VOX POPULI Святослав Антонов 11 ноября, 2015 15:00

28 панфиловцев: народное кино о легендарном подвиге

28 панфиловцев: народное кино о легендарном подвиге
Фото: Из архива съемочной группы
Небольшая независимая питерская студия экранизировала историю о подвиге 28 героев-панфиловцев, собрав значительную часть средств на свою картину в интернете. Насколько фильм соответствует исторической правде, какую помощь картине оказал Казахстан и можно ли снять военный фильм на народные сборы, читайте в интервью с режиссером-постановщиком картины Кимом Дружининым.


В конце весны 2013 года в сети появился интригующий тизер готовящегося проекта фильма о 28 героях-панфиловцах, в ноябре 1941 года остановивших прорыв немецких танков у разъезда Дубосеково. Как оказалось, это была работа небольшой российской студии. Замысел принадлежал продюсеру Андрею Шальопе, известному разве что по неофициальному продолжению «Ведьмы из Блэр» — российской независимой картине «Поймать ведьму». Фильм находился на стадии готового сценария, но бюджета для съемок картины у создателей не было. Тогда было решено собрать средства на съемки у интернет-пользователей через краудфандинговую платформу Boomstarter. Уже через месяц удалось собрать 3,2 миллиона рублей.


Андрей Шальопа, продюсер картины (слева), и Ким Дружинин, режиссер-постановщик (справа)
Андрей Шальопа, продюсер картины (слева), и Ким Дружинин, режиссер-постановщик (справа)

Команда отсняла одну из сцен фильма и продолжила сборы. Их общая сумма составила 30 миллионов рублей (141 миллион тенге). Фильму оказали помощь Министерства культуры России и Казахстана. Картина почти завершена, и 16 ноября в сети появится первый трейлер. Я решил взять интервью у режиссера-постановщика картины Кима Дружинина.


Создатели фильма «28 панфиловцев» на съемках картины в Подмосковье
Создатели фильма «28 панфиловцев» на съемках картины в Подмосковье

VOX: Для начала хотелось бы узнать о вашем опыте работы в кинематографе. Над какими картинами работали до этого, и как присоединились к проекту «28 панфиловцев»?

— Я пришел в кино в качестве актера. Закончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. Снимался в нескольких телефильмах («Дорогой мой человек», «Последний день»). Был режиссером сериалов на канале НТВ («Странствия Синдбада», «Время Синдбада», «Лучшие враги», «Последний день»). Картина «28 панфиловцев» станет моим дебютом на большом экране. В проекте я еще с этапа проработки сценария. С его автором — Андреем Шальопой — мы познакомились во время работы над нашим первым совместным проектом, фильмом «Поймать ведьму».

VOX: Почему для сюжета фильма был выбран именно этот эпизод войны?

— Как уже говорил во многих своих интервью продюсер картины Андрей Шальопа, подвиг панфиловцев является очень важной страницей нашей истории. Он входил в школьную программу, упоминание о 28 героях есть даже в официальном гимне Москвы. В то же время полноценной картины об этих героях так и не было снято, есть только небольшие упоминания о них в различных военных фильмах.


На съемках фильма «28 панфиловцев»
На съемках фильма «28 панфиловцев»

VOX: Расскажите о работе над сценарием. При его подготовке вы пользовались историческими документами и литературой? Вас консультировали профессиональные историки? Насколько сюжет картины соответствует реальным событиям, произошедшим у разъезда Дубосеково в 1941 году?

— Сценарий Андрей начал писать еще в 2008 году, и работа над ним продолжалась около года. В процессе мы сделали раскадровку, поняли для себя, как визуально должны выглядеть те или иные сцены будущей картины. Безусловно, мы использовали исторические документы и всю имеющуюся литературу по этому вопросу. Фильм будет максимально приближен к тому, что, по нашему мнению, произошло в Подмосковье 16 ноября 1941 года.

— При написании сценария мы старались исходить из элементарной логики и тактики ведения боя, характерной для того времени. Мы задавали себе вопрос: как небольшой отряд бойцов может остановить наступление 18 танков? Конечно, в процессе помогали специалисты, но в каком-то смысле нам самим пришлось стать историками. Нет экспертов конкретно по этому бою. Мало кто из ученых в своих исследованиях концентрируется на таком небольшом эпизоде. Обычно они смотрят на предмет более широко и изучают более длительные отрезки времени. Мы же сузили свое внимание. У героев в нашем фильме есть реальные прототипы, имена соответствуют реальным людям из числа 28 панфиловцев, однако мы почти не затрагиваем в картине их судьбу до и после событий боя у разъезда Дубосеково. Это некий собирательный образ красноармейцев-героев.

VOX: Какие фильмы о войне вы считаете образцовыми? На что ориентировались при работе над своей картиной?

— Когда мы разрабатывали концепцию фильма, прописывали отдельные мизансцены и взаимоотношения героев, то, безусловно, опирались на классику советского кинематографа. «У твоего порога», «Они сражались за Родину» — можно составить список из сотни наименований. Это картины, на которых мы выросли. При этом стремились балансировать на грани советских кинотрадиций и современных технологий. Именно на этом стыке мы создавали свою историю.

VOX: Как пришла идея собрать деньги на фильм через краудфандинг (сбор средств на реализацию различных целей или проектов через интернет — прим. ред.)? Каковы были первоначальные ожидания от такого народного финансирования?

— Это идея одного из друзей Андрея. Просто на каком-то этапе мы отчаялись найти финансирование на съемки этой картины. Решили, что все равно будем снимать на те средства, что удастся привлечь. На коленке, на свои деньги сняли небольшой тизер и смонтировали его. Разместили это видео на краудфандинговый сервис Boomstarter.ru. Установили небольшую планку сборов — 300 тысяч рублей. Думали: если удастся собрать эти деньги, начнем потихоньку снимать. В итоге совершенно неожиданно для нас фильм за месяц собрал 3 191 595 рублей. Мы поняли, что этот проект важен и нужен людям. Интернет-сообщество выразило одобрение рублем еще не снятому фильму. Понимая ответственность и веру людей в это начинание, мы решили все делать качественно и на должном уровне. Поэтому все собранные средства были потрачены на съемку одной сцены, чтобы показать людям, какой мы хотим видеть эту картину. Этот отрывок был выложен в сеть, после чего мы возобновили сбор средств, но уже на нашем собственном сайте. Теперь 3 миллиона нам удалось собрать не за месяц, а всего за несколько дней. Общие сборы достигли 12 миллионов, что позволило снять первый блок картины. И уже затем к проекту подключилось Министерство культуры России.



VOX: По моим наблюдениям, сбор средств на фильм вначале шел не очень быстро? Что, на ваш взгляд, переломило ситуацию и позволило в итоге собрать сумму в 34 миллиона рублей?

— Увидев наши рабочие материалы, люди поняли, что их вложения не напрасны. Это, на мой взгляд, и подстегнуло сбор средств. Думаю, люди просто соскучились по своим собственным, не навязанным извне героям.

VOX: Я читал, что в первых своих интервью продюсер картины говорил, что создатели проекта сознательно отказываются от государственной помощи. Почему в итоге вы согласились на финансирование со стороны Министерства культуры РФ в размере 30 миллионов рублей (общий бюджет картины составил 150 миллионов рублей или 2 миллиона 300 тысяч долларов)?

— От помощи мы никогда не отказывались. Мы отказывались от чьего-либо вмешательства в картину, ее сценарий и процесс производства. В итоге нам удалось сохранить независимость и снять именно то кино, которое мы первоначально хотели. В остальном всегда были рады любой помощи и поддержки фильма.

VOX: Вам также оказало поддержку Министерство культуры Казахстана. Какую сумму составил грант от нашей страны и как вам помогли эти средства?

— Казахстан выделил нам 18 миллионов рублей (84 миллиона тенге). Эти деньги, к сожалению, дошли до нас немного поздновато — когда картина уже находилась на этапе пост-продакшн. Тем не менее, они очень помогли, ведь пост-продакшн — тоже не дешевое дело. Поддержка вашей страны оказалась весьма своевременной, и мы очень благодарны за нее.


Создание спецэфектов во время съемок фильма
Создание спецэфектов во время съемок фильма

VOX: Какую помощь проекту оказала студия Gaijin Entertainment — создатели известной онлайн-игры War Thunder? Почему, на ваш взгляд, фильм решили поддержать производители компьютерных игр?

— Их помощь трудно переоценить. Фактически, они стали соавторами фильма. Студия включилась в процесс производства, заполнила недостающие бреши в бюджете. Думаю, съемки закончились к сегодняшнему дню именно благодаря их вложениям. Создателям War Thunder близка тема героики и патриотизма. Но тут главное не то, какие игры делает эта компания, а то, какие ценности пропагандируют люди, которые там работают.

VOX: Я слышал, что в поддержку картины в сети и оффлайн проходили различные акции, организованные инициативными группами людей?

— Да, действительно. Подчас это были акции, проходившие вообще без нашего участия. Люди делали листовки, собирали средства на съемку фильма, организовывая экскурсии по историческим местам. Мы узнавали об этом из видео и фототчетов. Создателям картины было очень приятно, что люди так ждут ее, и это заставляло поверить в свои силы и постоянно поднимать для себя планку.


Павильон студии «Ленфильм»
Павильон студии «Ленфильм»

VOX: Как проекту, не имевшему на тот момент поддержки государства и известных продюсеров, удалось договариваться о съемках первых же сцен в павильонах студии «Ленфильм»?

— Мы арендовали павильоны «Ленфильма» на те деньги, что нам удалось собрать в ходе краудфандинговой компании. Кроме того, уже тогда Министерство культуры оказало нам определенную помощь в переговорах со студией и помогло добиться льготных условий аренды съемочного павильона.

VOX: Когда начались съемки картины? Сколько съемочных дней они проходили?

— Всего, вместе с работой в павильоне, съемки проходили около 150 дней. Первая сцена была отснята осенью 2013 года. Основной съемочный блок занял около 4,5 месяцев, начиная с ноября 2014 года. В этот период мы сняли большую часть натурных сцен.

VOX: Какой этап съемок показался вам самым сложным?

— Трудно сказать, так как все этапы были по-своему сложны. В производстве картины мы не шли проторенной дорожкой. Так, например, возникла необходимость найти немецкие танки того периода. Большинство этих машин сожгли еще в ходе войны, а на ходу до наших дней дотянуло всего несколько, и то — не той модификации, что нам нужна. Тут нам пришлось идти на ухищрения. Вообще, несмотря на то, что у меня, Андрея и команды уже был опыт работы в кино, во время съемок военного фильма все было словно в первый раз. К трудностям можно отнести работу с большим количеством пиротехники, тяжелые погодные условия во время съемок на натуре. Мы снимали четыре месяца, но по сюжету фильма действие происходит за два дня и нужно было, чтобы картинка, снятая на протяжении этого длительного периода, выглядела более-менее однообразной. В один съемочный день весь снег растаял. На другой день его выпало столько, что ребята не могли найти под сугробами свои окопы.


45-миллиметровое противотанковое орудие образца 1937 года
45-миллиметровое противотанковое орудие образца 1937 года

VOX: На съемках была задействована настоящая историческая военная техника? Где вы находили ее?

— Да, у нас в картине можно увидеть реальные сорокапятки (45-миллиметровая противотанковая пушка — прим. ред.) и гаубицы М-30. Также есть немецкая артиллерия большого калибра. Что касается танков, то тут мне не хотелось бы преждевременно раскрывать все секреты. В танковом музее в Кубинке есть два уцелевших немецких танка 41 года, которые снимаются почти во всех наших картинах о том периоде времени. Они буквально кочуют из фильма в фильм. Мы же решили сделать по-другому, и, думаю, знающие зрители оценят наши усилия.


 Танк, использовавшийся в качестве реквизита
Танк, использовавшийся в качестве реквизита

— В советских военных фильмах танки и прочая техника редко отличаются реалистичностью. К примеру, в картине «Битва за Москву» в роли немецких танков мы можем наблюдать обклеенные фанерой советские танки Т-44. Тогда было множество живых свидетелей тех лет, и им не нужна была излишняя реалистичность, чтобы представить в голове эти картины. В наше время достоверность в кадре с каждым годом приобретает все большее значение. Многие люди каждый вечер сталкиваются с этими модификациями танков, играя в тот же War Thunder, и важно не обмануть ожиданий таких зрителей.


Реквизит, изготовленный по образцам исторической формы
Реквизит, изготовленный по образцам исторической формы

VOX: Расскажите об использованном во время съемок реквизите. Где удалось найти такое количество военной формы, оружия и предметов быта тех лет?

— Мы все шили сами. Только так можно было быть уверенными, что все делается именно так, как мы хотим. Сейчас форму, соответствующую по качеству и ткани обмундированию солдат тех лет, практически невозможно найти.

— Команде пришлось создавать все с нуля, открыв небольшой цех по производству реквизита. В процессе мы консультировались со специалистами по униформе, оружию и знакам различия того времени.

VOX: Какими критериями вы руководствовались при отборе актеров на главные и второстепенные роли в этой картине?

— Нам нужны были по настоящему хорошие, профессиональные актеры. Они должны были не только внешне соответствовать той эпохе, но и подходить под наше преставление об образе героя. Так как эта картина — памятник героизму, то и люди должны были напоминать живые памятники. В то же время они должны были хорошо играть. В этом фильме не будет звезд, однако зритель, без сомнения, найдет знакомые фамилии и лица. Надеюсь, после выхода картины славы у этих талантливых ребят прибавится и их карьера будет развиваться благополучно.

VOX: А снимались ли в ленте актеры из Казахстана?

— Специального кастинга в Алматы или где бы то ни было еще в Казахстане мы не проводили. Просто у нас сыграли несколько казахов и кыргызов, работающих в России — к примеру, Азамат Нигманов, сыгравший казахского бойца Мусабека Сенгирбаева. Также есть несколько уроженцев вашей страны, например, актер Александр Устюгов, исполнивший роль красноармейца Москаленко, родом из Экибастуза, а заслуженный артист РФ Виталий Коваленко приехал когда-то в Россию из Павлодара.

VOX: На каких локациях снималась картина?

— Большая часть сцен боя была отснята в Ленинградской области, недалеко от Питера. Это позволило нам немного сэкономить на логистике, не тратясь на дорогие экспедиции вдали от нашей съемочной базы. В то же время нужно было отснять несколько сцен в деревне, где по сюжету перед боем стояли панфиловцы. Дело в том, что подмосковные деревеньки ни с чем не спутать, и они сильно отличаются от питерских. Нам пришлось некоторое время поездить, чтобы найти подходящее село. Мы искали деревню, по возможности нетронутую цивилизацией, без спутниковых тарелок и отделки домов сайдингом. Нам удалось найти хорошую натуру, где мы и сняли необходимые сцены.


Актер в гриме
Актер в гриме

VOX: Много ли в фильме натуралистичных сцен? Каким, на ваш взгляд, должен быть баланс между натурализмом и художественностью в военной картине?

— Безусловно, фильм по большей части построен на художественных образах. Это в первую очередь история о подвиге. В то же время, нельзя говорить, что люди в этом бою не погибали или не получали ранений. Все это есть и у нас. Однако мы не стремимся шокировать или напугать зрителя. Публику, смотрящую ежедневно на реальные ужасы в YouTube, подобными кадрами уже не удивишь.

VOX: Вы активно использовали в картине компьютерную графику?

— Как таковой компьютерной графики у нас почти нет. Вы не увидите здесь «тридэшных» танков. Все сцены были сняты на камеру, и мы ничего не пририсовывали. В то же время, компьютерная обработка в фильме, безусловно, будет. Это цветокоррекция, улучшение картинки, удаление лишнего. Этим мы как раз сейчас и занимаемся.

VOX: Я слышал, что вы несколько дней снимали в Алматы? Какие сцены фильма были сняты у нас в стране?

— Да, действительно, около месяца назад я приезжал в ваш город. Мы снимали памятник 28 панфиловцам в одноименном парке. Я работал с казахстанской группой. Меня очень тепло приняли, а члены группы показали себя профессионалами, отлично справившись с операторской работой и административной частью. Мы сняли практически все элементы этого памятника. Сейчас решаем, как включить в картину эти кадры.

VOX: Саундтрек к фильму писался специально или вы использовали готовые композиции?

— Мы долго искали хорошего композитора, чтобы он написал музыку для нашего фильма. К нам поступило множество предложений со всех уголков страны. После тщательного отбора мы остановились на кандидатуре молодого московского композитора Михаила Костылева. Он написал для нас оригинальный саундтрек. Запись проходила на студии с привлечением полноценного оркестра.



VOX: На каком этапе картина находится сейчас?

— Мы завершаем работу над пост-продакшн. Это очень важный момент. Приблизительная дата выхода фильма на экраны — февраль 2016 года, но более точно о дне премьеры пока говорить рано.

VOX: Решился ли уже вопрос с прокатом? Велись ли переговоры о прокате фильма в Казахстане?

— Наш продюсер Андрей как раз ведет переговоры с прокатчиками. Мы не спешим с этим, потому что очень не хотелось бы что-нибудь испортить на последнем этапе. Мы хотим, чтобы фильм прошел в максимально большом количестве залов по стране. В Казахстане прокат также будет. Скорее всего, даже дата премьеры у нас будет одна для обеих стран. Сейчас договариваемся о выходе фильма на экраны Казахстана.

VOX: В ходе работы на картиной изменилось ли ваше отношение к подвигу миллионов людей из разных стран СНГ и вкладу казахстанцев в общую победу в Великой Отечественной войне?

— Не могу сказать, что оно поменялось. Скорее, пришло осознание величия этого подвига. Когда просто умозрительно думаешь о жертве, которую принесли наши предки в этой войне, нет сильного эмоционального вовлечения. Другое дело — когда изучаешь каждую конкретную судьбу. В ходе работы над фильмом мы объехали множество маленьких деревушек. Даже в самых глухих из них, где стоят всего три дома, есть стелы с фамилиями жителей этих сел, погибших на фронте. Вчитываясь в имена, понимаешь, что с войны не вернулась значительная часть мужского населения этих деревень. Думаю, и у вас в любом населенном пункте так же. В годы войны не было понятий «россиянин», «казахстанец» или «украинец». Была одна общая Родина, которую защищали наши деды. Тогда мы были единым народом, и сейчас нельзя забывать об этом. Приехав к вам, в Алматы, я встретился с прекрасными людьми и понял, что во многом у нас общие ценности.

VOX: Как вы считаете, повлияет ли ваш опыт на изменение кинорынка региона и поспособствует ли он появлению других картин, снятых на народные деньги, собранные через краудфандинг?

— Об этом сложно судить. Теперь у многих людей есть яркий пример того, что если есть кинопроект и желание его реализовать, не стоит ждать манны небесной в виде продюсера или спонсора, который отстегнет кругленькую сумму. Можно что-то сделать самому или хотя бы попытаться. Тут стоит отметить, что еще до появления у нас первых средств картина была практически готова. Ее оставалось только снять. Важны не средства, а идеи и желание команды их реализовать. Надеюсь, станет больше картин, снимаемых именно с таким подходом.

VOX: Вы с Андреем планируете и дальше реализовывать какие-то совместные кинопроекты? Думаете ли продолжить работу в жанре военного фильма?

— Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Будем снимать дальше. Вряд ли это будет военное кино, по крайней мере, в ближайшее время. За эти годы мы поняли, насколько это сложный жанр. Возможно, нам удастся сразу найти финансирование для следующего проекта или использовать средства, полученные от проката этой картины. Если нет — снова готовы попробовать краудфандинг. Главное — чтобы люди оценили нашу работу и сами решили, готовы ли поддерживать нас в будущих начинаниях. 

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000