VOX POPULI Айгуль Алиясова, Амир Субханбердин, Елена Горшкова 19 августа, 2014 13:19

Зов 13 шаманов

Зов 13 шаманов
В старом центре Алматы под крышей неприметной пятиэтажки происходят удивительные вещи. Соседи давно привыкли засыпать под удары бубна или звон колокольчика, а дымный запах арчи навсегда поселился в этой квартире. Амир Субханбердин, или Абике, как его называют друзья и пациенты, – шаман, тантрик, буддист, заслуженный целитель Казахстана и России, магистр комплементарной медицины и рыцарь Мальтийского ордена. Вместе с ним мы отправились на фестиваль «Зов 13 шаманов», что проходил в Тыве.
Зов 13 шаманов

Строго говоря, он не шаман, хоть и использует в своей практике духовного целительства шаманские техники. Абике – последователь древней школы тибетского буддизма Ньингма и был посвящен в сан нагпа. Это йогины, практикующие самостоятельно, вне стен монастырей. Его отличие от шаманов в том, что те работают в трансе, он же – в потоке энергии, восстанавливая нарушенную энергетику человека, и та сама лечит физическое тело.

Фото – Дамир Отеген.

Зов 13 шаманов

Абике трижды совершал паломничество в Тибет и Индию. В 2010 году в Дхармасале получил благословение Его Святейшества Далай Ламы XIV и нетленного Хамбо-Ламы Даши-Доржо Итигэлова в 2003-м в Бурятии, а также множество посвящений от других высоких учителей.

Фото – Дамир Отеген.

Зов 13 шаманов

Жизнь современного нагпы, кроме того, что он снимает порчу, проклятия, лечит людей от тяжелых болезней, открывает им дорогу и ставит защиту, ничем не отличается от нашей. Абике – страстный путешественник, сумасшедший фотограф, гаджетоман и Facebook-маньяк. Встав на горные лыжи в 61 год, он с завидной регулярностью открывает что-нибудь новое для себя и радуется этому как ребенок. Ловлю себя на мысли, что завидую его молодому духу.

Фото – Дамир Отеген.

Зов 13 шаманов

Друг Абике, известный тувинский шаман и хоомейжи (исполнитель горлового пения) Николай Ооржак, пригласил его представлять Казахстан на международном фестивале «Зов 13 шаманов» в Республике Тыва, Россия. Сильнейшие шаманы планеты из Гренландии, Швеции, Южной Кореи, Мексики, Монголии, Казахстана, Тывы, Якутии, Хакасии и Алтая решили провести шаманские мистерии и камлания (ритуал), чтобы узнать будущее планеты Земля. Кроме редакционного задания осветить фестиваль мне выпала честь сопровождать нагпу в качестве его переводчика.

Фото – Дамир Отеген.

Зов 13 шаманов

Компанию в экспедиции нам составила давний друг Абике москвичка Лена Горшкова, гид по святым местам Тибета и Непала. Вдоволь набрав корейской лапши, тушенки, сухофруктов и подарков для всех участников, мы отправились в путешествие по Сибири на машине. На фото наши разбитые казахстанские дороги – технический объезд под Семеем.

Зов 13 шаманов

Едва пересекли границу, и я ощутила первые различия между Россией и Казахстаном. Дороги федерального значения повсеместно лучше, даже чем в Алматы, молчу уже о наших междугородних трассах. Первая часть пути лежала через красоты Восточного Казахстана и Алтайского края. Никогда прежде не видела тайгу, было непривычно наблюдать сотни километров леса.

Зов 13 шаманов

В общей сложности мы проехали 7000 километров, пересекли три климатические зоны и два часовых пояса. Пейзаж сменялся от наших голых степей до засеянных озимыми сибирских полей, таежных лесов, горных хребтов и жесткого тувинского ландшафта. Большие промышленные города вроде Барнаула и Кемерово проезжали, даже не останавливаясь.

На фото – Кемерово.

Зов 13 шаманов

Выехали поздно, в день проезжали около тысячи километров, останавливаясь поспать всего на сорок минут, потому что у Абике не было смены, а девчонки, как известно, механикой не управляют.

Зов 13 шаманов

И все же, несмотря на спешку, останавливались, чтобы сфотографировать потрясающие виды Сибири. Это природный горный парк – хребет Ергаки, Западные Саяны.

Зов 13 шаманов

Утром четвертого дня наконец-то прибыли в Абакан, столицу Хакасии. Знакомимся с гостями фестиваля – мексиканским шаманом доном Рохелио, гренландцем Хившу, кореянкой Ким Джонг Хи, шаманом и известным исследователем культуры коренных народов Сибири Олардом Диксоном. Крайний справа – идеолог и организатор фестиваля Николай Ооржак.

Зов 13 шаманов

Из Абакана сразу едем в тувинскую столицу Кызыл, это еще семь часов пути. Проезжая через Хакасию, узнаем, что многие местные жители были насильственно обращены в христианство в XIX веке. Сейчас формы шаманизма реконструированы, и до 2003 года в Хакасии были всего три живые носительницы традиционной культуры – бабушки Сорго, Тади и Анбус Чаптыкова, у которых получили посвящение почти все современные хакасские шаманы. На фото столбы с чалама, их вяжут духам местности как подношение. Чалама считается одеждой духов.

Зов 13 шаманов

На перевале установлен оваа – ритуальная груда камней и бревен конусообразной формы. Здесь в Ермакском районе в 2002 году разбился вертолет с генералом Лебедем и 11 людьми на борту. Рядом в память о погибших установлена часовня.

Зов 13 шаманов

В дороге теперь не так спешим и часто останавливаемся сфотографировать красивые места и пообщаться друг с другом. Выясняем, что мексиканец дон Отакамэ Рохелио Каррильо из народности виррарика в России уже второй раз. Жизнерадостный сеньор Рохелио в полном шаманском облачении выглядит весьма экзотично.

Зов 13 шаманов

Подступы к Тыве помимо пограничной зоны охраняют оваа, каменный дракон и парочка устрашающих духов львов.

Зов 13 шаманов

Шаманизм является изначальной религией Тывы, и буддизм, привнесенный сюда из Монголии в XIII веке, так и не смог вытеснить язычество. Позднее присоединение республики к СССР в 30-х годах помогло шаманам частично избежать репрессий и сохранить традиции. В Тыве шаманизм имеет статус официальной религии, как буддизм и православие.

Зов 13 шаманов

В Кызыле участники фестиваля получили аудиенцию и благословение легендарного Монгуша Кенин-Лопсана, пожизненного президента тувинских шаманов и обладателя звания «Живое сокровище шаманизма» от Американского фонда шаманских исследований. Мы подносим аксакалу подарки из Казахстана и просим подписать его книгу.

Зов 13 шаманов

Этот человек невероятно почитаем в Туве. Кенин-Лопсан – потомственный шаман, журналист, доктор исторических наук, исследователь и собиратель фольклора. Он много сделал для возрождения древних верований и написал с десяток книг о тувинском шаманизме и традиционной культуре. Фотографируемся с живой легендой на память.

Зов 13 шаманов

Следующая точка – соленое озеро Дуз-Коль, воды которого лечат от многих болезней. Здесь разбиваем палаточный городок и оседаем на три дня – отдохнуть с дороги перед началом фестиваля. Южнокорейская делегация привезла с собой 10 чемоданов груза и, как мне кажется, с тщательно скрываемым ужасом пытается обустроиться в экстремальных полевых условиях. Мы (казахи) тут же решаем взять их под свою опеку и всячески заботимся о них.

Зов 13 шаманов

Москвич Олард Диксон установил свою палатку одним из первых и уже раскуривает трубку мира. Он автор более 20 книг о шаманизме и получил немало посвящений в различные шаманские традиции. Олард обладает энциклопедическими знаниями о древних верованиях и символизме Тывы, Бурятии, Монголии, Хакасии, Алтая, Саха и Камчатки. Ко всему прочему он музыкант и путешественник, преподает хоомей и тибетскую йогу сновидений.

Зов 13 шаманов

Казахстанцы и алтайский шаман Акай Кине решили всех объединить за общим дастарханом. К Абике, самому старшему и опытному среди всех шаманов, все прислушивались и относились с большим уважением как к аксакалу.

Зов 13 шаманов

На берегу Дуз-Коля есть священный источник, посовещавшись, шаманы решают освятить его и провести там обряд.

Зов 13 шаманов

Вечерами на озере было довольно ветрено и прохладно, здесь-то нам и пригодились тушенка, корейская лапша, портативная газовая плита, запасы изюма, кураги и миндаля. Мы с Леной отпаивали замерзших иностранцев горячим чаем из своего единственного на весь лагерь чайника. Всем 13 шаманам Абике привез подарки – картины на коже, камчу, казахстанский коньяк, пиалу с сухофруктами и фото священной горы Кайлас. Во время чаепития подарки вручали каждой делегации – монголам, якутам, корейцам, алтайцам, тувинцам и всем остальным. Кореянка Ким Джонг Хи очень довольна картиной, которую для нее выбрал Абике.

Зов 13 шаманов

Следующую партию гостей тоже ждут подарки. Абике дарит Анатолию Миронову и Майку Ануку, переводчикам дона Рохелио и Хившу, казахстанскую водку с многозначительным названием «Баксы».

Зов 13 шаманов

Меня поразило огромное количество беркутов в тувинской степи. Они свободно садятся на соседние камни и даже принимают пищу от отдыхающих.

Зов 13 шаманов

Местные, услышав про шаманов, стали приходить в лагерь. В наш чум привели двухлетнего Торепчи, перенесшего несколько операций по трепанации черепа после падения с кровати. Абике долго осматривал малыша, подбирая правильные слова. Наконец сказал, что диагностировал мощную утечку энергии, или злой дух по-шамански, и обнаружил, что у ребенка есть сильнейший дар. Возможно, он даже является перерожденцем какого-то сильного древнего шамана, добавил он. Мне стало не по себе, а родители Торепчи очень разволновались. Бабушка, помолчав, подтвердила, что в их роду раньше было много шаманов, но линия прервалась. А сам мальчик, по ее словам, уже демонстрирует горловое пение и бьет в кастрюли как в бубен.

Зов 13 шаманов

Восстановив малышу энергетику, Абике дал родителям напутствие, как воспитывать ребенка с таким даром. Он пригласил якутского белого шамана Кулана и гренландского сказителя Хившу, чтобы те дали благословение Торепчи и открыли ему дорогу шамана. Оба великих шамана, участвовавших в обряде, подтвердили, что ребенок – реинкарнация сильного шамана и в будущем сам может им стать, если выберет такую судьбу.

Зов 13 шаманов

Прощаемся с озером Дуз-Коль и беркутами, дальше едем к месту проведения фестиваля – подножию горы Хорум-Даг. На въезде нас встречают съемочная группа телевидения Тывы и организатор фестиваля Николай Ооржак.

Зов 13 шаманов

Николай Ооржак лично приветствует каждого гостя «Зова 13 шаманов». Абике принимает из рук Николая хадак – ритуальный длинный шарф, являющийся универсальным буддистским и шаманским символом гостеприимства, уважения, благодарности и чистых намерений.

Зов 13 шаманов

Лагерь 13 шаманов под горой Хорум-Даг разбит отдельно от палаточного городка участников фестиваля, которые приехали со всей России, СНГ и разных стран мира. Это более 100 гостей, 30 волонтеров и 50 мастеров, ведущих семинары по медитации, осознанным сновидениям, технике вселения духа в онгон, горловому пению, ремесленничеству, лекции ученых – исследователей шаманизма. Кстати, участие в фестивале недешевое – 500 долларов с человека.

Зов 13 шаманов

Гора Хорум-Даг – место силы с мощной, но тяжелой энергетикой. В XVIII веке у ее подножия были убиты Алдан-Маадар – 60 богатырей, восставших против Маньчжурской династии. Их головы насадили на копья и захоронили останки здесь. Сейчас древние могильники отгорожены лентами.

Хившу нашел для нас укромное место под скалой, а сам расположился со своей палаткой немного выше. Это наш чум под Вечным Синим Небом. Кстати, представление о культе Тенгри едино для Центральной Азии, Монголии, Алтайского края, Хакасии и Якутии, словом, всех тюркских народов. В Тыве оно трансформировано в культ Кара-Дээр (Черные Небеса).

Зов 13 шаманов

На церемонию открытия фестиваля прибыли тувинские шаманские общества «Дунгур» («Бубен»), «Тос-Дээр» («Девять небес»), «Адыг-Ээрен» («Дух медведя»). Все местные шаманские организации централизованы. В 1993 году в Тыве впервые на постсоветском пространстве шаманизм был официально закреплен как форма религиозного мировоззрения наряду с буддизмом и христианством. Это произошло после первого съезда шаманов и исследователей шаманизма в городе Кызыле под руководством того самого Кенин-Лопсана. Два главных религиозных культа оказывают влияние и проникают друг в друга. В Тыве даже поэтично говорят, что шаманизм и буддизм – это два крыла, которые поднимают человека над его смертной природой. К слову, тувинские шаманы довольно воинственны, и в наши дни тут происходят шаманские войны и выяснение, чьи духи сильнее. Это все отголоски борьбы разных шаманских кланов в старые времена.

Зов 13 шаманов

Как на озере Дуз-Коль, так и в шаманском лагере к Абике приходили только с серьезными проблемами. Александра Еременко-Клаузера, волонтера и молодого ученого-философа, интересуют научные и духовные аспекты шаманизма. Он пишет диссертацию на тему «От бинарной оппозиции к тернарной структуре: значение символов в когнитивном процессе сознания». Во время фестиваля волонтеру пришлось прибегнуть к помощи шаманов.

Зов 13 шаманов

– На третий день фестиваля проснулся с огромной опухолью под глазами, – рассказывает Александр. – Говорили, что почки застудил, аллергия, и я пропил целый курс антигистаминных препаратов, меня долго лечили, но становилось только хуже. Наконец меня привели к уважаемому Абике, ритуал длился минут 15–20, во время сеанса я постарался отключиться, как и посоветовал мастер. Не припоминаю, что чувствовал что-то сверхъестественное, но после ритуала я впал в некую медитативную дрему на часок, и на меня вдруг нахлынули воспоминания детства, такие теплые, солнечные эмоции. Я отоспался один день, и опухоль на глазах полностью спала. Будучи в меру рационалистом на пути восприятия того, что не встраивается в магистральное направление науки, я убедился, что это реально, это существует. Все это может быть объяснено в будущем. Это как в физике: древние люди смотрели в небо на молнии и думали о чем-то сверхъестественном, а сейчас мы знаем, что это просто электричество, энергия.

Зов 13 шаманов

Перед началом тайных обрядов в горах нужно совершить подношение духам местности. В ожидании жертвенного барашка иностранные шаманы развлекались, обмениваясь магическими атрибутами, и устраивали фотосессии друг для друга. Казахстанцу Абике досталась волшебная шляпа мексиканца дона Рохелио.

Зов 13 шаманов

Хозяева и гости фестиваля воздвигают оваа и приносят в жертву барана духам горы Хорум-Даг. Оваа обычно строят на перевалах, вершинах больших и малых гор, в устьях рек.

Зов 13 шаманов

Сооружение окропляют молоком, аракой (молочная водка), окуривают арчой, чтобы задобрить духов. Шаманские ритуалы народов тюркского происхождения – казахов, алтайцев, монголов, тувинцев, якутов и бурятов – практически зеркалят друг друга. Это та же вера в культ духов предков, духов огня, воды, земли, сторон света и духов природы. На фестивале мы наблюдали схожие обряды у корейцев, мексиканцев, эскимосов и скандинавов, которые работали каждый в своей традиции.

Зов 13 шаманов

Шаманским атрибутам и костюму уделяют огромное значение. На облачение для камлания (ворожить, выкрикивать заклинания под удары бубна или хлопанье в ладоши. – Прим. ред.) нашивают яркие ленты, колокольчики, шкуры животных, шаманские зеркала, наносят изображения зверей. Каждый символ имеет особое значение. Бубен и колотушка помогают шаману войти в транс и общаться с духами, лечить людей, предсказывать будущее и даже путешествовать по Нижнему, Среднему и Верхнему мирам. Никому, кроме шамана, не дозволено прикасаться к его ритуальным атрибутам, это может быть опасно для человека.

На видео Николай Ооржак в трансе камлает у костра.

Зов 13 шаманов

В юрте корейцев всегда шумно и людно. Шаманка Ким Джонг Хи приехала с мужем мистером Ю и двумя помощницами – Ми Кьюнг и Инг Джу. Она относится к могущественному роду шаманов, где передача не прерывалась семь поколений. Испокон веков в Южной Корее женщины-шаманки считаются сильнее, чем мужчины.

Почему-то я очень привязалась к улыбчивым корейцам и проводила много времени в их юрте. Как и ее помощницы, я почтительно обращалась к шаманке сонсеним, что означает учитель. Шаманка привезла с собой множество магических атрибутов: алтарь, десять ритуальных платьев, ножи, барабаны и мечи. Присутствие кореянки на фестивале вызвало столпотворение среди тувинцев, к ней приезжали целыми деревнями. В один из дней я наблюдала, как она приняла до семидесяти человек, лечила их и предсказывала будущее, давала советы до двух ночи, отвлекаясь лишь на пятиминутный отдых. Сонсеним подарила мне свое самое лучшее церемониальное платье и провела ритуал благословения и открытия пути.

Зов 13 шаманов

Так Сонсеним рассказывает в интервью о своем прошлом и шаманском пути:

– Этот дар приходит к людям не потому, что они хотят, а потому, что их избирает сила свыше. И когда этот дух живет в них, они могут видеть то, что не могут видеть другие, слышать то, что другие не слышат. Иногда во сне мы можем видеть будущее. Вначале я не принимала этот дар, поэтому очень много болела, страдала и плакала. Случались аварии, какие-то трагедии. Но после того как я приняла дар, все мои недуги, слезы, проблемы исчезли. До того как стать шаманкой, я была обычным человеком, встречалась со своими друзьями, мы вместе проводили время, развлекались. Но после того как я получила дар, друзья стали относиться ко мне настороженно. И есть какая-то боль оттого, что ты уже не можешь быть обычным человеком, не можешь быть таким, как все... И такова судьба любого шамана.

За перевод интервью с корейского благодарим Инну Иванову и Веру Ким.

Зов 13 шаманов

На протяжении трех суток якут Кулан, экимос Хившу, скандинав Кайлаш, монголы Ерденебат и Ульчи медитировали и камлали для открытия видения будущего нашей планеты и всех живущих на ней существ. Все это время каждый шаман не покидал вершину отведенной ему горы. Через общение с духами и небом они получили информацию о будущем планеты. Когда придет время, она будет опубликована.

В это же время остальные шаманы провели большую мистерию с шаманским костром со всеми участниками фестиваля. Обряд был посвящен будущему планеты без войн и катаклизмов.

Зов 13 шаманов

Гренландец Хившу, спустившийся с гор, сразу пришел в чум казахов обнять своего старшего брата Абике:

– Я приехал из самой северной точки мира, где солнца не бывает по четыре месяца в году. В моем племени 800 человек, оно находится в 13 километрах от Северного полюса, на одной широте с Аляской и Канадой. Люди из современного мира пришли к нам всего 100 лет назад, поэтому мы помним свои традиции. Я хранитель сказаний своего народа. Мой народ знает, что такое любовь, потому что живет в экстремальных условиях. Если ты хочешь понять, что такое любовь, ты должен пройти через такие испытания, как голод, стужа и выживание. До тех пор пока ты разделяешь любовь, счастье и боль, ты не будешь целостным.

Зов 13 шаманов

После сбора всех 13 шаманов наши друзья из Южной Кореи подарили прекрасную церемонию – концерт всем участникам фестиваля и жителям окрестных деревень.

Под Хорум-Дагом мы провели десять дней, миссия выполнена, пора собираться домой. Перед отъездом Хившу совершил обряд благословения нашего обратного пути, машины и нас.

Зов 13 шаманов

На прощание тувинская степь и горы послали нам благоприятный знак. Прощай, Хорум-Даг, прощай, Тыва.

Поделись
Айгуль Алиясова, Амир Субханбердин, Елена Горшкова
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000