VOX POPULI Виктор Магдеев 29 декабря, 2013 13:33

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2
Мы продолжаем серию репортажей о железнодорожных станциях Казахстана. На этот раз фотограф Виктор Магдеев делится впечатлениями и историями людей, работающих на станциях Алтынколь, Кызылорда и Болашак.
Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Станция Алтынколь появилась 22 декабря 2012 года, до этого времени здесь были только барханы. Новая станция открыла сообщение не только с Китаем. Через этот узел проходит товар из Южной Кореи, Филиппин, Японии, Сигнапура, Индонезии и других стран.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Также в декабре 2012 года сдали в эксплуатацию железнодорожную ветку Хоргос – Жетыген протяженностью 293 километра. В международном центре приграничного сотрудничества «Хоргос» построено 29 объектов, в том числе контрольно-пропускной пункт, транспортно-пешеходный переход, автодороги, настроена объединенная система видеонаблюдения и охраны периметра.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Основная задача станции Алтынколь – обслуживание международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос». Строительство ее началось в 2011 году. На приграничной станции Алтынколь построены вокзал и административное здание, инженерные сети и объекты таможенной и пограничной инфраструктуры, станционные пути. В построенном жилом поселке Нуркент живут не только железнодорожники, но и весь персонал международного центра «Хоргос».

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Станция Алтынколь является грузовой и отнесена к внеклассным. Состоит из трех приемно-отправительных парков: широкой колеи (11 путей), узкой колеи (9 путей), транзитного (6 путей).

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Сейчас на этой территории строится единственный в своем роде логистический хаб, будет создана СЭЗ (специальная экономическая зона) и сухопутный порт – аналогичный тому, что есть в Дубае. Станция Алтынколь оборудована микропроцессорной централизацией, не имеющей аналогов в странах СНГ. Кроме того, для организации движения поездов используется новейшая система интервального регулирования.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Максат Мамбеткулов начинал работу составителем на станции Коксу и спустя время и множество разных должностей получил повышение до замначальника станции Шелек в конце 2012 года, а с апреля 2013-го занимает должность инженера по безопасности всей станции Алтынколь.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Перегрузочное место контейнерной площадки. Козловой кран организует перегруз с узкой (китайской) колеи на широкую (казахстанскую).

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Рентген-аппарат расположен практически на границе с Китаем. С его помощью проверяется наличие контрабанды и содержание груза для сверки с документами.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Амир Дарибаев – сигналист, закрепляет тормозные башмаки на стоящих вагонах. Также в его обязанности входит прием и отправление поездов в качестве составителя.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Пост электрической централизации – место, куда тянутся провода со всей станции. Здесь основной «мозг»: диспетчеры и дежурные руководят всеми процессами, которые происходят на станции.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Газиз Телупов руководит процессом приема, сортировки и отправки составов из поста электрической централизации и является дежурным по узкой колее:

– Я принимаю составы, приходящие из Китая. Обычно рядом находится переводчик, чтобы общаться с китайскими машинистами, но иногда его нет. Поэтому мы учим китайские слова, которые помогают в работе, и пытаемся справляться сами.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Сегодня среда, а значит, будет тест на технику безопасности. Ринат Токпанов (слева) – ревизор участка Алтынколь – Жетыген, он приезжает на станцию Алтынколь для проверки уровня техники безопасности.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Отдел ПКО (приемно-контрольный отдел) – ребята, которые принимают поезда. Они проверяют составы, грузы, сохранность пломб и провозимого груза.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Через день, по нечетным числам, из Алматы отправляется поезд по направлению Алматы II – Алтынколь. Это единственный пассажирский поезд, который сейчас ходит на станцию Алтынколь. За это направление отвечает частная компания «Транс-Экспресс». Поезд скорый и следует до пункта назначения всего 6 часов.

Амангуль – проводник этого поезда, всего два месяца работает на железной дороге. Окончила курсы проводников на вокзале Алматы II и получила работу на этом новом направлении.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Ахмед – старший проводник поезда Алматы II – Алтынколь, уже 20 лет служит на железной дороге. Застал еще те времена, когда следовал скорый поезд Алма-Ата – Ленинград, Алма-Ата – Екатеринбург, проработал в филиале «Южный» 15 лет:

– Сейчас сервис улучшается, количество пассажиров увеличивается и даже начали выпускать казахстанские вагоны.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Вахтовые работники станции живут в общежитии, которое предоставляется бесплатно на время вахты.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Комнаты оборудованы всем необходимым – кроватями, телевизором и даже...

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

...уютной кухней.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

В привокзальном кафе обедают пассажиры и все руководство станции Алтынколь. В меню есть первое, второе и различные напитки на выбор. Если окажетесь когда-нибудь на станции, то попробуйте мясо с грибами, оно особенно хорошо получается у местных поваров.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

За тепло, уют и вкусную еду отвечает Зайтуна Майджитовна, которая работает с самого открытия станции.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Приехала женщина со своей подругой, поваром Махигуль, из Чилика. Готовят женщины блюда восточной, европейской и даже китайской кухни. Продукты закупаются в Жаркенте:

– Нам дали бесплатное жилье в местном общежитии, там хорошие условия для жизни. В нашем кафе устраивают банкеты, если комиссия приезжает на станцию, то сразу ведут к нам. (Смеются.)

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Для постоянных работников станции построены комфортабельные дома с развитой инфраструктурой, в каждый дом проведено электричество, газ и водопровод. В поселке также есть больница, детский сад и школа.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Больница предусмотрена на 56 мест в палатах, есть кабинеты гинеколога, стоматолога, педиатрический и хирургический.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Ребята из детского сада в поселке Нуркент всегда очень рады гостям, тем более тем, кто с фотоаппаратом.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Школа рассчитана на 600 человек, но пока здесь обучаются 246 ребят, среди них дети пограничников, железнодорожников и таможенников.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Меруерт Жакановна, учитель химии:

– Классы оборудованы по последнему слову техники. Есть все необходимые приборы для проведения интерактивных уроков с детьми.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Амангельды работает физруком со дня основания школы, в 2012 году переехал сюда из города Жаркента:

– Большой спортзал дает детям возможность развивать спортивные навыки. Школа проводит спортивные соревнования, куда съезжаются дети из ближайших поселков.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Первый вокзал в городе Кызылорде был построен еще в 1905 году после сдачи в эксплуатацию железной дороги Оренбург – Ташкент. Тогда этот населенный пункт еще назывался Перовском. И только в 1925-м город переименовали в Кзыл-Орду и перенесли сюда из Оренбурга столицу Казахской Автономной Республики в составе РСФСР.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Первое здание вокзала было одноэтажным, а второе, построенное в 1969 году, уже трехэтажным. Недавно здесь сделали капитальный ремонт.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Станция Кызылорда является грузовой и относится ко второму классу, а вот вокзал станции Кызылорда по объему выполняемых работ соответствует первому классу. Через вокзал проходит около 1150 пассажиров в сутки.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

В 2014 году планируются к запуску скоростные поезда по пяти новым маршрутам: Астана – Кызылорда, Алматы – Актобе, Алматы – Защита, Астана – Защита и Алматы – Ташкент. Главные задачи этих рейсов – удовлетворить повышенный спрос на пассажирские перевозки в указанных регионах и сократить время следования в среднем в 1,5–2 раза. К примеру, пассажиры скоростного поезда Астана – Кызылорда будут ехать до места назначения сутки вместо обычных двух.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Не так давно был подписан протокол о намерениях создать машиностроительный завод и многопрофильное предприятие по выпуску запчастей для АО «НК «Казахстан темир жолы» на базе кызылординского депо.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Следующая наша станция – Болашак, на границе с Туркменистаном. Открывали ее 11 мая 2013 года лично президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. Это прямое железнодорожное сообщение между странами по переходу станция Болашак – станция Серхетяка. Построено все с нуля, здесь раньше даже не было пропускного пункта.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

В основном отправляются грузы в Туркменистан, через эту станцию идет экспорт и в Ирак с Афганистаном. В конце года идет зерновой сезон, и отправляется в основном пшеница или мука. Также через эту станцию проходят транзитные грузы. Только в ноябре было отправлено 20 поездов – 925 вагонов.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

В штате работает 105 человек, часть сотрудников периодически уезжает в командировки на более крупные станции для повышения квалификации.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Единственный способ попасть на станцию Болашак поездом – это сообщение Узень – Болашак. Поезд ходит ежедневно, кроме выходных и праздников.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Руслан Турекенов, дежурный по станции, 3 года работает на ст. Болашак:

– С помощью компьютерных программ мы контролируем безопасное передвижение по станции и отправку. В день по два-три поезда с зерновым грузом уходят в Туркменистан. На мониторе у нас показан весь перегон Узень – Болашак, компьютеры подключены к многоканальному телефону для связи со всеми станциями.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

В 2011 году завершилось строительство железнодорожной линии Узень – государственная граница с Туркменистаном. Данный проект будет связывать Казахстан через Туркменистан с Ираном, странами Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии. В рамках этого проекта проложено 146 км путей, построено 7 новых станций и разъездов, в том числе и Болашак, 68 искусственных сооружений и 4 моста.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

На приграничной станции Болашак помимо вокзала и административного здания построены инженерные сети и объекты таможенной и пограничной инфраструктуры, а также станционные пути.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Вдали виднеется граница с Туркменистаном.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Сергали Сагидулаевич Таутурмашев управляет маневровым тепловозом ТЭП-2, более 20 лет он посвятил работе машинистом:

– Управлять тепловозом – очень большая ответственность: небольшая погрешность – и может пострадать весь состав с грузом.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

На станции Болашак построили 85 одинаковых домов для вахтовиков. Всего на станции проживает около 600 человек: 100 железнодорожников и остальные 500 человек – члены их семьей.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Сания Тлешова работает товарным кассиром, но был выходной, поэтому удалось застать ее дома:

– График у меня посменный, мы с семьей уже год живем в вахтовом доме, все очень нравится. Туалет, душ, электричество, газ – все в доме.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Куралбек учится в 7-м классе и любит смотреть мультфильмы, пока родители на работе.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Сырым Елимесов – составитель, родом из Бейнеу, работает на железной дороге около двух лет:

– Окончил колледж КазАТК в Актау, с тех пор работаю здесь. У нас в Бейнеу не так много вариантов трудоустройства, поэтому выучился на железнодорожника – всегда можно найти работу по специальности.

Пока работы немного – в день встречаем два-три поезда, станция молодая, еще только развивается. Мне здесь дали жилье – вахтовый дом. У нас в поселковой школе есть спортзал, и там мы с коллегами занимается по выходным дням борьбой.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 2

Репортажи по теме:

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

25 часов в поезде

Железную дорогу – молодым

Как строилась железная дорога

Поделись
Виктор Магдеев
Виктор Магдеев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000