VOX POPULI Nadeika 8 сентября, 2013 10:10

В поисках затонувших кораблей

В поисках затонувших кораблей
Мы продолжаем наши воскресные путешествия по всему миру. Сегодня вместе с Надеждой Кулагиной отправляемся на Мальту. Помимо богатой и интересной истории, красивых пейзажей, каменных средневековых городков, голубого моря и вкусной еды эта островная страна еще очень популярна среди дайверов благодаря своим красивым, иногда каким-то марсианским подводным пейзажам, кавернам, пещерам и гротам.
В поисках затонувших кораблей

Есть на Мальте пещерка, получившая название Зорро из-за разреза в стене скалы, напоминающего знак, который рисовал своей шпагой герой книг Джонстона Маккали и персонаж Алена Делона и Антонио Бандераса.

В поисках затонувших кораблей

Иногда на дне можно найти остатки рыболовных сетей, которые когда-то использовали да, наверное, и до сих пор используют рыбаки для ловли рыбы.

В поисках затонувших кораблей

Чаще всего дайверы едут на Мальту из-за большого количества затонувших кораблей, самолетов и других объектов, покоящихся на разной глубине вокруг острова. Некоторые из рэков (так дайверы называют затонувшие объекты, куда совершаются погружения) лежат на дне со времен Второй мировой войны, а некоторые появились там относительно недавно.

В поисках затонувших кораблей

Один из очень интересных для погружения рэков лежит недалеко от устья бухты Св. Джулиана на глубине 37 метров. Это английский бомбардировщик Бристоль «Бофайтер» (Bristol Beaufighter).

В поисках затонувших кораблей

Производство «Бофайтеров» для Королевских Воздушных сил Великобритании началось в 1939 году. Эти самолеты стали первыми ночными бомбардировщиками, которые были оснащены радиостанциями перехвата сигналов и успешно использовались при отражении ночных атак немцев в начале Второй мировой войны. Позже «Бофайтеры» стали использоваться как штурмовики. Такие самолеты активно участвовали в военных действиях не только в Европе, но и на Ближнем и Дальнем Востоке.

В поисках затонувших кораблей

17 марта 1943 года в 11.25 штурмовик «Бофайтер» с бортовым номером N в составе эскорта, состоявшего из еще семнадцати самолетов, вылетел с базы на Мальте. Сразу же после взлета штурмовик стал сильно вибрировать. Несмотря на все усилия, которые предпринимал сержант Дональд Фрейзи, сидевший у штурвала, вибрация усиливалась. У летчиков не оставалось иного выхода, как катапультироваться. Самолет упал на воду и в течение 15 секунд ушел на дно. К счастью, падение произошло недалеко от берега, и уже через пять минут катапультировавшиеся летчики были спасены.

В поисках затонувших кораблей

Сейчас самолет лежит вверх дном. Крылья, остатки фюзеляжа и один пропеллер практически целы, но основная часть самолета утоплена в песок, а стойки шасси темными рамами выступают над крыльями «Бофайтера».

В поисках затонувших кораблей

Относительно «молодой», но имеющий гораздо более трагичную историю рэк расположен у юго-западного побережья Мальты, недалеко от излюбленного туристами Голубого грота.

В поисках затонувших кораблей

Танкер «Ум Эль-Фаруд» (Um El-Faroud) длинной 115 метров и водоизмещением 10 000 тонн был спущен на воду в 1969 году. Его использовали для перевозки переработанной нефти из Ливии в Италию. 3 февраля 1995 года в центральном отсеке танкера, который тогда находился в доках на Мальте, произошел взрыв, в результате которого девять работников дока погибли.

В поисках затонувших кораблей

Судно было сильно повреждено и еще три года стояло в доках Валетты, пока владельцы решали дальнейшую его судьбу. И наконец в 1998 году было принято решение списать танкер и затопить недалеко от юго-западного побережья острова в районе Голубого грота.

В поисках затонувших кораблей

Так, 2 сентября 1998 года «Ум Эль-Фаруд» стал еще одним рэком, который теперь привлекает огромное количество дайверов, особенно технических. Размеры танкера и глубина, на которой он расположен, не позволяют хорошо изучить его за одно погружение. Поэтому многие возвращаются сюда, чтобы снова и снова занырнуть на «Ум Эль-Фаруд».

В поисках затонувших кораблей

Танкер лежит на песчаном дне на глубине 33 метра. Во время одного из сильных штормов в 2005 году этот гигант был разломлен на две части, теперь располагающиеся под углом 90 градусов друг к другу. За эти годы корабль оброс кораллами и стал домом для многих обитателей морских глубин. Нередко возле корабля можно встретить барракуду, которая поселилась в носовой части танкера, рыб-попугаев, кальмаров и большое количество другой живности.

В поисках затонувших кораблей

В 150 метрах от Марфа-поинт у северного побережья Мальты на глубине около 35 метров лежит буксир «Роузи». Судно было построено в Бристоле и спущено на воду в 1958 году. Тогда оно носило название «Россмор». Через одиннадцать лет, в 1969 году, буксир был продан компании Rea Towing и переименован в «Россгарт». А в 1981-м его купила компания Tug Malta и переименовала в Rozi.

В поисках затонувших кораблей

Больше десяти лет буксир «Роузи» работал в акватории Гранд-Харбор в Валетте. Когда судно списали, его купила компания «Круизы капитана Моргана», основной деятельностью которой была организация подводных экскурсий на туристической субмарине.

В поисках затонувших кораблей

В 1992 году судно «Роузи» было затоплено недалеко от северного берега Мальты, рядом с городком Чиркевва, и стало одной из подводных достопримечательностей, куда компания «Круизы капитана Моргана» водила субмарину с желающими полюбоваться на затонувший корабль.

В поисках затонувших кораблей

Компания «Круизы капитана Моргана» уже давно перестала существовать, а субмарина больше не катает туристов, но этот рэк остается одним из популярных среди дайверов.

В поисках затонувших кораблей

Сейчас «Роузи» служит домом для большого количества различных подводных жителей. Например, мостик капитана облюбовали кальмары, которые постоянно «наряжают» потолки мешочками со своей икрой.

В поисках затонувших кораблей

А любопытные дайверы норовят заглянуть внутрь корабля в надежде увидеть что-нибудь особенно интересное.

В поисках затонувших кораблей

Недалеко от «Роузи» расположен бывший минный тральщик и патрульный катер P29. Он был построен для немецкой армии.

В поисках затонувших кораблей

В течение последних 12 лет своей службы Р29 использовался вооруженными силами Мальты и участвовал в многочисленных патрульных операциях и операциях по охране государственных границ.

В поисках затонувших кораблей

После списания 14 августа 2007 года катер был затоплен у северного побережья Мальты в районе городка Чиркевва в рамках программы по созданию искусственных рифов вокруг острова. Длина корабля около 52 метров, а лежит он на глубине 35–37 метров.

В поисках затонувших кораблей

Пожалуй, самым знаменитым и наиболее фотографируемым объектом подводного мира Мальты является статуя Иисуса Христа. Она была изготовлена известным мальтийским скульптором Альфредом Камиллери Каучи (Alfred Camilleri Cauchi) в 1990 году по заказу мальтийского правительства и помещена в море недалеко от островов Св. Павла в честь посещения островов Папой Римским Иоанном Павлом II.

В поисках затонувших кораблей

В «Деяниях святых апостолов» говорится, что корабль, на котором апостола Павла везли в Рим на суд к кесарю, из-за сильного шторма был вынужден причалить к острову Мелит, который, по мнению многих историков, в настоящее время и является островом Святого Павла. Эта история и стала одним из решающих факторов в определении места установки статуи.

В поисках затонувших кораблей

Однако вскоре оказалось, что место для расположения статуи было выбрано не совсем удачно. Недалеко находилась большая тунцовая ферма, и все продукты жизнедеятельности разводимых на ней рыб сносило течением в сторону статуи Иисуса. Постепенно качество воды вокруг статуи стало портиться, соответственно, ухудшилась и видимость. Количество дайверов, желавших погрузиться в этом месте, быстро снижалось. Помимо этого религиозная общественность страны была возмущена таким неуважительным отношением к святыне и потребовала переместить статую в другое, более чистое место.

В поисках затонувших кораблей

И вот через 10 лет этот 13-тонный 3-метровый исполин был перенесен ближе к побережью, в район городка Аура, где сейчас и стоит в открытом море на глубине 35 метров, обращенный лицом в сторону острова. Максимальная глубина в этом месте 42 метра.

В поисках затонувших кораблей

К сожалению, время моего пребывания на Мальте было ограниченно. Именно поэтому я смогла увидеть лишь малую часть того, что может предложить подводный мир острова. Но это ли не повод вернуться?

Поделись
Nadeika
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000