VOX POPULI Виктор Магдеев 28 декабря, 2013 13:23

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1
Железнодорожная станция, как и аэропорт, – лицо города. Это первое, что видит человек, сошедший с подножки поезда. Мы начинаем серию репортажей, рассказывающих о внутреннем устройстве казахстанских железнодорожных станций, о том, что скрыто от глаз пассажиров. Фотограф Виктор Магдеев посетил шесть из них, сегодня речь пойдет о трех – Защита, Достык и Жетыген.
Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Мое путешествие по станциям началось с Защиты, на которую прибывают все, кто едет в Восточный Казахстан, в город Усть-Каменогорск. Вокзал этот был построен в 1938 году силами железнодорожников и членов их семей. Они же приложили руку к созданию Парка отдыха. Когда грянула Великая Отечественная война, юные железнодорожники уходили один за другим на фронт в действующую армию. В 1942 году на смену мужчинам пришли женщины, именно они работали на станции в то непростое время.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Станция Защита по объему и характеру работы является грузовой и относится к первому классу. Имеет три последовательно расположенных парка: парк приема – 8 путей, сортировочный парк – 12 путей, приемно-отправительный – 12 путей. Работает станция Защита на четыре направления: Защита – Локоть, Защита – Зыряновск, Защита – Лениногорск и Защита – Шар.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Кстати, участок железной дороги Локоть – Защита (235 км) был построен еще в 1930-е годы, главной целью строительства было промышленное освоение Алтая.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

В декабре прошлого года завершился капитальный ремонт станции. В тот же год были отремонтированы станции Жангиз-Тобе, Аягоз, Ушбиик, Иртыш-завод, Селезневка. После внешних и внутренних изменений станция Защита была переименована в Оскемен-1. Но в народе ее по-прежнему называют Защитой.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

К станции примыкают 27 подъездных путей. Всего здесь работает около 200 человек.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Составитель поездов Алин Айдар, общий стаж работы больше 10 лет, 5-й год трудится на станции Защита.

Обучение проходил на станции Шемонаиха, сейчас учится в колледже Казахстанского университета путей сообщения на последнем курсе:

– В обязанности составителя входит формирование и расформирование поездов (физически разъединяет или соединяет вагоны с помощью специальных рычагов. – Прим. ред.). Смена у нас длится 12 часов, работа очень тяжелая и ответственная, поэтому мы день работаем, сутки отдыхаем, а если ночь работаем, то отдыхаем уже 48 часов. Трудимся на улице и в жару, и в холод. Для нас нет плохой погоды.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Марат Мусанов работает вагонником ПТО (пункт технического обслуживания) Защита 13 лет:

– Мало кто знает, что вагонником может стать только человек с музыкальным слухом. Мы на слух определяем исправность подшипников в колесе. Стучим и слушаем...

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Сукан, а для друзей просто Толик, работает на станции Защита полгода:

– Я выхожу на работу в 5 утра. Каждое утро начинается с лекции по технике безопасности. Тружусь до 5 вечера.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

В сутки пассажирский поток на станции составляет около 400 человек. После ремонта на станции появилось больше удобств для пассажиров: камера хранения ручной клади, комната матери и ребенка, комнаты отдыха для мужчин и женщин, отдельные туалеты и душевые кабины.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

У Акжола очень дальновидные планы насчет карьеры в КТЖ: он хочет работать в Астане. Парень уже год трудится оператором по обработке документов. Сейчас обучается на заочном отделении в Казахстанском университете путей сообщения в Семее. Смена почти у всех железнодорожников одинаковая: день работают – сутки отдыхают, ночь работают – 48 часов отдыхают.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Татьяна Сизова, дежурный по парку поездов, делает работу, которая для многих пассажиров остается "за кадром":

– Я провожаю поезда, закрепляю, если что-то неисправно, то дежурный по станции высылает информацию, и я отправляю туда бригаду ремонтников.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Следующая наша станция – Достык, рядом с которой расположены одноименный поселок и пропускной пункт на границе с Китаем. В поселке проживает более 3000 человек, и как минимум треть жителей – железнодорожники. Так что станция – главный кормилец.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Станция расположена в Джунгарских воротах, носит международный статус и является одним из звеньев Трансазиатского транспортного коридора.

Нурым Лепесович Жаниязов, директор филиала "Казахстан темир жолы", станция Достык:

– Станция Достык по характеру работы является грузовой и отнесена к внеклассным. Строительство станции началось в период строительства участка Актогай – Достык в 1960 году. Основные грузы, которые провозятся через нашу станцию: строительные материалы, трубы, стекло, техника, химические материалы, товары народного потребления и т.д.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

На станции Достык бытует легенда: место это является священным, потому как в древности казахи воевали здесь с джунгарами, было пролито много крови, но территорию не отдали. И все работники станции, которые начали свою карьеру на Достыке, занимают сейчас очень хорошие управляющие должности по всему Казахстану. Сила легенды подкреплена еще и огромным профессиональным опытом сотрудников этой станции. Большой объем работы, который приходится выполнять железнодорожникам здесь, делает их востребованными на любом участке железных дорог Казахстана.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Граница охраняется таможенниками двух государств – Китая и Казахстана. Интересный факт: в 1954 году СССР и КНР заключили соглашение о создании железной дороги Ланьчжоу – Урумчи – Алма-Ата. И спустя несколько лет, в 1959-м, на участке Актогай – Дружба начали ходить первые поезда. Но затем отношения с Китаем ухудшились, и одноименный поселок при станции был заброшен. Строительство возобновилось лишь в 1988 году, и 12 сентября 1990-го произошла стыковка железнодорожных магистралей СССР и КНР на пограничном переходе Дружба – Алашанькоу.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Помимо приема и отправления поездов очень часто требуется перегрузка из вагона в вагон, потому как изменяется ширина колеи (в Казахстане стандарт колеи 1524 или 1520, тогда как в Китае придерживаются стандарта 1435. – Прим. ред.). Или же грузовые и пассажирские вагоны переставляются с тележек одной колеи на тележки другой.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Азат работает осмотрщиком вагонов, отвечает за перестановку вагонов с узкой колеи на широкую, проверяет исправность отдельных элементов вагона:

– У меня юридическое образование, но я пять лет проработал на станции в Уштобе, а теперь тружусь здесь.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Татьяна – дежурный по сортировочной горке, в 2003 году, окончив университет, сразу пошла работать на железную дорогу. Начинала свой трудовой путь оператором СТЦ (станционного технологического центра. – Прим. ред.) и со временем получила повышение до дежурного на сортировочной горке, где формирует составы по плану следования в направлениях Актогай, Моинты, Арыс, а также занимается подборкой перегрузочных вагонов. Родом Татьяна из Талдыкорганской области, станция Коксу, сейчас живет с семьей на станции Достык.

– Зарплата хорошая, занимаюсь семьей в свободное от работы время. За десять лет работы на станции ни разу не было аварийных ситуаций, – говорит Татьяна.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Данияр – машинист с 10-летним стажем, окончил колледж в городе Таразе и теперь формирует составы и проводит маневровые работы по станционным путям. Маневровые машинисты не ездят в дальние поездки, они работают только на станции. Раньше Данияр работал на тепловозе модели ТМ 2, а с 2010 года – на тепловозе СКД производства КНР:

– Зимой нужно чаще тормозить, чтобы нагревать тормоза. Смена у машинистов стандартная для железнодорожников: день работаешь – сутки отдыхаешь, ночь работаешь – 48 часов отдыхаешь.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Макет станции Достык, сделанный руками самих работников. Международный пограничный переход Достык – Алашанькоу заработал в 1991 году и теперь обеспечивает транспортировку грузов по направлению Европа – Азия на территории РК, сформировав таким образом дополнительный трансконтинентальный маршрут, связывающий страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Восточной и Западной Европы.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Еще один Данияр – составитель, он получает задание от дежурного по сортировочной горке и разъединяет или скрепляет вагоны. Работа не из легких, тем более что станция Достык находится в месте, где круглый год дуют суровые ветра.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Дудар (в центре), регулировщик скоростей движения вагонов, проводит инструктаж и распределяет подчиненных по путям. В обязанности РСДВ входит остановка вагонов.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Досхан всегда мечтал работать на железной дороге. Сейчас занимается тем, что вручную останавливает вагоны после их сортировки с "горки", смазывая рельсы графитовой смазкой для более плавного торможения.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Бахыт – руководитель смены, занимается организацией работы: подача, уборка составов с путей, контроль над дежурным по станции, составление графика маневровой работы.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Айдар уже 6 лет работает старшим приемосдатчиком груза товарных поездов на станции. Из китайских вагонов перегружает груз в казахстанские.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Пропускная способность прилегающего участка Актогай – Достык возрастает с каждым годом. Если в 2008 году она составила около 18 млн тонн, то в 2014-м ожидаемый объем перевозок через пограничный переход Достык – Алашанькоу возрастет до 23 млн тонн в год и более.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Дархан уже месяц работает на станции грузчиком. Сам он из села Кабанбай и каждые 15 дней приезжает на станцию Достык, чтобы перегружать товар из китайских вагонов в наши.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Станция Жетыген является промежуточной и относится к четвертому классу. Строительство ее началось в период создания Туркестано-Сибирской магистрали в 1926–1931 годах. В ходе строительства линии Жетыген – Хоргос (2009–2011 гг.) на станции Жетыген появились новый вокзал, вагоноремонтное депо, различные терминалы и ведомственное жилье для железнодорожников.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Основные виды грузов, которые провозятся через эту станцию: овощи, нефть, сборные грузы.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Серикбол Габдуллин с 1996 года работает на железной дороге, начинал с самых низов, работал монтером на станции Каракум, 5 лет был составителем на станции Жетыген, а в прошлом году получил повышение – стал дежурным по станции. Чтобы получить повышение, каждый сотрудник сдает экзамен в главном управлении в Алматы. Серикбол потомственный железнодорожник, его отец и брат работали на железной дороге.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Кайрат работает машинистом тепловоза с 1987 года. Получил образование в Алматинском техникуме железнодорожного транспорта, начинал свою карьеру на станции Матай. Хороший опыт наработал в алматинском депо, получил звание машиниста 2-го класса и с 1991 года работает на этой должности:

– Я железнодорожник в третьем поколении, недавно у меня внук родился – прямо в поезде! Сын с женой ехали в Астану из Алматы в поезде "Тальго", и у невестки начались схватки. Начали искать по вагонам врача, но сначала нашли только стоматолога, а потом и акушера. В честь него и назвали внука Арленом. Думаю, и внук станет железнодорожником.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Талгат – осмотрщик вагонов с опытом более 8 лет, начинал трудовую деятельность слесарем. Работал на вокзале Алматы I и недавно перевелся на станцию Жетыген:

– Проверяем букс на целостность, подготавливаем вагоны к отправке.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Cейчас станция работает на несколько направлений: Алматы – Сарыозек и Жетыген – Алтынколь. На участках Жетыгена впервые были опробованы и теперь успешно работают тепловозы казахстанского производства серии "Эволюшн".

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Кумархан Турсуновна - старший приемосдатчик груза, с 1985 года работает на станции Жетыген. У Кумархан Турсуновны много обязанностей, она отвечает за прием и отправление грузовых составов, сдачу грузоотправителей, формирование поездов:

– Недавно на станции сделали реконструкцию и расширили пути, работы прибавилось, но это пойдет во благо. Каждый год проходим обучение, вот недавно нам поставили компьютерную систему для улучшения работы с пользователями при организации и оформлении грузовых перевозок.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Запуск железнодорожной линии Жетыген – Коргас позволил сократить расстояние от Китая до южных регионов Казахстана и стран Центральной Азии примерно на 550 км. Благодаря этому сократится время транспортировки грузов из КНР в южные регионы страны и транзит в Среднюю Азию в среднем на 1,5–2,5 суток. Кроме того, за счет создания новых участков дороги появилось около 2000 рабочих мест.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

Перизат – кассир с десятилетним стажем работы:

– Билеты в кассе вокзала Жетыген можно купить на любое направление Казахстана. Чаще всего берут билеты в Защиту, Семей и Аягоз. Смена у нас удобная: два дня работаем и два – отдыхаем.

Железнодорожные станции Казахстана. Часть 1

В следующем репортаже мы расскажем о станциях Алтынколь, Болашак, Кызылорда.

Репортажи по теме:

Поделись
Виктор Магдеев
Виктор Магдеев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000