VOX POPULI Anastassiya Ivkina Виктор Магдеев Maxim Шатров 28 марта, 2014 14:36

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться
Блондинка Анастасия Ивкина решила научить алматинцев правильно парковаться. Что из этого вышло – читайте в нашем репортаже.
Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Здравствуйте! Меня зовут Анастасия Ивкина. Мне 30 лет. Я директор агентства, которое занимается кризисными коммуникациями и реализацией спецпроектов. За моей спиной почти 9 лет работы в авиакомпании Air Astana. Пять лет назад я получила водительские права и с тех пор много времени провожу за рулем. Не так давно один из торговых центров южной столицы инициировал социальную акцию «Я паркуюсь правильно!», цель которой – напомнить водителям Казахстана о соблюдении правил парковки. Реализацией этого проекта занимается мое агентство. В акции задействована команда из 20 человек. В мороз и слякоть я наравне со всеми объясняю автомобилистам, как нужно правильно парковаться.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Первая часть эксперимента началась для меня с парковки в самом крупном торговом центре Казахстана MEGA Alma-Ata. Парковка здесь рассчитана на 2100 машин, но по назначению используются лишь 1600 парковочных мест. Одни водители целенаправленно занимают два места, мотивируя это тем, что «меня заденут» и «я не смогу выйти из машины», другие считают, что тратить время на парковку по разметке – глупость. Но большая часть – до нашего напоминания – даже не задумывалась об элементарном уважении к другим водителям.

Проведя на парковке почти два месяца и сравнив реакцию казахстанцев с реакцией россиян на подобный проект, я заметила: у нас люди гораздо добрее и позитивнее. Исключения составляют работники госорганов. Чаще всего мы слышали отказы на просьбу запарковаться правильно от водителей машин с госномерами. Еще стала заметна тенденция – чем круче номер, тем хуже паркуются.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Я продолжаю ходить по парковке и неожиданно по рации слышу голос Виктории, одной из участниц проекта, которая, как и я, помогает водителям парковаться. Виктория обучена ведению переговоров в кризисной ситуации и уже слышала десятки нелицеприятных слов от водителей. Зачастую она сама справляется со сложными ситуациями и не вызывает на подмогу супервайзеров проекта или меня. Но так как я совсем рядом, то решила подойти и выяснить, что случилось.

Из-за снега на паркинге разметка была еле видна, и я хотела извиниться перед водителем. Но потом поняла: Виктория просила его поставить машину ровно, ближе к стоявшему рядом «Мерседесу», а еще один автомобиль ждал своей очереди – водитель был готов припарковаться рядом, если джип встанет чуть правее.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Водитель белого внедорожника принципиально не хотел ставить машину как надо, утверждая, что он не сможет выйти из авто. Потом он долго и упорно объяснял мне, что является прокурором и знает все законы и правила. Но в конце концов он смирился и попросил меня сесть за руль и самой перепарковать его машину. Я вежливо отказалась… То, что он просит перепарковать блондинку, мужчину совсем не смутило.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

В итоге, поняв, что диалог ни к чему не приведет и этот человек всегда будет парковаться так, как ему удобно, мы извинились и пошли дальше. Вскоре мужчина усадил свою семью в авто и уехал восвояси, а тот водитель, который так хотел запарковаться в этом ряду, лишь усмехнулся, проходя мимо двух освободившихся мест.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Пообщавшись с «прокурором», мы спустились в подземный паркинг MEGA. Здесь нет снега и ничего не мешает водителям поставить машину ровно, однако делают так далеко не все. Я подхожу к «Лексусу» и прошу припарковаться немного левее. Со стороны кажется, что я страдаю перфекционизмом и лезу с просьбами к водителям, которые и так ровно поставили авто, но дело в том, что порой 20–30 см решают, сможет ли запарковаться и открыть дверь водитель третьей машины.

Много раз нам приходилось слышать что-то вроде «у вас здесь узкие места», но на самом деле парковочные места на 20 см шире европейского стандарта.

После мы отправились за пределы ТРЦ.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Я нахожусь на улице Розыбакиева, рядом с фитнес-центром Fitnation. Черный джип стоит во втором ряду. Он перекрыл движение по полосе и заблокировал выезд другим машинам. Странно, но не включен даже аварийный сигнал, которым так любят оправдывать себя водители Казахстана. Владельца авто я не дождалась и пошла дальше.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Подхожу к этому водителю и показываю, что он стоит под знаком «стоянка запрещена». Он заявляет, что таксист, и уверяет, будто ему негде парковаться. «Дождусь клиентов и уеду», – поясняет мужчина. «А вы не боитесь быть оштрафованным?» – спрашиваю я. «Боюсь, но у меня нет другого выхода», – то ли с сожалением, то ли со злостью отвечает он. Уговорить его перепарковаться я не смогла. Мое первое поражение.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Со стихийной парковкой по улице Розыбакиева рядом с MEGA Alma-Ata борются разными способами. Устанавливают ограждения и ведут наблюдения сотрудники дорожной полиции. Но даже это не действует на нарушителей. Сейчас здесь хотят установить камеры наблюдения. Тогда появится возможность выписывать штрафы тем, кто неправильно паркуется.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Я подхожу к машине и вновь показываю водителю на запрещающий стоянку знак, но в ответ получаю лишь ухмылку. Диалога не вышло…

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

С этим водителем также договориться не удалось и нет даже намека на то, что он после моей просьбы решит перепарковаться.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Этот человек даже не обратил внимания на мою просьбу не стоять на проезжей части. А самое главное – он не обращал внимания на машины, водители которых сигналили ему в надежде, что он освободит вторую полосу движения.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Самой проблемной «аудиторией» по улице Розыбакиева оказались таксисты. Им нет дела до неудобств, которые они причиняют другим автомобилистам. Они ждут своих потенциальных клиентов, болтают по сотке и не обращают внимания на огромную пробку, которая образовалась за ними.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Я взываю к совести водителей. Пытаюсь объяснить таксисту, что в заторе, который он устроил, может стоять карета «скорой помощи», спешащая на помощь к тяжелобольному или умирающему человеку. Но водитель просто закрыл окно... На этом мой монолог был завершен.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковатьсяЭксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Перейдя дорогу, я решила поменять тактику и прикинуться настоящей блондинкой – спрашивать, что означает тот или иной знак дорожного движения. Тактика сработала. Этот таксист, улыбаясь, рассказал, что его машина стоит под знаком «стоянка запрещена». Я решила разыграть спектакль до конца и спросила: «А разве за это не штрафуют?». На что мужчина улыбнулся и сказал: «Конечно, штрафуют. Если поймают!».

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Иду вдоль дороги и почти у каждого спрашиваю, что значит этот знак. Все с удовольствием объясняют, но ни один водитель не проявил желания перепарковаться.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Из десятка опрошенных мною водителей только один долго думал, но так и не смог сказать, что означает знак, установленный вдоль дороги. Вывод очевиден: из числа опрошенных мной автомобилистов ПДД знают почти все, но никто их не соблюдает.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Надо сказать, что у дорожных полицейских есть все полномочия и возможности навести порядок на дорогах. В Кодексе об административных правонарушениях две статьи посвящены неправильной парковке. Так, согласно статье 630 дорожные полицейские вправе изъять государственный номер или доставить авто на штрафстоянку эвакуатором. Другая статья, 463-4, в случае нарушения водителем правил стоянки транспорта предусматривает штраф в размере 6 МРП, то есть 9708 тенге. За повторное нарушение сумма утраивается, и проштрафившийся заплатит в казну уже больше 24 тысяч.

Но даже это не помогает навести порядок, и количество водителей, которые паркуются на тротуарах, детских площадках и пешеходных переходах, растет с каждым днем. Возможно, эффективности работы дорожной полиции мешают отсутствие большего количества штрафстоянок, эвакуаторов и лояльность населения.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Через несколько дней мы с фотокорреспондентом Максимом Шатровым решились проехать по городу, чтобы продолжить наш эксперимент. Первым делом отправились во двор на пересечении Сейфуллина и Кабанбай батыра. Напомню, 26 июня прошлого года именно здесь произошел пожар из-за взрыва бензовоза. Тогда пожарным машинам было сложно проехать из-за стихийно припаркованных автомобилей. Спустя почти год ситуация с соблюдением мер пожарной и дорожной безопасности не изменилась.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Это место для проезда пожарных машин.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Вскоре к дому подъезжает машина и паркуется так, что окончательно блокирует доступ. Я спросила мужчину о том, правильно ли он запарковался. Он уверенно отчеканил: «Да, я думаю, да. До перекрестка далеко». Перепарковываться он, естественно, не стал.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Далее мы направились в эпицентр парковочного беспредела города – Зеленый базар. Я заранее попросила своих друзей, профессионально занимающихся рукопашным боем и боксом, наблюдать за нами со стороны и в случае проявления агрессии прийти к нам с фотографом на помощь. К нашей радости, никто из водителей, к которым я подходила на Зеленом базаре, не пытался применить силу. Несмотря на то, что мы снимали их нарушения на камеру и делали замечания.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Городские власти тоже пытались решить эту проблему. Летом 2012 года состоялся тендер на организацию 42 платных стоянок тротуарного типа. Планировалось, что парковки будут оснащены паркоматами и видеокамерами. Озвученная цена стоянки – 100 тенге в час. В начале 2013 года начальник управления природных ресурсов и регулирования природопользования города Алматы Алтай Рахимбетов презентовал современную стоянку, которая расположена на пересечении улиц Казыбек би и Фурманова. Остальные, по словам Рахимбетова, должны были запуститься к 15 августа 2013 года. Однако строительство и ввод в эксплуатацию платных парковок затянулся, и в начале 2014 года парковщики в жилетках по-прежнему занимают значимую позицию, хотя должны были уйти с улиц южной столицы еще в середине прошлого года.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Вокруг Зеленого базара я хожу без фирменной оранжевой жилетки. Подхожу к парковщику и спрашиваю, где здесь автобусная остановка. Она оказалась за его спиной. Парень представился Аскаром и рассказал, в чем заключается его работа.

– А это вы ящики поставили? Зачем?

– Это территория ломбарда. Здесь их руководство паркуется.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Через дорогу мы наблюдаем патруль дорожной полиции. Диалог я записываю на диктофон:

– Добрый день! Подскажите, пожалуйста, а почему через дорогу стоят ящики? Там можно машину запарковать?

– Там парковщики запрещают парковаться.

– Неужели у парковщиков есть такие полномочия?

– Ну-у-у… Это же частная территория. Ломбарду принадлежит.

– А вы здесь следите за порядком?

– Да, номера изымаем.

– А вон машина на проезжей части запарковалась, я попросила водителя не оставлять авто, а он не послушал и ушел.

– Я не видел эту машину.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковатьсяЭксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Оказалось, даже сотрудники дорожной полиции не могут заставить водителей парковаться правильно, что уж говорить о блондинке! Позже я задумалась о причинах транспортного коллапса города и решила посоветоваться по этому поводу с политологом Маратом Шибутовым. Он уверен, что решить проблему вполне реально:

– Пока в Алматы всего один паркинг – около Зеленого базара. Вообще, в генплане города говорилось о 72 паркингах, и этого бы вполне хватило на то, чтобы решить проблемы с парковкой хотя бы в центре города и на оживленных перекрестках, – говорит Шибутов.

Политолог уверен, что жесткие меры нужно применять лишь тогда, когда у автовладельцев появится альтернатива в виде паркингов. «Вот тогда улицы рядом с паркингами надо сделать свободными от парковки на обочинах и выписывать штрафы. Разумеется, все новые здания должны быть оборудованы подземными парковками, это должно стать обязательным условием. Вот это все, что пока можно реально сделать. Платный въезд, по-моему, только забьет ВОД и Саина, где будут пробки при оплате въезда», – считает эксперт.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

На улице Богенбай батыра – Пушкина установлен аппарат для парковки. В правилах пользования указано, что стоянка с 8 утра до 8 вечера является платной – 100 тенге в час. Штраф за неоплату – 10 000 тенге. Однако аппарат не работает. Мы позвонили по указанному телефону, но трубку никто не взял.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Кто-то из горожан весьма красноречиво высказался по поводу того, что думает о платной парковке.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

С 2003 по 2012 год количество автомобилей, зарегистрированных в Алматы, увеличилось с 218 до 498 тысяч. Таковы официальные данные Агентства по статистике РК. А аким южной столицы Ахметжан Есимов прогнозирует, что в ближайшем будущем машин станет еще на 200 тысяч больше.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Я уточнила у парковщика, почему многоуровневый паркинг около Зеленого базара не помог разгрузить улицы. Он посоветовал мне идти подальше.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Вскоре я стала неким клоуном для водителей и парковщиков. Никто не собирался перепарковываться, но все с милой улыбкой объясняли, чем отличается стоянка от остановки. А вот сотрудники дорожной полиции явно забеспокоились, увидев, что мы снимаем происходящее на камеру.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

С одним из сотрудников дорожной полиции мне удалось пооткровенничать, но сфотографировать его не получилось. Блюститель порядка представился Айдосом и даже пригласил меня выпить чашечку кофе. Что касается проблемы с парковкой, то Айдос сообщил, что дважды в день на Зеленом базаре работает эвакуатор. Мой собеседник целыми днями находится в этом районе и с грустью отмечает: ситуация не меняется.

Сотрудник дорожной полиции не видит себя в роли акима города и не знает, как решить проблему с парковкой, но мечтает, чтобы алматинцы пересели со своих огромных джипов на трамваи и велосипеды. Тогда и с парковкой в городе проблем не будет, и воздух станет чище!

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Мой диалог с человеком, нарушившим правила парковки.

– А вы обращаете внимание на разметку?

– Какую разметку? Ее нет в городе. Все ставят как хотят. На бордюры, тротуары и пешеходные переходы. Я работаю на базаре, но у меня нет выбора. Вот это здание отдали под снос, и там будет паркинг. Скоро будет парковка. Первый этаж базара станет парковкой, а на втором – овощи.

– Дорожные полицейские стоят позади вас. Как они решают проблему?

– Они постоянно машины отсюда забирают на эвакуаторе, номера снимают.

– А у вас тут драки бывают за парковку?

– Конечно, если на два места поставят или подрежут, мы сами разбираемся с нарушителями!

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Спустя несколько дней мы вместе с Виктором Магдеевым отправились на перекресток Абая – Достык. Здесь на проезжей части в два ряда припаркованы автомобили студентов КИМЭПа.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковатьсяЭксперимент # 17. Блондинка учит парковатьсяЭксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Нам удалось застать на посту мужчину, который около 10 лет на добровольной основе разгоняет скопления автомобилей на этом перекрестке. Диалога с Асетом (так зовут парковковщика около КИМЭПа) не получилось, зато я побеседовала с так называемым тайм-менеджером автобуса 35-го маршрута Талгатом.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Талгат называет себя диспетчером-посадчиком, а по моей версии, тайм-менеджер автобусных маршрутов:

– Я работаю здесь уже два года. Контролирую своевременное отправление автобусов c конечной остановки. Знаю, что Асет здесь с 1995 года. Водители автобусов рассказывают, что если его не провоцировать, то он спокоен и неагрессивен. Он приходит сюда с каждый день независимо от погоды. С 9 утра до вечера ходит около остановки и делает вид, что регулирует движение. Я не видел, чтобы он обедал. Только пьет колу. Водители и мы даем ему по 20–50 тенге в день, но это только наша инициатива. Он денег не просит. Не так давно ему подарили жезл и жилетку парковщика. Он очень радовался этим подаркам. Когда Асет видит большое скопление автомобилей и автобусов, он подходит к ним и требует разъехаться. Я спрашивал, зачем он это делает, что им движет, но он не отвечает. Просто говорит: «Мне это нужно». Мы знаем, что у парня есть психические отклонения, но свыклись с его присутствием здесь. С каждым годом культура вождения становится все хуже. Водители не стесняясь бросают машины на остановке, тем самым причиняя неудобства пассажирам городского транспорта.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Талгат показывает на припаркованную на повороте машину и говорит, что в таких случаях зовет Асета, и тот криками выгоняет нарушителя. На этот раз я сама пробую подойти к машине и попросить водителя перепарковаться.

За рулем этого автомобиля сидела девушка и в течение 10 минут непрерывно говорила по телефону. Я терпеливо ждала. В этот момент на повороте «корчился» троллейбус, который из-за этой машины не мог нормально совершить маневр. Когда разговор девушки закончился, я попросила не оставлять здесь машину, на что получила ответ: «Я беременна. Мне плохо и я буду здесь стоять». Приглядевшись, я не заметила ни живота, ни наступающих схваток. В этот момент к моей «беременной» подъехал и припарковался еще автомобиль. За рулем оказался человек в форме. Правила для всех равны, и я подхожу к блюстителю порядка.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Оставив в покое даму, я направилась к «Мерседесу».

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

– Извините, но здесь нельзя оставлять машину. Вы причиняете неудобства общественному транспорту и другим водителям, которые поворачивают с Достык на Абая.

Полицейский:

– Где знак?

– По правилам дорожного движения РК машину можно парковать на расстоянии 10 метров от остановки.

– Покажи свое разрешение на съемку!

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Убедить водителя «Мерседеса» не оставлять машину в неположенном месте мне не удалось. Выжав из себя пару сухих фраз, человек в форме исчез в толпе.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

А это Абая, не доезжая до проспекта Достык, со стороны университета.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Улыбчивую девушку зовут Айдана. Она студентка КИМЭПа. Оставляет машину во втором ряду по Абая, так как не хочет платить за парковку на территории вуза 500 тенге в день. Кроме того, она пояснила, что опасается оставлять там машину из-за участившихся краж.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Как оказалось, так поступают десятки других студентов. В каждом автомобиле виднеется листочек с номером телефона владельца.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Удивительно, но рядом с телефоном я увидела брошюру «Я паркуюсь правильно!».

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Я решила позвонить водителю этого авто и спросить, почему машина стоит на проезжей части.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Из кафе учебного заведения вышла девушка, которая явно не была настроена объяснять, почему она бросила машину, и тем более не собиралась ее перепарковывать.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

В заключение студентка бросила фразу о том, что мне нечего делать и что я отрываю ее от экзамена. Сделав широкий жест, девушка вновь отправилась в кафе.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Осознав, что студентов КИМЭПа я не смогу убедить парковаться правильно, мы решили понаблюдать за Асетом – человеком, который почти 10 лет изо дня в день стоит на этом перекрестке и пытается научить людей соблюдать правила.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Мужчина мирно беседует с кондуктором автобуса, но становится заметно, что он злится. Как выяснилось, кондуктор начал издеваться над Асетом.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Издевки над больным человеком не прошли даром. Асет забывает про свою мирную «миссию с парковкой» и начинает плеваться и проявлять агрессию к окружающим.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Талгат советует нам с фотокорреспондентом подойти позже. Он начинает успокаивать друга.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Этот парень ждет свою подругу около КИМЭПа. На вопрос, почему стоит на проезжей части, он отвечает, что все здесь стоят. Это стадный эффект, которому все следуют.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Девушка Айдана, так же как и ее предшественница, является студенткой вуза. По ее словам, оставляет машину на дороге, так как в учебном заведении не созданы условия для парковки учащихся.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Перепарковывать машину девушка не стала.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Мы отправили запрос в КИМЭП. Нам ответили, что на территории вуза есть 108 парковочных мест, предназначенных для автомобилей студентов, преподавателей и гостей университета. От 20% до 50% мест на парковке свободны. Стоимость парковки — 500 тенге в день, абонемент на месяц стоит 5000 тенге, на 6 месяцев – 20 000, на год – 35 000. За то, что творится за пределами вуза, университет не отвечает, это находится в ведении городских властей. И добавили, что на проспекте Абая - от ул. Валиханова до Достык нет знаков, запрещающих парковку.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Тротуар для пешеходов.

Эксперимент # 17. Блондинка учит парковатьсяЭксперимент # 17. Блондинка учит парковатьсяЭксперимент # 17. Блондинка учит парковаться

Позже в генеральном плане развития Алматы я прочла о том, что будут строиться новые развязки, паркинги и т.д. Но, знаете, все это будет во многом бесполезно, если люди продолжат нарушать правила парковки и создавать хаос на дорогах. Если вы хотите сделать свой город лучше, начните с себя – паркуйтесь правильно!

Репортажи из серии "Эксперимент":

Эксперимент #1. Алкоголь

Эксперимент #2. Ну и кто здесь настоящий фотограф?

Эксперимент # 3. Отзывчивые люди

Эксперимент # 4. Таксуя на «Бентли»

Эксперимент #5. Переодевание

Эксперимент #6. Гардероб за 7000 тенге

Эксперимент #7. С протянутой рукой

Эксперимент #8. Познакомьтесь – «чайки»!

Эксперимент #9. В поисках туалета

Эксперимент#10. Правила съема

Эксперимент#11. Закурить не дадите?

Эксперимент # 12. Три дня тишины

Эксперимент #13. Жизнь без сна

Эксперимент #14. Путешествие одной купюры

Эксперимент #15. Что мы едим

Эксперимент #16. Кто на кухне главный?

Поделись
Anastassiya Ivkina
Anastassiya Ivkina
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000