VOX POPULI Карла Нур 3 июня, 2013 11:00

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

На нашем сайте вы найдете немало репортажей о людях с ограниченными возможностями, людях, которые были и остаются до сих пор за бортом общественной жизни. Единственным решением этой проблемы может стать развитие инклюзивного образования.
Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

В Казахстане около 7 тысяч детей-аутистов. Ввод инклюзивного образования в рамках госпрограммы начался только с 2011 года. После этого  началось стихийное внедрение «особых» детей в общеобразовательные школы и социальную среду. На продвижение проекта из госбюджета выделяются немалые деньги, но насколько эффективно это для самих детей, все еще остается под вопросом. Другое дело, когда за продвижение инклюзивного образования для своих детей отвечают сами родители. 

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

На фотографии мамы детей-аутистов, учредители «Ашык Алем» и одновременно организаторы проекта по внедрению в Казахстане эффективной инновационной модели  АВА-Applied Behavioral Analysis. Слева направо: Жанат Каратай, Алия Архарова и Султаналиева Диляра.

– Мы на протяжении нескольких лет думали о запуске экспериментального проекта в области инклюзивного образования для наших деток, – рассказывает руководитель проекта Алия Архарова. – Постоянно сталкиваемся с тем, что наших малышей из-за диагноза, нехватки квалифицированных специалистов и адаптированных методик не берут в коррекционные школы и детские сады, не говоря уже об общеобразовательных учреждениях.

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

– Модель инклюзивного образования необходимо разработать, адаптировать и апробировать у нас в РК, а затем уже утвердить. Но в первую очередь понимать, что инклюзия – это не только получение образования, но и средство для включения человека в жизнь. Инклюзивный процесс начинается в дошкольной и школьной среде, когда дети с особенностями в развитии и обычные малыши учатся взаимодействовать друг с другом и приобретают вместе социальные навыки!

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

– В октябре 2012 года в Москве был запущен проект АВА-инклюзия на базе школы для детей с аутизмом. Мы наблюдали за их деятельностью, за успехами детей в классе и тем, как построена работа. После этого загорелись желанием создать подобное в Казахстане.

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

– Суть проекта в том, что невербальные (не говорящие) дети с аутизмом включаются в систему общего образования. Это очень сложный, интересный и дорогой проект, который успешно применяется в России, странах Европы и Америки. Программа позволяет ориентироваться на уникальные особенности ученика, учесть сенсорные трудности детей и минимизировать стресс, сделать акцент на визуальное мышление, которое является сильной стороной детей с аутизмом. Наша мечта, чтобы дети с аутизмом могли учиться!

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

– Мы сделали анализ и мониторинг на просторах интернета о деятельности организации Center for Special Needs Children, почитали отзывы о работе специалиста по инклюзивному образованию Марины Азимовой, и пришло понимание того, что это может в корне изменить ситуацию. В декабре мы приняли решение связаться с Азимовой в Facebook. После первого общения с Мариной я поняла, она не только прекрасный человек, но и отличный менеджер, что очень облегчает нашу работу.

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

– На нескольких встречах она дала нам направление работы, и, используя опыт наших коллег, родителей из московской организации, мы медленно, но двигаемся в верном направлении. Мы встречаемся с родителями, проводим презентацию московского проекта и предлагаем принять участие в нашем экспериментальном проекте. Первое время родители не верили, что его можно запустить. Но если мы не попробуем и не начнем cейчас, то никогда не узнаем, можно ли это сделать или нет.

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

– В феврале этого года мы написали письма во все инстанции с просьбой выделить нам экспериментальные помещения под школу и детский сад, приняли участие в конкурсах с целью получения грантов на развитие проекта, написали письма в бизнес-структуры для получения финансовой помощи. Уже подписан договор на супервизию проекта с Center for Special Needs Children, готовятся два клинических руководителя проекта для школы и детсада и тьюторы (сопровождающие) для детей. Старт проекта стал возможен при поддержке фонда «Сорос-Казахстан» и компании TS Development.

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

– Первое двухдневное обучение тьюторов во время приезда Марины Азимовой прошло на базе Национального научно-практического центра коррекционной педагогики. Дальнейшая подготовка планируется на лето, в формате онлайн-семинаров со специалистом из Америки по методу АВА-Applied Behavioral Analysis – «Прикладной анализ поведения». В обязанности тьюторов входит сопровождение детей и обучение по индивидуальной программе.

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

Супервизор проекта АВА-Applied Behavioral Analysis Марина Азимова:

– Я родилась в Азербайджане, но сейчас вместе с семьей живу в Коннектикуте. Поначалу долгое время жила в Пенсильвании, где родила своего сына Юсифа. Когда он появился на свет, я представляла себе, что он окончит Гарвард, будет разговаривать как минимум на пяти языках, рисовать, играть на музыкальных инструментах, петь. В возрасте 2,5 лет ему поставили диагноз аутизм. Я не имела никакого представления об этой болезни, как она протекает, не знала о том, что это неизлечимо. Когда я начала читать и узнавать про аутизм и поняла, что это за недуг, мне стало плохо, у меня была жуткая депрессия, я была на грани суицида, но в итоге взяла себя в руки.

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

– У моего ребенка 3 диагноза: нелегкая форма аутизма, умственная отсталость и биполярное расстройство. Я и не думала, что он сможет пойти когда-нибудь в колледж. Я научилась принимать его таким, какой он есть, научилась любить его такого, какой он есть, научилась выявлять главное, а главное – это не то, сколько социальных ступенек пройдет мой сын, а основная цель любого человека – быть счастливым. Если смотреть с этой точки зрения, то мой ребенок у цели, он счастлив. Он научился пользоваться компьютером, сам одевается, сам умывается, может какую-то еду достать из холодильника, ориентируется на знакомой местности. Специалисты предупреждали меня, что в силу того, что у него низкий уровень интеллекта и маленький словарный запас, в случаях, когда он не может выразить свою мысль, он может быть агрессивен.

(Фотография из семейного архива)

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

–  Мне захотелось изменить жизнь детей, больных аутизмом, а также жизнь их родителей, но, работая с детьми, поняла, что у меня больше получается в области изменения поведения, и, проучившись, вскоре я получила сертификат поведенческого аналитика. Достаточно быстро, используя свои приобретенные профессиональные знания, я научила Юсифа тому, что агрессия не будет приносить ему пользы, что послушание – это единственный способ добиться того, что ему нужно. Если я бы осталась в Азербайджане, я бы пропала, не смогла бы выжить, я уверена, он бы не научился всему тому, что умеет сейчас, и мне бы не дали его содержать дома. Здесь же он ходит в обычную школу, учится в специализированном классе. 

(Фотография из семейного архива)

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

– В США ситуация с детьми, больными аутизмом, намного лучше, чем здесь. Система образования поставлена так, чтобы принимать и решать потребности детей с особенностями развития. Но нельзя сказать, что там все идеально. Есть сильные школы, квалифицированные специалисты, а есть и такие, за кого бывает неловко. Однажды мы с сыном пошли в магазин «Таргет», мы часто с ним бываем там, он не захотел ходить со мной по всему супермаркету, а решил остаться в кафе внутри «Таргета». К нам обратилась служащая этого заведения и попросила меня не оставлять своего сына, потому что он не дает расслабиться другим посетителям этого кафе. Я ничего не успела ей ответить, потому что была в шоке – в Америке редко встретишь такое отношение. Вдруг ко мне подбежала девушка, сидевшая за соседним столиком, и сказала: «Она не может вам такое говорить, вы должны пойти к менеджеру и пожаловаться на нее!». Это был абсолютно посторонний человек, который оказался свидетелем такого отношения к моему сыну. К счастью, на своем пути я встречала больше хороших людей.

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

– У восточных народов, впрочем, как и у евреев, есть национальные установки – скрывать рождение малышей с отклонениями, поэтому и по сей день многие дети заперты дома. В советское время ребенка с такими диагнозом определяли в специализированное учреждение, и про него все забывали, включая даже его родителей. Некоторые мои родственники советовали отдать сына в такое учреждение, а самой устроить личную жизнь и родить нормального ребенка. 

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

Я всегда думала о больных детях из бывшего Советского Союза и, конечно же, из Азербайджана, где оказалось сложно организовать родителей, тогда как в Казахстане семьи таких детей намного организованнее. Здесь есть группа родителей, которая решает проблемы, а в Азербайджане ко мне обращаются родители поодиночке. 

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

– В новом проекте дети будут заниматься в отдельном классе по специальной программе со своей учительницей. Но при этом у них будет возможность общаться с обычными детьми, они смогут ходить с ними в столовую, посещать спортивные мероприятия или заниматься творчеством – в общем, заниматься теми вещами, которые они смогут освоить вместе с другими учащимися.

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

– Это хорошо для таких малышей, во-первых, они получат возможность общаться не только с ограниченным кругом детей, у которых есть такие же проблемы со здоровьем, но и с теми, у кого обычные возможности. Они должны научиться вращаться в этом мире, если только мы, родители, не собираемся держать их до конца жизни в изоляции. Во-вторых, я понимаю, что я не вечна, поэтому обязана подготовить своего ребенка к жизни без меня, в-третьих, окружающий мир должен привыкнуть к нему так же, как он должен привыкнуть к нему.     

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

Меруерт Баймуханова – психолог высшей категории Реабилитационного центра ННПЦ КП, именно ее воспитанники включены в проект по инклюзивному образованию.

– Первые два ребенка с аутизмом у меня появились в 1998–1999 году, – рассказывает Меруерт. – Это был нонсенс, мне было сложно с ними работать, я читала разную литературу, ездила в Москву в институт дефектологии, обучалась у профессора Никольской, которая специализировалась по аутизму. По моему опыту, если психолог начинает работать с ребенком, страдающим аутизмом, с самого раннего возраста, ведет семейную терапию, а затем в 4 годика вводит в общество под присмотром, то реабилитация проходит успешно.

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

– Если бы были детские сады для таких детей, то их адаптация происходила бы быстрее. Раньше до школы таких ребят мы содержали в нашем центре, совмещали их обучение с малышами, имеющими другие проблемы со здоровьем. Поэтому после 1–2-го класса наши подопечные выбывали из школы, этих детей не разрешали сажать за одну парту с другими учащимися, поэтому у них возникали проблемы с коммуникацией, они постоянно срывались. Из 100 таких детей, адаптированных мной к школе, лишь 45 смогли продолжить учебу, остальные замкнулись в себе, у них возникли другие проблемы, они перешли на домашнее обучение.

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

– Сейчас я занимаюсь с тремя 3-летними детьми – Диасом, Достаном и Айтеном. Я взяла их больше года назад, сейчас этот проект как нельзя кстати. Дастан среди них самый сложный, у него большие поведенческие проблемы, но тем не менее,  я считаю, у него высокий уровень интеллекта и он справится. Я уверена, что все трое к 6–7 годам будут готовы к обычной школе. Проблема в том, что в детские сады этих малышей не берут, поскольку у них нет опыта работы, и родители вынуждены сами справляться со своими проблемами, в результате дети замыкаются в себе. Даже во дворе их не принимают. 

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

– Надо обучать учителей, как вести себя с такими детьми. У меня есть ребенок, очень талантливый, но я не могу быть уверена, что его примут в школу из-за его поведения. Учителя обычно таких детей не любят, более того, настраивают весь класс против. Нужно освещать эту проблему. Мы проводим семинары и приглашаем на них учителей, объясняем им, как работать с воспитанниками, страдающими аутизмом, но этого мало. Эти мероприятия проводятся только в Алматы, а по всему Казахстану таких детей очень много.

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

– Только у  меня около 80 детей из других регионов, родители стараются каждые 3–4 месяца приезжать ко мне, я им составляю индивидуальную программу, после они показывают свои результаты. Но это все происходит благодаря самим родителям. Нужно поднимать уровень культуры людей, чтобы люди были более терпимы и доброжелательны.

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

23 мая прошла встреча с сотрудниками одной школы и одного детского сада по проекту АВА-Applied Behavioral Analysis. По словам организаторов, встреча превзошла все их ожидания. Педагоги готовы и хотят помочь изменить ситуацию в образовательной системе для детей с аутизмом и в дальнейшем для всех детей с ограниченными возможностями.

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

– Очень сложно найти школу и детский сад, которые были бы готовы принять наших детей, – рассказывает Алия Архарова. – Никто нам эти заведения не предоставил. Мы подключили все имеющиеся у нас связи, чтобы понять, кто сможет взять на себя ответственность за реализацию проекта на своей территории. С выбором нам помогла директор национального центра переподготовки кадров «Өрлеу» Раушан Ахмедова.

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

– После этого написали письмо в Министерство образования с просьбой разрешить запустить проект на базе школы №122 и детского сада №23. На это у нас ушло 4 месяца. Мы не хотели попасть в школу и детский сад, где не имеют представления об особых детях, тем более пойти туда, где нас не ждут. Наши родители очень боятся неприятия детей со стороны здоровых деток и их родителей. Мы сами очень переживаем, но надеемся, что при активном участии администрации и педагогов школы и детсада мы преодолеем эту проблему.

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

После встречи с учителями, мамы вместе с руководством школы выбрали класс, где будут учиться 5 детей-аутистов.

– У нас целое лето, в течение которого мы со специалистами и родителями будем тестировать детей и готовить индивидуальные программы обучения, чтобы 1 сентября наши дети были готовы к учебе, – говорит Алия. – Также перед нами стоит задача подготовить класс и группу для обучения. В этом году мы выиграли грант от Фонда Первого президента РК, на который будет закуплено оборудование для класса. А 28 мая на благотворительном вечере в ресторане Favor Fishand Terazza при поддержке тренинг-центра НОРе и Даны Орманбаевой собрали деньги на сенсорные уголки и сенсорное оборудование.

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

Директор школы-гимназии №122 Ауэзовского района Бахтияр Сметович Усенов:

– В нашу школу обратилось руководство национального центра повышения квалификации «Өрлеу» и предложило принять участие в эксперименте по внедрению инклюзивного образования, и я согласился. Считаю, что это очень нужный проект, особенно что касается детей, страдающих аутизмом. Эта проблему мы знаем не понаслышке, эти дети живут рядом с нами, в семьях, которые мы знаем, у некоторых это соседи, у других – родственники. Поэтому инклюзивное образование очень важно для нас.

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

– Очень рад быть частью проекта и внести свой вклад в продвижение инклюзивного образования в Казахстане. Для страны это новый проект такого масштаба и быть первопроходцем – большая честь для меня. Мы много говорим нашим детям о толерантности, терпимости и уважении, но на деле не показываем, им как это должно происходить.

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

– Отношение наших учащихся к детям с аутизмом во многом зависит от учителей и родителей здоровых ребят. Я считаю, что таких детей надо поддерживать государству не только материально, но и стимулировать их социальное развитие, предоставлять возможность развиваться в спорте. Их надо вводить в общество начиная с детских садов, дать возможность учиться в школах и вузах, а затем предоставлять рабочие места в различных отраслях – начиная с производства и заканчивая киноиндустрией. Они имеют право жить полноценной жизнью.

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

Родители выбирают комнату в детском саду, в которой будут заниматься 4 малыша-аутиста.

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

Заведующая яслями-садом №23 Галия Орынбековна Мукашева:

– Когда ко мне обратились с предложением об инклюзивном образовании, я с радостью это приняла, с этой бедой может столкнуться каждый. Я считаю, что эти дети необыкновенные, особенные, помню, по соседству со мной жила такая девочка, но тогда я не знала, чем она больна, она была такой ласковой и нежной.

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

– К сожалению, малышей, страдающих аутизмом, мы редко видим на улице, мне бы очень хотелось, чтобы они имели возможность общаться с другими детьми, поэтому я за инклюзивное образование и рада, что вошла в эту программу. Во-первых, этот проект очень важен для самих детей, а во-вторых, мы поможем их родителям, которые ждут от нас этой помощи и надеются на нас. Со своей стороны я буду активно помогать им. Эта программа принесет пользу всему обществу.

Инклюзивное образование в Казахстане. Часть I

– Любая работа с обществом – это большой труд, – говорит Алия Архарова. – Надо понимать, что необходимо менять то, что в голове у большинства, как было во многих других странах 50–60 лет тому назад. Это тяжелая работа на долгий срок. Наш проект рассчитан пока на 2 года, но у нас уже новые планы по внедрению других моделей инклюзивного образования. Хотим адаптировать и апробировать полную инклюзивную модель «под ключ» (детский сад, школа, вуз). Наша мечта, чтобы с помощью экспериментального проекта в будущем все дети с ограниченными возможностями могли учиться и получать достойное образование.

В следующий раз мы расскажем вам, как проходит тестирование и подготовка классов к 1 сентября!

Поделись
Карла Нур
Карла Нур
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000