VOX POPULI 3 октября, 2014 11:13

День учителя: «Он стал моим примером для подражания»

День учителя: «Он стал моим примером для подражания»
Ежегодно 5 октября отмечается Всемирный день учителя. В репортаже к Дню учителя три героини разных поколений рассказывают о том, каково это – быть педагогом сегодня.
День учителя: «Он стал моим примером для подражания»

Раиса Бахрасовна Изимбаева, стаж работы более сорока лет, преподаватель в начальных классах школы-гимназии №35:

– В школе я была скромной, тихой ученицей. Мой учитель математики сказал, что если я не обрету больше уверенности в себе, то ничего не добьюсь в жизни. Он стал моим примером для подражания, поэтому я особенно не сомневалась с выбором профессии. Десять лет проработала учителем географии в старших классах, но потом наша семья переехала в небольшое село под Мангистау, а в местной школе было место только учителя начальных классов. И как только я начала работать с ребятами 1–4-х классов, сразу поняла: это мое! В этом возрасте закладывается фундамент будущей личности, мне стало интересно принимать участие в этом процессе.

День учителя: «Он стал моим примером для подражания»

– За долгие годы, что я проработала в школе, образование значительно изменилось к лучшему, процесс обучения стал более гибким. Дети сейчас более развиты, чем их сверстники прошлых лет. Они имеют практически неограниченный доступ к информации и чаще всего приходят в школу с обширными знаниями в различных областях. Задача современных педагогов – систематизировать эти знания, а это сделать сложнее, чем научить чему-то с нуля.

День учителя: «Он стал моим примером для подражания»

Раиса Бахрасовна замечает, что в наше время детей достаточно трудно по-настоящему заинтересовать учебой:

– Их внимание постоянно рассеяно. Чтобы увлечь школьников, нужно подавать материал в более занимательной форме. Больше игр, картинок, стихов и загадок. И когда замечаешь искорку интереса в глазах хотя бы одного из учеников, приходится стараться, чтобы она передалась и другим.

День учителя: «Он стал моим примером для подражания»

– Чтобы разговаривать с учениками на одном языке, нужно постоянно следить за новыми веяниями: популярным кино, музыкой, литературой.

Дети сейчас практически не читают классические произведения, и чтобы они проявили к этому интерес, их нужно заинтриговать. На уроках биологии, например, я цитирую подходящие к теме отрывки из прозы и поэзии. Иногда после этого мои ученики идут в библиотеку, чтобы прочитать книгу полностью.

Хотелось бы иметь равномерно и стабильно развивающуюся учебную программу. Сейчас ее меняют практически каждый год, то увеличивая, то сокращая часы на определенные предметы. Ни преподаватели, ни ученики не успевают к этому подстроиться.

День учителя: «Он стал моим примером для подражания»

– При работе с детьми доброта должна быть на первом месте, окрики делу не помогут. У каждого индивидуальный характер – результат особенностей воспитания. Нужно постараться понять каждого ученика, и тогда он ответит тебе уважением.

Многие бывшие ученики до сих пор общаются со мной, иногда заходят на чай.

День учителя: «Он стал моим примером для подражания»

Елена Михайловна Муляева, стаж работы 18 лет, учитель литературы в старших классах в гимназии №4 им. А.С. Пушкина:

– Все мои сверстницы в юности мечтали о профессии учителя или врача. Я же хотела стать следователем по особо важным делам! Хотела поступать в КазГУ на соответствующую специальность, но для этого нужно было иметь два года стажа работы в правоохранительных органах. Отец сказал, что не позволит мне терять эти два года, и мне пришлось выбирать между факультетами истории и филологии. Филология оказалась ближе. Работать я сразу пришла в школу №4, это очень старое учебное заведение со своими традициями, и одна из главных – ее бывшие ученики приводят потом сюда своих детей и внуков. Мои тетя и дядя учились здесь, а мама работала преподавателем в младших классах, так что у меня с местом работы все было предопределено.

Даже в самые переломные и тяжелые времена наша школа оставалась островком стабильности. Здесь практически ничего не менялось в хорошем смысле этого слова. Тут своя ни с чем не сравнимая атмосфера, и поэтому, когда мне предлагали работу в частных лицеях с приличной зарплатой, я отказывалась, оставаясь верной родной школе.

День учителя: «Он стал моим примером для подражания»

– Я не хочу критиковать советскую систему образования. Меня в ней все устраивало, даже та излишняя строгость, когда у девочек проверяли длину ногтей по утрам и могли заставить их подстричь. Самое главное – нам не позволяли легкомысленно относиться к занятиям. Преподаватели старшего поколения хорошо это помнят и стараются сохранить такое отношение. Другое дело, что многие из них уже устали, прошли через эмоциональное выгорание и приходят на уроки без энтузиазма. Но если убрать их из школы, то кто останется? Большинство молодых преподавателей не воспринимают эту работу как призвание. У них на лицах написано, что школа – это некая каторга, которую нужно потерпеть до тех пор, пока не подыщешь что-нибудь получше. Недостаток хороших кадров сегодня очень ощутим.

День учителя: «Он стал моим примером для подражания»

– От работы в школе нужно получать удовольствие, тогда и ученики будут относиться к твоему предмету с интересом. При общении с ними важно, сохраняя минимальную дистанцию, не оторваться от них совсем. Близость должна присутствовать. Я хожу со своими учениками на прогулки, иногда мы отправляемся в походы в горы. На уроках я разговариваю со старшеклассниками не только о литературе, мы обсуждаем последние события в мире. Так в классе формируется доверительная атмосфера. Если я кого-то критикую, то старюсь не обидеть ученика, а донести, что именно ему нужно исправить. И еще важно иметь хорошее чувство юмора.

Многие бывшие ученики относятся ко мне с благодарностью. Теперь, когда я выезжаю за рубеж, иногда останавливаюсь у некоторых из них. Первого сентября и в день рождения выпускники разных лет навещают меня. Думаю, для них это возможность вспомнить один из ярких периодов их жизни.

День учителя: «Он стал моим примером для подражания»

– Работая учителем, нужно все время оставаться современным. Компьютерная грамотность как условие работы уже даже не обсуждается. А если смириться с тем, что ты безнадежно отстал от новых веяний, и не пытаться их догнать, контакта с учениками установить не удастся.

На уроках мы используем не больше 30% от потенциальных возможностей, которые дают новые технологии. У учеников есть возможность самостоятельно искать информацию, но при этом нужно научить их, как выбрать действительно полезное. Бывает, что в интернете указаны одни данные, я озвучиваю другие, а в учебнике написана третья позиция. Я была бы не против, если бы у каждого на уроке был планшет. Также не возражаю, когда ученики пользуются интернетом для написания творческих работ. Главное, чтобы они понимали, о чем пишут.

День учителя: «Он стал моим примером для подражания»

– Все современные казахстанские учебники, по крайней мере по литературе, нужно просто сжечь. Они никуда не годятся. Знания в них преподносятся в неудобоваримой форме для разума старшеклассника. Они имеют массу ошибок и в целом написаны непрофессионально. Книги для школ с математическим и гуманитарным направлением обучения отличаются только поворотом головы на портретах писателей. Я старюсь компенсировать это, как можно больше объясняя самостоятельно. Допустим, биографии писателей в учебниках изложены сухими цифрами. Я же для урока нахожу такие подробности, которые могут заинтересовать современных детей, дать им понять, что это были такие же люди, со своими радостям и горестями, а не безликие «пережитки старины».

Многие книги просто морально устарели. Казахстанские школьники больше не изучают историю России и потому не могут представить себе тех реалий, в которых живут литературные персонажи. Как прикажете им объяснять замысловатый язык поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? После изменения программы была разорвана межпредметная связь истории и литературы. В результате ученики путаются в событиях даже Великой Отечественной войны и Отечественной войны 1812 года!

Я не спешила бы включать в списки для обязательного чтения представителей современной литературы. Например, в 11-м классе изучают Пелевина. Сомневаюсь, что старшеклассники могут понять заумные произведения этого писателя.

День учителя: «Он стал моим примером для подражания»

– Мне не нравится современная система оценки знаний. Для сдачи ЕНТ нужны какие-то ущербные факты, имеющие мало общего со знанием предмета. Помимо тестов в русский язык и литературу нужно обязательно включить творческие задания. Не огромные шестистраничные сочинения, какие мы писали в советское время, но серию небольших мини-эссе. Пятибалльная шкала оценок уже устарела. Фактически она превратилась в трехбалльную, ведь единиц и двоек уже практически не ставят. Намного рациональнее было бы ввести десятибалльную систему. Кстати, у учеников также должна быть возможность оценить работу учителя.

В Министерстве образования также следовало бы задуматься о введении дифференцированной оплаты для учителей. Преподаватель математики не может получать за свою работу столько же, сколько учитель физкультуры. Также следует ввести доплату для учителей, чьи предметы входят в ЕНТ.

День учителя: «Он стал моим примером для подражания»

Юлдуз Абдусалиева, первый год работы, учитель истории в 8-х классах школы №51:

– В моей семье практически все работали в школе, но я учителем стала случайно. Хотела поступить на юридический в КазНУ им. аль-Фараби, однако баллов для поступления на грант хватило только для истфака. Думала, начну с истфака, а если не понравится, переведусь на юридический. В итоге же вышло так, что, когда большинство однокурсников старались увиливать от педпрактики, я буквально рвалась на нее! Меня быстро увлекло общение с детьми, это же так здорово – направлять детское любопытство в правильное русло!

Больше всего из школьных учителей я запомнила преподавателя истории в 6-м классе. Думаю, именно Любовь Николаевна привила мне тягу к этому предмету. Она удивительным образом умела делать свои уроки увлекательными даже для, казалось бы, равнодушных к прошлому. Наверное, я теперь равняюсь на нее.

День учителя: «Он стал моим примером для подражания»

– Сегодня существует множество интересных методик обучения. Поскольку в нашей школе каждый преподаватель должен выбрать тему для педагогических исследований, я занялась игровыми формами. Превращение урока в соревновательный процесс хорошо мотивирует учеников. К примеру, мы проводим викторину, напоминающую передачу «Своя игра». На доску я наклеиваю стикеры со скрытыми вопросами, за ответы на них ученики получают баллы в зависимости от сложности. Потом определяем победителя. В будущем на уроках хотим ставить небольшие театрализованные сценки по историческим событиям.

День учителя: «Он стал моим примером для подражания»

– У современных технологий, как у медали, две стороны. Благодаря интернету школьник имеет доступ к знаниям, которые раньше он мог получить, только пролистывая тома энциклопедий. Но, с другой стороны, большинство детей тратят время на игры и общение в социальных сетях, отвлекаясь от учебы. Ну и я очень категорична к бездумному переписыванию рефератов из интернета. Мои ученики знают, что если я найду «их работу» в Сети, хорошую оценку они не получат.

Мы любим электронные доски, на них ученики делают презентации, я рисую схемы, демонстрирую самые разные иллюстрации, в том числе архивные фотографии.

День учителя: «Он стал моим примером для подражания»

– За последние годы программа по истории значительно изменилась. Есть много спорных моментов, но мы обязаны давать все, как есть в учебниках. А я пока не обладаю достаточным опытом, чтобы оспаривать официальную трактовку различных событий.

День учителя: «Он стал моим примером для подражания»

Возможно, в будущем я займусь научной работой, но хотелось бы находить время и для преподавания.

– Доходы у учителя не слишком большие, но если постараться, можно иметь достойную зарплату. Она зависит от многих факторов: стажа работы, количества часов, классного руководства. Моя мама, работая учителем труда, получала 100 тысяч тенге. У меня зарплата меньше, но и стажа пока никакого, и часов мало. Поэтому пока помимо работы в школе у меня есть свое дело, приносящее дополнительный доход.

Конечно, мотивация для работы учителем явно не финансовая. Просто некоторым людям нравится преподавание. И мне нравится.

День учителя: «Он стал моим примером для подражания»

Кого из своих учителей вспоминаете вы? Какой самый важный урок вы выучили в школе? Поздравляете ли вы своих учителей до сих пор?

Поделись
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000