VOX POPULI Владимир Третьяков Эльвира Абдусалямова 9 декабря, 2014 11:58

В гостях у алматинских мультипликаторов

В гостях у алматинских мультипликаторов
Мультипликационное кино уже давно воспринимается критиками и зрителями как серьезное искусство. Мультфильмы снимаются в полнометражном формате, бьют рекорды кассовых сборов и все чаще открывают известные фестивали кино.
В гостях у алматинских мультипликаторов

За время существования СССР студия «Казахфильм» сняла около 100 мультфильмов. Хотя казахстанское искусство анимации существует с 1967 года, все отснятые за советский период мультфильмы хранятся в Москве в хранилищах Госфонда кинофильмов РФ.

В гостях у алматинских мультипликаторов

Сейчас Казахстан выпускает около 15 мультипликационных лент в год, 7-8 из которых приходится на «Казахфильм», где в данный момент работают над 4 проектами. Редакция VoxPopuli наведалась в гости к алматинским мультипликаторам.

В гостях у алматинских мультипликаторов

Эти куклы - ценность советского периода.

В гостях у алматинских мультипликаторов

Осталось их, к сожалению, мало и дошли они не в лучшем виде.

В гостях у алматинских мультипликаторов

Время беспощадно.

В гостях у алматинских мультипликаторов

Сегодня негативы фильмов с этими персонажами хранятся в хранилище. Оно находится в подмосковном поселке Белые Столбы.

В гостях у алматинских мультипликаторов

«То, что Вы видите на стенах - раскадровка первого полнометражного фильма «Ер Төстік және Айдаһар» («Ер Тостик и Айдахар»), который вышел на экраны в 2013 году», - рассказывает Жакен Даненов, руководитель ТО "Анимационное кино" при «Казахфильме».

В гостях у алматинских мультипликаторов

Эти фигурки - эскизные модели персонажей. Они нужны для того, чтобы сопоставить их масштабы, посмотреть, подходят ли персонажи друг другу.

В гостях у алматинских мультипликаторов

Все эти фигурки делали скульпторы.

В гостях у алматинских мультипликаторов

Для создания мультфильма «Ер Төстік және Айдаһар» использовалась техника 3D-анимации.

В гостях у алматинских мультипликаторов

«А это кукольная технология. Остатки от прежних фильмов. Здесь собраны элементы, используемые при создании выражения лица героя, артикуляции. На каждое выражение лица есть отдельное положение губ, глаз и так далее. Во всем мире эта технология еще применяется, а у нас - нет», - продолжает Жакен Даненов.

В гостях у алматинских мультипликаторов

«Ер Төстік және Айдаһар» сняли за два с половиной года. Для сравнения: мультфильмы аналогичной длительности производятся студией Disney за период времени до четырех лет. О процессе съемки мультфильма нам рассказал системный администратор ТО «Анимационное кино» Шынгыс Мамытов:

«Система с 18 камерами и специальным костюмом называется Motion capture. На костюме закреплены специальные датчики. Камеры устанавливаются по периметру студии, актер надевает костюм с датчиками. Камера излучает инфракрасный луч, датчики отражают его даже в темноте. Движения актера накладываются на компьютерный персонаж».

В гостях у алматинских мультипликаторов

Одна из камер системы Motion capture.

В гостях у алматинских мультипликаторов

Настройка камер не представляет собой ничего сложного.

В гостях у алматинских мультипликаторов

Наша Эльвира в костюме Motion сapture.

В гостях у алматинских мультипликаторов

Дедушка из мультфильма «Ер Төстік және Айдаһар» повторяет движения журналистки VoxPopuli.

В гостях у алматинских мультипликаторов

Проект режиссера-мультипликатора Дастана Кишкентаева использует другую технологию.

«Три подарка» - это мой первый проект, мой режиссерский дебют. Эту картину мы делаем уже 6-й месяц на заказ. Ассамблея народа Казахстана поручила разным студиям съемку десяти мультфильмов, мне попалась корейская сказка. Рабочее название проекта «Чей подарок лучше?», но неофициально, для краткости мы называем его «Три подарка». Хронометраж мультфильма - 10 минут. На его съемку нам отвели восемь месяцев», - говорит Кишкентаев.

«Если работу над персонажем начну я, а продолжит другой мультипликатор, то могут появиться отличия в стиле, в линиях. Конечно, оба мультипликатора могут изучить этот персонаж до такой степени, что их работу уже невозможно будет различить. Примерно так делали на студии Disney», - продолжает режиссер.

- Каким образом Вы сводите всех персонажей в одну сцену?

  • У нас есть такое понятие, как «композ». Если в обычном кинематографе есть термин «монтаж», то в анимации есть «композ», когда отдельно рисуется фон, отдельно - персонаж. Потом мы персонажей в этот фон внедряем. Потом делаем цветокоррекцию.

Существуют так называемые компоновки - фазы движения персонажей или частей их тела. Рука лежит, рука поднята. Потом делается полная раскадровка - рисуются все промежуточные положения, по одному рисунку на каждое из них. Чем быстрее движение, тем меньше рисунков. Чем медленней, тем, соответственно, больше.

Нам дали просто сказку. Мы добавляем что-то от себя, и у нас получается мультфильм по мотивам сказки.

Алгоритм следующий. Сначала делается аннотация - краткое содержание картины. Потом синопсис - более расширенное описание. Затем я делаю раскадровку - рисую от начала до конца всю историю, и уже после этого делаю режиссерский сценарий. После режиссерского сценария желательно делать установочные кадры. Это очень важно. Это так называемый «аниматик». Чем более детален «аниматик», тем понятнее и яснее общая картина. Потом делается «фазовка», после этого идет чистовая анимация, потом следует заливка контуров цветами. Все это собирается в программном пакете Adobe After Effects.

В гостях у алматинских мультипликаторов

Со стороны работа современного мультипликатора может показаться рутинной.

В гостях у алматинских мультипликаторов

На самом деле все не так.

В гостях у алматинских мультипликаторов

3D-аниматор Ерден Зикибай преподает в КазНАИ имени Т. Жургенова:

«Слово «аниматор» сегодня ассоциируется у людей с клоуном. Когда я однажды сказал, что я аниматор, у меня спросили - «ты детей любишь?». Я ответил, что люблю. «Развлекаешь их?». «Развлекаю». «А на свадьбы ходишь? На дни рождения?». И вот тут я понял, что мы говорим о разных вещах»

В гостях у алматинских мультипликаторов

Студенты КазНАИ имени Т. Жургенова.

В гостях у алматинских мультипликаторов

Как говорит Ерден Зикибай, анимация - это инструмент для выражения того, что внутри: «Я не могу выразить это словами, мне понадобиться много времени, чтобы объяснить, почему что-либо меня беспокоит. Поэтому анимация для меня - способ избавить себя от всего того, что меня тревожит».

«Я не поклонник технологии Motion capture. Ручная анимация позволяет сделать движения более выразительными. Мotion capture смотрится чересчур реалистично, а анимация должна показывать все немного преувеличенно. Когда удивление не просто «а?», а «ах!». Это все нужно делать вручную», - считает Зикибай.

В гостях у алматинских мультипликаторов

Ерден Зикибай снял мультфильмы «Today`s game - tomorrows war», «Perfect masсot» и «Goosestep». Кроме того его команда делала заставку для канала «Балапан». Также аниматор рассказал, что в работе еще один фильм, посвященный американской истории.

«Для анимации мы используем такой прием как видеореференс. Я снимаю себя, при этом делаю то, что должен делать мой персонаж. Снимаю несколько проб, чтобы посмотреть, что получается, а что нет», - говорит Зикибай.

«Мои студенты работают над своими персонажами, героями авторских короткометражных 30-секундных мультфильмов. Сначала они рисуют персонаж на бумаге - вид спереди, вид сзади. Многие уже используют для этого планшеты», - отмечает режиссёр.

В гостях у алматинских мультипликаторов

Ситора Умарова учится на режиссера анимации в КазНАИ имени Т. Жургенова. Сейчас она на 2-м курсе.

В гостях у алматинских мультипликаторов

Ситора говорит, что любит фантазийные темы, интересных персонажей и фольклор в целом.

В гостях у алматинских мультипликаторов

Девушка мечтает снимать короткометражные мультфильмы на злободневные темы, используя мифологических героев.

В гостях у алматинских мультипликаторов

На вопрос «Сколько стоит снять мультфильм?» Ерден Зикибай ответить затрудняется, однако говорит, что это недешево и что на собственные проекты он не тратил деньги, только свободное время.

- Как происходит процесс создания мультфильма?

  • Сначала выполняется видеореференс, потом блокировка, затем сглаживание. Я делаю анимацию в программе Autodesk Maya.

- На какую аудиторию ориентированы ваши мультфильмы?

  • На детей и подростков. Причем я считаю, что это разные группы с разными требованиями. Анимация для подростков - приглашение во взрослую жизнь, попытка настроить их на серьезный лад.

- Как считаете, есть ли спрос на ваши мультфильмы? Как вы это проверяете?

  • Сначала я проверяю их на своих братишках и сестренках. У меня их много. Смотрю на их реакцию. Они у меня самые жесткие критики. Использую Youtube, есть еще разные тематические сайты.

- Как вы считаете, зачем нужны местные мультфильмы?

  • Когда меня так спрашивают, я всегда говорю: представьте, что у вас есть своя мама, но она вас не воспитывает, а вместо нее это делает соседка. Она приходит, нянчит вас, рассказывает вам сказки, а мама сидит и молчит. Мне кажется, что у нас именно такая ситуация: наша страна, наша мама не дает детям ничего своего. Наши дети идут слушать сказки Америки, Европы. Я считаю, что на самом деле это очень грустно. Я бы не хотел, чтобы меня воспитывала чужая мама. Человек больше ценит окружающий мир, если у него есть что-то свое.

Помните злых гуннов - персонажей различных фильмов? Это же часть нашей истории. Но нам показывают нашу страну через кривое зеркало, мы смотрим на себя чужими глазами, теряя достоинство.

Поделись
Владимир Третьяков
Владимир Третьяков
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000