VOX POPULI 17 сентября, 2014 14:55

Как астанчан приучили к байкам

Как астанчан приучили к байкам
«Астана Bike» – пилотная система городского велопроката. Основной принцип проекта – использовать велосипеды не для туристических поездок, а пользоваться ими как альтернативным транспортом на короткие расстояния. Аналогичные системы есть в Москве, Барселоне, Амстердаме, Париже, Стокгольме и других европейских городах. Поставкой велосипедов занимается французская компания Smoove, которая уже реализовывала подобные проекты в 17 странах мира. Сейчас небольшая транспортная сеть – 200 велосипедов и 40 станций, которые размещены в центральной части левобережья города (площадь покрытия 13,5 квадратных километра). Это позволяет брать велосипед в одном пункте, проехать до нужного места и оставить байк в любом другом прокатном пункте системы. Станции располагаются в активных точках: возле ТРЦ, бизнес-центров, парков. В среднесрочной перспективе организаторов проекта – расширить парк до 1000 велосипедов, покрыть станциями правый берег столицы и освоить такие города, как Алматы, Шымкент, Караганда.
Как астанчан приучили к байкам

На первый взгляд система оплаты достаточно сложная.

Чтобы стать абонентом «Астана Bike», необходимо: пройти процедуру регистрации в системе на сайте velobike.kz; забрать клубную карту (стоимость карты 5000 тенге) в офисе продаж, имея при себе удостоверение личности, адресную справку и данные платежной карты VISA или MASTERCARD; пополнить баланс на сумму не менее 500 тенге. И это основной минус – байк нельзя взять в прокат прямо на месте.

Но покупка сезонной карты позволяет совершать поездки длительностью до 30 минут на протяжении всего сезона. То есть если взять велосипед на одной станции проката, то сдать его на другую станцию нужно до истечения этих самых 30 минут. Если длительность поездки превышается, то необходимо оплатить повременную часть. Первый час проката будет стоить 100 тенге, 2 часа – 250 тенге, 3 часа – 500 тенге, а каждый последующий час будет стоить уже 1000 тенге.

По замыслу разработчиков проекта, такой подход поощряет горожан использовать байки именно в качестве транспорта. Тут система полностью аналогична европейской.

Как только сходит снег, сезон открывается, когда снег выпадает – закрывается. Вы приходите на станцию, щелкаете карточкой, вводите свой персональный код, и система отсчитывает продолжительность аренды велосипеда. Первые 30 минут катаешься бесплатно, за это время можно проехать большое расстояние, а расстояние между станциями около 300–500 метров. 95 процентов всех пользователей катаются абсолютно бесплатно. Кто-то хитрит: катается 30 минут, доезжает до станции, меняет велосипед и катается дальше. Это не запрещено, проект не коммерческий, а социальный. Вернуть велосипед можно, оставив его в свободном доке и нажав кнопку "ОК".

Как астанчан приучили к байкам

Лима Диас, официальный представитель «Астана Bike»:

– Станции работают от солнечных батарей, на велосипеде есть датчик GPS, вся система очень умная. Велосипеды пронумерованы, далеко уехать без ведома адмсистемы не могут. Станции прикреплены к асфальту и легко демонтируются, поэтому зимой мы их собираем и отправляем на хранение. Велосипед предупреждает, если заканчивается баланс на карточке, а если баланс на нуле более суток, то руль велосипеда блокируется, и его просто невозможно сдвинуть с места. Примерный вес транспорта 20 килограммов. У него специальные болтики, его на запчасти разобрать нельзя. Кроме катания, он не пригодится и вне системы не функционирует.

Как астанчан приучили к байкам

Между тем пользователями системы пока могут стать только те, у кого есть прописка в Астане.

– Это делалось по двум причинам. Во-первых, велосипеды дорогие, и если что-то случится, мы должны знать, где найти людей. Во-вторых, чтобы велосипедами в первую очередь пользовались горожане, а не приезжие или туристы, – объясняет Лима Диас. – В следующем году планируется разнообразить способы оплаты, потому что многие жаловались на то, что необходимо становиться абонентами, особенно если нет адресной справки. Сейчас тестируется мобильное приложение. В будущем можно будет смотреть на свой маршрут, на свободные велосипеды и даже чуть ли не сколько калорий ты сжег.

Как астанчан приучили к байкам

Сейчас в системе зарегистрировано 550 человек.Средний возраст пользователей 30–32 года, в основном это офисные работники левого берега. Самому молодому пользователю «Астана Bike» 16 лет, самому взрослому – 68. По мнению разработчиков, это чья-то бабушка, а катаются ее внуки или дети. В день некоторые пользователи мотают километров тридцать-сорок – дневные рекорды. Всего с момента запуска велосипеды были в прокате примерно 30 тысяч часов, накатали 22 тысячи километров по Астане. Сейчас работает бригада техников из двух человек, которая ежедневно объезжает все станции и осуществляет техническую поддержку.

– Честно говоря, мы ожидали намного больше случаев вандализма или краж. Проект «Москва Bike» запускали в прошлом году, за первые десять дней 8–10 велосипедов уничтожили в хлам. У нас ни одной серьезной намеренной поломки не было. Бывает, что дети или молодые люди просто на станциях крутят педали велосипедов, как на тренажерах. Я считаю, что это просто любопытство. С похолоданием люди продолжают кататься и приобретать карточки, – рассказывает Лима Диас.

Как астанчан приучили к байкам

Асия Оспанова и Сон Паскаль торопились на встречу и решили воспользоваться велосипедами.

Как астанчан приучили к байкам

Асия Оспанова, музыкант, композитор:

– Мне очень нравятся эти велосипеды. У меня все находится на левом берегу, так я не трачу деньги на такси и учусь кататься на велосипеде. Хочу подметить, что на них удобно кататься и легче учиться. Еще мне нравится засекать время передвижения от одной точки к другой. Мой путь от ТРЦ «Хан Шатыр» занимает 7 минут. Когда в Астане холодно, пешком не дойдешь, на такси не доедешь, а на велосипеде ты и время экономишь, и спортом занимаешься. По-моему, Астана – это велогород. К нам приезжают люди из Франции на велосипедные туры. Когда я еду на велосипеде по городу, очень многие люди интересуются ими. На обычных велосипедах я часто падала, а на этих еще ни разу.

Как астанчан приучили к байкам

Сон Паскаль, музыкант:

– Очень нравятся велосипеды. Астана – большой современный город, тут много зелени. Когда я передвигаюсь на машине, то не чувствую запаха цветов. Вся моя работа сосредоточена на левом берегу, мне очень удобно передвигаться на этих велосипедах. Велосипеды удобные, комфортные и красивые. Теперь нужно, чтобы водители автомашин уважали велосипедистов. Эта культура еще не полностью прижилась тут, но, думаю, в следующем году уже будет лучше. Надо любить природу, заниматься спортом. Наше общество очень ленивое, мы любим поесть и посидеть дома. А подобный транспорт – это и фитнес, и наслаждение природой. Каждую ночь из окна квартиры я вижу фургончик, который приезжает на станцию и проверяет велосипеды, чинит.

Как астанчан приучили к байкам

Байрам Азизов, PR-консультант:

– Пользуюсь не так часто, но мне нравится. Единственный минус, что пока нет станции около моего дома на правом берегу. Думаю, что с развитием «Астана Bike» станции появятся и возле моего дома, и тогда я буду на обед ездить домой, оптимизировать свой бюджет. За этот сезон не успел очень много покататься, потому что был между двумя городами, Алматы и Астаной, но мне удалось покататься с друзьями, и это было здорово.

Как астанчан приучили к байкам

– Еще один небольшой минус, который не зависит от этого проекта, – это инфраструктура города. Столица строится, расширяется, и, к сожалению, есть немного мест, где можно комфортно покататься. Думаю, в скором времени положение изменится. Инициатива отличная. Я человек позитивный, мне некритично, если руль немного непривычный, где-то поцарапано. Если бы меня что-то напрягало, я бы не пользовался, – продолжает Байрам.

Как астанчан приучили к байкам

Арман Валиев, директор компании Webicom, бизнесмен:

– Раза три-четыре в неделю пользуюсь услугами «Астана Bike», так как мой офис находится в Доме министерств, а сам я живу напротив ТРЦ «Керуен». Возле него беру велосипед, пять-семь минут – и я уже на работе. Мне очень нравится, пользоваться легко. Минусов пока не вижу, кроме того, что люди у нас несамостоятельные. На каждой станции расписано и показано, как пользоваться, но каждый раз, когда я подхожу к велосипедам, люди подходят и просят объяснить, как пользоваться. Я отвечаю, что вся информация есть. Но людям все равно проще спросить.

Как астанчан приучили к байкам

– Хотелось бы, чтобы была отдельная велодорожка. Когда едешь по дороге, то опасаешься автомобилей. Например, надел наушники, не услышал автомобиль сзади – чуть не попал в аварию. Некоторые водители спокойно едут сзади, но некоторые начинают сигналить. Думаю, эта культура привьется в любом случае… со временем. Хотелось бы, чтобы были еще отдельные дорожки на тротуарах.

Поделись
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000