VOX POPULI 3 ноября, 2014 16:03

Дефицит – король автозаправок Казахстана

Дефицит – король автозаправок Казахстана
В Казахстане будет сформирован стабилизационный фонд в объеме 50 тыс. тонн бензина, или десятидневной потребности республики в АИ-92. Об этом несколько дней назад сообщил вице-министр Казахстана Узакбай Карабалин.
Дефицит – король автозаправок Казахстана

Тем временем Алматы вслед за Уральском и Рудным столкнулся с проблемой дефицита бензина. На автозаправочных станциях бензин продают только по талонам.

Григорий Ратинян, футболист, 24 года:

– Только что передо мной девушка заправилась и уехала, а мне бензина не досталось. Придется припарковать машину на пару дней, а что делать? После того как бензин подорожал, я смешивал несколько разных видов, теперь, кажется, за ремонт бензонасоса больше отдам.

Дефицит – король автозаправок Казахстана

Адильжан Утегенов, водитель, 54 года:

– Бензина, бывает, не хватает. Живем в стране, которая нефть добывает и продает, но постоянно сталкиваемся с очередями на заправках и сезонным повышением цен. Самое плохое, что повышение цены на бензин приводит к удорожанию других товаров.

Дефицит – король автозаправок Казахстана

Напомним, 21 августа 2014 года в Казахстане цена самого популярного бензина марки АИ-92 повысилась со 115 до 128 тенге за литр. Дизельное топливо подорожало до 115 тенге за литр (прежняя цена – 102 тенге).

Дефицит – король автозаправок Казахстана

Эксперты и участники рынка объясняют эту проблему ростом оптовых цен на бензин, а также тем, что отечественные НПЗ обеспечивают только 60% потребностей казахстанского рынка.

Дефицит – король автозаправок Казахстана

Согласно прогнозам участников рынка, в следующий раз топливо может подняться в цене уже будущей весной, а может, и в ноябре. Основной вывод специалистов: топливный рынок Казахстана будет лихорадить до тех пор, пока республика зависит от российских производителей.

Дефицит – король автозаправок Казахстана

Бензиновая зависимость Казахстана длится уже давно, и хотя власти каждый год говорят про улучшение ситуации, все остается по-прежнему. Топливную независимость Казахстан планирует обрести к 2017 году, удовлетворив потребность казахстанского рынка в бензине за счет местного производства.

Дефицит – король автозаправок Казахстана

Модернизация Атырауского нефтеперерабатыващего завода (АНПЗ) – первый шаг к этой независимости. Чтобы узнать, как обстоят дела на АНПЗ и какие ведутся работы, журналист Vox Populi вылетел в Атырау.

Дефицит – король автозаправок Казахстана

На Атырауском нефтеперерабатывающем заводе (АНПЗ) в конце 2014 года будет завершен очередной этап проекта по модернизации производства – будет введен в эксплуатацию комплекс по производству ароматических углеводородов.

Дефицит – король автозаправок Казахстана Дефицит – король автозаправок Казахстана Дефицит – король автозаправок Казахстана Дефицит – король автозаправок Казахстана

К проектированию завода приступили в 1943 году на основании планового задания Наркомата нефтяной промышленности СССР. Строительство завода шло в нелегких условиях военного времени, в нем принимали участие более 10 тысяч человек. Завод был пущен в эксплуатацию 8 сентября 1945 года. Первой продукцией завода был автомобильный бензин.

Дефицит – король автозаправок Казахстана

Первоначальная мощность завода составляла 800 тыс. тонн нефтепродуктов в год и базировалась на нефти Эмбинского месторождения. После ряда реконструкций производительность завода составила 550 тыс. тонн горючего в год, зато заметно улучшилось качество продукции.

Дефицит – король автозаправок Казахстана Дефицит – король автозаправок Казахстана

Ввод в эксплуатацию комплекса по производству ароматических углеводородов (КПА) позволит довести объем производства завода до 600–873 тыс. тонн бензина в год. Причем большая часть выпускаемого бензина будет высокооктановой. Для сравнения: сейчас завод производит 550 тыс. тонн горючего в год, из которых только 40% составляет бензин марки АИ с октановым числом 92 и выше. Гибкая технологическая схема планируемого комплекса КПА предоставляет возможность варьировать выпуск конечной продукции (топливный вариант или нефтехимический) в зависимости от потребностей внутреннего рынка в автобензине и нефтехимическом сырье.

Дефицит – король автозаправок Казахстана

Третий этап реконструкции завода – строительство комплекса глубокой переработки нефти (КГПН) – планируют завершить к 2016 году. Тогда производство высокооктанового бензина вырастет до 1,5-1,6 млн. тонн в год.

Дефицит – король автозаправок Казахстана

Ибрагим Каирлиев, сотрудник Атырауского НПЗ:

– В комплекс производства ароматики входят две установки. Первая – каталитический реформинг, где производят бензол и компоненты высокооктанового бензина. Он работает по двум вариантам: топливному и нефтехимическому. Вторая установка – Paramax, на ней производят сырье для нефтехимического комплекса.

Дефицит – король автозаправок Казахстана

Общая стоимость проекта составляет 2,9 млрд долларов.

– Реконструкция производства по переработке нефти - капиталоемкий и технологически сложный проект с большим сроком окупаемости. Он невозможен без привлечения долгосрочного финансирования. Казахстанские коммерческие банки такие проекты, как правило, не имеют возможности кредитовать. Поэтому мы в свое время обратились в Банк развития Казахстана и получили необходимую поддержку, – отметил Нурлан Кейкин, управляющий директор по капитальному строительству и реконструкции ТОО «Атырауский НПЗ».

Дефицит – король автозаправок Казахстана Дефицит – король автозаправок Казахстана Дефицит – король автозаправок Казахстана

В результате проект профинансировал Банк развития Казахстана (БРК), выделив заемные средства на 13 лет.

– Такого рода проекты требуют недорогого и долгосрочного фондирования, поэтому для его поддержки мы привлекли кредитную линию китайского Эксимбанка на сумму более миллиарда долларов США, – рассказывает заместитель руководителя проектной дирекции БРК Сандугаш Кенжебаева.

Дефицит – король автозаправок Казахстана

БРК также рассматривает возможность финансирования проектов двух других нефтеперерабатывающих заводов страны. На очереди – реконструкция Шымкентского НПЗ.

Дефицит – король автозаправок Казахстана Дефицит – король автозаправок Казахстана Дефицит – король автозаправок Казахстана Дефицит – король автозаправок Казахстана
Поделись
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000