VOX POPULI Виктор Магдеев 19 июня, 2013 10:45

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск
Мы продолжаем проект «Дорога». Месяц назад, 20 мая, фотограф и спортсмен Виктор Магдеев отправился в путешествие автостопом по Казахстану. С тех пор два раза в неделю – по средам и субботам – он рассказывает читателям Vox Populi о своих приключениях. В минувшую субботу Виктор посетил Актобе и оттуда отправился в Уральск. Проект «Дорога» поддержали: компания Samsung, банк КАЗКОМ и сотовая связь Activ.
Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Сапар согласился подвезти меня часть пути. Он родился и вырос в Кобдинском районе, раньше работал охранником на стадионе в Актобе. Когда служил в Алматы, хотел осесть в южной столице, но родственники настояли на его возвращении в родные края. Сейчас раз в неделю ездит по близлежащим поселкам – закупает скот и отвозит на продажу в Актобе.

– Работаю сам на себя, поэтому довольствуюсь тем, что Аллах пошлет, пока он не обижает меня, – говорит Сапар. – По госпрограмме купил в лизинг ГАЗель, вот приходится теперь работать, стараться, чтобы выкупить технику, понял, да? Получается, что произойдет это только через два года. Почти 5 тысяч долларов переплачиваю из-за такой рассрочки! Российские скотоводы продают мясо дешевле, чем мы. Поэтому и нам приходится снижать цены, чтобы хоть как-то на плаву оставаться, понял, да? Это все из-за гребаного Таможенного союза, но наше мясо гораздо вкуснее!

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Когда мы с Сапаром добрались до Кобдинского района, он поехал налево, за скотом – в сторону России, а я направился в Уральск.
Меня подвез Асылгерей, который ехал за запасной частью для своего трактора:

– В Актобе она стоит 360 000 тенге, а в Уральске – 240 тысяч, вот я и решил съездить. Ведь 120 тысяч на дороге не валяются!

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Погода менялась постоянно – то набегали тучи, то светило солнце, и я решил заснять эти изменения. Я часто пользуюсь мануальным режимом и могу c помощью камеры Samsung NX 300 получать креативные снимки в режиме мануального фокуса, которого нет в обычных «мыльницах».

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Асылгерей немного насторожил меня своим рассказом о местных нравах:
– Однажды мой друг гнал в Уральск фуру с бытовой техникой. Так его за 50 км до города встретили две машины тех, кто заказывал технику, и сопроводили в город до склада, приставив двух охранников, и даже когда он на обед пошел, охранник с ним был, поскольку они опасались рэкетиров, которые отнимают целые фуры и убивают дальнобойщиков.

По профессии он строитель, участвует в государственных тендерах, выполняет частные заказы. Асылгерей поделился своей давней мечтой – он хочет быть ближе к земле и сейчас достраивает дом в 70 км от Актобе:

– У меня дети городские совсем, и они ни за что не переедут в аул, но я хочу создать в деревне городские условия. Сейчас изучаю в интернете, как лучше провести водопровод в дом и как сделать свою электростанцию, чтобы дом был комфортным. Закупил десяток белоголовых бычков в Астане, хочу разводить скот. У меня на участке живет семья оралманов, они будут мне помогать ухаживать за животными. Слышал, что в России есть специальные весы, которые только по измерениям головы скота дают точную информацию о весе животного, и можно четко отслеживать, прибавил ли в весе бычок или нет.
Хочу показать сельским и городским жителям, что можно развивать скотоводство, заниматься любимым делом и при этом быть ближе к земле. Если мое увлечение будет приносить хотя бы 10 миллионов в год, то я брошу работу в городе и окончательно поселюсь в селе.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Перед Уральском есть участок дороги с объездом протяженностью примерно 10 км. Ехать по нему можно со скоростью не более 50 км в час.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Мы заехали на газозаправочную станцию. Литр газа стоит 33 тенге, а бензина – 110 тенге.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Перед отъездом из Тараза я зарегистрировался в финансовом портале homebank.kz, затем установил мобильное приложение на телефон. С его помощью я могу проверять свои финансы в любом месте и в любое время. Решил, что этой суммы мне пока будет достаточно, – в Уральске меня пригласили погостить читатели Vox Populi.

Проект «Дорога»: Актобе – УральскПроект «Дорога»: Актобе – УральскПроект «Дорога»: Актобе – Уральск

Мы добрались до Уральска под вечер.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Говорят, что Уральск был основан казаками в 1584 году и назывался Яицкий городок (от названия реки Яик (Урал). Официальная дата основания города – 1613 год.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Меня встретили отличные ребята – муж и жена Петр и Эмилия Троценко. Они читают twitter нашего сайта и поэтому предложили мне кров. Петр работает в редакции местной газеты «Мой город», а Эмилия – на телевидении. Ребята познакомились в ноябре прошлого года, а поженились уже в январе этого. Молодожены снимают однокомнатную квартирку в центре Уральска.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

В Уральске пришла усталость, которую все мои читатели так ждали. Я очень соскучился по семье и друзьям, и так хотелось все бросить и уехать, но я взял себе выходной и выспался хорошенько, а утром почувствовал себя лучше.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

В этом городе я пробыл всего сутки – меня очень сильно поджимали сроки, поэтому хочу заранее извиниться перед уральскими читателями за то, что я посетил не все достопримечательности города. Но мне удалось побывать в нескольких интересных местах.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Утром следующего дня Петр убежал на работу, а Эмилия повела меня в Дом-музей Емельяна Пугачева. Это памятник истории и деревянного зодчества XVIII века.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Сам Пугачев родился в казачьей станице Зимовейская (Волгоградская область), но именно в Уральске в начале 70-х годов XVIII века он, представившись царем Петром III, призвал казаков к восстанию. После казни самозванца императрица Екатерина II приказала переименовать реку и город. Так исчезли Яик и Яицкий городок и появились река Урал и город Уральск.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Зато остался вот этот уральский дом семьи Кузнецовых, в нем и жил Пугачев. В музее хранятся личные вещи Емельяна Ивановича.

Проект «Дорога»: Актобе – УральскПроект «Дорога»: Актобе – Уральск

Уральск больше похож на городок России, чем Казахстана.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Саманные дома, избушки на курьих ножках, заборы времен революции… И только электрические столбы напоминают о нашем времени.

Проект «Дорога»: Актобе – УральскПроект «Дорога»: Актобе – Уральск

Город мне запомнился старинной архитектурой.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

И даже автоматы с газировкой остались со времен Союза. Этот дедушка шел на рынок и, согнав продавщицу лимонада с ее рабочего места, присел отдохнуть.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

За мной закрепилась репутация любителя шашлыков, но на этот раз я решил разнообразить свой рацион сырным супом с грибами в местном заведении.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

В центре Уральска есть вот такие таксофонные будки, которые отлично вписываются в архитектуру старого города.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Поскольку город маленький и красивый, люди ходят в основном пешком. Гулять по Уральску – одно удовольствие.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Мне очень понравилась эта остановка.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Так вышло, что я попал в город 6 июня – как раз в день рождения Александра Пушкина. Поэт приезжал сюда в 1833 году, когда собирал сведения о пугачевском восстании. Говорят, что он пробыл в Уральске всего двое с половиной суток. Вокруг памятника собралась литературная богема, читали вслух его произведения.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Все это продолжалось около трех часов.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Как только я пришел на праздник, мое внимание сразу же привлек этот мужчина. Знакомьтесь, Владислав Букреев – легенда города Уральска! Художник, поэт, актер. Этот человек – настоящий двойник Пушкина.

– Я был военным, но мою судьбу изменил случай, – рассказывает Владислав. – Как-то раз к нам в часть приехал Театр им. Островского. Когда главный режиссер увидел меня, то воскликнул: «О, Пушкин!». Так в 28 лет я стал актером – этот режиссер пригласил меня играть Александра Сергеевича. Как-то раз я прочитал в газете «Труд» о международном конкурсе двойников и отправил заявку. Спустя некоторое время узнал, что прошел отбор по фотографиям, и меня пригласили в Москву на живой отбор. Ну что делать, объяснил я ситуацию военачальнику своему и начал отращивать бакенбарды.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Мой собеседник выиграл конкурс двойников, и потом начались разные передачи, телешоу, снялся на Ленфильме, пригласили на прибалтийское телевидение. На шоу «Кабаре двойников» «Пушкин» поругался с главным продюсером, который по совместительству был двойником Сталина! Последний так вжился в роль Иосифа Виссарионовича, что сказал Букрееву: «Вы не будете выступать по стратегическим соображениям!». После распада Союза Букреев вернулся в Уральск, и так завершилась его карьера. Сейчас его иногда приглашают в Дом-музей читать стихи поэта.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Напротив памятника есть магазин «Ак Шагала». Там работают две обаятельные девушки – Лена и Наташа. Последняя сейчас заочно получает профессию финансиста, воспитывает двух детей, мечтает открыть свой салон красоты где-нибудь в маленьком городке в России. Я очень удивился и спросил:

– А почему в России-то?

– Ну не знаю, больше я нигде не была!

– А чем вы на работе занимаетесь?

– Пиво пьем, – смеются девочки.

Лене 21 год, она еще не замужем, говорит, что обычно девушки в Уральске очень рано выходят замуж, лет в 17.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Девушки с удовольствием позировали на камеру со словами: «Не каждый день к нам алматинские фотографы приезжают!».

Проект «Дорога»: Актобе – УральскПроект «Дорога»: Актобе – Уральск

Из Уральска я направился в сторону поселка Индер. Вот такой вот кадр я сделал с помощью функции remote viewfinder на камере Samsung NX 300. Фотоаппарат я поставил прямо на трассу, а сам смотрел в смартфон и дистанционно фотографировал, видя на экране то, что снимаю!

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Часть пути меня подвезли два интересных человека – директор завода по переработке солодкового корня Аскер Кенжегалиевич и главный инженер Мурат Ерсаевич. По их словам, завод этот с 2010 года единственный на территории РК, экспортирующий экстракт, полученный из солодкового корня, в страны Азии и США. Расположен этот завод в селе Кушум Западно-Казахстанской области. Мне не разрешили сфотографировать процесс переработки солодкового корня, но рассказали, что экстракт этот используют в фармацевтике, парфюмерии и добавляют в кондитерские изделия. А еще его можно добавлять в чай.

Проект «Дорога»: Актобе – УральскПроект «Дорога»: Актобе – УральскПроект «Дорога»: Актобе – УральскПроект «Дорога»: Актобе – Уральск

Аскер Кенжегалиевич, услышав мою историю, повернулся к своему коллеге и сказал:

– Я всегда мечтал вот так взять и проехать по Казахстану, но только на машине, конечно. Не рискнул бы я автостопом! Едешь себе и едешь, хочешь остановиться – остановился, порыбачил, например, хочешь в гостинице заночевал, хочешь – в палатке. Красота!

Меня напоили чаем и пожелали хорошей дороги.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Я очень долго шел по трассе, было жарко и мошки одолевали, никто не хотел останавливаться, я очень устал идти по жаре. Настроение было совсем на нуле, и спасала только музыка в наушниках.

Проект «Дорога»: Актобе – УральскПроект «Дорога»: Актобе – Уральск

Курман ехал из Актобе домой в Атырау, он работает на бурении скважин. Он подбросил меня до поселка Индер. Я много слышал о нем и, чего лукавить, хотел попасть на концерт от Activ Fest.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Все стандартные номера были заняты, и мне пришлось поселиться в номере люкс за 5000 тенге.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Поселок возник в 1935 году, сейчас в нем живут около 13 тысяч человек. Я приехал на центральную улицу Индера и заметил, что все люди идут в одном направлении – на площадь, где должен был состояться концерт.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Мне стало интересно, каких исполнителей слушают жители Индера, и я решил составить список артистов, которых жители хотели бы увидеть вживую. Аружан и Индира ответили, что мечтают попасть на концерт Кайрата Нуртаса и Дженнифер Лопес.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Маленькая девочка в розовом, Яна, очень хочет, чтобы в Индер приехала НиЛу.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Начался концерт, ведущие разыгрывали призы…

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

…а вот этот дедушка стоял у своего забора и слушал концерт, не выходя за калитку собственного двора.

– И так все слышно, чего там толпиться? – сказал он мне.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Я планировал дотемна добраться до Атырау, поэтому пошел в гостиницу за вещами. Но меня остановили местные «бизнесмены», которые распивали алкогольные напитки в баре гостиницы. Они сказали, что я выгляжу как «орыс», и говорили со мной несколько надменно. Услышав адекватный ответ на их родном языке, они очень удивились и усадили меня за свой стол. И тут начались тосты о том, что гостеприимство у казахстанцев в крови и что они рады любой нации. Пришлось сидеть с ними, пока не село солнце. А потом я все же решил испытать удачу и попробовать уехать в Атырау. Как и в случае с Аральском, никто не останавливался. Решил остаться на заправке.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

И тут подъехала машина, из нее вышел молодой человек. Сначала он отправился на заправку, а потом подошел ко мне:

– Эй, ты же тот парень, который путешествует сейчас по Казахстану?

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Он представился Ерланом Мухаметжановым, братишкой Сауле, и начал показывать фотографии с Алишером Еликбаевым – как они вместе играли в пейнтбол. Я в очередной раз понял, какой Казахстан маленький и что все мы связаны друг с другом массой общих знакомых и друзей. Оказалось, что Ерлан с коллегами (он работает в КУИС МВД РК) едет из Уральска к священным местам Бекет-Ата, и они согласились подвезти меня в Атырау. Я был уставший и почти всю дорогу клевал носом на заднем сиденье.

Проект «Дорога»: Актобе – Уральск

Карта пути. С выходом каждого репортажа мы будем отмечать на ней, какую часть «Дороги» преодолел Виктор. За его спиной уже 3119 километров. Вернуться в Алматы он должен 12 июля.

Я хочу сказать спасибо всем водителям, которые бесплатно довозят меня из одного города в другой, и хочу поблагодарить читателей, следящих за моим путешествием!

Продолжение читайте в эту субботу, 22 июня.

Виктор Магдеев в Twitter и Instagram, Вконтакте и Facebook.

Хештег проекта «Дорога» в Twitter – #voxtrip

Предыдущие репортажи:

Проект «Дорога»: Алматы – Тараз

Проект «Дорога»: Тараз – Шымкент

Проект «Дорога»: Шымкент – Кызылорда

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Проект «Дорога»: Байконур – Аральск

Проект «Дорога»: Аральск – Актобе

Поделись
Виктор Магдеев
Виктор Магдеев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000