенов - воспитанник детского дома, а ныне молодой бортпроводник "Эйр Астаны". Хотя вполне возможно, что это будущий премьер-министр Казахстана. В любом случае, глядя в его сияющие глаза и улыбку, можно с уверенностью сказать, что у молодого человека все будет замечательно
Право на мечту

С Муратом мы встречаемся рано утром, когда он приглашает к себе в гости. В этом доме юношества живут бывшие воспитанники детских домов, которым пока некуда идти. 125-комнатное здание полностью заполнено молодыми людьми, которые могут здесь оставаться до 29 лет 

Право на мечту

Его комната без излишеств: кровать, стол, все необходимое для быта. Единственное украшение - живые растения, которые Мурат сам выращивает.

- Я рад, что вырос в детском доме, - говорит он. - Когда я был маленьким, то наблюдал как живут "домашние". У некоторых были пьющие родители, некоторым нечего было даже есть. А мы, детдомовские, не напрягались: нам было где спать,  у нас было трехразовое питание. Плохо то, что выходцы из детских домов не приспособлены к самостоятельной жизни. Многие бывшие детдомовцы сейчас болтаются без дела, без образования и ничего больше не могут, кроме как выпить и накуриться

Право на мечту

- Я не осуждаю маму за то, что она от меня отказалась. У меня нет обиды. Кто знает, почему ей пришлось пойти на такой шаг. Не скрою, искал ее, хотел хотя бы взглянуть, как она выглядит, но когда узнал, что у нее есть семья, то решил не вмешиваться в ее жизнь. Это заявление я показал психологу, по почерку она определила, что мама была грамотным человеком и очень красивой

Право на мечту

- Сегодня будет тяжелый день, у меня два коротких рейса: Алматы - Кызылорда - Алматы и Алматы - Астана - Алматы. Обычно бортпроводники выполняют один рейс в день, но бывает и два коротких

Право на мечту

Одеваясь, Мурат рассказывает, как стал бортпроводником.

- В детстве я мечтал летать. После окончания университета им. Сулеймана Демиреля у меня был хороший английский язык, и мой друг Фарук предложил мне стать бортпроводником. Предложение мне понравилось сразу, и я решил попробовать

Право на мечту

- Через год я планирую взять академический отпуск и поехать в Англию поступать на MBA. А вообще у меня грандиозные планы на будущее - я хочу стать премьер-министром Казахстана!

Право на мечту

За Муратом приезжает служебная машина. "Пора спешить, - говорит Мурат, нам нельзя опаздывать на работу!"

Право на мечту

Через час в специальном зале для брифинга должна встретиться вся бригада, где старший бортпроводник проверяет документы, всех инструктирует, распределяет обязанности, проверяет предполетную документацию бортпроводников, знания спецкоманд, уточняет место каждого из членов экипажа на борту и проверяет их внешний вид

Право на мечту

В этот день Мурат будет в должности PY (персонал по обслуживанию эконом-класса)

Право на мечту

После прохождения предполетной медкомиссии, паспортного контроля и личного досмотра Мурат поднимается на борт самолета Airbus А319

Право на мечту .

В это время салон готовят для нового рейса. Пока пассажиры ждут посадки, сотрудники клининговой службы приводят все в порядок

Право на мечту

А Мурат принимается за работу. Первым делом принимает загрузку бортового питания и подписывает накладную

Право на мечту

Из-за задержки самолета у бортпроводников остается всего 40 минут на подготовку вместо положенного часа, поэтому все спешат

Право на мечту Право на мечту

- Помню свой первый рейс, я опоздал на 15 минут, но так как я был новеньким, меня простили. Пришел на рейс красный от волнения, не знал за что взяться, поэтому для начала мне дали распаковывать пачки чая

Право на мечту

- Это сейчас, спустя два года, я свою работу могу делать с закрытыми глазами

Право на мечту

До посадки осталось несколько минут, еще нужно достать напитки, подготовить посуду, разложить все на тележку

Право на мечту

А вот и первые пассажиры!

Право на мечту

Механическим счетчиком Мурат подсчитает пассажиров в салоне самолета. Идея использовать удобный счетчик принадлежит сотруднице "Эйр Астаны" Анастасии Ивкиной, которая подсмотрела это новшество на европейских рейсах

Право на мечту

В обязанности Мурата также входит перевести дверь в положение "автомат" на случай аварийной эвакуации. В таком положении аварийный трап автоматически надувается и выбрасывается при открытии двери

Право на мечту

Мурат сообщает пилоту по телефону о готовности двери

Право на мечту

Раздается звуковой сигнал, информируя экипаж о необходимости занять свои места и пристегнуться привязными ремнями

Право на мечту

С апреля 2009 года на всех коротких рейсах "Эйр Астана" заменила горячее питание в эконом-классе на горячие сэндвичи.

- Если честно, это решение намного облегчило нам работу. За весь полет, который длится 1:20 минут, мы не успевали обслужить всех пассажиров, - поясняет Мурат. - Только на взлет и посадку уходит 20-30 минут

Право на мечту

- Короткий рейс еще сложен тем, что у нас отсутствует дополнительное время, поэтому нам приходится вставать во время взлета, когда самолет еще не принял горизонтальное положение. Ходить по салону в это время очень тяжело, чувствуется сильное давление на ноги. Для меня привычно, но не представляю, что чувствуют девушки. Любимые рейсы - это Алматы - Москва, Алматы - Актау из-за длительности полета, работаешь без напряжения, не торопишься

Право на мечту

- Самое главное в нашей работе - это сервис. Помню, был случай, когда пассажир летел бизнес-классом на встречу, но в последнюю минуту объявили, что по техническим причинам вместо самолета Airbus полетит Fokker. Время полета увеличилось, да и на Fokker отстутствует бизнес- класс. Пассажир сильно расстроился, его можно было понять, мне пришлось применить  все свое профессиональное мастерство бортпроводника, чтобы хоть как-то загладить вину компании. Я старался максимально сделать его полет комфортным и в конце он поблагодарил меня. Вот этот случай, я считаю, был для меня проверкой, с которой я смог справиться

Право на мечту

Когда все дела сделаны, у бригады есть время поесть. Питание для бортпроводников привозят отдельно. Если пассажир за короткое время перелета просто перекусывает, то у стюардов сейчас время обеда, после которого они целый день снова на ногах

Право на мечту Право на мечту

- Полет прошел удачно, - говорит Мурат. - После посадки самолета пассажиры остались довольны. На этом же самолете мы вернемся в Алматы, а оттуда сразу улетим в Астану

Право на мечту

Раз в год бортпроводники "Эйр Астаны" повышают квалификацию в учебном центре подготовки «Кондор» во Франкфурте. «Сейчас я летаю только на Airbus и Embraer, - делится Мурат. - Этот тренинг даст мне возможность летать на Boeing»

Право на мечту

Вместе с ним на тренинг летят еще 14 бортпроводников "Эйр Астаны"

Право на мечту

Ляззат: "С Муратом мы выполняли несколько рейсов, он очень хороший человек, коммуникабельный. На рейсах старается, чтобы девушки не выполняли тяжелую работу, всегда помогает нам»

Право на мечту

Перед отлетом в Алматы было дождливо и холодно, зато во Франкфурте оказалось очень тепло

Право на мечту

После прилета лучше поспать, завтра день тренировок

Право на мечту

Утром в учебном центре «Кондор». В начале бортпроводники надевают специальную форму для тренировок

Право на мечту

- В прошлом году мы уже тут были, - рассказывает Мурат. - Но все так же интересно. В этом году мы пройдем обучение по армированию и дезармированию (открытию и закрытию) дверей, эвакуации пассажиров и тушению пожара

Право на мечту

Тренинг проходит в имитированном Boeing 757 и Boeing 767. Тренер Нурмагамбет Менжею объясняет бортпроводникам задачу курса

Право на мечту

Тренировочный самолет стоит в два раза больше, чем настоящий Boeing. Поэтому для авиакомпаний выгоднее вывозить своих бортпроводников в существующие центры обучения, чем покупать свой

Право на мечту

- Как только получена команда об эвакуациии, вначале нужно сообщить о ней пассажирам, -  докладывает тренеру Мурат. - После подбежать к двери, обезопасить себя, удостовериться, что дверь в позиции "автомат"...

Право на мечту

Двери самолета весят примерно 300-400 килограммов, даже если она автоматизирована, поднять такую дверь не так уж легко

Право на мечту

Тренер Вадим Ахунов инструктирует молодых бортпроводников как эвакуировать пилота в бессознательном состоянии

Право на мечту

Самая важная часть учебной программы – изучение возможных экстремальных ситуаций. Бортпроводников учат пользоваться огнетушителями, дымозащитными масками, кислородными баллонами. Последнее применяется на практике, когда у пассажиров случаются проблемы с сердцем

Право на мечту

Бортпроводник должен иметь не только солидный запас знаний и практических навыков, но и обладать сильным, решительным характером. Вместе с этим, такие качества как контактность, выносливость и терпимость помогут в общении с пассажирами. Более того, бортпроводник должен уметь быстро принимать решения, сдержанно и спокойно вести себя в экстренных ситуациях, так как именно его спланированные действия могут спасти жизни пассажиров

Право на мечту Право на мечту Право на мечту

С надувного трапа пассажиры попадают в спасательную лодку

Право на мечту

А там уже ее накрывают тентом от возможного дождя

Право на мечту

Тренинг длится всего несколько часов и заканчивается в тот же день. До отлета есть некоторое время, чтобы прогулятся по городу

Право на мечту

- Мне нравятся люди во Франкфурте, - говорит Мурат. - Они более общительны и открыты. Иногда встречаются интересные личности

Право на мечту

- Сам город очень чистый и развитый. Видно, что все сделано для людей

Право на мечту Право на мечту Право на мечту

Время возвращаться домой

Право на мечту

Через несколько дней Мурат пришел в родной детский дом, в котором  вырос

Право на мечту

По его словам, изменился и сам дом, и интерьер, поменялись и воспитатели.

- Воспитательницу мы называем "мамой”, и за все годы в детском доме к ней сильно привыкаешь, поэтому очень тяжело пережить, если воспитатели меняются

Право на мечту

- В 12 лет я хотел сбежать из детского дома. Надоело буквально все. Одни и те же люди 24 часа подряд, один и тот же распорядок дня. Хотелось увидеть жизнь по другую сторону забора. А по этим коридорам я бегал, когда был  еще пацаном.  Кто бы мог подумать, что через 11 лет я приду сюда в красивой форме…

Право на мечту

Мурат заходит в среднюю группу. В этих детях он видит себя в детстве 

Право на мечту

Каждому ребенку Мурат подарил сувениры в форме самолета. Детям было очень приятно увидеть человека в форме. Но по словам нашего героя, сегодняшние дети не столь искренние, как были в его время

Право на мечту

- Мы были проще, когда к нам приходили незнакомые люди,  мы не ждали от них ничего. Сегодня я увидел других детей, детей, которые живут не своей жизнью, а которых воспитывают для комиссии

Право на мечту

Айнура - отличница у себя в группе. Мечтает быть врачом. Хочет помогать людям

Право на мечту

Руслан хочет быть строителем. Мечтает построить большой дом, как у Спанч Боба

Право на мечту

Дима любит рисовать и петь. Ему нравится группа "Градусы"

Право на мечту

Наташа хочет быть переводчиком. Любит английский язык и в будущем хочет жить в Америке

Право на мечту

Влад мечтает быть пилотом. Подарок Мурата оказался очень кстати

Право на мечту

В группе Мурата когда-то было 15 детей. Осталось около шести друзей, с кем он поддерживает связь. Ни у кого из них нет постоянной работы, иногда они подрабатывают на стройке

Право на мечту

После ухода из детского дома Мурат жил в общежитии университета, где и учился.

-  Я уделял больше времени учебе. Хотел получить высшее образование. Передо мной был выбор - какой жизненный путь избрать. Я тоже мог стать алкоголиком и наркоманом, если бы не верил в свою мечту. И мне бы хотелось, чтобы эти дети тоже поверили, что все сбывается. Я теперь это точно знаю...

Поделись
Карла Нур
Карла Нур
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000