VOX POPULI Saladin Mahmud 22 ноября, 2014 18:53

Тибет. Уйти и не вернуться

Тибет. Уйти и не вернуться
На протяжении многих веков Тибет остается загадочной и тайной страной, сохранившей древнюю мудрость, давно утраченную в других местах. Что можно постигнуть, познакомившись с этой землей?
Тибет. Уйти и не вернуться

Есть два основных пути, ведущих в настоящее время в Тибет: через материковую часть Китая и через Непал. Дорога из Непала в Тибет, постепенно набирая высоту, проходит через зеленые долины и ущелья, рядом с крутыми обрывами, стремительными горными реками и водопадами.

Тибет. Уйти и не вернуться

На многих участках китайские власти установили временной лимит, и некоторые отрезки дороги можно преодолевать только в специально отведенное время. Довольно часто путешественникам, передвигающимся на автотранспорте, приходится останавливаться на полчаса или час, чтобы не приехать в пункт назначения раньше разрешенного времени.

Тибет. Уйти и не вернуться

Туристы, путешествующие со стороны Непала, проходят через горный перевал Нилаям Тонг Ла (5126 м), откуда открывается вид на Шиша-Пангму (8027 м) – один из восьмитысячников мира. Через какое-то время дорога раздваивается: одна ведет на запад, в сторону священной горы Кайлас, а другая устремляется в глубь Центрального Тибета, ко второму по величине тибетскому городу Шигадзе.

Тибет. Уйти и не вернуться

Шигадзе – один из двух великих религиозных центров Тибета, является местом притяжения как религиозных паломников, так и путешественников со всего мира.

Тибет. Уйти и не вернуться

Центральный монастырь в Шигадзе – Ташилунпо, основанный в 1447 году первым Далай-ламой, в настоящее время является резиденцией Панчен-Ламы, второго по рангу ламы после Далай-ламы.

Тибет. Уйти и не вернуться

Тибетские монастыри – это прибежище людей, которые стремятся обратиться к духовной стороне жизни. Каждый ставит для себя собственную цель. Скромная или возвышенная, эта цель – тайна души каждого человека.

Тибет. Уйти и не вернуться

На высоте более 4000 м рядом с Шигадзе расположен город Гьянтзе, на протяжении столетий занимающий особое место в тибетском буддизме. Местный монастырь Пелкор Чоде был основан в 1418 году Кедуп Гелек Палсангом, первым Панчен-ламой. На территории этого монастыря находится знаменитый Кумбум – многоярусная ступа с множеством внутренних залов и алтарей. На протяжении многих столетий этот монастырь остается образцом религиозной терпимости. Здесь располагаются храмы трех тибетских школ – Сакьяпа, Гелукпа и Кадампа. Монахи разных школ делят общий зал для проведения диспутов и собраний.

Тибет. Уйти и не вернуться

В монастыре Пелкор Чоде, как и в других тибетских монастырях, стоит статуя Будды Майтрейи – грядущего Учителя человечества, благодаря которому все существа утратят ложные сомнения и выйдут из потока ненужных привязанностей, разорвут сеть страстей и обретут священное понимание сути мироздания.

Тибет. Уйти и не вернуться

Крепость в Гьянтзе была построена в XIV веке и на протяжении столетий повидала немало битв и сражений. В начале XX века несколько недель крепость осаждали британские колониальные войска, но так и не смогли захватить ее и были вынуждены покинуть территорию Тибета.

Тибет. Уйти и не вернуться

По дороге из Гьянтзе в Лхасу необходимо преодолеть несколько перевалов. С вершины первого из них можно увидеть искусственно затопленную долину, в центре которой возвышается верхушка старинного монастыря. Трансцендентальное знание, мистические реализации, власть над оккультными силами – такие цели ставили перед собой древние искатели, стремившиеся попасть в высокогорные цитадели, скрытые в таинственных лабиринтах гор. В наше время тибетских мистиков и магов следует искать в более отдаленных и труднодоступных местах, куда они переселяются, чтобы скрыться от современной жизни, излишне насыщенной материальными стремлениями и заботами.

Тибет. Уйти и не вернуться

Над следующим горным перевалом, высота которого более 5050 м, нависает массивный ледник Карола высотой 5560 м. Разноцветные флажки, которыми обычно пестрят вершины перевалов – это различные мантры, фрагменты сутр и изображения будды, выполняющие защитную функцию. Тибетцы верят, что, поместив их здесь, ближе к небу, они смогут защитить своих близких и родственников.

Тибет. Уйти и не вернуться

Ледник так и манит проезжающих мимо путешественников выбраться из машины и пойти навстречу высоте и звенящей горной тишине.

Тибет. Уйти и не вернуться

Что можно постигнуть, познакомившись с этой землей? Трудно выразить простыми словами, но понимается очень многое. Все, что происходит в этой горной стране, отличается от привычных норм, противоречит общепринятым законам, а иной раз даже здравому смыслу.

Тибет. Уйти и не вернуться

По дороге в Лхасу взгляду путешественника открывается расположенное на высоте около 4500 м священное озеро Ямдрок-Тсо, одно из наиболее почитаемых в Тибете. Вода в нем удивительного бирюзового цвета. Можно сделать остановку и окунуться в кристально чистое озеро. Вода очень холодная, но купание в ней придает новые силы и наполняет тело энергией. Это озеро является талисманом Тибета, само его существование напрямую связано с существованием тибетской культуры и цивилизации.

Тибет. Уйти и не вернуться

Безлюдные долины, чистейшие озера и одиночество. Наблюдение за окружающим миром, созерцательная жизнь, постоянные размышления развивают чувства и ум, постепенно концентрируя внимание человека на смысле существования.

Тибет. Уйти и не вернуться

Дворец Потала – грандиозное строение на высоком холме, возвышающееся посреди Лхасы. Начиная с VII века и на протяжении тысячи лет он был царским дворцом, а в середине VII века, когда власть в Тибете уже носила религиозный характер, был перестроен пятым Далай-ламой, став основной резиденцией для всех последующих.

Тибет. Уйти и не вернуться

Как и во многих городах Азии, вечером в Лхасе можно прокатиться на велорикше, посетить лавки с тибетскими сувенирами и магазины с туристическим снаряжением, необходимым для горных походов (трекингов).

Тибет. Уйти и не вернуться

Тибетские женщины имеют уникальный характер. Они не боятся опасностей. В различных местах этой горной страны можно встретить женщин, которые в одиночку с вещами за спиной пересекают огромные территории ради религиозного паломничества. Можно увидеть монахинь, живущих в уединенных местах на большой высоте. Их не пугает даже то, что подходы к их обителям бывают закрыты снегом по шесть месяцев в году.

Тибет. Уйти и не вернуться

Тибетцы самобытны. Путешествуя по Тибету и общаясь с ними, замечаешь, что они стараются сохранить свои культурные ценности и традиции и передать их подрастающему поколению. Тибетцы не боятся трудностей и испытаний, уготованных им жизнью в этом суровом горном крае. Мало того, они еще добавляют к уже существующим трудностям воображаемые полчища злобных духов, принимающих тысячи необычных форм. Общаясь с этим народом, интересуясь их верованиями, можно ощутить, как легенды и сказания оживают и тесно переплетаются с действительностью. Начинаешь верить сам, что мелодичные звуки флейты могут привлечь идущих по небу божественных дакини.

Тибет. Уйти и не вернуться

Во многих семьях Центрального Тибета до сих пор практикуется многомужие. В день свадьбы старшего сына имена его братьев, в том числе и несовершеннолетних, упоминаются в брачном договоре, и девушке разрешается взять их всех со временем в мужья.

Тибет. Уйти и не вернуться

Монастырь Дрепунг, который находится на склоне горы в окрестностях Лхасы, был основан в 1416 году. Поначалу, до строительства дворца Потала, этот монастырь был резиденцией Далай-лам. Настоятели монастыря всегда играли важную роль в политике Тибетского государства, они были наиболее близки к Далай-ламам и занимали высшие посты в религиозной иерархии. Раньше в Дрепунге проживало более 10 000 монахов. Сейчас монастырь продолжает функционировать, но монахов теперь насчитывается не более трехсот.

Тибет. Уйти и не вернуться

Недалеко от Лхасы находится первый буддийский монастырь – Самье, сооруженный во второй половине VIII века. Этот монастырь был построен по образцу первых индийских монастырей в форме мандалы – территория комплекса представляет собой окружность, разделенную на четыре основных сектора, сориентированных по сторонам света. Архитектура всего храмового комплекса сочетает в себе индийские, тибетские и китайские элементы. Население вокруг монастыря и сами монахи приветливы и доброжелательны ко всем живым существам, даже дикие животные гор иногда заходят к ним в гости.

Тибет. Уйти и не вернуться

Во всех тибетских монастырях также есть изображение Авалокитешвары – бодхисаттвы, который представляет собой воплощение бесконечного сострадания. В монастыре Самье статуя бодхисаттвы имеет классический вид с одиннадцатью головами и тысячей рук. Легенда гласит, что Авалокитешвара некогда дал обет спасти всех живых существ от пут сансары. Но когда он понял, насколько трудна эта задача, голова его не выдержала и разорвалась на одиннадцать частей. Будда Амитабха и бодхисатва Ваджрапани, увидев это, восстановили тело Авалокитешвары, придав ему новую форму – с одиннадцатью головами и тысячей рук, что подарило огромную мощь Великому Сострадающему. Современный Далай-лама XIV, проживающий в настоящее время в Индии, является, по тибетским поверьям, реинкарнацией Авалокитешвары. По традиции раз в несколько лет он проводит священную инициацию бодхисаттвы сострадания.

Тибет. Уйти и не вернуться

Чаще всего монахи еще детьми приходят в монастырь, если родители выбирают для них духовную карьеру. Обычно в возрасте 8–9 лет детей вручают опекуну-монаху из собственного рода. После достижения совершеннолетия некоторые из них могут вернуться к светскому образу жизни.

Тибет. Уйти и не вернуться

К северу от Лхасы дорога может привести путешественника к необычному, в своем роде неземному, месту – священному озеру Нам Тсо, что в переводе означает «Небесное озеро».

Тибет. Уйти и не вернуться

На берегу можно увидеть стада пасущихся белоснежных яков.

Тибет. Уйти и не вернуться

Эти пушистые создания иногда обладают диким и взрывным нравом, часто проявляя его, когда кто-либо или хочет их оседлать, или настроен агрессивно. Самцы яков сильны и свирепы, их рев оглушителен. Они легко дают отпор даже стае волков. Только сильный голод может заставить волков напасть на этих крупных животных.

Тибет. Уйти и не вернуться

На берегу Нам Тсо возвышаются скальные образования. В их глубине таятся пещеры, которыми издревле пользовались отшельники для созерцательной практики. Некоторые из отшельников до сих пор скрыты от любопытных глаз. Чтобы добраться до многих из них, необходимы навыки скалолазания.

Тибет. Уйти и не вернуться

Есть и доступные пещеры, в которых при определенном уровне смелости можно провести ночь. Не исключено, что на смельчака, решившего переночевать тут, снизойдет озарение. После посещения таких мест возникает непреодолимое желание жить созерцательной жизнью на манер тибетских отшельников.

Тибет. Уйти и не вернуться

Можно попробовать пролезть через довольно узкую расщелину, которая, согласно старинным легендам, наделена мистическими свойствами кармического очищения. Нужно постараться это сделать самому. Но если чувствуешь, что застрял или не хватает сил, на помощь придут друзья или проходящие мимо паломники-тибетцы.

Тибет. Уйти и не вернуться

На обратном пути к непальской границе можно посетить северный базовый лагерь Эвереста (высота 5200 м), находящийся на тибетской стороне. Высочайшая вершина мира Эверест (8848 м) имеет несколько имен. Чомолунгма (Джомолунгма) – именно так, почтительно, называют ее тибетцы. В приблизительном переводе это означает «Мать Земли». Чомолунгма издревле была священной горой и местом паломничества жителей Тибета.

Тибет. Уйти и не вернуться

В древности с северной стороны подножия Чомолунгмы жили монахини-отшельницы. На горных склонах до сих пор можно увидеть руины скромных жилищ и стены монастырей. На протяжении многих веков Тибет остается загадочной и тайной страной, сохранившей древнюю мудрость, давно утраченную в других местах.

Тибет. Уйти и не вернуться

Местами лишь молчаливые чортены, хранящие кремированные останки пробужденных лам, могут указать на тайные места обитания древних тибетских мистиков. На большой глубине под ними находится пещера, в которой по преданиям во время своего путешествия по Тибету в VIII веке нашей эры медитировал великий йогин Падмасамбхава. Еще раньше эта пещера служила пристанищем для магов и колдунов религии Бон. Местная природа и собственная склонность к скрытности помогли странствующим отшельникам надежно изолировать себя от остального мира.

Тибет. Уйти и не вернуться

На холме сразу за базовым лагерем Эвереста мы встретили местную женщину, которая, несмотря на сильные порывы холодного ветра, разложила несколько самодельных вещей и украшений на продажу. Не теряя времени, она продолжала вязать свитер из шерсти яка, готовясь к зиме.

Тибет. Уйти и не вернуться

Скоро наступит зима и вся страна покроется чистым белым снегом. Перевалы, дороги и долины, ведущие к подножиям высочайших гор, будут заблокированы. Эти места станут снова доступны не раньше апреля, когда под лучами весеннего солнца растает снег и зацветут в горных долинах рододендроны.

Тибет. Уйти и не вернуться

В завершение рассказа мне хочется поделиться словами своего друга – Гульшат Турлубековой: «Уйти и не вернуться… Мы никогда уже не сможем возвратиться из путешествия, возвратиться прежними. Что-то меняется в нас самих. Изменяется видение этого мира, кардинально и необратимо. Псевдоактивная жизнь, окружающая нас ежедневно, – лишь неутомимая суета, с помощью которой мы пытаемся придать смысл бесцельно прожитым дням. А чем, собственно говоря, является в действительности эта заветная цель? К чему мы так стремимся изо дня в день? В этом суетном мире порой необходимо сделать паузу».

Поделись
Saladin Mahmud
Saladin Mahmud
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000