VOX POPULI Владимир Третьяков Екатерина Лейман 10 декабря, 2014 11:59

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность
"Слепой музыкант" едва ли вызовет интерес в наше время. Во-первых, литературное произведение может показаться многим обыкновенной выдумкой. Во-вторых, среди нас есть люди, чьи истории намного сильнее и трагичнее. VoxPopuli рассказывает о необычных детях с поразительно сильным желанием жить и творить. Эти дети стали участниками выставки скульптур "Образ на ощупь".
Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

Знакомьтесь (слева направо): Алишер, Айдана и Тогжан - ученики школы-интерната №4 им. Н. Островского для слепых и слабовидящих детей. Они никогда не видели мир таким, каким он является на самом деле. Эти дети воспринимают все вокруг на ощупь. И передают в скульптурах из пластилина то, что не могут видеть.

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

"Мне нетрудно жить и не видеть, правда. Я просто не знаю этого ощущения. Не могу представить, какой бы была моя жизнь, если бы я умела видеть. Это, наверно похоже на сверхспособность - видеть предметы, понимать, какие они, различать их. Я не жалуюсь. Жалость - это плохо. Лепить мне тоже нетрудно. Я ориентируюсь на слова, описывающие предмет. Когда учитель подробно рассказывает о предмете, я могу быстрее сориентироваться и понять, как я буду его делать. Чтобы слепить кесе, мне нужно ощутить ее форму и размер", - говорит 15-летняя Айдана.

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

"Я беру в руки предмет. Потихоньку ощупываю его, осторожно вращаю, чтобы не уронить, осознаю, какого он размера. Кесе круглая. Я знаю, что такое круг, поэтому мне не трудно сделать кесе круглой формы. Я запоминаю многие вещи по их контурам. Иногда я опасаюсь, что я представляю себе предмет определенным образом, а он на самом деле выглядит по-другому. Я ощупала кесе, нужно поставить ее на место. Мои руки запомнили форму, теперь мне нужно взять пластилин", - продолжает девочка.

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

"Я знаю, что пластилин - пластичный материал, которому можно придать любую форму. А еще говорят, что он разноцветный. Я в это верю, хотя я никогда не видела цветов. Пластилин в этот раз жестковатый - нужно подержать его в ладонях, чтобы он стал мягче. Потом мне нужно оторвать от него маленький кусочек. Учитель поможет определить правильный размер. У меня в руках черный пластилин. Черный - темный цвет. Теперь буду начинать лепить… у меня получается?" - спрашивает Айдана у своего учителя Павла Шорохова.

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

"Помочь тебе, Айдана?" - спрашивает скульптор. "Давай придадим пластилину необходимую форму? Вот, держи основу. Аккуратно, очень аккуратно, не торопись" - советует учитель.

"Мне нужно вращать этот кусочек и разминать его пальцами. Вот так. Не нужно торопиться, нужно делать все аккуратно. Это напоминает мне игру на клавишах, такое занятие меня успокаивает. Это похоже на кесе? Хорошо. Я не буду ее украшать. Нет, мне нетрудно это сделать, просто хочу, чтобы чашка получилась именно такой. Кажется, основа готова. Вроде бы она ровная. Поправьте, пожалуйста. Спасибо. Я хочу сделать стенки. Не дадите мне еще кусочек пластилина? Спасибо!" - говорит Айдана.

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

"Его опять нужно смягчить, чтобы было легче работать. Готово. Сейчас, только саму кесе найду. Вот она. Аккуратно прикрепляю стенки к дну чашки. Так, тут непонятно. Можно потрогать кесе? Спасибо. Все, теперь поняла. Сейчас сделаю. Потихонечку провожу вдоль дна. В правильном же направлении? Вот, теперь точно все. Вам нравится? И мне нравится", - радуется Айдана.

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

Тогжан сидит очень тихо, ее совсем не слышно. Она ждет, когда наступит ее очередь прикоснуться к чаше.

"Перед работой мне нужно сосредоточиться. Я тоже собираюсь сделать кесе. Мне кажется, это интересно - делать то, что ты никогда не видел. Нужно пощупать чашку. Можете ее подать? Спасибо. Пластилин слишком твердый, потому что холодный. Сейчас он станет мягче - у меня же ладошки теплые, поэтому и он согреется. Нужно подержать еще чуть-чуть. Что-то не получается. Помогите, пожалуйста. Так, хорошо. Вот я разминаю его, нужно осторожно", - говорит Тогжан.

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

Учитель Павел Иванович подходит к Тогжан. Девочка и учитель разминают пластилин. "Эти детишки плохо видят, но не теряют желания познавать мир предметов. Хорошо, что у них есть такая возможность - воспроизвести предметы искусства так, как они их ощущают, в меру своих физических возможностей", - в процессе работы рассказывает наставник.

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

Тогжан рассказывает: "Мне тяжело говорить, когда работаю. Нужно сосредоточиться. Сосредоточиться мне помогает музыка. В свободное время мне нравится играть на фортепиано. Как вы думаете, похоже на кесе? Кажется, нет. Дно у меня получается плоским, но так мне нравится больше. Зато второй такой чашки точно ни у кого не будет. Мне достаточно пощупать кесе один раз, я быстро запоминаю ощущения. Кажется, это более-менее похоже на тарелку. Я знаю, как выглядит тарелка. Не хочу, чтоб моя кесе была пустая и черная!"

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

"Какие цвета есть? Желтый - это какой? А розовый?" - спрашивает у нас Тогжан. Мы начинаем перечислять все, что есть.

"Да, думаю, они подойдут. Опять отделяю нужный кусочек и придаю ему форму. Помогите, пожалуйста, прикрепить его к тарелке. Вам нравится? Хорошо, что вам нравится. Хочу, чтобы в тарелке лежали фрукты. Что можно сделать?" - просит совета девочка.

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

"Яблоки и банан? Да, давайте. Яблоко небольшое, круглое, помещается в ладошку. Мне нравятся сладкие яблоки. Сделаете яблоко со мной? Получилось! Только листик у меня не получится – слишком он маленький. Спасибо, что помогли мне. Я не расстраиваюсь, когда у меня не получается, значит, получится что-то другое. А банан он продолговатый и тоже сладкий. Я просто сверну такую трубочку, и будет готово. Можно я положу фрукты в корзину? Спасибо. Думаю, что у меня получилась хорошая тарелочка. Я старалась", - с облегчением говорит Тогжан.

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

Алишер тоже не видел этот мир: "Я никогда не занимался искусством. Максимум, что я делал - брал уроки музыки. Для меня эти ощущения абсолютно новые, непохожие на то, что я испытывал раньше. Хорошо, что у меня есть такая возможность. Мне предстоит сделать мелкие детали для барашка. Я знаю, что у него необычный мех, вьющийся. Будет нелегко. Делать мелкие детали особенно трудно. Мне много рассказывали об этих животных. Я думаю, что у меня все получится. А если не будет получаться, я буду стараться еще сильнее".

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

Мальчик продолжает: "В руках у меня жесткий кусок пластилина, мне нужно сделать из него маленькие завитушки. Сейчас подойдет учитель и покажет, с чего начинать. Сначала мне всегда очень трудно: нужно долго привыкать к своему занятию, но потом оно начинает мне нравиться все больше и больше".

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

"Думаете, мне хватит этого пластилина? Пожалуйста, отделите нужную часть. Я буду катать маленькие "колбаски", а потом заворачивать их. Кому-то это может показаться смешным, но мне нравится это занятие. Я расслабляюсь. Я сосредотачиваюсь на лепке. Это отвлекает от всего. У меня достаточно друзей, но мало кто из них может разделить это мое увлечение. Мне не нравится, когда меня жалеют. Я ведь мужчина, я могу доказать, что я сильный. Просто сначала нужно пройти через это испытание" - размышляет Алишер.

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

"Мне нужно сделать несколько колечек, затем перейду к декорированию. Поможете придвинуть тело барашка поближе, а я закреплю колечки. Ровно? Это хорошо" - Алишеру нравится то, чем он занимается.

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

"Мне нравится, что у меня получилось. Я всегда буду рад тому, что у меня получается" - мальчик немногословен и скромен.

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

Дети поделились своими самыми сокровенными мыслями. Айдана хочет заниматься в будущем музыкой, работать на эстраде.

"Я хожу на вокал и очень люблю петь. Иногда мне дают сольные партии. На следующей неделе мы поедем в английскую школу и будем там выступать".

Алишер умеет играть в шахматы. Компанию в игре ему составляет или тренер, или близкий друг. Мальчик мечтает научиться играть на гитаре, причем на электрической, потому что "она выглядит круче".

А вот Тогжан мечтает открыть собственную швейную фабрику, чтобы шить одежду.

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

Результатом работы детей стала выставка "Образ на ощупь" в музее искусств им. А. Кастеева.

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

Организатором выставки стала Мария Черкасова - научный сотрудник Центра современного зарубежного искусства: "Дети в течение месяца занимаются в филиале государственного музея искусств им. А. Кастеева. В связи с тем, что у нас нет специализированных помещений, мы проводим занятия прямо здесь. Мы организовали для детей учебное пространство, привезли с собой рабочий материал, который был необходим для лепки: пластилин, инструменты и скульптуры".

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

По словам Марии, проект идет легко. Скульпторам просто работать с этими детишками. Так как такой проект проводится уже во второй раз, атмосфера здесь непринужденная.

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

А вот и выставка "Образ на ощупь" - результат кропотливого труда воспитанников школы-интерната №4 им. Н.Островского. В течение 10 занятий дети воссоздали торс "Сакена Сейфуллин" Бека Тулекова, "Женский портрет" ГегенеХиторян, "Всадника" Енсепа Молданиязова и множество предметов декоративно-прикладного искусства.

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

Участников выставки пришли поддержать и их друзья. Этот мальчик не принимал участия в выставке, но пришел сюда вместе с папой просто для того, чтобы ощупать скульптуры, почувствовать их.

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

По словам организаторов, цель проекта состоит прежде всего в том, чтобы продолжать регулярные занятия с детьми, предоставляя все необходимые для этого условия. Выставка поможет привлечь к занятиям еще большее количество учащихся, в том числе и из других специализированных школ для детей - инвалидов по зрению.

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

Проект реализован при поддержке Первого Президента Республики Казахстан. Партнерами проекта выступили Общественный фонд "Өнерland" и Управление по делам молодежной политики г. Алматы.

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

Один из экспонатов выставки.

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

Еще одна работа.

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

"Мы выступаем за регулярность и хотим, чтобы у детей была возможность заниматься искусством на постоянной основе. У нас есть год на то, чтобы усовершенствовать этот проект. На данный момент самая большая проблема - финансовая сторона, потому что такое финансирование открывается раз в год. Постоянной поддержки нашей инициативы пока нет, поэтому мы постоянно думаем о будущем проекта", - рассказывает Мария Черкасова.

Дети, для которых видеть мир - это сверхспособность

Важно, чтобы о таких детях помнили не только в момент организации выставки, но и на протяжении всего времени. Мы должны помочь этим детям понять мир касаниями. Большего у них просто нет.

Поделись
Владимир Третьяков
Владимир Третьяков
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000