VOX POPULI Дидар Кушаманов 4 марта, 2014 14:06

Казахстанский отшельник

Казахстанский отшельник

Дидар Кушаманов встретился в Индии с актюбинцем Вячеславом Столбовым, который не знает, где он будет есть или ночевать и даже не имеет конечной точки путешествия. Но молодой человек уверен в том, что это и есть настоящая жизнь.

Казахстанский отшельник

Вячеслава Столбова я знаю уже несколько лет, еще с тех пор, когда он учился на факультете журналистики. Именно тогда Вячеслав стал увлекаться восточными практиками медитации и решил посетить Индию. Его решение подкрепила встреча и последующий разговор с Борисом Гребенщиковым после концерта группы "Аквариум". Тогда Борис Борисович порекомендовал парню познакомиться с этой страной поближе. Ничего толком не зная, не владея английским, двадцатитрехлетний Вячеслав все же отправился в поездку. Так для него началось это путешествие. Сейчас ему уже 26, и на протяжении последних четырех лет он на несколько месяцев в году уезжает в Индию. Еще в прошлом году, в свою третью поездку, Вячеслав сообщил мне, что встретил там наставника и даже получил от него индийское имя – Друананд, которое означает "блаженство Полярной звезды". Они путешествовали вместе около трех месяцев, пока у Вячеслава не закончилась виза, и он вынужден был вернуться домой, в Казахстан. В свою четвертую поездку в Индию, которая началась в начале декабря прошлого года, он встретился со своим учителем вновь в городе Ришикеше и отправился с ним в путешествие на юг Индии. Там я с ними встретился и поговорил о их взаимоотношениях, общественно-социальных особенностях жизни в Индии и о том, чему индийский наставник может научить своего казахстанского ученика.

На фото: женщины продают цветы для подношения божествам у входа в индуистский храм.

Казахстанский отшельник

Наша встреча произошла на юго-западном побережье Индии, в культовом для индуистов месте – поселке Гокарна. Небольшой городок очень популярен среди паломников и иностранных туристов. Поэтому кроме сельского хозяйства местное население зарабатывает на жизнь еще и туризмом.

Каждое утро в многочисленных храмах брамины (или брахманы) проводят службу. В индийской кастовой системе именно служители храмов – брамины – занимают самое высокое положение. Статус брамина передается только по наследству.

На фото: молодой брамин идет на утреннюю службу.

Казахстанский отшельник

В Индии существует запутанная кастовая иерархия, сложная для понимания иностранцам. Только в штате Карнатака, где находится Гокарна, официально зарегистрирована 101 каста.

На фото: грузчик из рабочей касты.

Казахстанский отшельник

Также поражает разнообразие духовного самовыражения в этой стране. И если браминами становятся по рождению, то садху – по личному выбору.

На фото: живущий на улице садху гладит бродячую собаку. Город Ришикеш.

Казахстанский отшельник

Садху в Индии – это обычные люди, добровольно отрекшиеся от материальных благ и ведущие жизнь монахов или отшельников. Зачастую все их имущество составляет одежда и металлическая кружка для подаяний и еды. Учитель Вячеслава, Мартанд, является садху уже на протяжении 40 лет. Имя Мартанд означает "старый, как солнце". Десять лет назад он перенес инсульт и мало что помнит из своего прошлого. Единственное, что удалось узнать из его жизни, – ему 66 лет и в молодости он работал в области сельского хозяйства.

Казахстанский отшельник

Мартанд и Вячеслав приехали из Ришикеша в Гокарну. Билет на поезд учителю, а также все дорожные расходы ученик оплатил из своего кармана. Кстати, Вячеслав нигде не работает, а деньги на путешествия берет из пособия по инвалидности (у него гипофизарный нанизм, карликовость), составляющего около 120 долларов в месяц. Сначала мама Вячеслава очень сильно переживала из-за его путешествий, но потом, по словам парня, немного успокоилась. Несколько раз в месяц они переписываются по интернету.

Казахстанский отшельник

Только по официальным данным на 2007 год, в Индии проживает около 5 миллионов садху. Кто-то уходит отшельником в горы, кто-то живет на улицах, а остальные, как Мартанд, ведут непрекращающееся паломничество по Индии.

На фото: садху-паломник. Город Ришикеш.

Казахстанский отшельник

Ночуют садху где придется. Мартанд и Вячеслав остановились на пороге одного из индуистских храмов в Гокарне. Ученик, как и его учитель, спит на улице. Вячеслав поясняет, что комфорт для него порождает привязанность. Когда живешь в теплом и уютном доме, то он становится частью тебя, а это неестественное для нормальной жизни состояние. Также его нисколько не смущает тот факт, что ему гораздо сложнее путешествовать, чем большинству самостоятельных туристов. Но в Индию он приехал в первую очередь за знаниями, а не за лечением. За четыре своих поездки, одна из которых длилась полгода, он ни разу не обращался в аюрведические клиники, так популярные у туристов.

Казахстанский отшельник

Утро нового дня в Гокарне, как и во всей стране, начинается с молитвы.

Казахстанский отшельник

Мартанд произносит утреннюю молитву Сурья намаскар – приветствие Солнцу.

Казахстанский отшельник

В индуизме очень много преданий связано со священными свойствами воды. Именно поэтому в любом крупном городе есть искусственные озера. В Гокарне это озеро Котитирте (или Курти тирте), омовение в котором смывает все грехи. Каждое утро брамины совершают здесь обряды, а паломники чистят зубы, умываются и пьют воду.

Казахстанский отшельник

На фото: девушка пьет воду из священного озера Котитирте.

Казахстанский отшельник

Утренний душ Вячеславу заменяет холодный родниковый источник, где набирают воду и моются местные жители.

Казахстанский отшельник

После утренних молитв и омовений Мартанд со своим учеником идут завтракать.

Казахстанский отшельник

В Индии распространена система бесплатной еды – прасад. Все желающие могут ежедневно бесплатно или за небольшое пожертвование позавтракать и поужинать. Действуют прасады при храмах. В день здесь питаются от нескольких десятков до нескольких тысяч людей.

На фото: приготовление прасада, рассчитанного на 10 000 человек. Город Удупи.

Казахстанский отшельник

Многочисленные садху в Гокарне, так же, как и Мартанд с Вячеславом, питаются в прасадах. Меню исключительно вегетарианское – рис с подливкой и каша. Вячеслав не видит ничего зазорного в том, чтобы питаться не в туристических кафе, а в прасадах, и объясняет свое желание просто: это дарованная пища, к тому же бесплатная.

Казахстанский отшельник

В послеобеденное время в Гокарне, как и во всей Южной Индии, все замирает. Температура воздуха переваливает за тридцать градусов, торговые лавки закрываются, а люди прячутся в спасительной тени.

Казахстанский отшельник

Мартанд отдыхает у порога одного из храмов.

Казахстанский отшельник

Пока учитель спит, ученик решает постирать свои вещи. Во время поездки из Ришикеша в Гокарну у Вячеслава украли рюкзак в поезде, и теперь вся поклажа парня умещается в маленькой сумке. Вести такой образ жизни Вячеславу помогает то, что он старается об этом не задумываться. Ведь, по его словам, страх может появиться только в тот момент, когда начинаешь об этом думать.

Казахстанский отшельник

Стирает Вячеслав там же, где моется и набирает воду для питья, – в природном источнике, к которому ведут искусственные ступени.

Казахстанский отшельник

Место для сушки рядом – ветки деревьев и камни. На жарком солнце вещи высыхают за два часа.

Казахстанский отшельник

На юге Индии наряду с мужчинами женщины выполняют тяжелую физическую работу. Традиционно здесь женщина сильно зависима от мужчины в экономическом плане, поэтому помимо рождения ребенка, желательно мальчика, женщины работают на полях, оставляя детей на попечение бабушек.

Казахстанский отшельник

Каждое утро в Гокарне можно увидеть женщин, выходящих на работу.

На фото: продавщица овощей в Гокарне.

Казахстанский отшельник

Утро Мартанда и Вячеслава тоже начинается с работы.

Казахстанский отшельник

После перенесенного инсульта Мартанд не перестал курить, однако начал по утрам делать зарядку.

Казахстанский отшельник

Вячеслав тем временем медитирует в пещере. В течение нескольких лет он практикует одну технику медитации - анапана. Вячеслав дает ей пояснение: "Это наблюдение за своим дыханием. Очень важно, что это не управление дыханием, а наблюдение за его естественным процессом. Ты просто наблюдаешь за тем, как дышит твое тело, не вмешиваясь. У человека есть одно внимание, и его нужно направлять с мысли на дыхание. Тем самым ум освобождается от мыслей, и ты находишься в настоящем моменте. Человек несчастен из-за того, что он реагирует на какие-то определенные вещи. Если не реагировать, то можно постоянно пребывать в состоянии покоя. У разных людей бывают разные практики. Моя практика не имеет ничего общего ни с одной религией".

Казахстанский отшельник

Те же садху, кто занимается духовными практиками, делают это по-разному. Кто-то истязает себя крайне суровыми аскезами – стоянием на одной ноге или многолетним молчанием. Но для большинства это простые духовные практики: йога, поклонение, посты. Что объединяет всех садху, так это отказ заводить семью и детей.

Казахстанский отшельник

Однако отсутствие детей у индийских садху не решает демографической проблемы в стране. Последняя перепись населения, проведенная в 2010 году, показала, что рождаемость девочек в стране значительно уменьшается в течение последних 50 лет. Основной причиной демографы называют предпочтение рождения мальчиков в восточной семье.

На фото: жених и его многочисленные родственники-мужчины перед свадебной церемоний. Город Варанаси.

Казахстанский отшельник

Если термином садху в Индии можно обозначить определенный круг людей, то Вячеслав не относит себя к ним, хотя живет по тем же законам. По его словам, пребывание с человеком, таким как его учитель, у которого нет привязанности к определенному месту, который не знает, где он будет есть или ночевать, и у которого даже нет конечной точки путешествия, делает его сильнее и избавляет от многих страхов, а это и есть настоящая жизнь.

Казахстанский отшельник

Опыт, полученный Вячеславом в путешествиях со своим учителем, для него бесценен. Он вспоминает множество историй, случившихся с ним во время их совместного путешествия и повлиявших на его дальнейшую жизнь:

– С Мартандом я побывал во многих местах, в прошлом году мы путешествовали по Гималаям. Когда мы были в городе Рудраприяке, то поселились на берегу реки Ганг, на пороге Хануман темпл (храм). Однажды, когда я сидел у берега Ганга, одна девушка пошла поклониться реке, зашла в воду, подскользнулась и упала. Ее подхватила река, а так как в этой местности сильное горное течение, ее мгновенно унесло. Местные жители не смогли найти даже ее тело. В тот момент увидеть смерть юной девушки было для меня настоящим шоком. Позже я рассказал об этом своему учителю, на что он ответил, улыбаясь: "Не грусти, все хорошо, ведь она получила освобождение".

Казахстанский отшельник

Мое прощание с Вячеславом и Мартандом произошло на железнодорожном вокзале Гокарны, куда они пришли меня проводить. Мой поезд в Тируваннамалай отбывал в три часа утра, поэтому Вячеслав со своим учителем решили переночевать здесь же. Для него, как и для Мартанда, совсем необязательно постоянно находиться вместе. В любой момент каждый из них может продолжить путешествие в одиночку.

Казахстанский отшельник

Как долго продлится это путешествие вместе с учителем, Вячеслав не знает. Но в одном он уверен точно: знания и опыт, полученные от Мартанда, помогут ему найти себя в этой жизни.

Другие репортажи из Индии:

Книжный человек

Праздник из параллельного мира

Неизведанный Гоа

Их нравы

Поделись
Дидар Кушаманов
Дидар Кушаманов
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000