VOX POPULI Святослав Антонов 3 июля, 2014 14:21

Я – фотограф

Я – фотограф
Профессия фотографа в последние годы стала одной из самых распространенных. Доступность техники и кажущаяся простота заработка привлекают в нее многих людей. Но так ли прост труд фотографа, каких вложений он требует и что приносит? Мы пообщались с фотографами разных жанров, чтобы узнать это и заодно разрешить один извечный спор: Canon или Nikon?
Я – фотограф

Юрий Беккер, фотокорреспондент:

– Я работаю фотографом с 1975 года. Начинал в КазТАГе. Потом недолгое время проработал в рекламе, но быстро вернулся в фотожурналистику. Сотрудничал с газетой "Огни Алатау", вот уже 10 лет тружусь в "Казправде".

В работу Юрия входит съемка различных событий – от спортивных соревнований до классических концертов, пресс-конференций, митингов. По словам фотографа, для этого нужно обладать универсальными навыками, уметь быстро подобрать технику под предмет съемки. Кроме того, одной из особенностей профессии является взаимодействие с журналистом.

Я – фотограф

– Открывая статью в газете, читатель в первую очередь смотрит на иллюстрацию. Если она отталкивает, то он не будет читать статью, каким бы интересным ни был текст. Поэтому для журналиста и фотографа особенно важно понимать друг друга с полуслова и хорошо делать свою работу.

Порой фотокорреспонденту приходится часами стоять или сидеть в неудобном положении, чтобы получить хороший кадр с интересного ракурса.

– В фотожурналистике случайно ничего не делается. Конечно, в работе должна быть определенная доля везения. Кто-то из известных сказал: "Фотография – это на вечность помноженный миг". В мою задачу входит этот миг поймать, и этого можно добиться только упорством и трудом. Кроме того, надо четко понимать, что ты снимаешь. Если спорт, то нужно изучить его правила. Если известного политика, то знать его характер и привычки.

Я – фотограф

Фотокорреспондент должен быть готов к тому, что его могут вызвать на работу в любое время суток и в выходной день. Юрий держит комплекты аппаратуры дома и на работе. По ходу съемки он просматривает кадры и проводит их предварительный отбор. Из сотни фотографий, сделанных во время этого соревнования по тхеквондо, только несколько попадут на страницы газет.

Я – фотограф

За время работы Юрий накопил обширный фотоархив. Многие кадры в наше время уже стали историческими документами. В данный момент фотограф занимается его оцифровкой и систематизацией.

Вопрос о своем заработке Юрий счел неэтичным, заметив лишь:

– Это далеко не главное в моей жизни. Главное, что я занимаюсь любимым делом.

– Canon или Nikon?

– Всю свою профессиональную жизнь снимаю на Nikon. Эта компания на протяжении ста лет специализируется на оптике. У меня несколько рабочих фотоаппаратов этой марки, и все меня устраивают.

Я – фотограф

Асель Тулегенова, детский фотограф:

– Детской фотографией занимаюсь уже 5 лет. Все началось с того, что у меня родился ребенок. Я была очень рада этому событию, и захотелось как-то запечатлеть его не только в памяти. Начала снимать ребенка сначала на телефон и "мыльницу", потом купила более серьезную камеру. Когда я гуляла с сыном, соседи часто просили сфотографировать и их детей. Тогда мне стало понятно, что нужно обучаться этому делу. На тот момент у меня был небольшой бизнес – студия по изготовлению композиций слепков детских ручек и ножек в рамках. Часто фоном для них служили фотографии детей. Родители приносили мне снимки, но они были не очень хорошего качества. Я предлагала как дополнительную услугу сделать фото получше. Наняла фотографа и много наблюдала за его работой. Через какое-то время он предложил мне попробовать поснимать детей самостоятельно. У меня неплохо получилось, и после этого я прошла курс студийной фотографии в школе Александра Ергазина. С тех пор помимо изготовления детских слепков предлагаю своим клиентам студийную фотосъемку.

Я – фотограф

Детская фотография, наверное, самый энергозатратный вид съемок. Маленькие дети практически не сидят на месте, и фотографу постоянно нужно общаться с ними, петь, танцевать, буквально ходить на голове, чтобы привлечь к себе их внимание. У Асель для этого есть свой метод – все время улыбаться и относиться к каждому ребенку как к родному.

– В детской фотографии есть одна особенность – техническая и композиционная часть тут отходят на второй план, уступая место своеобразной педагогике. Нужно установить доверительные отношения с ребенком. Ведь это не модель и его нельзя заставить делать то, чего он не хочет. Но этого и не нужно. Напротив, важно запечатлеть его во всей непосредственности и индивидуальности. Бывает, что родители, увидев какие-то фотографии в интернете, приходят с готовыми образами. Просят сделать из своих детей ангелочков или медвежат. Но это не всегда возможно, ведь каждый ребенок уникален. Бывают очень серьезные, неулыбчивые дети. Таких можно фотографировать, например, в шутливом образе ученого. Тут нет единого шаблона и образца и нужен индивидуальный подход. Для этого я стараюсь взглянуть на ребенка как мама и понять, что для него ближе. Кроме того, дети часто не хотят сниматься – приходят в студию больные, боятся или просто капризничают. В этом случае не нужно давить на них, а просто постараться подстроиться под их настроение и уловить мимолетное мгновение, когда раскрывается характер ребенка.

Я – фотограф

Для того чтобы справиться с напряженной работой в студии, к примеру, поправить костюм на ребенке или передвинуть предметы композиции и при этом не отвлекаться от построения кадра, детскому фотографу необходим ассистент.

– Очень полезен человек, который будет постоянно на подхвате.

Я – фотограф

Работа студии детской фотографии требует достаточно значительных денежных вложений. Аренда помещения обходится Асель в 1000 долларов. Весь инвентарь и костюмы она приобрела через интернет.

– В сезон у нас бывает по 10–15 съемок в неделю. Зимой, в период вирусных заболеваний, количество клиентов снижается. Стоимость фотосессии 25 тысяч тенге. В нее обычно входит пять снимков ребенка в различных образах, а также две семейные фотографии. Мы проводим и более бюджетные фотосессии. Общий доход от этого дела не так велик, как может показаться. В среднем это чуть больше 1000 долларов в месяц. В принципе, я могла бы получать и больше, но стараюсь проводить примерно по четыре фотосессии в день. Бешеных денег на этом не заработаешь, но главное, что я люблю это дело.

– Canon или Nikon?

– У них есть небольшие отличия по цветопередаче. Мне почему-то больше по душе вариант от Canon. Причем, вопреки существующему мнению, получаются теплые цвета, а для меня это важно. В целом же не вижу особой разницы между двумя аналогичными камерами разных производителей.

Я – фотограф

Виктор Харченко, рекламный фотограф:

– Я занимаюсь фотографией 36 лет. Начинал с того, что фотографировал граждан на документы. Затем работал на киностудии "Казахфильм", в одном из первых казахстанских журналов моды "Модалар". Здесь же впервые сделал рекламные снимки. Конечно, это не была та реклама, которую вы видите сегодня на билбордах или в печатных СМИ. В основном мы рекламировали продукцию легкой промышленности. В то время подход и к рекламе, и к фотографии был иным. Тогда рекламный рынок только зарождался. В 1988 году я ушел в свободное плавание. Честно сказать, было тяжело. Мне приходилось много работать и совершенствовать свое мастерство. В конце 90-х на наш рынок пришли крупные международные компании, заинтересованные в качественной рекламной продукции. Появились сетевые агентства, стал бурно развиваться рекламный рынок, и нам пришлось учиться азам рекламы. Первый крупный заказ для компании Procter & Gamble я получил от агентства Styx & Leo Burnett. После этого сотрудничал со многими агентствами, участвовал в съемках продукции разных мировых концернов, делал проекты для наших банков. Конечно, важным критерием при выборе фотографа для рекламной кампании является его репутация. Я уже не говорю про опыт, человеческие качества, мастерство. Признаюсь, что заказы чаще всего поступают ко мне от клиентов, с которыми мы много лет знакомы. Сейчас я единственный из казахстанцев являюсь членом одного из известнейших профессиональных объединений мастеров фотографии в СНГ – Гильдии рекламных фотографов России.

(Фото из личного архива Виктора Харченко.)

Я – фотограф

При работе в рекламе творческая свобода сильно ограничена рамками брифа, который бывает достаточно строгим. Фотограф выступает скорее в роли ремесленника, а не творца.

– Если заказ поступает от агентства, то к рекламным снимкам есть определенные требования, которые нужно неукоснительно соблюдать. В работе принимают участие маркетологи, арт-директора, визажисты, кастинг-агентства, костюмеры. Фотограф же занимается конечным претворением задумки в жизнь. Он последнее звено. Детали оговариваются заранее и на площадке уже нет места импровизации. Может показаться, что сделать заказ в точном соответствии с этими указаниями достаточно просто, но это далеко не так. Многие современные фотографы, едва окончившие курсы, пытаются взяться за такую работу, но для них она слишком сложная.

Я – фотограф

Рынок рекламной фотографии, по мнению Виктора, у нас ограниченный. Есть всего пара десятков человек, способных осуществить подобную съемку на должном уровне. Виктор считает ошибкой, когда заказчики нанимают именитых мастеров из-за рубежа, оплачивая им большие гонорары и обеспечивая дорогой райдер, чтобы не рисковать рекламным бюджетом. Ведь и среди наших фотографов есть настоящие профи:

– Обычно я работаю одновременно над двумя-тремя проектами. Мои услуги стоят недешево, но в целом цена разумная. Рекламной фотографией вряд ли можно заработать себе на яхту. Объем доходов сильно зависит от экономической ситуации в целом. Например, сразу же после февральской девальвации несколько месяцев вообще не было ни одного клиента. Компании начали пересмотр своих бюджетов. Наступило "время тишины". Тогда приходится выступать инициатором проектов. В случае необходимости я сам могу оказать помощь при разработке идеи для рекламы, подобрать моделей, стилистов, костюмы. Так что рекламный фотограф должен уметь все: придумать, разработать, организовать и претворить идею в жизнь!

Я – фотограф

Параллельно с рекламной деятельностью Виктор реализует творческие проекты. Он снимает колоритные портреты на фотоаппарат конца XIX века по технологии амбротипии (изображение на стеклянной пластине черного цвета. – Прим. ред.). Получаются удивительные снимки, как будто бы дошедшие до нас из прошлого.

– Canon или Nikon?

– Ни то и ни другое. Я думаю, что будущее за беззеркальными камерами. Чем больше в фотоаппарате механических частей, тем он менее надежен. Sony, Olympus и даже Samsung, относительно недавно вышедший на этот рынок, делают очень достойные камеры.

Я – фотограф

Вагиф Майлов, fashion, beauty-фотограф:

– Фотографией я увлекаюсь с детства, но профессиональной стезей для меня она стала относительно недавно. Я работал дизайнером в студии одного фотографа и там начал изучать это дело. В обучении очень помог интернет. Поначалу снимал все подряд, но со временем понял, что наиболее близкой и в то же время достаточно востребованной темой являются люди. Красота человеческого тела, глубина характера и разность мировоззрений – все это привлекает меня в портретной съемке. В первоначальной раскрутке ключевую роль сыграли соцсети. Мои странички в Фейсбуке и Вконтакте – это портфолио моих работ.

Я – фотограф

Подход к работе у Вагифа зависит от жанра, в котором он снимает. В fashion ключевой акцент делается на вещи и различные аксессуары. Фотограф стремится показать их в наиболее выгодном свете, а модель на этих кадрах выступает в качестве "вешалки". В beauty, напротив, внимание сконцентрировано на человеке. Вагиф стремится добиться в каждом кадре идеала красоты, выраженного в формах тела и образе модели:

– Перед работой мы обсуждаем задумку с заказчиком, приходим к единому мнению. Зачастую приходится отступать от первоначальных идей и импровизировать на площадке. В beauty-фотографии в отличие от fashion формы и линии более мягкие. Большую роль играет предварительное общение с объектом съемки. Оно необходимо, чтобы раскрыть человека.

Я – фотограф

Для съемки в жанрах fashion и beauty помимо самого фотографа необходима команда: модели, стилисты, визажисты. Кроме того, обязательным условием является наличие хорошо оборудованной студии.

– Аренда помещения – достаточно дорогостоящее дело, и у тебя есть лимит времени, ограничивающий в работе. Поэтому я решил открыть свою студию. У меня были друзья – визажисты и владельцы модельного агентства. Мы арендовали помещение площадью 200 кв. м. Это очень удобно, у нас происходит своеобразная кооперация, ведь если мне нужны модели или стилисты, их можно найти в соседней комнате. Аренда обходится в 3000 долларов. Еще одна одна большая статья расходов – техника. Я предпочитаю работать на качественном оборудовании, которое никогда не подведет. В основном это техника английского и швейцарского производства. Цена одного источника света, к примеру, может доходить до 1000 евро, – говорит Вагиф.

Я – фотограф

– Мои заказчики в основном местные звезды, рекламщики и модные журналы. Много сотрудничал с #1MAG. Последнее время часто работаю за рубежом – в Италии, Швейцарии, Турции. Работаю наплывами, иногда бывает по несколько заказов в день, но в среднем два-три в неделю. Цена моей работы – от 1000 долларов за съемку. Обычно это около пяти готовых фотографий (по 100–200 долларов за снимок) и 600 долларов за съемочный день. За рубежом цены выше – стоимость одного фото может доходить до 500 евро.

– Canon или Nikon?

– Я снимаю на Hasselblad и Nikon D800. Особой разницы между Canon и Nikon не вижу. Просто тут кому как удобнее. Nikon для меня больше подходит в плане эргономики.

Я – фотограф

Алексей Родинко, подполковник полиции, фотограф-криминалист:

– Я работаю в полиции уже 17 лет. Пришел сюда после университета. Криминалистической фотографии обучали на первоначальной подготовке. С самого начала работы приходилось часто снимать места преступлений, ведь я с детства увлекался фотографией и имел определенные навыки. По сути, в ДВД нет штатных фотографов. Съемкой мест преступлений занимаются криминалисты. В принципе, каждый сотрудник оперативно-криминалистической службы должен уметь обращаться с камерой. Это входит в наши должностные обязанности. Группу криминалистов из ДВД вызывают не всегда. В основном работают специалисты из УВД. Мы приезжаем только на места особо тяжких преступлений, связанных со смертью человека или кражами в особо крупных размерах.

Я – фотограф

В фотографировании мест преступлений существуют определенные критерии. В обязательном наборе кадров должны быть ориентирующий снимок (общий вид), узловой (фрагменты домов, двери, окна), детальный (улики, тела и т.д). Все небольшие предметы снимаются под прямым углом (чтобы не искажать перспективу) с использованием масштабной линейки для оценки их размеров. Все мелкие детали, улики, следы, пятна крови, место, где было найдено тело, помечаются номерами. Затем на общем кадре можно увидеть, где что находилось, и составить некую картину места преступления.

– Наши фотоаппараты запечатлевают жуткие вещи. Разорванные и расчлененные на части тела, трупы, пролежавшие несколько дней. Первое время было тяжело работать, но вскоре ко всему привык. Хотя порой все-таки становится жутко от жестокости преступлений, – продолжает Алексей.

Я – фотограф

– К снимкам в криминалистике есть определенные требования. В основном они касаются их качества. Каждая фотография должна нести в себе информацию. После фотографирования места преступления мы отбираем кадры для составления фототаблицы. В ней указывается время выезда и обстоятельства происшествия. Она подшивается к делу, и затем ее изучением и анализом занимаются следователи.

Я – фотограф

В день Алексей совершает в среднем четыре-пять выездов. Бывают и тихие дни, когда криминалистов ДВД никуда не вызывают. Фотограф снимает на служебную камеру – компактную функциональную "мыльницу" Canon PowerShot G12. В арсенале криминалистов есть также несколько зеркальных Nikon. Зарплата главного криминалиста составляет 164 000 тенге. Она может варьироваться в зависимости от стажа и звания сотрудника.

– Canon или Nikon?

– Canon мне нравится больше, хотя на Nikon я почти не снимал. Я снимаю на портативную камеру с хорошим набором функций и удобством в обращении.

Я – фотограф

Никита Басов, спортивный фотограф:

– Спортивная фотография для меня больше хобби, чем работа. Я начал заниматься фотографией с 2002 года, а спорт стал снимать после того, как начал сотрудничество с Федерацией футбола Казахстана в 2004-м. Больше всего меня в этом привлекает возможность присутствовать на соревнованиях мирового уровня. За время работы я побывал на трех Олимпиадах (в Ванкувере, Лондоне и Сочи) и множестве чемпионатов и кубков по основным видам спорта. Попасть на такие соревнования очень трудно – на Олимпиаду у нас на всю страну есть только одна аккредитация для фотографов. Обычно при выезде за рубеж работаю бесплатно, но спортивный комитет или федерация оплачивает перелет, проживание и помогает получить аккредитацию. Причем можно посещать не только спортивные события с участием нашей сборной. Для любого любителя спорта это уникальный шанс увидеть престижнейшие соревнования вживую.

Я – фотограф

При работе спортивные фотографы используют большое количество техники. Во время соревнования нет времени менять объектив, и поэтому им приходится носить с собой несколько фотоаппаратов (иногда до пяти-шести) с различной оптикой. Вес оборудования также не облегчает дело – только один телеобъектив 400 мм может весить до 6 кг. Чтобы снимать такой техникой, спортивные фотографы используют специальный штатив – монопод.

Я – фотограф

– Чтобы хорошо снимать спортивные соревнования, надо в них разбираться. Как минимум, знать правила. Во время работы времени на раздумье уже не будет, и нужно уметь предугадать место, с которого откроется лучший обзор на главные события. К тому же лучше знать спортсменов персонально, чтобы спрогнозировать их действия. Качество спортивных снимков зависит также от уровня соревнования. Хорошие кадры легче получить на турнирах мирового класса, но нужно уметь делать такие фотографии и на региональных соревнованиях. Также важен опыт съемки. К примеру, я уже много лет снимаю теннис и сейчас очень уверенно чувствую себя на матчах по этому спорту. Ну и, конечно же, нужна хорошая техника. Желательно камера с большой скоростью затвора и возможностью высоко поднимать ISO. Необходимы длиннофокусные объективы, у меня, к примеру, есть на 300 и 400 мм. Все это требует больших вложений средств. Объективы я покупал один за семь, другой за восемь тысяч долларов.

Я – фотограф

– На спортивной фотографии у нас много не заработаешь. Основными заказчиками выступают спортивные федерации. Уровень местных тематических изданий пока еще слишком низок. За съемку одного футбольного матча можно получить 100–200 долларов. За турнир длительностью в несколько дней вроде астанинского этапа Кубка Дэвиса – 100 тысяч тенге. Я мог бы заработать столько за несколько часов работы в студии. По сути, рекламная фотография и частные заказы составляют мой основной заработок. Чуть больше платят мировые информационные агентства. К примеру, я снимал Азиаду и отборочные игры чемпионата мира по футболу для Associated Press. Но если посчитать, сколько стоила бы мне поездка, допустим, на Олимпиаду вместе с билетами на соревнования, то я, безусловно, имею большую выгоду от своей работы. Думаю, со временем спортивная фотография сможет стать у нас самостоятельной отраслью для заработка. Все зависит от роста интереса к спорту.

– Canon или Nikon?

– Я не считаю, что какая-то из этих марок лучше. Просто в свое время выбрал Canon, и сейчас мне им снимать удобнее. Кроме того, к данному моменту у меня есть уже 10–11 объективов для этой марки, так что замена всей линейки аппаратуры была бы слишком дорогостоящим делом.

Я – фотограф

Шахло Досанова, ресторанный фотограф:

– Фотографии я нигде не обучалась, но увлекалась ею. Когда я переехала в Алматы из Ташкента, то подруга в качестве заработка предложила поработать фотографом в ресторане. Дело оказалось несложным, и после трехдневной стажировки я приступила к нему на постоянной основе. Работаю уже два месяца. Всю неделю тружусь в одном кафе, а в выходные – в Алмарасане.

Я – фотограф

Самый активный период у фотографа в ресторане наступает во время банкетов и различных праздников. Шахло снимает шумные компании и отдельных клиентов, показывает им свои кадры и предлагает выкупить фото. Большинство с охотой соглашаются и получают свои снимки в распечатанном виде. Главные качества для ресторанного фотографа – коммуникабельность и умение убеждать.

Я – фотограф

Принтер, как и фотоаппарат, Шахло предоставляет некий куратор:

– Он договаривается с владельцами заведения, платит им аренду. В отдельной комнате мы ставим принтер. Куратор также развозит нас по точкам, а в конце дня – по домам. В пятницу и субботу наблюдается пик клиентов. Самый хороший сезон – с середины весны до конца мая. Ораза – время, когда клиентов почти совсем нет.

Я – фотограф

В небольшой каморке установлена техника. На компьютере фотограф может провести небольшую обработку фотографии, осветлить или обрезать ее.

– Моментальный снимок стоит 500 тенге. В выходные дни во время банкетов у меня бывает до 30 клиентов, и каждый берет по несколько фотографий. Я получаю 20% от прибыли. В неделю это в среднем 20 тысяч тенге, а в месяц около 70 тысяч, – говорит Шахло.

– Canon или Nikon?

– Я снимала только на Nikon, так что могу говорить только про эту марку. Он очень удобен, и я уже успела изучить его функции, хотя снимаю в основном в режиме авто. Снимки выходят достаточно яркими.

Я – фотограф

Александр Безуглых, коммерческий фотограф:

– Снимаю уже пять лет, но профессионально начал заниматься этим три года назад. Увлечение пришло, когда я работал в дизайнерской компании. Купил себе бюджетную камеру и щелкал друзей. Первыми заказами стали бизнес-портфолио. Немного снимал рекламу, а затем устроился работать в штат торговой компании "МЕТРО Казахстан". Там впервые столкнулся с предметной съемкой. Знания черпал из интернета, какие-то нюансы работы объяснил их бывший фотограф.

Я – фотограф

Александр фотографирует товары для различных каталогов и наружной рекламы. Кроме того, он снимает корпоративные портреты сотрудников и руководства для публикаций в прессе, а также репортажи о мероприятиях, организованных МЕТРО. В съемках магазинного товара есть свои особенности.

– Я сам занимаюсь отбором продуктов для фотографий. Нужно найти в магазине товар, имеющий хороший вид. Желательно отсутствие царапин, повреждений, ценников. Мясо, овощи и фрукты должны быть свежайшими. В их съемке применимы некоторые секреты фуд-фотографии, например, я смачиваю продукты водой из пульверизатора, увеличиваю объем с помощью зубочисток и т.д. В студии у меня всегда есть тряпочки и бутылка спирта, чтобы смывать ценники и другие наклейки с бутылок. У компании есть определенные требования к тому, как должен быть снят их товар. Эти описания есть в бренд-буках. Там указано, что коробки стоит снимать под диагональю, бутылки – под прямым углом, мелкие товары вроде шоколада – сверху. В каталогах все это должно иметь стандартный вид. В то же время не могу сказать, что в моей работе нет творчества, ведь я сам волен подобрать свет, фон. Иногда могу составить какую-то композицию.

Я – фотограф

Помимо съемок для каталогов Александр вместе с сотрудниками отдела маркетинга участвует в разработке рекламных кампаний:

– Мы проводим адаптацию рекламы сети магазинов под Казахстан. К примеру, МЕТРО традиционно позиционируются как магазины для профессионалов ресторанного бизнеса. Для одной из компаний я снимал поваров национальной кухни. У компании есть единая база визуалов, которые я могу использовать как образец для своей работы.

В небольшой студии фотографа есть все, что нужно для работы: источник света, подсветка, отражатели, а также специальный штатив для предметной съемки. Александр замечает, что для подобной работы не нужна студия и ее можно было бы выполнять в домашних условиях.

Я – фотограф

– В свободное от работы время я занимаюсь творчеством и фотографирую совсем другие вещи. В основном это портрет и ню. Многие знают меня по проектам в этих жанрах и даже не догадываются о том, что большую часть времени я посвящаю коммерческой съемке.

– Canon или Nikon?

– У меня интересная ситуация. На работе я снимаю на Nikon D700, а личным фотоаппаратом является Canon 5D Mark III, так что я могу судить об обеих марках. У Canon и Nikon есть как преимущества, так и недостатки по сравнению друг с другом, но в целом они аналогичны. На Nikon, пожалуй, снимать даже удобнее, и некоторые настройки мне в нем нравятся больше.

Я – фотограф

Турган Кузиев, фотограф в фотосалоне:

– Я занимаюсь фотографией с 1970 года. Окончил Алматинский техникум бытового обслуживания и легкой промышленности. Тогда там была специальность фототехника. Работал штатным фотографом в Академии наук, а затем в сети салонов "Алматы фото". Последние 12–13 лет тружусь в фотосалоне "Выпускник" на Сатпаева – Сейфуллина.

Я – фотограф

Вначале может показаться, что фотограф в фотосалоне снимает только фото на документы, но это далеко не так. В студии "Выпускник" снимаются также портфолио, фотографии для журналов и реклама.

– В фотографии на документы важно соблюдение основных условий. Это должны быть симметричные, геометрически четкие кадры. Когда человек приходит ко мне, я даю указания, как правильно нужно сесть и куда повернуться. Желательно, чтобы фотография сразу вышла хорошей, потому что в документальном фото не рекомендуется применение Photoshop и других программ, – говорит Турган.

Я – фотограф

– У нас большой поток клиентов, иногда до бывает 100 человек в день. Чтобы всех обслужить, тратим на съемку не более одной минуты. Тут важен опыт и навык. Только так можно справиться с наплывом клиентов.

Я – фотограф

– Самый жаркий сезон для фотосалона – середина лета. Это период отпусков, и все фотографируются на паспорта и визы. Зима, напротив, мертвый сезон, клиентов очень мало. К нам приходят разные люди, в том числе и выпускники. Видимо, само название играет роль рекламы.

– Canon или Nikon?

– По работе я снимаю на Nikon с объективом 24–70 мм. Я к нему привык, но, по сути, разницы между аналогичными линейками продукции Canon и Nikon не вижу. Это неразрешимый спор, все равно, что сравнивать LG и Samsung. Кто-то предпочитает одно, а кто-то другое.

Я – фотограф

Валерий Аяпов, семейный и свадебный фотограф:

– Фотографией я увлекся с подачи отца, он более 40 лет проработал фотографом, а я был его ассистентом. Многое узнал и перенял от него, однако не рассматривал это как будущую профессию. Но на определенном этапе жизни все-таки определился с призванием. Снимал рекламу, частные заказы, fashion. Лет десять назад впервые предложили поснимать на свадьбе. Я решил использовать наработки от fashion. Все вышло неплохо. Затем через знакомых пошли другие заказы. Вскоре я понял, что портретная съемка наиболее интересна для меня и, кроме того, достаточно востребована. Сейчас я занимаюсь семейной фотографией, а свадебная является ее частью. У меня есть клиенты, с которыми я работаю по 7–8 лет. Они приходили ко мне делать свое портфолио, по нему знакомились со своими будущими спутниками жизни через интернет, затем я снимал их love story, свадьбу, рождение ребенка и прочие торжества. После этого они приводят своих друзей. Так у меня появляются новые клиенты.

Я – фотограф

Фото из архива Валерия.

– Свадебной фотографии, как никакому другому жанру, присущи элементы фьюжен, совмещение различных стилей. Тут есть репортаж, портрет, пейзаж, архитектура, жанровые кадры. Я не ограничен в выборе подхода к съемке. Обычно клиенты мне доверяют. Цель свадебной фотографии не только запечатлеть событие, но и раскрыть характер отношений героев. Для этого я создаю определенный образ. Как правило, он близок натуре клиентов. Я помещаю их в условия, в которых раскрываются чувства новобрачных. Работа строится на постоянном общении с ними.

Я – фотограф

Фото из архива Валерия.

– В съемке свадьбы редко что-то бывает случайным. Скорее это постановочный репортаж. Я даю героям фотосессии определенные задания, обучаю их по ходу работы актерскому мастерству, говорю, куда нужно посмотреть и повернуть голову. В то же время стараюсь сохранить естественность эмоций. Обычно свадебная съемка состоит их нескольких этапов: сборы невесты и жениха, прогулка, церемония и непосредственно торжество. Во время торжества я становлюсь репортером, наблюдателем. Тут уже нет постановки. Просто большинство свадеб достаточно предсказуемы, и я по опыту стараюсь выхватить яркие моменты.

За свою практику Валерий снимал практически все виды свадеб – от национальных до современных. По мнению фотографа, несмотря на некоторую схожесть, каждая из них неповторима. Зачастую друзья и родственники тех, у кого на торжествах снимал фотограф, затем приглашают его на свои свадьбы, а после и другие семейные праздники. Таким образом, у Валерия появилась клиентская база из двух десятков семей, которые периодически пользуются его услугами.

Я – фотограф

Фото из личного архива Валерия.

Одной из последних тенденций в свадебной и не только свадебной фотографии стало облегчение работы за счет совершенствования технологии и уменьшения количества оборудования, необходимого фотографу в работе. Например, больше не нужно носить с собой массивные внешние источники света.

– Однако расходы на технику все равно достаточно высокие. Я предпочитаю пользоваться фирменными объективами и источниками света. У меня есть три флагманские камеры стоимостью примерно по 8000 долларов каждая. Общие расходы на оборудование за последние три месяца составили 10 000 долларов. При этом цены у меня достаточно средние. Обычно при съемке свадьбы я предпочитаю работать на конечный результат, например, вывожу общую цену за альбом с фотографиями. Если же измерять в эквиваленте почасовой оплаты, то в среднем это 500 долларов в час. Однако это весьма приблизительная цена, и в зависимости от различных факторов она может быть как ниже, так и выше. В неделю работаю над двумя заказами, сознательно сокращаю их количество, чтобы повысить качество работы.

– Canon или Nikon?

– Это вопрос чисто риторический. У меня есть три флагманские камеры Canon, но мне на них просто удобно работать. Технологически, думаю, фотоаппараты Nikon им ничем не уступают.

Я – фотограф

Нурсултан Боралбаев, фотограф в парке:

– Я уже два года занимаюсь фотографией. Сначала это было увлечение, теперь хотелось бы превратить его в профессиональную деятельность. Искал работу на лето и в одном из объявлений увидел предложение поработать фотографом. Пришел в парк, пообщался с ребятам и уже второй месяц работаю здесь.

Я – фотограф

На территории парка работают около пяти фотографов. У всех них есть один куратор – арендатор небольшого передвижного салона, где снимки моментально печатаются. Ребята фотографируют детей и взрослых на аттракционах, с ростовыми куклами мультипликационных персонажей и с животными – кроликами и змеей.

Я – фотограф

Нурсултан делится секретами хорошей парковой съемки:

– Важно правильно подобрать фон. Обычно снимаем на траве или в живописных рощицах. Когда фотографируешь детей, важно поймать момент, когда они смотрят на тебя и улыбаются. Иногда они пугаются животных, и приходится им объяснять, что они не опасны. Это действительно так. Первое время я сам немного побаивался питона, но потом понял, что он безобиден. Эти животные привыкли к людям и к тому, что их постоянно берут на руки.

Я – фотограф

– Самый большой наплыв клиентов в выходные дни. Бывает около 100 человек. В будни поменьше, но в целом в сезон весна-лето клиентов достаточно. Фото с мгновенной печатью у нас стоит 500 тенге.

– Canon или Nikon?

– Мне удобно работать с Canon. Я привык к фотоаппаратам этой марки.

Я – фотограф

Роман Екимов, внештатный фотограф-репортер сайта voxpopuli.kz:

– Несколько лет назад в сети появился проект, посвященный клубной жизни – fotosniper.kz. Мне вместе с другом предложили его возглавить. Мы стали искать фотографов для съемок хроники клубной жизни, но поиски не дали особых результатов, и пришлось самим "встать за станок". Приобрел первую камеру и стал учиться методом проб и ошибок. Первое время очень помогал интернет. Постепенно вошел в нашу фототусовку, познакомился с несколькими фотографами. Работал как фрилансер для различных изданий и сайтов. Случайно познакомился с Алишером Еликбаевым, и он предложил сделать материал для раздела сайта Vox Populi – Vox Business. Это был репортаж об алматинском рынке кофеен. Работал долго, но все получилось неплохо. С тех пор снимаю для Vox Populi. Также пишу для медиахолдинга #1MAG. Со всеми работодателями состою в отношениях полуфриланса. Это удобно – необязательно сидеть в душном офисе, можно самому эффективно распределять время. К тому же и получаешь больше, чем многие штатные работники.

Я – фотограф

При работе на Vox Populi фотографу приходится не только снимать репортаж, но и придумывать темы, договариваться с героями, писать текст и взаимодействовать со своими коллегами – фотографами и журналистами.

– Есть большая разница в том, работаешь ли ты фоторепортером в газете или интернет-издании. Во втором случае приходится быть более самостоятельным, проявлять инициативу, а не ждать, когда позвонят и скажут, куда подъехать и кого сфотографировать, необходимо постоянно общаться с незнакомыми людьми, ведь нужно убеждать их поучаствовать в репортаже. У меня был опыт подобной работы в Men's Health, и поэтому я быстро адаптировался к этому.

Я – фотограф

– В среднем я могу снять до пяти-шести репортажей в месяц для различных изданий. Заработок может составлять от 100 000 до 250 000 тенге в зависимости от загруженности. Плюс фриланса в том, что я могу выбирать, сколько работать, исходя из желания и потребности в финансах. Работу фотографу-репортеру в нашем городе найти достаточно легко, было бы желание. Правда, велика и расходная часть. В основном трачу деньги на технику. Покупаю вспышки, источники света, объективы. За последние полгода потратил на них 500 000 тенге.

– Canon или Nikon?

– Насколько я знаю, у Nikon достаточно хорошая техника, но исходя из того, что на аналогичный с Canon товар цена у них бывает в полтора раза выше, я все же предпочитаю последнюю марку. С Canon у меня все и началось. С тех пор объективы и прочую технику покупаю этой компании. Сейчас уже крайне тяжело и затратно было бы перейти на технику Nikon.

Один день с фотографом Юлией Скобелевой

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000