VOX POPULI 23 декабря, 2014 12:10

Зачем Казахстану новые рельсы?

Зачем Казахстану новые рельсы?
Актюбинский рельсобалочный завод станет третьим по счету заводом в мире по прокатке длинномерных рельс. Стоимость проекта составила $399 млн, 70% которых – заемные средства Банка развития Казахстана. Корреспондент Vox populi посетил завод и увидел собственными глазами, как строятся с нуля предприятия такого размера.
Зачем Казахстану новые рельсы?

Ритмичный стук колес, колоритные пейзажи за окном, приятная беседа за чаем – таким был путь в Актобе, к месту моего фоторепортажа. Железная дорога с детства казалась мне чудом техники – железный гигант, везущий тебя в гости к бабушке, дальним родственникам или в летний лагерь.

Зачем Казахстану новые рельсы?

Если взглянуть на карту нашей страны, можно увидеть, что вся территория Казахстана пронизана нитями железнодорожных путей. И неудивительно – 94% пассажирских перевозок приходится на железную дорогу.

Зачем Казахстану новые рельсы?

Темп жизни увеличивается, и мы стараемся экономить время, которое тратим на дорогу. Мы выбираем самые короткие пути, самые быстрые поезда и самый безопасный способ передвижения. Но из-за изношенности железнодорожных путей все чаще сходят с рельс как грузовые, так и пассажирские поезда. В апреле этого года сошел с рельс пассажирский поезд Алматы-Атырау, а в мае на перегоне Черноводск-Бадам произошло крушение грузового состава. Эксперты отмечают, что надежность перевозок напрямую зависит от состояния железнодорожного полотна и от качества проложенных рельс.

Зачем Казахстану новые рельсы?

В любой крупной по площади стране процесс индустриализации был невозможен без строительства железнодорожных путей. В европейских странах, США, Японии, Китае и Австралии активно используются высокоскоростные поезда. За час они преодолевают расстояние в 350 км.

Зачем Казахстану новые рельсы?

Увеличивается количество направлений, по которым движутся скоростные поезда в Казахстане. Только за три летних месяца этого года скоростные поезда перевезли 289 тысяч пассажиров. Но, если сравнивать с поездами в развитых странах, казахстанские составы все еще слишком медленные. Достичь следующего скоростного режима можно только при условии использования рельс нового поколения.

Зачем Казахстану новые рельсы?

Рельсы используются человечеством с 16 века. Тогда они прокладывались для передвижения тележек с рудой, и изготавливались из древесины. На смену им пришли чугунные рельсы - хрупкие и недолговечные. В дальнейшем свою роль сыграл технический прогресс – сначала вместо чугуна стали использовать железо, а затем бессемеровскую сталь.

Зачем Казахстану новые рельсы?

Следующим этапом можно по праву назвать термоупрочненные длинномерные рельсы. Именно такие рельсы будет выпускать Актюбинский рельсобалочный завод (АРБЗ). На предприятии уже ведутся пусконаладочные работы; производство будет запущено в середине 2015 года. Завод будет производить продукцию фасонного проката и удлиненные термоупрочненные рельсы длиной 120 метров.

Зачем Казахстану новые рельсы?

Процесс производства строго охраняется и проверяется – установленное на заводе оборудование компании Siemens VAI является неотъемлемой частью уникальной технологии. Каждый этап производства строго контролируется – утечка информации на сторону недопустима.

Зачем Казахстану новые рельсы?

До настоящего времени удлиненные рельсы для скоростных поездов импортировались из России, Украины и других европейских стран. На данный момент у АРБЗ уже заключен десятилетний контракт на обеспечение рельсами АО "КазахстанТемирЖол". Мощность завода – 230 тысяч тонн среднего фасонного проката в год и 200 тысяч тонн железнодорожных рельсов – полностью покрывает потребности Казахстана в продукции такого рода.

Зачем Казахстану новые рельсы?

Участник госпрограммы ФИИР, АРБЗ имеет большой экспортный потенциал. В процессе обсуждения находятся контракты с Узбекистаном, Таджикистаном, Туркменией и Белоруссией.

Зачем Казахстану новые рельсы?

Марат Ибрагимов, директор по технологии и качеству АРБЗ:

– Сейчас завершается монтаж оборудования и начинается период пусконаладочных работ. Мы планируем начать работу с запуска печи. Далее все будет запускаться по технологической цепочке, что строго регламентируется графиком, предоставленным нам компанией Siemens VAI.

Зачем Казахстану новые рельсы?

Изготовление рельсов – многоэтапный процесс. Блюм подается в нагревательную печь, а затем, после индукционного нагрева, на холодильник с шагающими балками. Далее для лабораторных испытаний отбирается проба. После этого готовая продукция отправляется на отгрузку. К слову отмечу, что для строительства вышеупомянутой печи был вырыт котлован размером 9 метров 30 см, а для зачистки блюма от окалины - в 14 метров.

Зачем Казахстану новые рельсы?

Этот завод станет третьим в мире по прокатке длинномерных рельсов. Преимущество удлиненных рельсов заключается в том, что значительно уменьшается количество сварных соединений. Благодаря этому повышается безопасность и скорость движения поездов, уменьшается общий износ рельсов.

Зачем Казахстану новые рельсы?

– Принципиально отличается линия закалки. Это новейшая технология , уже опробованная в Китае. Теоретически она наиболее гибкая из всех существующих систем, так как режимы закалки меняются за счет соотношения ингредиентов. У нас есть возможность учесть все существующие на сегодняшний день категории качества рельсов. Мы удлинили эту систему на 24 метра. Одним из преимуществ нашей системы является наличие резерва, – говорит Михаил Зубарев, директор по производству АРБЗ.

Зачем Казахстану новые рельсы?

Учитывая секретность технологических процессов, промышленный объект охраняется службой безопасности. Простым посетителям на завод вход запрещен, но для меня сделали исключение. Пришлось подождать минут 30 в ожидании сотрудника-гида. На то, чтобы обойти весь завод, у меня ушло полдня. Это того стоило. Не каждый день представляется возможность увидеть, как развивается масштабное производство. Удивил меня цех длиной в 670 метров. Невозможно представить себе, сколько труда, времени и средств было вложено в данное сооружение.

Зачем Казахстану новые рельсы?

Мне удалось поговорить c Евгением Нестеренко. Получив образование в Самарском университете по специальности "Электрические станции", он начал свою трудовую деятельность на Актюбинской ТЭЦ. На завод он попал в самом начале зарождения проекта, вступив в рабочую группу в качестве инженера. Евгений прошел недельное обучение в Финляндии и работает сейчас начальником газопоршневой электростанции. Он рассказал мне, что г. Актобе испытывает дефицит электроэнергии, поэтому для рельсобалочного цеха была построена собственная электростанция.

Зачем Казахстану новые рельсы?

Город Актобе был выбран как место для строительства по многим причинам. В первую очередь, благодаря дешевому газу, который необходим для работы газопоршневой электростанции завода. Мощность станции будет большая - 40мВт ежегодно, половина произведенной электроэнергии будет поставляться в город. По территории региона проходят важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, соединяющие страны Средней Азии и Европы, благодаря чему Актобе является стратегическим транспортным узлом Западного Казахстана.

Зачем Казахстану новые рельсы?

Производство рельс и фасонного проката будет происходить по полному циклу – от запуска печи до отгрузки готового материала.

Зачем Казахстану новые рельсы?

После запуска завода на предприятии смогут работать более 700 человек. В данный момент в Казахстане нет собственного прокатного производства, поэтому для будущей работы на строящемся заводе приглашают опытных специалистов из Украины и России. Одновременно на завод привлекается местная молодежь. 14 человек уже прошли обучение в Римском университете материаловедения, который действует на базе Siemens VAI. Сейчас ведутся переговоры с одним из китайских заводов на предмет организации стажировки казахстанских кадров.

Поделись
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000