VOX POPULI Жанара Каримова Данил Муляев 17 апреля, 2014 14:03

Физруки

Физруки
В жизни каждого из нас был этот человек. Физрук, который заставлял бегать по стадиону, прыгать через "козла", отжиматься, подтягиваться на турнике и совершать другие физические упражнения. Сегодня мы рассказываем вам об этих сильных телом людях – об учителях физкультуры.
Физруки

Ерлан Байкенов, 50 лет. Школьным учителем физической культуры работает последние 20 лет:

– Я помню своего школьного учителя физкультуры, сейчас ему 60 лет, и мы поддерживаем дружеские отношения. Еще будучи школьником, я уже преподавал физкультуру младшим классам. В Алматы я уже сменил три школы, в этой работаю год, а до этого трудился в Восточном Казахстане, в Маркакольском районе. На малой родине нравилось больше. Там мы все друг друга знали, да и ученики старались заниматься хорошо. Если кто-то плохо себя вел, я всегда мог пригрозить пожаловаться родителям, с которыми заканчивал одну школу.

Физруки

– Я окончил Академию спорта и туризма, был тренером и преподавал. Очень люблю свою работу! Заходишь в школу – и как-будто в другой мир попадаешь. Моя профессия очень благородная. Физкультура, она на всю жизнь, везде пригодится. Ведь даже в самых простых вещах – помочь пакеты донести, открутить гайку – везде есть немного физкультуры.

Физруки

– Раньше дети были более дружелюбные, а сейчас агрессивные какие-то. И к спорту относятся не так, родителям чуть что жалуются. Конечно, есть ученики, любящие спорт, но их не так много. Больше всего я люблю работать с начальными классами и средним звеном – они активные, готовы заниматься, им энергии надолго хватает.

Физруки

Наталья Оликова, 43 года. Ее отец был председателем спорткомитета города Алматы, и 23 года назад Наталья решила пойти по его стопам:

– После окончания института физкультуры я пошла работать в школу. Сначала преподавала в начальной школе, спустя некоторое время взяла детей с 5-го класса и прошла вместе с ними путь до 11-го. С детства люблю спорт, помню свою школьную учительницу физкультуры Веру Яковлевну. Я люблю работать с детьми и считаю, что благороднее дела не бывает.

Физруки

– Нынешнее поколение, конечно, сложнее предыдущих. Дети умнее, более продвинутые во многих моментах, порой знают даже больше, чем учитель.

Физруки

– Риски в работе, конечно, очень большие. У детей большой процент травматизма, нужно за ними постоянно следить, не упускать из виду, быть рядом, в контакте. А трудностей почти нет: дети любят физкультуру, они постоянно находятся в зале, охотно идут на урок. Мне нравится работать с 4–5-ми классами, в этом возрасте дети открытые, искренние. И это мои самые любимые ученики. Я бы ни в коем случае не сменила профессию!

Физруки

Светлана Рубцова в спорте уже очень давно. Она преподаватель физической культуры в колледже «Туран», рабочий стаж около 14 лет, мастер спорта по дзюдо:

– Мой школьный учитель физкультуры Геннадий Иванович привил любовь к спорту. Я поступила в школу-интернат, была в молодежной сборной Казахстана. Окончила физкультурный институт, а потом пошла преподавать. Первым местом работы была школа им. Жании Аубакировой, где я преподавала дзюдо школьникам 1–3-х классов, а потом пришла работать в колледж.

Физруки

– Это не особо благодарный труд. Есть, конечно, студенты, которые относятся с уважением к физкультуре, но многие ее не любят. Скорее всего, нужно менять отношение к физкультуре в семьях: дети должны осознавать, что им это нужно, и не просто для галочки, а прежде всего для здоровья.

Физруки

– Об уходе из профессии я не задумывалась. Скажем так, проблема заработной платы в сфере образования, конечно, есть. Платят мало не только учителям физкультуры, но и всем другим педагогам.

Физруки

Наиля Мукашева преподает физкультуру в Университете информационных технологий:

– В наше время родители за руки детей водят на разные кружки, а тогда я сама ходила на спортивную гимнастику, хоть и было тяжело, были слезы, особенно после падений с бревна. Но ничего, слезы утрешь и на следующую тренировку идешь.

После школы Наиля поступила в Казахский государственный университет физической культуры на специальность "тренер-преподаватель спортивной гимнастики". 19 лет трудилась в Национальном центре проблем туберкулеза – занималась лечебной физкультурой с послеоперационными больными, чтобы они быстрее поправлялись.

– Потом меня пригласили преподавать физкультуру в университет, потом – в бывший нархоз, там проработала 7 лет. И когда мой знакомый поступал в IT-университет, я удивилась: что за университет? С такими баллами он хотел туда поступить, я его отговаривала даже. Тогда начальник учебной части этого университета начала уговаривать меня преподавать физкультуру. Я говорила: какой IT, я в нархозе, тут у нас кафедра 20 человек. Но меня все-таки уговорили, и я этому рада. Здесь очень хороший коллектив, а студенты намного отличаются от учащихся других вузов. Они более целеустремленные, интересные, с удовольствием приходят на пары и занимаются, – продолжает Наиля Мукашева.

Физруки

– Работать с детьми всегда сложно. Тут важно знать психологию и уметь найти подход к каждому. Когда я проходила практику в школе, было сложно. Маленькие дети шустрые, попробуй не уследить за ними – такое натворят! Со студентами намного легче. Нынешнее поколение умнее, не сказать, что они начитанные, но более продвинутые в технологиях. Но воспитывать все равно приходится. Конечно, есть группы, для которых спорт – это все! А есть те, кто приходит просто так, лишь бы их отметили. Иной раз это раздражает, приходится объяснять, что заниматься спортом важно хотя бы два-три раза в неделю. С одной стороны, наша профессия благородная, ведь физкультура – это здоровье, но большой спорт – это травмы. Мой сын в детстве занимался плаванием, хоккеем, а сейчас взрослый, но до сих пор играет в футбол, баскетбол. Дочка пошла по моим стопам и занималась художественной гимнастикой и настольным теннисом. Сейчас она в Шотландии учится, но и там продолжает заниматься спортом. Говорят, там совсем другое отношение к спорту, нежели у нас.

Физруки

Андрею Зуеву 33 года, два года назад он присоединился к коллективу Наили Мукашевой. Мастер спорта по волейболу, сейчас продолжает играть на любительском уровне, профессиональный спорт уже отошел на второй план.

Физруки

Рассказывает Андрей Зуев:

– В школе я любил физкультуру, был отличником, затем поступил в Академию спорта и туризма. Получил степень бакалавра по специальности "тренер циклического вида спорта, преподаватель физкультуры по волейболу". Играл в различных клубах, становился призером чемпионата Казахстана, входил в пятерку лучших пар по пляжному волейболу РК. Потом прошел срочную службу в рядах спортроты ЦСКА. Затем профессиональный спорт для меня закончился, и я ушел в преподавательскую деятельность. Первым моим вузом был UIB, там работал и учился на заочном отделении, изучал финансы. Немного поработал по специальности, позже получил еще одно образование в Карагандинском политехническом институте по специальности "инженер по технике безопасности на урановом производстве" и проработал в этой сфере в "Казатомпроме". Но я понял, что люблю спорт во всех его проявлениях, он мне гораздо ближе, поэтому вернулся к преподаванию физкультуры.

Физруки

– Меня устраивает и работа, и мои ученики. Поколения, на мой взгляд, не отличаются, возможно, я просто не могу заметить разницы. Когда я работал в UIB, сам был молод, а сейчас у меня уже есть какой-никакой жизненный опыт, но я скажу так: студенты в вузах очень сильно отличаются. Я никогда не работал с детьми маленького возраста, наверное, это очень сложно. Взять абсолютно сырого ребенка лет семи и сделать из него профессионала – для этого надо быть великим тренером. У меня бы нервов не хватило.

Физруки

– У нас на занятиях очень высокая посещаемость, все ходят на пары, места в зале почти нет. Это очень радует. Модель преподавания ежегодно модернизируется. Мир на месте не стоит, все меняется, и мы стараемся подходить к занятиям творчески, где-то с юмором. Я, безусловно, считаю свою профессию благородной. Считает ли так руководство нашей страны? Это уже другой вопрос. В других странах, например в США, эта профессия одна из самых престижных, у них проводится тщательный отбор на место преподавателя.

Физруки

Николай Тимофеев, 56 лет. В браке уже 25 лет, с супругой они когда-то были коллегами, она 25 лет проработала учителем географии, а теперь – в авиации. Две дочери тоже работают в авиации, но всю жизнь дружили со спортом, а внуки любят играть в футбол:

– Я занимался физкультурой еще в школе, много лет увлекался волейболом, настольным теннисом, подводным плаванием, и все эти навыки пригодились мне в этой профессии. Во времена моей молодости понятия "профессиональный спорт" не было. Я участвовал в подготовке сборной Казахстана по подводному плаванию, был награжден грамотой президента Республики Казахстан.

Физруки

– Наверное, я не смогу назвать свою профессию благородной, но я ее очень люблю. Правда, хотелось бы больше оборудования, инвентаря, особенно не хватает пришкольного стадиона. Свою профессию я выбрал, можно сказать, случайно. После школы пошел работать автослесарем, но спортом продолжал заниматься, потом была армия, а уже позже – институт. В этой школе я оказался практически случайно: знакомые педагоги пригласили поработать, я попробовал, и мне понравилось. В профессии мне нравится многое, а в этой школе прекрасный педагогический коллектив, очень хорошо поставлено воспитание детей, они достаточно послушные, но не забитые, спокойно могут вступать в дискуссию, задавать вопросы. Я много работал в разных школах, но именно в этой задержался. У меня в школе зарплата 130 тысяч, но кроме этого я стараюсь искать какие-то мелкие подработки.

Физруки

– На уроках могут возникать профессиональные проблемы, есть и риски. Дети разные бывают, кто-то не совсем здоров психически или физически, но мы стараемся понять и простить. Конечно, бывают сложные моменты. Ученицы часто приходят на первый урок, не позавтракав, и им становится плохо. Травмы бывают: вывихи, ушибы, синяки, ссадины – без этого никак. Но у нас все же не спорт, а физкультура. Спорт ориентирован на результат, а физкультура – на здоровье. Бывает, приходится и медицинскую помощь оказывать: наложить шину, приложить лед (это все без проблем), ну а при более серьезных травмах везем в травмпункт. На мой взгляд, поколения не меняются. Молодежь сейчас увлеченная – кто-то наукой, кто-то спортом. Некоторые сбегают с уроков и рвутся в спортзал, другие увлечены наукой или компьютером и неохотно ходят на физкультуру, но и с ними мы стараемся находить общий язык. Каждый класс – это отдельное государство. Больше всего я люблю работать в среднем звене, с 6-го по 9-й класс: дети еще увлечены, им дай задание – они будут выполнять.

Физруки

Талгат Багейльдиев, 32 года, работает учителем физкультуры уже семь лет. Преподавал только в частных школах, сейчас – в Tamos Education:

– В школе я занимался тяжелой атлетикой и боями без правил, ну и, как любой мальчишка, гонял мяч во дворе. В сферу образования я пришел благодаря моему тренеру по ушу, который посоветовал мне поступить в Академию спорта и туризма. В общем, отучился и пошел работать в школу. Я люблю работать с детьми и люблю спорт – вот так и совместил два любимых дела.

Физруки

– Учитель физкультуры – это не учитель математики, особенно учитель физкультуры в младших классах: риска тут гораздо больше, дети из-за своей невнимательности могут случайно пораниться, и поэтому за ними надо следить очень тщательно. Детям сейчас гораздо интереснее с компьютером, чем выйти во двор и поиграть со своими сверстниками. Конечно, есть ребята, любящие спорт, но и с ними надо активно заниматься.

Физруки

– Мои ученики хорошо относятся к спорту, стараются посещать уроки. Все дети с радостью приходят на урок и с хорошим настроением уходят. Мы укрепляем здоровье детей, без него сейчас никуда. Хотелось бы изменить отношение родителей к физкультуре, чтобы они понимали, что она так же важна, как и другие предметы, не стоит оставлять ее на потом.

Зарплата моя составляет около 150 тысяч, помимо преподавания я веду тренерскую деятельность.

Физруки

Зинаида Юрьевна Виноградова просила не называть ее возраст:

– Я окончила Ленинградский институт физической культуры имени Лесгафта. В Алматы приехала по приглашению Федерации легкой атлетики: надо было выступить за Казахстан на Спартакиаде народов, а я как раз получила звание мастера спорта в беге с барьерами.

Физруки

– После окончания спортивной карьеры занялась преподаванием. Сначала работала в школе №120 учителем физкультуры, потом меня пригласили в Министерство просвещения Казахской ССР на должность инспектора общеобразовательных школ и детских спортивных школ. Но потом сидячая работа меня перестала устраивать, не было движения, динамики. Я ушла работать в Республиканский интернат им. Кажымукана Мунайтпасова методистом по спорту на отделении легкой атлетики, а потом как-то незаметно перешла в МАБ.

Физруки

– Дети не очень стремятся соблюдать технику безопасности, а это самое важное. Со студентами я постоянно разговариваю на эту тему. Физкультура – это не только двигать руками, ногами, это целая философия и любовь к своему телу. Нынешнее поколение физически слабое, оно слабее даже моего. Может, это в связи с тем, что продукты сейчас по большей части ненатуральные, экология стала хуже. Дети много болеют, у меня освобожденных около 50 человек, я с ними даже по специальной программе занимаюсь, где они могут себя чуть-чуть размять. Отношение ребят к предмету нравится. Мы говорим, что физкультура – предмет не хуже экономики, постоянно подчеркиваем ее значимость. Любой профессионал, выходящий из этих стен, должен быть здоровым.

Физруки

Равшан Ураимов родился и вырос в Кыргызстане, был чемпионом этой страны по боксу:

– Я переехал в США, чтобы обучаться в колледже, затем работал в организации, которая развивает спорт в различных странах. Получил сертификат персонального тренера, а сейчас живу в Алматы, работаю тренером в школе баскетбола Drive и преподаю игровые виды спорта в школах "Тянь-Шань" и AIS. Работать с детьми я начал еще в Америке. Там нет как такового понятия "учитель физкультуры", у них все являются тренерами. В США я проходил тренерскую практику, а потом начал работать в школе, где учился мой сын, тренировал команды по бейсболу и американскому футболу.

Физруки

– Чтобы работать с детьми, нужно терпение, постоянно приходится подробно объяснять, как делать те или иные упражнения, ну и, конечно, следить за учениками. Я очень люблю работать с детьми, особенно интересно начинать с младшего возраста и готовить их, чтобы они показывали не только хорошие результаты, но просто были хорошими людьми.

Когда я учился в школе (еще во времена Союза), все делали одни и те же упражнения. Только повторение, повторение и еще раз повторение. А у сегодняшнего поколения возможностей больше: есть почти вся нужная экипировка, большое количество залов, все виды спорта доступны. Главное – заинтересовать детей, а это несложно.

Физруки

– Вся моя семья занимается спортом, мы с ним тесно связаны. Жена работает вместе со мной тренером по баскетболу среди девочек. Мы с ней, кстати, познакомились в США. Сын занимается совершенно разными видами спорта: играет в баскетбол, бейсбол, американский футбол.

Мне нравится отношение детей к спорту, особенно в Казахстане, да и вообще в странах бывшего Cоюза. Только вот отношения между учеником и преподавателем, тренером зачастую строятся на крике. Они пытаются заработать авторитет именно таким способом, и поэтому многие дети боятся ходить на уроки или в различные секции. Все дети, как правило, хотят заниматься, нужно просто изменить подход, обучать не в страхе, а с любовью, и тогда учащиеся будут любить спорт.

Физруки

– Оценки выставляются по нескольким критериям: посещаемость, выполнение поставленных задач, наличие формы, ну и просто отношение между учеником и учителем. В государственных школах есть свои учебники по физкультуре, но по ним практически не занимаются. Есть план на год, но в него можно вносить коррективы, а в частных школах и университетах, как правило, своя программа.

Поделись
Жанара Каримова
Жанара Каримова
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000