VOX POPULI Искандер Салиходжаев 23 апреля, 2013 10:25

Не родной, но мой!

Этот репортаж о детях разных национальностей, которые учатся в казахских школах. Довольно трудно представить, как люди, не владеющие государственным языком, могут отдать своих детей в такую школу. Но тем не менее в Казахстане в школах с государственным языком обучения занимаются более 34 084 учеников. Искандер Салиходжаев пообщался с детьми, их родителями и преподавателями.
Не родной, но мой!

Данил Перов, 6-й класс, средняя школа №45

И.С.: Как в школе учиться, не тяжело? 

– Хорошо, каждый день получаю пятерки, ну иногда четверки. Особенно по математике хорошо. По казахскому языку вышел на четверку, когда учился в президентской школе, были тройки. Мои лучшие друзья Султан и Нурбол, вместе в футбол играем. Раньше, когда мы жили в поселке, мы с Нурболом еще уроки вместе делали.

Не родной, но мой!

Елена Васильевна, мама Данила

И.С.: Как делаете уроки?

– Когда начинается учебный год, мы покупаем учебники на русском и на казахском языках, и это помогает мне: подглядываю в учебник на русском и проверяю. Но с тех пор как мы перешли в школу №45, он стал более самостоятельным, и сейчас уже редко я ему помогаю. Много слов я уже сама выучила, в принципе, уже могу свободно задачи читать. На родительских собраниях, конечно, ничего не понимаю, прошу кого-нибудь переводить.

И.С.: Что послужило мотивом отдать ребенка в казахскую школу?

– Все три поколения нашей семьи родились в Казахстане, это наша Родина. Конечно, у нас была такая шальная мысль – уехать, было одно время, когда многие уезжали из Казахстана. По роду своей деятельности мы часто бываем в командировках, но каждый раз убеждаемся, что все равно домой тянет, и понимаем, что это Родина. Мы хотим здесь жить, это без всяких сомнений, и хотим, чтобы это было комфортно. Но нам только одного не хватает  – знания языка. Мы его в свое время не смогли выучить и решили, что наш ребенок должен быть уверен, что ему жить в этой стране, что это его родная земля, что он полноценный гражданин. А для этого нужен язык, и мы отдали его в казахскую школу. Многие вначале были против, и родители отговаривали, и друзья недоумевали: «Зачем вам это нужно?». Говорили, что в казахских школах плохо учат, а мне кажется, нормально там учат. Во-первых, ребенок культуру познает казахскую, уважает старших, помогает. У нас, конечно, не так ценят родственников, все как-то по-другому. 

Не родной, но мой!

Милана Кондратьева, 4-й класс, школа-лицей №48, русская:

– Я в этой школе с первого класса, учиться нетрудно, мне нравится. Дома уроки делаю сама, только по математике мама помогает. В классе у меня много подруг, лучшие – Камила, Карина, Жансая и Сымбат. Мы вместе играем и занимаемся. В будущем хочу стать президентом. Всего в семье нас четверо. Младшая сестра Лолита учится в нашей школе в 3-м классе, а маленькие братик с сестренкой в садике, тоже казахском.

Не родной, но мой!Не родной, но мой!

Валерий Михайлович, папа Миланы:

– Наша  семья считает, что язык – это сила, что нужно знать не только русский, но и государственный язык. Наши дети также ходят на курсы английского языка, а в перспективе хотим отдать их и на китайский. Каждый гражданин должен владеть языком, за казахским языком будущее, это уже третье поколение нашей семьи в Казахстане, и мы это понимаем. Большую роль играет дошкольное образование. Наши дети ходили в казахский садик. Когда мы пришли в школу, там изначально было удивление и опасение, сможет ли ребенок учиться. Но спасибо апайкам из детсада №7, которые подготовили моих девочек.

Дома уроки делают с мамой, она специально для этого ходила на курсы казахского языка. Еще созваниваются с одноклассниками. 

Дома разговариваем кому как нравится. Иногда, бывает, Милана болтает на казахском, а потом говорит: «Папа, я тебе сейчас переведу». То есть ребенок уже и мыслит на казахском. Бабушку называют ажекой.

Не родной, но мой!

Карина Нам, 5-й класс, школа-лицей №50, кореянка:

– Учиться не очень тяжело, ну только некоторые предметы сложные. Люблю математику. Дома уроки помогает делать мама. В будущем хочу стать скульптором, люблю искусство.

Не родной, но мой!

Валерия Заверуха, 5-й класс, школа-лицей №50, русская:

– Уроки делаю сама, но еще хожу к репетитору. Учиться здесь мне нравится. Много подруг. Дома мы говорим на русском, но я некоторые казахские слова объясняю родителям. В будущем я хотела бы стать пианистом и певицей.

Не родной, но мой!

Сергей Петрович, папа Валерии:

– Ребенок ходил в казахский садик, мы не собираемся отсюда никуда уезжать и решили, что язык нужен. Были проблемы с учебниками, мы специально покупали их на русском языке, чтобы самим понимать задания. Программы в учебниках одинаковые, и мы по ним делаем уроки. Сейчас математика вообще сложной стала, да и программа тоже. Даже я, имея техническое образование, не всегда понимаю, как решать.

У нас, наверное, последняя республика из бывшего Союза, где еще говорят на русском, но казахский язык надо знать. Да и в институте Валерии легче будет на казахском учиться.

Не родной, но мой!

Муратбек Буркитулы Оспанов, классный руководитель, учитель казахского языка:

– Не могу сказать, что возникают какие-либо трудности в обучении Карины или Валерии. Есть, конечно, некоторые вопросы, но я стараюсь их решать. Чувствуется разница в менталитете, но дети у нас учатся с первого класса, и поэтому каких-либо барьеров или сложностей в отношениях нет. Они владеют языком, могут свободно говорить и излагать свои мысли. Еще у нас есть факультатив «Тіл білімі», где мы дополнительно с детьми занимаемся.

Не родной, но мой!

Миллер Виктория, 6-й класс, школа-лицей №48, немка:

– Когда моя сестра перешла учиться в эту школу, мне стало интересно, и я тоже захотела пойти сюда. Здесь несложно, только по некоторым предметам тяжеловато, например по биологии. Почти все девочки в классе – мои лучшие подруги. В семье нас три сестры. Средняя сестра учится в русской школе, а мы со старшей – в казахской.

Не родной, но мой!Не родной, но мой!Не родной, но мой!

Гульшат Аблашкызы Капшаева, классный руководитель Виктории, учитель казахского языка и литературы:

– Когда я взяла этот класс, а это было год назад, диктант по казахскому она писала на двойку, но теперь уже пишет на четыре. Девочка она умная, простая, с остальными детьми в очень хороших отношениях. Активистка, участвует во всех мероприятиях. Они все у меня хорошие.

Не родной, но мой!Не родной, но мой!

Карина Нурова, 2-й класс, школа-лицей №48, уйгурка:

– Учиться немного тяжеловато, дома уроки делаю с мамой, только математику сама. Говорим дома на русском и на уйгурском. Когда я вырасту, то стану актрисой. Моя лучшая подруга Айя, мы с первого класса с ней дружим.

Не родной, но мой!Не родной, но мой!

Алтынай Оралды, классный руководитель, учитель начальных классов:

– Сложности были в первом классе, ведь ребенок дома не говорит
по-казахски, но уже ко второму классу никаких затруднений не возникало. И с одноклассниками у Карины все в порядке.

Не родной, но мой!

Ясмин Шуткина, 1-й класс, школа-лицей №48, русская.

Не родной, но мой!

Анна Шуткина, мама Ясмин:

И.С.: Что послужило мотивом отдать ребенка в казахскую школу?

– Наша семья многонациональная. Моя дочь Ясмин, можно сказать, отображение нашего государства. Поэтому учить язык – для нас дело первостепенной важности. Все началось еще с детского сада. Мы ходили в государственный мини-центр «Алтын дән», в казахскую группу. Ясмине очень нравилось ходить именно туда, несмотря на то, что до этого мы посещали частный детский сад, где, казалось бы, более комфортные условия. Изначально мы переживали, что ребенок не адаптируется в казахской группе. Но педагоги помогли. Методист мини-центра Гульнара Байдаковна и воспитательница Анар Акниязовна мягко, в игровой форме объясняли ребенку первые слова на казахском языке. Этот период прошел хорошо. У моей дочери не возникло языкового барьера в общении, она больше потянулась к знаниям. Это послужило поводом задуматься о том, чтобы пойти в казахскую школу. Сомнений было много, но знание государственного языка – просто необходимость. Это позволяет ребенку быть более коммуникабельным.

Не родной, но мой!

И.С.: Как делаете домашнее задание?

– Всем миром. Сами тоже учимся, познаем казахские традиции, культуру. Дополнительно ходим на домбру. Успехи уже есть, дочка сама тянется к инструменту, играет с утра до ночи, ее это увлекает.

И.С.: Не тяжело ли ей учиться?

– Главное – мотивировать ребенка, поддерживать. Мы очень благодарны директору школы Зауре Жакеновне Садыковой и нашему классному руководителю Асыл Жетеновне Канафиной. Спасибо им за чуткость, индивидуальный подход к каждому ребенку, за поддержку.  Для нас это очень важно. Учиться нелегко, но пока хорошо справляемся.

Не родной, но мой!

И.С.: Не жалуется ли дочь на одноклассников или учителей?

– У нас очень дружный класс. Считаю, что повезло во всем. А задиры есть везде. По ребенку сразу чувствуется, какая обстановка и культура в семье. Поэтому хочу пожелать всем, несмотря на занятость, уделять больше времени детям. А они порадуют нас своей улыбкой, которая снимет и усталость, и стресс.

Не родной, но мой!Не родной, но мой!

Асыл Жетеновна Канафина, классный руководитель, учитель начальных классов:

– Ясмин всего 5 лет, но язык понимает хорошо, читает хорошо, пишет грамотно. Есть сложности с произношением, но это ничего, научится. Она у нас девочка умная, талантливая, ходит в кружок домбры, поет казахские песни, танцует. С другими детьми в классе ладит хорошо, со всеми дружит.

Не родной, но мой!

Людмила Миллер, 10-й класс, школа-лицей №48, немка:

– Я здесь с пятого класса, до этого училась в русской школе. Конечно, сначала было сложно, но сейчас уже научилась говорить и понимать по-казахски. Любимые предметы: английский, казахский и русский языки. Мечтаю стать переводчиком.

Не родной, но мой!

Когда я училась в русской школе, я даже не представляла, что я смогу учиться в казахской. Моя подруга Жулдыз часто рассказывала про свою школу, и мне тоже захотелось там учиться. Я поговорила об этом с мамой, и мы решили перейти сюда. Я сдала два теста, математику и казахский язык, и теперь мы с Жулдыз учимся в одном классе. Подруг у меня здесь много, после занятий мы вместе гуляем, ходим в кино.

Не родной, но мой!Не родной, но мой!

Денис Цыгулев, 5-й класс, школа-лицей №50, русский:

– Домашние задания я делаю вместе с папой, мама поздно с работы приходит.  Я папе перевожу – он помогает. Любимые предметы – математика и английский. Дома говорим на русском, но папа уже и казахский понимает. Очень люблю рассказы Артура Конан-Дойла, в будущем хотел бы стать следователем. А если не получится следователем, то стану физиком.

Не родной, но мой!

Сауле Антаевна Досанова, классный руководитель Дениса, учитель математики:

– Очень хорошо говорит по-казахски, сложностей в обучении или в отношениях не бывает. Очень способный мальчик, я горжусь таким учеником.

Не родной, но мой!

Денис Владимирович Цыгулев, папа Дениса:

– Мы хотели, чтобы сын учился в казахской школе, для того чтобы он глубоко знал культуру и историю Казахстана. Изучение школьных предметов на государственном языке позволяет ему основательно постигать особенности казахского языка, а знание в совершенстве двух языков позволит ему в будущем легче освоить другие иностранные языки и получать информацию из разных источников.

Поделись
Искандер Салиходжаев
Искандер Салиходжаев
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000