VOX POPULI Anastassiya Ivkina Дамир Отеген 21 ноября, 2013 23:06

В мире воздушных шаров

В мире воздушных шаров
Мечта человека подняться в небо осуществилась благодаря изобретению воздушного шара. Первыми, кому удалось сделать это, стали братья Монгольфье – в далеком 1783 году они поднялись в воздух на тепловом аэростате шириной 14 метров и высотой в 21 метр. Со временем аэростаты стали частью науки, военного дела, спорта и развлечений. Из поколения в поколение люди сохраняют и развивают этот символ начала эпохи авиапутешествий. Анастасия Ивкина изучила, как нынче обстоят дела с воздушными шарами в нашей стране.
В мире воздушных шаров

Ярослав Толстов – инженер-авионик «Эйр Астаны» и сертифицированный пилот теплового аэростата. Для одних полет на воздушном шаре – захватывающее приключение и спасение от серых будней, для других – способ привлечь внимание любимой женщины, а третьи используют шар в маркетинговых целях. Всех этих людей объединяет одно – желание парить над землей, слившись с потоком ветра, а Ярослав помогает им сделать это. Он занимается воздухоплаванием с 2001 года, все началось после встречи с группой таких же энтузиастов. Сейчас Ярослав имеет допуск к самостоятельным полетам на воздушных шарах и является участником международных соревнований.

В мире воздушных шаров

Полет на воздушном шаре для фотографа Vox Populi Дамира Отегена и других ребят запланирован на раннее утро. Экипаж (так принято называть команду, которая будет готовить воздушные шары к полету) пребывает в отведенное для полета место, недалеко от села Ушконыр. Оболочку воздушного шара, газовые баллоны и другое снаряжение привозят на специальном прицепе.

В мире воздушных шаров

В полете аэростатом управляет один пилот, но в подготовке принимают участие члены экипажа из трех-шести человек. У каждого из них своя задача. Кто-то помогает собирать корзину, другие раскладывают на земле оболочку, верхнюю часть воздушного шара, и заводят вентиляторы.

В мире воздушных шаровВ мире воздушных шаров

Ярослав – ведущий инженер в авиакомпании. Соблюдение строгих правил и нормативов в авиации стало для него неотъемлемой частью и в полетах на воздушных шарах. Он начинает проверку узлов крепления аэростата, затем проверяет оболочку, правильность растяжки тросов и подачу топлива из каждого бака. Все должно работать в штатном режиме. Ярослав никогда не допустит к полету неисправный самолет и не поднимет в воздух воздушный шар с неисправностью. Это его принцип!

В мире воздушных шаров

По окончании проверки всех систем пламя гасят, корзину опрокидывают на землю и с помощью специальных карабинов крепят к тросам оболочки.

В мире воздушных шаров

Вес оболочки воздушного шара составляет около 160 кг.

В мире воздушных шаров

Аэростат получил свое второе, неофициальное, название – воздушный шар. Принятое же во всем мире название составлено из двух греческих слов: «аэр», что значит «воздух», и «статос», то есть «стоящий, неподвижный».

В мире воздушных шаров

Раскладывая ткань, члены экипажа проверяют целостность оболочки. На ней не должно быть порывов и повреждений. Затем закрепляют парашютный клапан, чтобы при подъеме он не открепился. Парашютный клапан нужен для сброса воздуха внутри оболочки: если пилоту необходимо прямо сейчас спуститься вниз, то он может активировать эту систему, и тогда аэростат начинает экстренное снижение.

В мире воздушных шаров

На вопрос об аварийных ситуациях и падениях воздушных шаров Ярослав поясняет, что в Казахстане подобных происшествий пока не было. Он уверен в безопасности полета и в доказательство приводит пример, что свою супругу он катал на шаре, когда она находилась на восьмом месяце беременности. Сейчас дочери Ярослава полтора года, и совсем скоро она станет самой юной папиной пассажиркой.

В мире воздушных шаров

Но плохие истории с воздушными шарами все же происходят – обычно на чемпионатах мира и по вине пилотов. Желая добиться лучших результатов, они поднимаются в воздух, несмотря на неблагоприятный прогноз погоды. Случаются ЧП и с простыми людьми – чаще всего в туристических центрах, где любители покупают шары вместимостью до двадцати человек. Игнорируя элементарные правила безопасности и не имея допуска к полету, они рискуют не только своей жизнью, но и жизнями своих пассажиров.

В мире воздушных шаров

Воздушный шар поднимается в небо благодаря подъемной силе, которая возникает за счет нагрева воздуха внутри оболочки. Для этого используют пропано-метановую смесь и блок газовых горелок. Совсем по-другому взмывали в небо в прошлом. Нагревали воздушный шар на костре. Шар взмывал вверх, а как только остывал, наши предки избавлялись от балласта, чтобы шар опять поднимался в небо.

В мире воздушных шаров

Несколько минут до взлета. Пилот занимает позицию между корзиной и горелкой, в определенный момент помощники расходятся – шар начинает подниматься в воздух.

В мире воздушных шаров

Тепловой аэростат – это летательный аппарат, поэтому перед полетом Ярослав информирует авиационные власти и получает от них координаты местности, где разрешен полет. Это исключает столкновение воздушного шара с гражданскими и военными самолетами.

Стоить отметить, что начинающие пилоты летают на привязном режиме. В Казахстане есть несколько пилотов, которые допущены к свободным полетам. Ярослав – один из них.

В мире воздушных шаров

Район Ушконыр в Алматинской области выбран для полетов не случайно. Исторически сложилось, что именно в этом районе летает так называемая «тряпичная авиация» – парапланы, дельтапланы, легкомоторные самолеты и воздушные шары.

В мире воздушных шаров

В ходе полета шар взмывает на высоту 300–500 метров. На брифинге перед полетами пилот изучает полетную карту и прогноз погоды – оперируя этими данными, он принимает решение о вылете.

В мире воздушных шаров

Одним шаром управлял Ярослав, второй поднял в воздух его брат Евгений Толстов, который также имеет допуск к полетам.

В мире воздушных шаров

Воздухоплавание – популярный и дорогой вид спорта в мире. Стоимость воздушного шара зависит от его состояния. Если заказать новый воздушный шар грузоподъемностью в три-четыре человека в Англии, то он обойдется в 30 тысяч долларов США, в России – 22, а в Китае – около 10.

В мире воздушных шаров

Заниматься воздухоплаванием без поддержки спонсоров и коммерческих полетов очень сложно. Ярослав ищет поддержку у различных компаний. Так, в 2009 году «Эйр Астана» помогла с транспортировкой оборудования и членов экипажа на Открытый чемпионат России, который проходил недалеко от Санкт-Петербурга, в Великих Луках.

В мире воздушных шаров

В чемпионате принимали участие экипажи из Украины, Беларуси, России и Казахстана. В небе парило более 35 воздушных шаров.

В мире воздушных шаров

Сам факт допуска уже является весомым достижениям для казахстанских команд, ведь у нас этот вид спорта развивается благодаря усилиям энтузиастов и спонсоров и пока обделен вниманием государства. В Великих Луках наш экипаж показал отличный результат, войдя в десятку сильнейших команд СНГ.

В мире воздушных шаров

По словам Ярослава, научиться управлять неуправляемым является основной целью воздухоплавателя. Он уверен: шаром управлять сложнее, чем самолетом, вертолетом или дельтапланом. Пилот самолета поворачивает штурвал вправо, и воздушное судно летит по заданному направлению. Шар перемещается с потоком ветра, и задача пилота – научиться чувствовать погоду, уметь ориентироваться в потоках ветра и прилететь туда, куда нужно.

В мире воздушных шаров

Обычно продолжительность полета составляет около часа.

В мире воздушных шаров

Пока пассажиры воздушного шара любуются видами или признаются в любви, пилот следит за ходом полета. Он наблюдает за показаниями вариометра, который измеряет скорость подъема и спуска, и начинает готовиться к посадке.

В мире воздушных шаров

Горелкой Ярослав регулирует температуру воздуха в оболочке.

В мире воздушных шаров

Бывало, когда воздушный шар снижался над населенным пунктом. В этих случаях местные жители всегда радушно встречают нежданных гостей, даже приглашают на чай. А вот, к примеру, в Англии ситуация противоположная. Когда Ярослав проходил там стажировку, ему повезло стать участником английской команды. Там каждый клочок земли кому-то принадлежит, и если воздушный шар произвел посадку на частном участке, то это грозит пилоту судебным иском. Избежать этого можно, только если удастся наладить дружеские отношения с владельцем земли.

В мире воздушных шаров

Пока шар парит в небе, помощники направляются на установленное место посадки.

В мире воздушных шаров

Обычно посадка мягкая, но бывают и более интенсивные столкновения с поверхностью земли. Многое зависит от погодных условий. При снижении один из помощников оставшихся на земле держит за трос, который прикреплен к верхней оболочке шара, и координирует процесс спуска. Члены экипажа со временем тоже приступят к пилотированию аэростатов. Сейчас казахстанский экипаж ведет переговоры с Российской федерацией воздухоплавателей для прохождения базового обучения, а Ярослав намерен получить статус пилота-инструктора.

В мире воздушных шаров

Несмотря на то что при изготовлении воздушного шара все агрегаты и узлы проходят серьезные испытания, оборудование тщательно проверяют после каждого полета.

В мире воздушных шаровВ мире воздушных шаровВ мире воздушных шаров

«Полет на воздушном шаре – это как прыжок с парашютом или езда на мотоцикле. Очень волнительно, но в то же время легко и приятно. В полете не устаешь удивляться красоте казахстанской земли и тому, как меняются краски. Удивительно и то, что после полета на воздушном шаре между людьми возникает невидимая связь», – рассказывает герой репортажа.

В мире воздушных шаровВ мире воздушных шаров

Когда Ярославу было 10 лет, над его домом пролетал воздушный шар. Тогда он даже не догадывался, что однажды поднимет огромный красивый летательный аппарат в небо.

В мире воздушных шаров

Обычно после полета начинается обряд посвящения. Участникам рассказывают историю воздухоплавания. Вспоминают короля Франции Людовика XVI, который, находясь в состоянии эйфории после полета на шаре, даровал братьям Монгольфье земли, над которыми он парил.

В мире воздушных шаровВ мире воздушных шаров

Эту историю рассказывают пассажирам и тоже в шутку возводят в графы. Если учесть, что за сезон шар совершает более пятидесяти полетов, то в Казахстане уже огромное количество людей с высоким титулом. Обряд посвящения по традиции заканчивается поджиганием прядки волос, обливанием шампанским и вручением сертификатов.

В мире воздушных шаровВ мире воздушных шаров

Казахстанские воздухоплаватели поделились с нами своей заветной мечтой – попасть на чемпионат мира в Бразилию и поднять в небо шар с флагом Казахстана. Пожелаем им удачи и исполнения заветной мечты!

Поделись
Anastassiya Ivkina
Anastassiya Ivkina
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000