VOX POPULI Maxim Шатров Айсулу Тойшибекова 16 июля, 2013 10:50

Лаборатория визуальных искусств

Лаборатория визуальных искусств
В век информационных технологий важно быть на шаг впереди. Наш репортаж посвящен уникальному проекту Казахстанско-Британского технического университета – магистратуре по специализации Мультимедийные технологии. Возможно, что ребята, с которыми вы познакомитесь в этом репортаже, скоро создадут новую реальность и новые миры!
Лаборатория визуальных искусств

Все мы любим смотреть экшн-боевики, где разрушаются города, открываются порталы в другие измерения. Так вот, все эти спецэффекты стали возможны благодаря мультимедийным технологиям.

Лаборатория визуальных искусств

Мультимедийные технологии – это синтез творческого видения и технической сноровки, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. Студенты могут применить полученные знания в широком спектре услуг – начиная с моделирования нефтепровода, визуализации проектов и заканчивая кинематографом и анимацией в 3D.

Лаборатория визуальных искусств

Не отставая от динамично развивающихся технологий, КБТУ распахнул свои двери студентам, желающим развиваться. Опыт международных специалистов теперь находится на расстоянии вытянутой руки.

Лаборатория визуальных искусств

Первым делом мы встретились с заведующим лабораторией визуальных искусств Манжитом Сингхом:

– При сотрудничестве КБТУ и моей Школы искусств и анимации в Нью-Дели, в Алматы была открыта магистратура по специализации «мультимедийные технологии». Пока ни один университет в Казахстане не может предложить такую программу. Мы стремимся подготовить первоклассных специалистов высокого уровня и вывести их на международный рынок интеллектуальных услуг. Приставка «мульти» значит много, поэтому данная специализация охватывает широкий спектр областей, в которых могут быть применены полученные знания. После завершения обучения выпускники могут найти работу в графическом дизайне, производстве фильмов, рекламы, анимации, создании спецэффектов. У нас есть программа обмена с моей школой в Нью-Дели. Помимо этого мы сотрудничаем c университетами по всему миру – в Великобритании (Brunel University of London), Шотландии (Robert Gordon University), Швейцарии (Lugano), а также в Канаде, США. Хочу сказать всем молодым людям, желающим связать себя с данной специальностью, что это отличная возможность проявить себя и раскрыть свой талант.

Лаборатория визуальных искусств

Идею создания данной программы предложил ректор КБТУ Искандер Калыбекович Бейсембетов. Пару лет назад он увидел потенциал в группе инициативных ребят, которые создавали интересные графические проекты.

Дильда Сабитова, руководитель службы инновационного образования, координатор проекта программы магистратуры:

– К идее создания специализации «мультимедийные технологии» я сначала отнеслась скептически. Но Искандер Калыбекович оказался прав. Сейчас мы видим, что приняли верное решение. Это первая программа в Казахстане, которая занимается созданием 3D-объектов, их анимацией и живым наполнением. Мы создаем картинку, которую сложно отличить от реальности! Сейчас наша страна испытывает огромный дефицит в специалистах в этой области. В основном это либо самоучки, либо люди, которые учились за рубежом. В Казахстане нет высшего заведения, которое бы готовило специалистов именно по этому направлению. Поскольку у нас нет бакалавриата в этой сфере, студент должен эволюционировать в разрезе одного курса: от базовых понятий он к концу четырехнедельного курса должен выйти на уровень advanced. Подготовка студентов была открыта в 2012 году в экспериментальном формате. Это был большой вызов для нас, так как 90% всех предметов ведутся на английском языке. В команду мы набираем как специалистов в сфере IT, так и студентов с художественным образованием. Это та профессия, которая совмещает в себе искусство и новые технологии. Необходима база IT-специалиста, чтобы создавать программы, работать с алгоритмами, однако без художественного видения тоже никуда.

Лаборатория визуальных искусств

Обучение выстроено в соответствии с программами Канады, Швейцарии и Великобритании. Талантливым студентам университет предоставляет гранты. Для того чтобы претендовать на грант от КБТУ, соискатель должен представить видеоролик, свой проект, который мог бы продемонстрировать потенциал и уровень знаний компьютерной графики.

Лаборатория визуальных искусств

За первый семестр магистранты прошли базовые предметы, такие как цифровое и графическое анимирование, 3D-графика, веб-дизайн и т. д. Всего более 20 дисциплин.

Лаборатория визуальных искусств

В основном студенты-магистранты – это выпускники КБТУ по специальности ВТиПО («вычислительная техника и программное обеспечение»). Четверо ребят учились вместе, будучи бакалаврами, создали свою команду. Они самоучки, компьютерной графикой увлекались еще на втором-третьем курсе.

Лаборатория визуальных искусств

Юля специализируется на визуализации. Она настраивает свет, наполняет реалистичностью и переводит материал из 2D в 3D.

Лаборатория визуальных искусств

– Мне очень нравятся профессиональные предметы, такие как моделирование и 3D-дизайн. Преподаватель из Brunel University (Великобритания) обучал нас 3D-дизайну, он хороший специалист. Очень интересно учиться у людей с такими обширными знаниями и опытом работы. Предметы проходят один за другим. Мы обучаемся по модульной технологии, с ее помощью мы сосредотачиваем все свое внимание на одном предмете, изучаем все лекции, выполняем проекты, задания, а потом сдаем экзамены. После этого мы переходим к следующему предмету.

Лаборатория визуальных искусств

Шамиль отвечает за спецэффекты, он выстраивает движения в соответствии с законами физики и анатомии.

Лаборатория визуальных искусств

– Я программист, создаю приложения для ПК и смартфонов. В будущем планирую начать создавать видеоигры, поэтому сейчас изучаю 3D-моделирование, анимацию и компьютерную графику, – говорит Шамиль.

Лаборатория визуальных искусств

Динара предпочитает обработку готовых материалов. Она занимается постпродакшн, обработкой материала, который ей предоставляет Юля, добавлением визуальных эффектов, звука, цветокоррекцией:

– Мы связали 3D-графику и моделирование. Сейчас мы работаем над созданием обучающих симуляторов, с помощью которых сможем оттачивать свои навыки.

Лаборатория визуальных искусств

Даурен, как и большинство магистрантов, окончил КБТУ по специальности «информационные системы», он совмещает 3D-моделирование и web-программирование:

– Предпосылки к открытию данной программы были давно. Еще будучи студентами-бакалаврами, мы собирались после пар, проводили занятия, участвовали в конкурсах. Потихоньку университет стал поддерживать нас в этом, и постепенно мы окончили 4-й курс (у кого-то даже дипломные проекты были связаны с мультимедиа). Айнура Темирханкызы, девушка, которая была одной из тех студенток, что начали нас обучать, стала работать по этой специализации, организовала нам практику в KCG (Kazakhstan Computer Graphics), также мы прошли онлайн-курсы московской школы Screamschool по графике и спецэффектам. Айнура и была одним из инициаторов идеи открыть отдельную специализацию в КБТУ по обучению мультимедиа и всего, что с этим связано.

Лаборатория визуальных искусств

– Приходилось заниматься почти всем, то есть принимать участие во всех этапах разработки короткометражных мультфильмов, начиная с «мозгового штурма», раскадровки и заканчивая настройками визуализации. Наверное, каждый начинающий студент должен попробовать все этапы, почувствовать свои силы в каждом и решить для себя, в какой области нужно себя развивать, – моделинг, риггинг, создание текстур или освещения, рендер, аудио- или видеоредактирование, композитинг, наложение спецэффектов.

Процесс обучения проходит в два этапа. Обычно это ознакомление с основами на лекциях, но большая часть времени отводится практике. Оно и понятно, потому что это такая область, где знание теории ничего не гарантирует, здесь все нужно попробовать руками, как говорится, «вляпаться» во все проблемы самому и найти решение, опираясь на знания из лекций или какого-то материала. Раскрыться фантазия может по-разному, а вот чтобы понять, насколько это можно реализовать, нужно какое-то время поработать. Преподаватели у нас все приезжают из-за рубежа. Дело в том, что у нас хороших кадров практически нет, поэтому университет приглашает педагогов из Англии, Индии и Болгарии. Все они являются специалистами и уже имеют багаж из успешных проектов и хороших знаний.

Лаборатория визуальных искусств

На первый взгляд может показаться, что поступить на эту программу могут только IT-специалисты, но это не так. Среди магистрантов есть и экономист Рахман:

– Приобретая опыт работы по своей профессии, я понял, что нужно двигаться дальше. Принял решение поступать в магистратуру, хотя изначально планировал продолжить изучение финансов, но в самый последний момент узнал о наборе на новую программу магистратуры КБТУ. Меня это заинтересовало. Сначала было трудно, но главное, у меня было желание, я стал интересоваться программированием, читал книги о мультимедийных технологиях. Я человек творческий, меня всегда привлекало кино, интересовал весь процесс съемки, создания фильмов – будь то сценарий или визуальные эффекты. Я имел опыт работы в киноиндустрии, благодаря которому осознал, что это все непросто. Нам есть к чему стремиться. Теперь мое хобби становится моей профессией, и я очень этому рад.

Лаборатория визуальных искусств

Во время обучения студенты получают доступ к ключевым ресурсам КБТУ: графическим станциям, планшетам, суперкомпьютерам, скоростным каналам доступа к интернету. Высококвалифицированные преподаватели из Индии специализируются на 3D-графике, то есть это моделинг, анимация, текстурирование. Специалисты из Англии преподают web-дизайн, 2D-дизайн, все этапы производства 2D-графики. Педагоги из Болгарии объясняют процесс конвертирования изображения из 2D в 3D. На их уроках ребятам раскрыли секрет производства 3D-фильмов. Из двух фотоаппаратов Canon они собрали свою 3D-камеру.

Лаборатория визуальных искусств

Кроме освоения сложных компьютерных программ ребята изучают изобразительное искусство, фотографию. Это необходимо, ведь это творческая профессия, ребята должны видеть ракурс.

Лаборатория визуальных искусств
  • – Прежде мы учились друг у друга, делали по шаблонам, руководствовались самоучителем. Мы совершали ошибки, но никто нас не поправлял. Это плохо. Сейчас у нас есть преподаватели с огромным багажом знаний и опытом работы. Они не говорят нам: «Делайте так и так», они объясняют саму природу вещей и законов, помогают вникнуть в суть, – говорит Юля.
Лаборатория визуальных искусств

– Так как у меня небольшой опыт работы в техническом плане, я занимаюсь препродакшн. Никогда не надо стесняться просить совета. В этом и заключается работа в команде. У меня есть опыт в рекламе, киноиндустрии. Я занимаюсь раскадровкой, сценарием, постановкой.
Несмотря на уже имеющиеся знания и навыки, каждый из нас должен стремиться двигаться вперед, открывать для себя что-то новое. Этому нас здесь и учат, – уверен Рахман.

Лаборатория визуальных искусств

Несмотря на то, что студенты в основном технари, они хорошо рисуют, а современные компьютерные программы только помогают им с графикой.

Лаборатория визуальных искусств

– Сейчас графика – это больше алгоритмы, сложные расчеты, нежели творчество. Нужно хорошее воображение, и тогда программа сделает свое дело, – считает Динара.

Лаборатория визуальных искусств

В следующем году на базе КБТУ планируется открыть Media Production – стартовую площадку для выпускников магистратуры.

Главная задача Media Production KBTU – создание качественного мультимедийного продукта, предоставление полного спектра услуг – от разработки концепции до выдачи рекламного ролика.

– Мы имеем все необходимое оборудование для съемок. Одна из наших задач – вывести нашу лабораторию на рынок услуг, то есть работать не только внутри КБТУ, но и выполнять заказы извне, – говорит Рахман. – Тем более что кино в Казахстане сейчас динамично развивается.

Лаборатория визуальных искусств

В 2014 году планируется открытие магистратуры Game Development – разработка компьютерных игр. Впервые в Казахстане.

– С нами связались представители компании Wargaming.net, которая известна по игре Worlds of Tanks. Они обратились с предложением открыть данную специализацию у нас. Они видят в Казахстане потенциал. У нас есть условия, оборудование и, самое главное, человеческие ресурсы, – рассуждает Дильда Сабитова.

Лаборатория визуальных искусств

– Сейчас все переходит в цифровой формат. Если посмотреть на экономику Казахстана, то мы увидим, что она в большинстве своем сырьевая. Нам же нужно предоставлять интеллектуальные услуги, поэтому мы уделяем так много внимания обучению студентов. Мы верим в то, что медиапроизводство – это услуги, которые могут приносить деньги, – считает Дильда Сабитова.

– Мы презентовали наш проморолик. В нем мы использовали анимацию, переходы, моделирование, рендеринг. Это совместный ролик наших студентов и сотрудников. Мы сделали его динамичным, – рассказывает Рахман.

Полезные ссылки: сайт КБТУ, группа ВКонтакте.

Поделись
Maxim Шатров
Maxim Шатров
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000