VOX POPULI Константин Вишниченко Ирина Гудова-Вишниченко 20 октября, 2014 22:33

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner
Как ТОО «СарыаркаАвтоПром» собирает 250 внедорожников в месяц и почему на заводе играет классическая музыка, узнали корреспонденты Vox Populi.
Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

«Наше должно быть отличным!», «Чтобы вникнуть в ситуацию – нужно пойти и посмотреть самому!»… Плакаты. Это первое, что бросается в глаза в цехах завода ТОО «СарыаркаАвтоПром».

Как оказалось, этот опыт перенят у японцев. Костанайцы его взяли на заметку на японском заводе Toyota. И, едва был смонтирован цех, в нем разместили плакаты. Это, по мнению руководства завода, мотивирует на создание качественного продукта.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

ТОО «СарыаркаАвтоПром» – первое предприятие в Казахстане, которое перешло на мелкоузловое производство, включая сварку, окраску и сборку. Базируется оно на костанайском автомобильном заводе, чья цель – автомобиль на 100% made in Kazakhstan

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

Система мотивации здесь просматривается и в оценке труда людей, делающих первые внедорожники казахстанского производства. Средняя их зарплата – 90 тысяч тенге, не считая премий. При начислении премии учитывается все: допущенный брак в работе, опоздания или же, наоборот, инициатива, перевыполненный план, качество.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

Все начинается в цехе сварки. Здесь в основном работают молодые парни 20–25 лет. Вчерашние выпускники местных колледжей и вузов. Во-первых, потому что их проще переучить, во-вторых – здесь нужно и бегать, и прыгать, и физическую силу применять.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

– Все детали приходят из Японии, штампованные, мы их свариваем, – поясняет бренд-менеджер Александр Ревенко. – Штамповочное оборудование – это очень дорого, окупается после миллиона кузовов. Возможно, когда-то это будет и в Костанае. Пока же у нас план на год – 3 тысячи автомобилей.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

Один сварочный аппарат весит 50 кг.

Вся эта техника была сначала собрана в Японии. Проверена, а потом разобрана и отправлена в Костанай. Японские специалисты во время сборки несколько раз приезжали в Казахстан. Линеечками замеряли все стеллажи. В их схеме было прописано, где и под каким углом они должны стоять, до миллиметра! Цель – работник не должен делать даже лишнего шага, поворота, наклона.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

Еще японцы запомнились костанайцам повышенной секретностью. Никаких схем, только картинки будущих цехов. Такова политика компании. Все, что в ней разработано, принадлежит только ей. У сотрудников пронумерованные ноутбуки и флешки. Причем к ноутбуку подходит только служебная флешкарта. Вся история копирования записывается и потом проверяется японской службой безопасности.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

Время, потраченное впустую, – здесь огромная роскошь. Эта экономия, понятное дело, повышает эффективность работы. Но не это главное, пояснили японцы, при таких расчетах обустройства рабочего места и человек меньше устает. Такая забота о рабочих. Но не стоит сильно обольщаться. Конвейерный режим диктует свои правила. Вот такой график работы. За день два перекура по 10 минут и один час на обед. Некоторые сотрудники шутят: под ритм конвейера так подстраиваешься, что и в туалет по графику ходишь.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

Сварщику Вадиму Симонову всего двадцать, а он уже бригадир:

– Я учился в автодорожном колледже. После уехал домой на уборку пшеницы. Сезон отработал и вернулся в город. Здесь и узнал, что набор идет. Учили нас японцы. Я жалею лишь о том, что японского не знаю. У них какой-то совсем другой подход к работе. Они с желанием все делают, а не потому, что так надо. Я считаю, мне очень повезло, что у нас в Костанае открылось такое производство. В 20 лет у меня такой опыт, о котором я и не мечтал.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

Кузов приходит в Костанай разобранный. Задача сварщика – собрать его за 34 минуты. За день получается примерно 11–12 кузовов. Первый пробный кузов костанайской Toyota, вспоминают ребята, еще под руководством японцев они за одну смену сварить не успели. Сейчас даже смешно, а ведь прошло всего 8 месяцев.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

– Именно эту модель Toyota в Средней Азии собирают только в Костанае, – отметил Александр Илларионов, приглашенный специалист, поменявший на Костанай работу на АвтоВАЗе. – Мне кажется, то, что сейчас происходит в Костанае, – это событие для всего Казахстана. Мне есть с чем сравнивать. За год здесь совершен сильный рывок вперед. Еще год назад подчистую сносили старое оборудование, станки и на ровном месте начинали возводить цеха. Не прошло и года – и вот, сами видите.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

После сварки полуфабрикаты Toyota попадают в тиски измерительной лаборатории. Здесь специалисты проверяют геометрию кузова.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

А вот то, что каждый кузов принимает по 13 ванн, об этом не все автолюбители знают. В каждой ванне разные химические растворы. Они очищают кузов от разного рода веществ, которые могут сделать окраску просто бесполезной. Дает это «купание» и антикоррозийный эффект.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

Помимо химического циркулярного душа авто еще и принимает катафорезную ванну. То есть моется машина под разрядами тока. Это дает будущему окрашиванию эффект равномерности. Возле ванн то запах кислоты, то ионизированного воздуха.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

После купания – сушка. Печь с жаром 180 градусов. Что касается окраски, тут колористы Toyota будущим ее владельцам готовы идти навстречу. Линейка цветов широкая.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

На этом этапе работают в основном мужчины. Зато мастер участка нанесения мастики – Алена Мороз, приехавшая год назад в Костанай из Украины. Сама себя Алена называет серым кардиналом. Не всегда заметна, но всегда рядом, контролирует работу подопечных.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

Днище покрывается и противошумной мастикой.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

И вот, когда кузов готов к преображению, за него берутся специалисты по грунтовке. Мастику наносят вручную, на каждый сварочный шов. Это для герметизации, чтобы в салон не попадала ни вода, ни даже запахи.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

На этом этапе преображения в рядах рабочих появляются девчата.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

На сборке их и вовсе большинство.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

Умело орудуют шуруповертами, выдавая 8 автомобилей в час.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

Говорят, они работают аккуратнее мужчин. Это, кстати, во время своего визита на завод отметил и Нурсултан Назарбаев. И вот здесь, будто намеренно, для прекрасной половины завода японская техника то и дело включает разные классические мелодии.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

Как оказалось, так система сообщает о новом этапе работы. К обычному пиканью быстро привыкаешь, а тут – классика.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

Вот так эстетично происходит рождение казахстанской Toyota.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

После сборки начинаются многочисленные этапы проверки.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

Контролируют как внешний вид, так и функциональность авто.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

Затем тестовый полигон. Вибрация, шум, торможение, повороты, поведение на неровной дороге – здесь оценивается все. А потом снова в цех: контролеры-слесари смотрят, как авто отреагировало на первый пробег.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

Процесс сборки Toyota Fortuner, на самом деле, если рассчитать его на одну машину, занимает всего полтора часа.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

Стоимость костанайской Toyota в сервисных центрах – от 37 тысяч долларов.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

В цехах по сборке Toyota практически каждый день журналисты. Особенно интересуется костанайским автопромом республиканская пресса. Рабочие смеются: «Не цех, а съемочная площадка какая-то».

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

Они к этому уже настолько привыкли, что просто не обращают внимание.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

Президент Нурсултан Назарбаев, посетив костанайский автомобильный завод, оставил свой автограф на одном из автомобилей. С того момента на данную машину выстроилась очередь из желающих ее купить, но решено было оставить экземпляр в музее предприятия. Пока последний строится, президентская Toyota уже побывала на выставке в Астане. На днях автограф президента вернулся в Костанай.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

– Все понимают, что происходящее здесь, конечно, событие, – отмечает Бакчан Хусаинов, начальник конструкторского бюро, профессионал с 40-летним стажем. – Вот я, когда по Костанаю еду и встречаю на дороге нашу Toyota, то так приятно на душе становится. Не за себя даже. За страну. Я вам так скажу, мы многое можем. И японцы с нами не зря сотрудничать стали. Вот только, передавая нам опыт, и у нас, между прочим, кое-что перенимали. Интересовались, спрашивали, записывали…

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

Вот так, под классическую мелодию и фотовспышки камер, рождается новый казахстанский продукт. С названием, которое дословно переводится как «успешный». И старт, кажется, стал таковым. На сегодняшний день из 380 произведенных в Костанае внедорожников Toyota Fortuner уже продана практически половина. За 8 месяцев.

Сделано в Казахстане: Toyota Fortuner

Пока им знакомы лишь казахстанские дороги. Международный рынок – планы на будущее.

Поделись
Константин Вишниченко
Константин Вишниченко
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000