VOX POPULI Григорий Беденко 24 сентября, 2014 20:21

Трагедия в небе

Трагедия в небе
23 сентября 2014 года в 20 часов 42 минуты при проведении учебно-тренировочных полетов пропала связь с казахстанским боевым самолетом Су-27 УБМ-2 (бортовой номер 50). Поиски экипажа истребителя велись почти сутки. Самолет упал на территории Алматинской области в районе населенного пункта Коксу. В поисковой операции участвовал практически весь личный состав Талдыкорганской авиабазы – 60 человек, 10 автомобилей и 4 вертолета. До самого последнего момента оставалась надежда, что летчики все же успели катапультироваться и выжили. Однако 24 сентября 2014 года Министерство обороны официально объявило о том, что экипаж погиб, найдены фрагменты тел Ерлана Науанова и Дениса Горбунова. Они находились внутри пилотской кабины, которая ушла в грунт на несколько метров, так как Су-27 падал практически вертикально. Что послужило причиной катастрофы, предстоит выяснить специальной комиссии. Пока известно, что полет истребителя проходил в простых метеоусловиях, на средней высоте и без боекомплекта. Известный казахстанский тележурналист и любитель авиации Григорий Беденко был хорошо знаком с подполковником Науановым, неоднократно посещал военные аэродромы и снимал, как проходит служба в этих элитных частях Сил воздушной обороны Казахстана. Он поделился с нами некоторыми снимками из своего архива.
Трагедия в небе

Вообще, во времена Советского Союза Су-27 на территории Казахстана не было. Эти боевые машины 4-го поколения были переданы нашей стране из Российской Федерации в обмен на выведенные в 1992 году стратегические бомбардировщики Ту-95 МС, которые стояли в Чагане, на Семипалатинском полигоне. В январе 2010 года первая пара истребителей поступила на авиабазу в Талдыкоргане после ремонта и модернизации на авиазаводе в белорусском городе Барановичи. Всего на модернизацию были направлены 10 из 20 казахстанских Су-27. Первые два – это учебно-боевой "спарка" и боевой. Модернизация самолетов заключалась в установке спутниковой системы навигации и расширении номенклатуры применения высокоточного оружия. На "сушках" установили лазерно-телевизионное оборудование. Перегон осуществляли белорусские летчики-испытатели под руководством Владимира Купчинского. Модернизированные самолеты вошли в состав боевого подразделения "Барсы Семиречья".

Трагедия в небе

Новые машины серьезно усилили боевую мощь казахстанских военно-воздушных сил. До этого у нас на вооружении стояли самолеты 3-го и 4-го поколений, такие, например, как этот многофункциональный истребитель-бомбардировщик МиГ-27.

Трагедия в небе

Наши Су-27 же были доведены до уровня 4++, что вплотную приблизило их к машинам 5-го поколения. Кстати, на сегодняшний день единственная страна, которая поставила на вооружение истребители 5-го поколения, – это США (F-22 Raptor).

Трагедия в небе

Подразделение “Барсы Жетысу” набрали из молодых летчиков, многие из которых совсем недавно окончили Актюбинское училище. К августу 2010-го на авиабазу после модернизации поступили почти все самолеты, что позволило начать полноценные учебные полеты в разных метеоусловиях в дневное и ночное время.

Трагедия в небе

На первом плане – ракета Х-31П класса “воздух-земля”, предназначенная для поражения активных радиолокационных средств ПВО (радаров и РЛС). Данная ракета разрабатывалась как противокорабельная.

Трагедия в небе

Но именно модернизация Су-27 до уровня Су-27 БМ-2 и Су-27 УБМ-2 позволила применять такие ракеты в более широком диапазоне.

Трагедия в небе

На снимке разбившийся вчера самолет. Он был одним из лучших, на этой машине всегда летали командиры (по традиции, в военно-воздушных силах летают все, даже генералы-командующие). Су-27 УБМ-2 взлетает с двумя ракетами Х-31П. Самолет был двухместный, учебно-боевой, что позволяло тренировать на нем молодых летчиков.

Трагедия в небе

Особенно красиво выглядит воздушный бой на Су-27, когда летчики крутят сложнейшие пилотажные фигуры на низких высотах.

Трагедия в небе

Пара Су-27 проходит над аэродромом. Высота не более 20 метров.

Трагедия в небе

А здесь пилотаж в составе звена. Разбившийся вчера самолет с бортовым номером 50 замыкает строй.

Трагедия в небе

В конструкцию Су-27 заложено столько интеллекта и эстетики, что не любоваться его красотой в небе просто невозможно!

Трагедия в небе

Вообще, Су-27 считается одним из самых крупных и тяжелых истребителей, когда-либо стоящих на вооружении ВВС разных стран мира.

Трагедия в небе

Он создавался для завоевания господства в воздухе. Американский аналог – F-15 Eagle, созданный компанией McDonnell Douglas.

Трагедия в небе

На основе Су-27 разработано большое количество модификаций: палубный истребитель Cу-33 и его учебно-боевая модификация Су-33 УБ, многоцелевые истребители Су-30, Су-27M, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34 и другие.

Трагедия в небе

Сегодня самолет кроме Казахстана и России стоит на вооружении 11 стран мира. Наиболее крупные известные экспортные контракты – с Индией (Су-30 МКИ) и с Малайзией (Су-30 МК).

Трагедия в небе

В последнее время появилась информация, что Казахстан намерен обновить парк существующих самолетов, закупив в России новейшие Су-30.

Трагедия в небе

Что же произошло вчера в небе над Талдыкорганом? Известно, что связь с самолетом оборвалась на 6-й минуте после взлета, когда он уже находился на высоте 4 тыс. метров.

Трагедия в небе

Депутат сената, экс-министр обороны Казахстана Мухтар Алтынбаев: “Экипаж ничего не передал, был какой-то звук, возглас. Но руководитель не понял, переспросил. Больше ничего не ответили”.

Трагедия в небе

М. Алтынбаев рассказал, что Су-27 вошел в землю в перевернутом положении:

– Но если место падения нашли, сейчас надо внимательно смотреть, искать средство объективного контроля, так называемый черный ящик. Если, конечно, найдут что-то. Но по опыту знаю, что когда падает истребитель с таким углом, то, в принципе, ничего от него не остается. Двигатель и самая тяжелая часть уходят глубоко в землю, а сам самолет разрушается сильно. Я не знаю, найдут ли они сейчас средство объективного контроля на самолете. Сложно сказать.

Тем не менее, 25-го сентября бортовые самописцы (параметрический и речевой) все же были найдена на месте катастрофы.

Трагедия в небе

Многофункциональный истребитель 3-го поколения МиГ-23 тоже еще активно эксплуатируется.

Трагедия в небе

Взлет с полосы в Жетыгене.

Трагедия в небе

Взлет с полосы в Талдыкоргане.

Трагедия в небе

Как правило, летчики во время учебно-тренировочных полетов всегда берут с собой мобильные и спутниковые телефоны на случай непредвиденных обстоятельств.

Как следует из официального сообщения Министерства обороны, самолет имел в запасе еще 3 года эксплуатации.

Трагедия в небе

Посадка на полосе в Жетыгене. Особенно эффектно самолет выглядит после раскрытия двух тормозных парашютов. Основные характеристики Су-27 УБМ-2: размах крыла – 18,5 метра, максимальная взлетная масса – 30 500 кг, максимальная скорость – 2 маха (2135 км/час), практический потолок – 17 250 метров, боевая нагрузка – 4 тонны.

Трагедия в небе

Полеты, как и вчерашний роковой, часто проходят в темное время суток. Это необходимо для круглосуточной боеготовности СВО РК.

Трагедия в небе

Су-27 УБМ-2 на взлете.

Трагедия в небе

Взлет парой.

В 1999–2000 годах несколько Су-27 принимали участие в эфиопско-эритрейской войне в составе ВВС Эфиопии. В воздушных боях они сбили 3 эритрейских МиГ-29 (еще один МиГ, возможно, был списан из-за полученных повреждений), не понеся потерь. Это был единственный серьезный вооруженный конфликт, где участвовал Су-27.

Трагедия в небе

Снимок на память…

Потеря двух опытных высококлассных летчиков – это огромный удар для наших вооруженных сил и большая трагедия для нашей страны.

Погибли настоящие патриоты, защитники Родины и просто отличные парни. От лица нашей редакции мы выражаем искренние соболезнования родным и близким Ерлана Науанова и Дениса Горбунова.

Поделись
Григорий Беденко
Григорий Беденко
журналист, фоторепортер, блогер
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000