VOX POPULI Виктор Магдеев 26 июня, 2013 09:29

Проект «Дорога»: Атырау – Актау

Проект «Дорога»: Атырау – Актау
Мы продолжаем рассказывать вам о путешествии Виктора Магдеева автостопом по Казахстану. Напоминаем, что до 12 июля он должен объехать весь Казахстан. Сегодня Виктор рассказывает о том, как он побывал в Актау и Жанаозене. Проект «Дорога» поддержали: компания Samsung, банк КАЗКОМ и сотовая связь Activ.
Проект «Дорога»: Атырау – Актау

Вот с таким объявлением я вышел на трассу и выдвинулся в сторону Актау. Впереди меня ждал самый сложный участок дороги протяженностью 901 км.

Проект «Дорога»: Атырау – Актау

Участок от Атырау до поселка городского типа Доссор я проехал с водителем, который считает, что в правительстве сидят недалекие люди и что закон об увеличении пенсионного возраста женщин, который отложили до 2018 года, абсолютно неадекватный:

– Этих политиков надо бы заставить землю копать до 63 лет! У нас вон молодежь из-за отсутствия работы грабит и убивает за кусок хлеба, а они возраст поднимают. Доложат наверх, что средняя зарплата по Атырау 80 тысяч, а это совсем не так! Хорошо, у меня хоть машина есть и я могу работать таксистом, а остальным что делать?

Таксист после сказанного не стал представляться, но сфотографировать себя разрешил.

Проект «Дорога»: Атырау – АктауПроект «Дорога»: Атырау – Актау

Недалеко от села Бейнеу проходит граница с Узбекистаном, откуда каждый день приезжает очень много гастарбайтеров из Каракалпакстана. Работать там негде, поэтому люди едут за лучшей долей в Казахстан.

Проект «Дорога»: Атырау – Актау

Руслан согласился довезти меня до Актау. Родом он из Каракалпакстана, в Казахстане находится уже давно. Раньше жил в Алматы и, чтобы прокормить семью, работал 6 лет кондуктором на автобусном маршруте. Сейчас он водитель в Атырау:

– В Казахстане для нас всегда есть работа. Мы идем туда, где казахстанцы не хотят трудиться из-за низкой зарплаты. У нас в стране оплата труда еще ниже…

Проект «Дорога»: Атырау – Актау

По дороге в Бейнеу мы остановились, чтобы перекусить. Маленький домик и две комнаты, где стоит небольшой дастархан. Цена за лагман – 450 тенге.
Мне нельзя платить за проезд, но никто не говорил, что мне запрещено в благодарность угощать водителя едой. Мужчина остался доволен и даже оставил свой домашний номер в Каракалпакстане.

Проект «Дорога»: Атырау – АктауПроект «Дорога»: Атырау – АктауПроект «Дорога»: Атырау – АктауПроект «Дорога»: Атырау – Актау

С помощью сменных объективов на камере Samsung NX 300 мне удалось запечатлеть этого чабана на коне, который был на приличном расстоянии от меня. Я использовал объектив с фокусным расстоянием 50–200.

Проект «Дорога»: Атырау – АктауПроект «Дорога»: Атырау – Актау

Мы подъехали к Бейнеу уже на закате, и, наверное, поэтому я не почувствовал всю тяжесть участка Бейнеу – Актау: я просто уснул и проснулся уже только в Актау.

Проект «Дорога»: Атырау – АктауПроект «Дорога»: Атырау – Актау

Сам город Актау мне очень понравился. Интересное расположение районов и там совсем нет названий улиц. Чтобы куда-то добраться на такси, нужно назвать номер микрорайона, дома и... квартиры. Каждый таксист знает, как доехать прямо до подъезда!

Проект «Дорога»: Атырау – Актау

За 200 тенге можно уехать в любую точку города. Поймать машину не проблема, нужно всего лишь поднять руку. Когда садишься, называешь адрес: например, «15-20», где 15 – номер микрорайона и 20 – номер дома.

Проект «Дорога»: Атырау – АктауПроект «Дорога»: Атырау – АктауПроект «Дорога»: Атырау – Актау

Пройтись по набережной – одно удовольствие. Этот мужчина – живая легенда города Актау, он бегает в одних трусах каждый день не только летом, но и зимой! Я попытался заговорить с ним, но он пробежал мимо, проигнорировав мою просьбу.

Проект «Дорога»: Атырау – АктауПроект «Дорога»: Атырау – АктауПроект «Дорога»: Атырау – АктауПроект «Дорога»: Атырау – АктауПроект «Дорога»: Атырау – Актау

Я все так же продолжаю покупать футболки, поскольку мне негде их стирать, и поэтому я отправился на рынок. Ирина три года живет и работает в Актау, сама родом из Алматы. Зарабатывает тем, что шьет платья на заказ.

– Мои родители остались в Алматы, а я работаю здесь, поскольку мой труд в Актау оценивают примерно на 30% выше, чем в южной столице.

Проект «Дорога»: Атырау – Актау

Омирзах торгует турецкими футболками, моя покупка обошлась в 800 тенге. Качество нормальное.

Проект «Дорога»: Атырау – Актау

В городе меня встретил мой давний друг Айдос. Мы познакомились с ним еще в Алматы, когда он приезжал в гости к своим родственникам. Нас связало общее увлечение, как вы уже поняли…. Одно удовольствие вечером прокатиться по набережной на скейтборде.

Проект «Дорога»: Атырау – Актау

На набережной установлены будки дозвона до полиции, и поэтому здесь безопасно гулять даже ночью.

Проект «Дорога»: Атырау – АктауПроект «Дорога»: Атырау – Актау

Айдос два года провел в Китае – изучал язык. Сейчас он занят своей карьерой. Еще пару месяцев назад Айдос стоял на ресепшн в отеле, а сейчас управляет обслуживающим персоналом в респектабельной гостинице. Парню всего 20 лет.

Проект «Дорога»: Атырау – АктауПроект «Дорога»: Атырау – АктауПроект «Дорога»: Атырау – Актау

Вечером мне позвонили и сказали, что в Актау есть читатели, которые следят за моим путешествием, и они приглашают на ужин.

Проект «Дорога»: Атырау – Актау

За мной приехал парень Орынбасар, и мы отправились в гости к читателям Vox Populi. Захожу в квартиру, и там сидит… Айдос. Я совсем не ожидал его здесь увидеть, так как мы попрощались с ним час назад. Оказывается, друг семьи Айдоса, узнав, что я здесь, пригласил меня на ужин.

Проект «Дорога»: Атырау – Актау

В городе есть два вида водоснабжения: техническое и очищенное. К сожалению, в гостинице было первое, и мне проходилось по 10 минут спускать воду до того, как она становилась нормального цвета.

Проект «Дорога»: Атырау – Актау

На следующий день Орынбасар предложил свозить меня в свой родной город Жанаозен. Я согласился, поскольку мне хотелось посмотреть, насколько все изменилось после печальных событий.
По пути в Жанаозен мы проехали впадину Карагие. Ее длина составляет 85 км, а ширина – до 25 км.

Проект «Дорога»: Атырау – Актау

Орынбасар трудится на серьезной работе, но ему хочется иногда отрываться, и за маской серьезности скрывается человек с хорошим музыкальным вкусом и открытой душой.

Вот так мы ехали до Жанаозена:

Проект «Дорога»: Атырау – Актау

В городе Жанаозене мне удалось встретиться с людьми разных социальных слоев.

Проект «Дорога»: Атырау – Актау

Берик учился по гранту в Алматы по специальности «электрик», но сейчас работает не по профессии, и доволен этим. Когда Берик еще учился в школе, его старшие братья начали торговать обувью:

– Я немного помогал семье. Потом бизнес стал приносить прибыль, и мы открыли вторую точку. Чуть позже арендовали отдел в магазине, через 7 лет дело развилось до того, что мы выкупили землю на рынке и построили свой двухэтажный магазин! За 10 лет подняли бизнес с нуля, сейчас спрос немного упал из-за конкуренции, но мы все время работаем над улучшением продаж: делаем рекламу на местном телеканале, проводим различные маркетинговые исследования, чтобы понять, как улучшить продажи. Товар мы возим из Китая, сами прослеживаем весь путь доставки. Хотелось бы, конечно, и в Алматы открыть бизнес, но там слишком большая конкуренция.

Проект «Дорога»: Атырау – Актау

Недавно мы купили цех по изготовлению металлоконструкций, и теперь еще и входными воротами и дверями занимаемся.

Проект «Дорога»: Атырау – Актау

Гульзира – уроженка Туркменистана, в 1995 году вместе с родителями переехала в Жанаозен. Она работает продавцом в отделе сотовых телефонов – в арендуемом бутике в магазине Берика. Говорит, что чаще всего сейчас покупают смартфоны Samsung Galaxy. Мы с ней разговорились, и девушка призналась, что у нее вообще нет пенсионных отчислений и она не думает о старости.

Проект «Дорога»: Атырау – Актау

Главное градообразующее предприятие в городе Жанаозене – «ОзенМунайГаз».

Проект «Дорога»: Атырау – Актау

Мне удалось поговорить с одним из работников этого предприятия.

Проект «Дорога»: Атырау – Актау

Багдад Карамбетов долгое время работал на промысле, а сейчас занимает должность в отделе департамента по обучению и развитию персонала. Влюблен в свой город, родился и вырос в Жанаозене, отучился в Актау на горного инженера-технолога. Занимался футболом, был даже капитаном городской команды, но из-за травмы колена пришлось оставить профессиональный спорт. В свободное время занимается музыкой и играет в местной любительской рок-группе.
16 декабря 2011 года его не было в городе. Багдад считает, все могло решиться на внутреннем уровне, если бы власти прислушались и удовлетворили просьбы рабочих.

Проект «Дорога»: Атырау – Актау

Та самая площадь, на которой в 2011 году пролилась кровь.

Проект «Дорога»: Атырау – АктауПроект «Дорога»: Атырау – Актау

Гульнара вот уже 6 месяцев каждый день чистит этот памятник и прилегающую к нему территорию от мусора:

– Раньше я сидела дома с детьми, но они уже подросли и им нужно есть, пить, вот поэтому я стараюсь заработать на кусок мяса. Мы едим мясо один-два раза в неделю, хотелось бы чаще… Мой муж – каменщик, и сейчас он оказался без работы. Младшему брату 26 лет, он тоже сидит без дела – молодежи трудно устроиться, если нет опыта.

Проект «Дорога»: Атырау – АктауПроект «Дорога»: Атырау – АктауПроект «Дорога»: Атырау – Актау

С помощью банкомата КАЗКОМа в любом городе я могу пополнять баланс мобильного телефона.

Проект «Дорога»: Атырау – АктауПроект «Дорога»: Атырау – Актау

Местные жители говорят, что ситуация в городе заметно улучшилась – после 16 декабря 2011 года власти стали уделять больше внимания городу, следить за чистотой улиц.

Проект «Дорога»: Атырау – АктауПроект «Дорога»: Атырау – Актау

Даурен играет в квартете «Керуен». Ребята сами делают аранжировку, плюсовку, записывают фонограмму для выступлений. Основной вид их заработка – концерты в культурном центре. Ребята часто выезжают на республиканские конкурсы, но пока довольствуются только вторыми и третьими местами. Главная мечта – перебраться в Алматы и продолжить там свою карьеру.

Проект «Дорога»: Атырау – АктауПроект «Дорога»: Атырау – АктауПроект «Дорога»: Атырау – Актау

Мы вернулись в Актау, и я все не мог налюбоваться видом на море и каждое утро, а я провел в городе три дня, наслаждался видом Каспия.

Проект «Дорога»: Атырау – Актау

Этот кадр я сделал с помощью фонарика и камеры Samsung NX 300. Даже без вспышки получаются отличные портреты!

Проект «Дорога»: Атырау – АктауПроект «Дорога»: Атырау – Актау

Мне пришлось задержаться в Актау, потому что сказались усталость и простуда, перенесенная на ногах. На второй день своего пребывания в этом городе я почувствовал, что не могу встать из-за сильного головокружения. Повезло, что перед путешествием мне сделали медицинскую страховку. Врач назначил капельницу с глюкозой, чтобы улучшить иммунитет, и сутки покоя.

Проект «Дорога»: Атырау – Актау

Перед отъездом я решил хорошенько подкрепиться и пошел в ресторан. Там меня окликнула девушка. Айгерим – постоянная читательница нашего сайта. Перед моим приездом она написала о том, что хочет встретиться и показать город, но из-за отсутствия времени я случайно пропустил это сообщение. Но мы все равно встретились!

По образованию Айгерим терапевт, работает в фармацевтической компании. Два года назад ее перевели из Алматы в Актау, город ей сразу понравился, но она скучает по горам:

– Люди здесь не такие, как про них говорят, дескать, неотзывчивые и т.д. Я часто езжу по Мангистауской области, и однажды по дороге в Жанаозен у меня закончился бензин. Остановился один из проезжающих мимо водителей и щедро одолжил свою запасную канистру с бензином, не взяв за это ни копейки.

Проект «Дорога»: Атырау – Актау

В каждом городе я уделяю немного времени на то, чтобы навестить местных скейтеров. Местные ребята были рады меня видеть и попросили расписаться на досках, а кто-то даже и на носках!

Проект «Дорога»: Атырау – АктауПроект «Дорога»: Атырау – Актау

В Актау я понял, что проехал половину моего пути и позади уже целый месяц путешествия.
Было много разных ситуаций, и я бы не смог преодолеть их без поддержки читателей и, конечно же, без поддержки Samsung, Activ и КАЗКОМа. Я зарядился свежей энергией в Актау, и теперь репортажи будут еще интереснее. Спасибо всем за то, что следите за моим путешествием!

Проект «Дорога»: Атырау – Актау

Карта пути. С выходом каждого репортажа мы отмечаем на ней, какую часть «Дороги» преодолел Виктор. За его плечами осталось 4293 километра, это сопоставимо с расстоянием между Нью-Йорком и Лос-Анджелесом. Вернуться в Алматы он должен 12 июля.

Продолжение читайте в субботу, 29 июня.

Виктор Магдеев в Twitter и Instagram, Вконтакте и Facebook.

Хештег проекта «Дорога» в Twitter – #voxtrip

Предыдущие репортажи:

Проект «Дорога»: Алматы – Тараз

Проект «Дорога»: Тараз – Шымкент

Проект «Дорога»: Шымкент – Кызылорда

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Проект «Дорога»: Байконур – Аральск

Проект «Дорога»: Аральск – Актобе

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Проект «Дорога»: Уральск – Атырау

Поделись
Виктор Магдеев
Виктор Магдеев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000