VOX POPULI Oleg Bitner 26 октября, 2014 20:35

Два дня среди кришнаитов

Два дня среди кришнаитов
В полдень одного из теплых сентябрьских дней я приехал на балхашские дачи, чтобы посмотреть, как живет местная община кришнаитов. Меня встретил человек с заразительной улыбкой – глава общины с духовным именем Гопичандра. Два дня, которые я провел здесь, открыли мне жизнь, которой я никогда не видел прежде. Когда-то Гопичандру звали Русланом. Предыстория его проповедничества такова: в начале 90-х он уехал учиться в Москву, где встретил друга, который занимался ведическими духовными практиками. Веды – самые древние и глубоко духовные писания в мире. Руслан с головой окунулся в их изучение и вскоре понял, что хочет посвятить Кришне всего себя.
Два дня среди кришнаитов

Вернувшись в Балхаш, он отвел одну комнату в своей квартире под алтарь, стал вести соответствующий образ жизни, совершенствовать свои познания, и вскоре у него появились единомышленники – «преданные». В 2000 году по совету духовного учителя Махараджа Руслан купил две дачи на берегу Балхаша и пару дойных коров – с них и началась история сельхозобщины.

Два дня среди кришнаитов

Приехав сюда, я сразу же окунулся в трудовые будни. Только что с пастбища пригнали коров на дневную дойку, иду за Гопичандрой в коровник. Нас встречает любопытный теленок, он так и норовит залезть мордой в объектив. Нескольких коров Гопичандра доит сам, остальных – другие члены общины.

Два дня среди кришнаитов

Рабочий день здесь начинается в 4 утра с утренней дойки, затем коров доят в полдень и третий раз – в 8 вечера, по приходу скота с пастбища.

Два дня среди кришнаитов

Гопичандра с ведрами надоенного молока возвращается в храм. Мы проходим через огород, засаженный помидорами, свеклой и другими овощами, урожая которых хватит общине на весь год.

Два дня среди кришнаитов

Из Индии кришнаиты привозят семена диковинных для нашей местности растений. Некоторые успешно выращиваются в балхашских условиях.

Два дня среди кришнаитов

Гопичандра показывает одно из них – горькую дыню. Она используется в блюдах в небольших количествах, как горчица в русской кухне.

Два дня среди кришнаитов

Мы заходим в большую пристройку к дому. Это храм, где проходят службы.

Два дня среди кришнаитов

Всюду на стенах картины с изображениями Кришны. Портреты основателей движения занимают в храме центральные места и украшены цветами. Алтарь с божествами Кришны был перевезен сюда из городского Центра сознания Кришны в Балхаше.

Два дня среди кришнаитов

Гопичандра рассказывает о технике перебирания четок. Четки перебирают в специальном мешочке гомукха (в переводе «коровий рот», или иначе «божественная речь»), это предохраняет их от лишних глаз. Указательный палец при этом высунут наружу, так как, по мнению кришнаитов, обладает отрицательной энергетикой, поэтому не участвует в процессе.

Два дня среди кришнаитов

В теплое время года члены общины едят на свежем воздухе – в прасадной. Прасад означает «пища, еда», к столу здесь приглашают словами: «Пойдемте попрасадничаем!». Тут же, в прасадной, делают овощные заготовки на зиму.

Два дня среди кришнаитов

Готовят пищу, как правило, на печи. В качестве топлива используется высушенный навоз.

Два дня среди кришнаитов

В качестве угощения мне предложили пиццу, все ингредиенты которой либо молочные, либо растительные. Пробую – блюдо действительно вкусное и нисколько не пресное. Гопичандра угощает меня свеженадоенным молоком. Тут я немного напрягаюсь, вспоминая, как в детстве в украинской деревне не мог пить парное молоко из-за его запаха. Но чтобы не обидеть хозяина, я решаюсь. На удивление, не чувствую никакого неприятного запаха, молоко сладковатое на вкус и, конечно, имеет мало общего с магазинным.

Два дня среди кришнаитов

Сейчас в общине живет десять человек. Отношения с соседями-дачниками у них хорошие. Видя трудолюбие кришнаитов, некоторые дачники отдают им ненужные стройматериалы или излишки урожая. Вечером мы идем с Максимом и Сергеем забирать благотворительную помощь соседа – доски от старого забора. Кришнаиты стараются не пользоваться техникой, поэтому все грузоперевозки у них осуществляют быки, запряженные в телегу.

Два дня среди кришнаитов

Цель организации общины – обучить людей простому образу жизни и возвышенному мышлению. А целью духовного развития в общине является достижение ее членами самоосознания и восстановление любовных отношений с Богом Кришной.

Два дня среди кришнаитов

Максим – человек в общине приходящий. Здесь он выполняет работы по хозяйству, настраивает компьютеры, а взамен получает кров, пищу и, самое главное, доступ к ударной установке. Максим – музыкант, носит ирокез и называет себя панком. Несмотря на то что он не разделяет идей кришнаитов, ему комфортно жить с ними. Он привык к вегетарианской пище и местному распорядку дня.

Два дня среди кришнаитов

Житель общины Сергей признается, что раньше беспробудно пил. Он опустился на самое дно и, только попав сюда, смог бросить эту привычку. Для Сергея нет неподъемной работы, и такие люди общине очень нужны.

Два дня среди кришнаитов

Ирина – жена Сергея. Она стала приходить сюда давно, но жизнь в общине предполагает определенные аскезы, и, не выдерживая этого, Ирина несколько раз уходила. Бывало, они с Сергеем уходили вместе, но Гопичандра прощал их и принимал назад. В последнее время срывы прекратились. Ирина готовит, стирает, ухаживает за огородом и скотиной. С удовольствием участвует в утренних молитвах.

Два дня среди кришнаитов

Простые на первый взгляд принципы, по которым живет община, оказываются многим не по силам. Основных принципа четыре. Первый – не употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца. Здесь также не употребляют одурманивающие вещества, такие как алкоголь, наркотические средства, табак. Преданные Кришны отказываются даже от чая и кофе из-за содержащегося в них кофеина. Третий принцип – не вступать в половые отношения вне брака. И последнее – жить без обмана, махинаций и азартных игр.

Два дня среди кришнаитов

Я провел в общине ночь и назавтра с раннего утра был приглашен на утреннюю службу. Распорядок дня в общине таков: в 4.00 подъем, полное омовение, молитва, мантры-медитации на четках. Это делается для очищения сердца и ума, а на продвинутом уровне – для общения с Богом. В 7.00 утренняя служба, вознесение молитв духовному учителю и Кришне, затем обсуждение священного писания Шримад-Бхагаватам, где описываются игры и деяния Кришны. В 9.00 завтрак, прасад – принятие освященной пищи. После завтрака хозяйственная деятельность.

Два дня среди кришнаитов

Когда в храме собираются все преданные, Гопичандра открывает алтарь и начинает службу. Гопичандра берет индийский барабан – мриданги, и постепенно сонный речитатив мантр переходит в песню.

Два дня среди кришнаитов

Каждый может поддержать ритм хлопками или отбивая его маленькими звонкими тарелочками – караталами. Периодически участники службы совершают поклоны перед алтарем. Ритм ускоряется, люди в танце синхронно то приближаются, то отдаляются от алтаря. Танец заканчивается, кришнаиты садятся и повторяют за Гопичандрой слова молитвы.

Два дня среди кришнаитов

Гопичандра берет в руки священную книгу и начинает читать очередную главу. Все внимательно слушают. По окончании лекции служба заканчивается, преданные расходятся каждый по своим делам.

Два дня среди кришнаитов

Знакомлюсь с Индирой. Девушка специально приехала из Балхаша поучаствовать в утренней службе. С кришнаитами она познакомилась в 13 лет. Сначала ей очень понравилась внешняя атрибутика этой религии – красивые наряды и индийские песни. Постепенно, участвуя в праздниках и обрядах, Индира прониклась идеями движения «Харе Кришна». После утренней службы в ее глазах спокойствие и счастье – похоже, что мысленно она еще на служении.

Два дня среди кришнаитов

Карина – карагандинка, ездила с Гопичандрой в Алматы на фестиваль и решила на обратном пути пожить несколько дней в балхашской общине. Посещает Общество сознания Кришны в Караганде. Носит сари.

Два дня среди кришнаитов

Виктор воспитывался в детдоме семейного типа. Потом работал, неплохо зарабатывал, но был одинок, и ему была чужда жизнь сверстников. В общину его как-то раз привела сестра Мадина, и уже на следующий день он вернулся сюда со своими вещами.

Два дня среди кришнаитов

Никунджа Виласинидевидаси – мама Гопичандры, в миру Зинаида Георгиевна. На пенсии, бывший главный бухгалтер одного из балхашских предприятий. Она приняла религиозный выбор сына и очень много сделала для становления балхашского отделения Общества сознания Кришны. Полгода прожила с Гопичандрой в Индии, после чего получила духовное имя.

Два дня среди кришнаитов

Вечером Гопичандра собирается ехать за водой на колонку. Быков выводят из стойла и запрягают в телегу-бочку.

Два дня среди кришнаитов

Клички быков – Нарасимха и Нитай. У быков нет заднего хода, поэтому разворот на узкой дороге невозможен, путь нужно планировать заранее.

Два дня среди кришнаитов

Обратно быки идут с гораздо большей охотой в надежде получить честно заработанный корм.

Два дня среди кришнаитов

Мы прощаемся на берегу Балхаша. Последний снимок Гопичандры в его парадном шафрановом дхоти делаю уже при взошедшей луне. Глава балхашской общины приглашает приехать в гости при первой же возможности. И хоть кришнаитом я не стану, чувствую, что с удовольствием снова встречусь с людьми, которых узнал здесь. И наверняка, когда я вернусь домой, послушаю песню «Крематория» «Харе Рама», благодаря которой когда-то впервые узнал о кришнаизме.

Поделись
Oleg Bitner
Oleg Bitner
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000