VOX POPULI Виктор Магдеев 12 июня, 2013 09:38

Проект «Дорога»: Байконур – Аральск

Проект «Дорога»: Байконур – Аральск
Виктор Магдеев продолжает свое смелое двухмесячное путешествие автостопом по Казахстану. Из города Байконура он направился в сторону Аральска. Еще при прокладывании маршрута в редакции Виктор говорил о том, что мечтает увидеть «кладбище кораблей» в Аральском море. Мечты сбываются! Проект «Дорога» поддержали: компания Samsung, банк КАЗКОМ и сотовая связь Activ.
Проект «Дорога»: Байконур – Аральск

До Аральска меня подбросил этот мужчина. Исатай – связист, ехал в Костанай для установки очередной антенны. По работе он объездил весь Казахстан и поделился впечатлениями о людях и менталитете:

– Говорят, что на западе Казахстана люди дикие, это не так, скорее, они прямолинейные и с ними проще вести дела, чем с южанами: если договариваешься о чем-то, то да – значит да! Нет – значит нет!

Проект «Дорога»: Байконур – Аральск

Аральск встретил меня вот такими пейзажами. Местные не без гордости говорят, что аральскую соль нашли даже на Северном полюсе!

Проект «Дорога»: Байконур – Аральск

Промышленное рыболовство возникло здесь в 1905 году, когда несколько российских купцов объединились и создали акционерное общество «Хива». Статус города поселок получил только в 1938-м. Расцвет Аральска пришелся на 70-е годы прошлого века. В 90-х годах город пришел в упадок. Сейчас здесь живут около 30 тысяч человек.

Проект «Дорога»: Байконур – Аральск

Простенькие дома, огороженные чем попало, пустые улицы, жара.

Проект «Дорога»: Байконур – Аральск

Скот гуляет без присмотра.

Проект «Дорога»: Байконур – Аральск

Рыбу все еще продолжают ловить, но поскольку море ушло на 60 км, рыбакам стало проблематично возить ее в город.

Проект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – Аральск

Бабушки на рынке продают в основном шубат и верблюжье молоко.

Проект «Дорога»: Байконур – Аральск

Это бывший порт, он находится в центре города. Когда-то здесь плавали корабли.

Проект «Дорога»: Байконур – Аральск

До того, как случилось обмеление, Аральское море было четвертым в мире по величине озером. Говорят, что оно уходило и раньше – на его дне нашли остатки деревьев, поселения и мавзолей Кердери. Море стало мелеть в 60-х годах из-за того, что воду рек, впадавших в него, забирали на орошение земель. В 1989-м оно разделилось на Малое Аральское море и Большое.

Проект «Дорога»: Байконур – Аральск

Буквально в пяти минутах от центра города – пустыня. Это дно Аральского моря. Сейчас здесь пасутся верблюды.

Проект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – Аральск

На месте бывшего городского пляжа импровизированная свалка.

Проект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – Аральск

Дети купаются в небольшом водоеме.

Проект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – Аральск

Здесь пытаются как-то занять детей и даже построили спортивный комплекс с бассейном и залами для занятия борьбой, но ребята предпочитают проводить время на улице.

Проект «Дорога»: Байконур – Аральск

В центре города я подошел к таксовавшим мужчинам, объяснил ситуацию, мол, я приехал, чтобы посмотреть на «кладбище кораблей». Один из водителей согласился за 3 часа показать все «достопримечательности» Аральска и попросил за это 3000 тенге. Он отвез меня на 200 метров в одну сторону, показал бывший пляж, бывший порт и верблюдов, которые были в 500 метрах. В итоге наше путешествие продлилось полтора часа или даже чуть меньше. Ехали мы очень медленно – дороги были плохие, да и водитель никуда особо не торопился. Он не свозил меня ни на ферму, где делают шубат, ни на «кладбище кораблей». Сказал, что у него легковая машина, а туда может проехать только «уазик». Я ответил, что меня не устраивает его подход к делу и за его работу я заплачу 1500 тенге. Он возмутился – мы договаривались изначально на 3000. Мы долго спорили, мне не хотелось отдавать деньги человеку, который не выполнил свои обещания. Чтобы не конфликтовать с чужим человеком в чужом городе, я отдал ему эти деньги и вдогонку сказал, что земля круглая и ему все эти гадости вернутся. А потом понял, что у этого человека и так жизнь хуже некуда, ведь он живет в Аральске.

Проект «Дорога»: Байконур – Аральск

Что до «кладбища кораблей», то мне сказали, что я должен заплатить 60 000 тенге за то, чтобы добраться туда. Таких денег у меня не было.

Проект «Дорога»: Байконур – Аральск

Мне показалось, что уровень жизни очень низкий, образованность людей очень слабая, из-за отсутствия работы многие буквально звереют и пытаются обмануть каждого встречного. История с таксистом совсем испортила мне настроение, и я, обиженный на все население Аральска, собрался выехать скорее в Актобе и добраться побыстрее до цивилизации. Но перед этим решил освежить горло и увидел вывеску «Разливое пиво».

Проект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – Аральск

Молодой человек, который был за барной стойкой, сначала заговорил со мной на английском, но когда я объяснил, что являюсь всего лишь фотографом из Алматы, он ответил мне на чистом русском, сказал, что очень любит знакомиться с интересными людьми и угостит меня освежающим пивом!

Проект «Дорога»: Байконур – Аральск

Бармена зовут Малик. Ему же принадлежит и само заведение. Он открыл этот бизнес в 2012-м и за год поднял его на локальном уровне в лидеры по продажам. Он показал мне свои фотографии с иностранцами, которые заходили в его «оазис», и говорил о том, что у казахов гостеприимство в крови. Я совсем растаял после такого приема, и мнение об Аральске у меня изменилось. Я понял, что нельзя судить обо всем регионе по одному человеку.

Проект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – Аральск

Когда я собрался ехать на трассу, мне попался таксист, который с рождения живет в Аральске, я разговорился с ним. Мужчина сказал, что меня пытались очень сильно обмануть, когда говорили, что море отошло на 120 км и что нужно заплатить 60 000 тенге за то, чтобы добраться до «кладбища кораблей». У него был знакомый водитель «уазика», который за 25 000 тенге согласился отвезти меня за 60 км в пустыню и показать то самое легендарное место.

Проект «Дорога»: Байконур – Аральск

Перед поездкой на «кладбище кораблей» я решил снять деньги с карточки. Вообще, я стараюсь использовать безналичный способ оплаты, так как с помощью карточки КАЗКОМа я получаю Go!-бонусы, которыми впоследствии могу расплачиваться у партнеров программы.

Проект «Дорога»: Байконур – Аральск

Я сел к этому водителю, и мы выдвинулись в путь. На часах было 18.00, но мы все же рискнули отправиться в путешествие.

Проект «Дорога»: Байконур – Аральск

Мы проезжали через реку, ехали по кочкам со скоростью почти 70 км в час, и «уазик» выдерживал все эти нагрузки!

Проект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – Аральск

Вода, которая попала на лобовое стекло, высохла, и остались соляные разводы, которые пришлось смывать пресной водой. Впервые я решил протестировать функции видеосъемки камеры Samsung NX 300.

Проект «Дорога»: Байконур – Аральск

Водитель Омиржан, который довез меня сюда, родился и вырос в Аральске. Основной его заработок – извоз туристов до Аральского моря. Он мастерски обходил кочки на дороге и хорошо чувствовал дорогу. Мне кажется, что с таким опытом он бы смог участвовать в ралли «Дакар».
Он совсем не говорил по-русски, и мы первые минут десять ехали в тишине, пока я не выругался на казахском на очередной кочке, и он засмеялся и спросил меня, понимаю ли я по-казахски. Потом мы разговорились, он сказал, что довольно часто в Аральск приезжают туристы и просят отвезти их к отступившему морю. Экологическая катастрофа стала достопримечательностью.

Проект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – Аральск

Мы долго тряслись по кочкам, объезжая камни и неровности на пути, и через полтора часа наконец прибыли на место. Ожидания мои совсем не оправдались, и я был очень разочарован увиденным. Распиленные и растасканные на металлолом корабли, а точнее то, что от них осталось, – это совсем не то, что рисовало мое воображение при словах «кладбище кораблей».

Проект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – Аральск

На многих обломках кораблей были недурные граффити.

Проект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – Аральск

О том, что здесь когда-то было море, напоминают ракушки, которые хрустят под ногами, когда идешь по земле.

Проект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – Аральск

Жара в Аральске жестокая, она словно выжигает кожу, и пыль, которая летает в воздухе, проникает буквально в каждую пору тела.

Проект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – Аральск

Нам удалось добраться и до моря.

Проект «Дорога»: Байконур – Аральск

Ничего особенного про него рассказать не могу. Море как море!

Проект «Дорога»: Байконур – Аральск

Такую красоту мне удалось передать с помощью беззеркальной камеры Samsung NX 300.

Проект «Дорога»: Байконур – Аральск

Перед тем как проехать здесь на «уазике», Омиржан проверяет, насколько глубоко в речке.

Проект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – Аральск

В режиме «мануал» я выставил выдержку на 30 секунд и максимально закрыл диафрагму, поставив камеру на рюкзак, и у меня хватило времени, чтобы нарисовать фонариком сердечко. После этого сразу же с фотоаппарата выложил фото в Instagram.

Проект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – АральскПроект «Дорога»: Байконур – Аральск

Омиржан довез меня до трассы, и я записал номер его телефона – уже темнело, и мы договорились, что, если мне не удастся поймать попутку, он отвезет меня обратно в Аральск. Он продиктовал номер на казахском языке, и, видимо, моя ошибка в распознавании цифр привела меня к очень экстремальному приключению, но об этом уже в следующем репортаже, который выйдет в эту субботу.

Проект «Дорога»: Байконур – Аральск

Карта пути. С выходом каждого репортажа мы будем отмечать на ней, какую часть «Дороги» преодолел Виктор. Вернуться в Алматы он должен 12 июля.

Продолжение репортажа читайте в субботу, 15 июня.

Виктор Магдеев в Twitter и Instagram, Вконтакте и Facebook.

Хештег проекта «Дорога» в Twitter – #voxtrip

Предыдущие репортажи:

Проект «Дорога»: Алматы – Тараз

Проект «Дорога»: Тараз – Шымкент

Проект «Дорога»: Шымкент - Кызылорда

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Поделись
Виктор Магдеев
Виктор Магдеев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000