VOX POPULI Виктор Магдеев 8 июня, 2013 10:00

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Сегодня мы публикуем четвертый репортаж проекта «Дорога». Виктор Магдеев, путешествующий по Казахстану автостопом, выехал из Кызылорды в направлении Аральска, и тут его планы резко поменялись – неожиданно для себя и редакции Vox Populi он оказался в городе Байконуре. Но не будем забегать вперед и предоставим слово самому путешественнику. Проект «Дорога» поддержали: компания Samsung, банк КАЗКОМ и сотовая связь Activ.
Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

На карте моего путешествия город Байконур не был отмечен. Но позвонил друг из Алматы и сделал мне необычный подарок на день рождения, который я встречал в дороге между Кызылордой и Аральском. Он поговорил со своим отцом, который работает на Байконуре судмедэкспертом, и мне сделали пропуск в закрытый город! 

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Сначала мне на дороге встретился Мансур. Он вез щебень из Кызылорды в село Аккум. Родился в Узбекистане, в 1989 году перебрался в Казахстан, 12 лет работал комбайнером, а сейчас водитель грузовой машины на трассе Западная Европа – Западный Китай. Я поинтересовался, как сейчас обстоит ситуация с работой в Кызылорде и области.

– Работа есть всегда, главное – желание было бы! 

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Участок трассы ЗЕ – ЗК между Кызылордой и Байконуром сейчас самый проблемный. Местные говорят, что выделенные деньги разворовали или потратили, поэтому работа просто встала. Результат – ужасные объезды, на которые водители тратят много времени.

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Если впереди едет грузовая машина, то на трассе нулевая видимость.

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Не зря местность называется Аккум, что в переводе означает «белый песок». Он везде – в машине, в носу и во рту. 

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Кроме меня в машине ехал еще один попутчик. Ибрагим возвращался из города в свой родной колхоз «Интернационал», где он с семьей занимается выращиванием риса. С помощью государства в лизинг они получили технику и теперь часть дохода отдают в казну. Ибрагим – турок с татарскими корнями, прошел Афганистан, один сын живет в Байконуре, а второй помогает с рисом. Каждый год мужчина как участник войны ездит в Алматы, чтобы поправить в санатории здоровье.  

Проект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Даурен и Кайрат работают на строительстве дороги и не без гордости говорят, что в следующем году сдадут свою часть – от Кармакшинского района до Байконура.

Мне попадаются разные водители, одни охотно позируют перед камерой, другие предпочитают оставаться за кадром, но все истории людей из сел и небольших городов примерно похожи: нет работы, поэтому трудятся на дороге, когда закончат, опять вернутся в Кызылорду на поиски нового заработка.

Пытался поговорить с Дауреном и Кайратом о повышении пенсионного возраста женщин, так они даже не слышали об этом!

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Теперь о том, как я попал в Байконур. Перед контрольно-пропускным пунктом меня встретила служебная машина, где на боковой части было написано: «Бюро судебно-медицинской экспертизы». Женщина, которая отдавала мне пропуск, предупредила, чтобы на все вопросы я отвечал как на бумажке. А на бумаге было написано следующее: «Цель приезда – участие в производстве судебно-медицинской экспертизы». КПП я прошел без проблем!

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Байконур! Это оазис посреди пустыни. Вдоль дорог деревья, фонтаны и скверы, полные жизни, люди, спешащие по своим делам, и дети, бегающие по дворам. После 12 часов пути по пустыне для меня это был рай.

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Памятники стоят на каждом углу, на улице ни соринки, автобусы ходят строго по расписанию, полиция в камуфляже непривычного синего цвета и очень приветливая. 

Проект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Автобус №1. Стоимость проезда – 10 рублей (50 тенге) для взрослых и 5 рублей (25 тенге) для школьников. 

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Тур-Ахмет (надеюсь, я правильно написал имя!) едет домой с завода, который находится на площадке №112 космодрома Байконур, он трудится там разнорабочим. Говорит, что живет хорошо, квартиру дали, зарплата достойная, кстати, ее здесь получают в рублях, как и пенсию, и неважно, какое у тебя гражданство – РК или РФ.

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Куля Искаковна всю жизнь работает продавщицей. При Советском Союзе трудилась в продовольственном магазине, уже 13 лет на пенсии, помогает дочерям следить за сувенирной лавкой «Фаворит». Жалеет, что не подала на гражданство Российской Федерации. Живет здесь с 1975 года, говорит, что сейчас даже те, кто гораздо позже приехали, уже получили гражданство России.  

– Хорошо, что в РФ женщины выходят на пенсию в 55 лет.  Я не представляю, как работать до 63! 

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Влада и Маша учатся в космическом лицее (звучит круто!), переходят в 9-й класс. Обе – гражданки РФ, живут в этом городе с самого рождения. Каждое лето ездят в Россию к бабушкам и в Алматы в разные лагеря. Говорят, что им очень нравятся алматинские мальчики. Маша 10 лет занимается плаванием, а Влада ходит на вокал. Все секции и курсы для детей в Байконуре абсолютно бесплатные.

Девочки говорят, что у города есть единственный минус – климат. Зимой холодно и ветрено, а летом очень жарко.

Проект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Местный Арбат – главное место отдыха.

Проект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Гостиница «Центральная» – культовое место города, именно сюда приезжают международные делегации перед запусками. В такое время в отеле аншлаг. Цена за одноместный номер 2400 рублей, двухместный – 3400, полулюкс – 2800, за студию – 5160.

Проект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Такси здесь очень занятное: в черте города поездка одному пассажиру  обойдется в 25 рублей (125 тенге), а если вас двое, то такса уже 50 рублей (250 тенге).

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Перед поездкой в Байконур я немного переживал из-за того, что там могу остаться без связи. Но опасения были напрасны – благодаря Аctiv и сети 3G я без проблем переписывался со своей девушкой и делился с ней фотографиями.

Проект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Я остановился в гостях у семьи Орловых, это друзья моего двоюродного брата. Отец семейства родом из Кызылорды, 4 года назад его пригласили в Байконур преподавать уроки карате детям.  

– В плане работы здесь замкнутый круг: есть прописка – есть работа, нет прописки – нет работы!

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Оксана недавно устроилась охранником на площадку и работает по сменам.

–  Мы долго привыкали к рублям и местному менталитету, но здесь нам сразу понравилось!

Еще один член семейства – карликовый пудель Фиона. Очень игривая и невероятно послушная: и лапу дает, и за костью бегает без специальных дрессировок!

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Вечером во дворе меня ждала вот эта машина. На ней я приехал в гости к главному судмедэксперту города Байконура Магауие Букешову, благодаря которому я оказался в Байконуре, и его жене Жанар. Я знаком с их сыном, это он позвонил родителям и рассказал о моем путешествии. 

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Они познакомились в Алматы, оба учились там. Магауия – человек с сильным характером, строгий, но справедливый, очень образованный и мудрый. Мы много говорили о казахском народе, о словах Абая, о ценностях и истории.

– Казахи как народ имеют очень слабый ген, – считает мой собеседник. – Пример тому – народ, граничащий с узбеками, он перенял не самые лучшие качества соседа. Речь не идет о том, что узбеки плохие, просто южные казахи переняли качества торговцев, хитрецов, обманщиков, а северные жители, которые граничат с Россией, более обрусевшие, занимаются оседлым скотоводством и пить стали, как русские. И посмотрите на сербов – им веками турки внушали ислам, а они все равно верны христианству. 

Жанар – женщина с огромным сердцем, очень переживала за меня, сказала, что никогда бы не отпустила в такое путешествие своего сына.

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Вечером во дворах очень тихо и спокойно. Здесь отсутствует преступность, поскольку за порядком следят службы полиции двух стран – Казахстана и России. 

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

В Байконуре есть такой источник, его обнаружили случайно, когда прокладывали водопровод. Из него бьет лечебная вода, говорят, что она избавляет от всех видов кожных заболеваний. На вкус она очень соленая, и ее нельзя пить.

Утром сюда приходят бабушки и дедушки, которые закаляются и делают зарядку под источником, днем здесь загорают обычные жители, а вечером остужаются любители выпить. 

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Памятник первому паровозу, который возил космонавтов на стартовую площадку.

Доступ на космодром для третьих лиц закрыт, и получить разрешение на въезд можно только из Москвы. Космодром находится далеко в степи, нужно ехать 2 часа на спецпоезде, чтобы попасть на работу, и этот путь сотрудники космодрома совершают ежедневно. Заработная плата у специалистов начинается от 25–30 тысяч рублей в месяц и доходит до 100 тысяч.  

На Байконуре пятидневная рабочая неделя, и в пятницу вечером весь городок гудит, люди отдыхают от тяжелого труда, кто-то гуляет с детьми по Арбату, а кто-то пьет пиво с друзьями в кафе. Почти весь город проводит выходные вне дома.

Проект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Архитектура в городе еще советская, правда, я не жил при Союзе, но отлично себе его представляю по картинкам и кадрам из кино. И Байконур, хочу я вам сказать, это кусочек СССР в степях Казахстана. В здании Дворца культуры есть музей истории космодрома Байконур, и если вам когда-нибудь удастся попасть в городок, то советую обязательно посетить это место.

Проект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Гид Галина Николаевна Чернова очень интересно рассказывает об истории создания космодрома и городка в целом. Сюда она приехала вслед за мужем-военным в 1993 году из Ростова-на-Дону. Потом военный городок расформировали, супруг вышел на пенсию.

Проект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Место для постройки космодрома выбирали в 1954 году. Требований было много: обширный малонаселенный район, источники пресной воды и т.д. Выбирали между Астарханской областью, западной частью Каспия, Марийской АССР и Кызылординской областью. Выбор был сделан в пользу последней.

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Строительные работы начались в 1955 году. Кстати, для того чтобы обмануть шпионов, в Карагандинской области был простроен муляж космодрома. Его настоящее местоположение американцы узнали в 1957 году.

Проект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

В музее я опять воспользовался своей любимой функцией камеры Samsung NX 300 – панорамой.

Проект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Россия платит Казахстану 5 млрд рублей в год за аренду космодрома. Всего же в общей сложности космодром и город обходятся РФ в 6,16 млрд рублей.

Планируется, что к 2030 году 90% космических запусков Россия будет производить с собственных космодромов, а доля Байконура снизится до 10%.

Поговорил с местными о слухах про то, что Байконур перейдет Казахстану. Все от них отмахиваются: мол, на официальных бумагах аренда продлена до 2050 года! Да и налоги граждане обеих стран платят в российскую казну.

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

С помощью фотокамеры Samsung NX 300 я выкладывал фотографии в сеть Instagram. У камеры есть функции Wi-Fi, и она без шнура создает собственную сеть.

Проект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Везде действует законодательство РФ – на фото наглядный пример. Алкоголь можно покупать только до 23.00. В Казахстане же такое ограничение пока что только обсуждается.

Проект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Мне стало интересно, насколько отличаются тусовки города Байконура от казахстанских. Оказалось, что в целом ничем особенным: гремит музыка, народ понемногу собирается и начинает употреблять алкогольные напитки. Больше половины людей – славянской внешности. 

Проект «Дорога»: Кызылорда – БайконурПроект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Арайым учится в Московском авиационном институте в городе Байконуре. Танцовщица, фотограф, актриса. Сказала, что она гражданка РФ.

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Алина живет здесь с рождения, но мечтает уехать в город Орел и стать ветеринаром. Ее жених Ахылбек против того, чтобы она уезжала. Девушка еще не решила, что важнее: замужество или образование.

– Обычно девушки в 17–18 лет выходят замуж, – рассказывает Алина. –  Вот и мне через 2 месяца будет 18…

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Народ уже хорошо выпил и высыпал на танцпол, а я пошел отсыпаться перед долгой дорогой на Аральское море. 

Проект «Дорога»: Кызылорда – Байконур

Карта пути. С выходом каждого репортажа мы будем отмечать на ней, какую часть «Дороги» преодолел Виктор. За его плечами уже 1567 километров. В целом же ему предстоит проехать около 8 тысяч км. Вернуться в Алматы он должен 12 июля.

Продолжение репортажа читайте в среду, 11 июня.

Виктор Магдеев в Twitter и Instagram, Вконтакте, Facebook.

Хештег проекта «Дорога» в Twitter #voxtrip

Предыдущие репортажи:

Проект «Дорога»: Алматы – Тараз

Проект «Дорога»: Тараз Шымкент 

Проект «Дорога»: Шымкент - Кызылорда

Поделись
Виктор Магдеев
Виктор Магдеев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000