VOX POPULI 1 апреля, 2013 10:00

На работу на велике

Новость о том, что некоторые дороги в Алматы могут стать платными, всерьез обеспокоила и даже возмутила многих горожан. Но только не героев сегодняшнего репортажа. Их больше заботят отсутствие в городе велодорожек, велопарковок и хамоватые автолюбители. С открытием велосезона мы пообщались с людьми, которые выбрали для повседневной жизни двухколесное экологичное средство передвижения. Кое-кто из них преодолевает на своем велосипеде по 60 км в день – просто ездит на работу!  
На работу на велике

Максим, сотрудник экологической организации:

Я начал передвигаться на велосипеде еще будучи студентом, лет 6 назад. Меня тогда лишили прав за вождение в нетрезвом виде, и я честно "мотал свой срок". В это время я успел съездить к родственникам в Германию, объехал всю Европу. Больше всего мне понравилась развитая велосипедная культура и, вернувшись домой, я твердо решил, что велосипед станет моим средством передвижения. И дело даже не в правах и не в моем пристрастии к алкоголю, просто я решил, что перемены должны начинаться именно с меня.

Велосипед выгоден для меня как с экономической, так и с экологической точки зрения. Конечно, в моем идеальном мире все люди ездят на велосипедах, но что уж там говорить, если некоторым моим коллегам лень протянуть руку и выбросить сигарету в урну?

На работу на велике

Конечно, водители на дорогах у нас не подарок, но я четко знаю правила дорожного движения автомобилей, мотоциклов и велосипедов. Парковка? Это же смешно! Я успею выкурить штук десять сигарет и выпить бутылку виски, наблюдая за тем, как бедные автолюбители борются за место по солнцем. 

Потерять "товарный" вид в нашем городе легко - выйди на улицу, две минуты, и ты уже весь в пыли и пахнешь соляркой. Поэтому надеваешь свой лучший костюм, садишься на велосипед, включаешь Kasabian и все проблемы остаются позади.  

У меня есть автомобиль, я пользуюсь им в редких случаях - в супермаркет в конце недели и зимой. Автомобили - это машины смерти, велосипеды - машины любви и жизни. Кстати, езда на велосипеде - хорошая профилактика простатита, ваша женщина всегда будет довольна.

На работу на велике

Светлана, менеджер проектов экологического общества «Зеленое спасение»:

Я села на велосипед в 2005 году. Сначала это были прогулки с семьей, но в какой-то момент я поняла, что велосипед удобно использовать не только для развлечения или спорта, но и как вид транспорта. До работы я доезжаю быстрее, чем на машине, плюс поддерживаю неплохую физическую форму, учитывая, что работа у меня офисная. Я работаю в экологической организации, поэтому коллеги такую инициативу поддерживают, я не одна, кто в офис ездит на велосипеде. 

Неудобства, конечно, есть. Во-первых, уровень культуры на дорогах: многие водители просто не знают, что велосипед это тоже вид транспорта и должен ехать по проезжей части, поэтому проявляют неуважение, могут просигналить под ухо. Второе это парковки. Когда я только начала ездить, в городе вообще не было велопарковок. Если едешь в магазин или по делам, нужно смотреть по сторонам, искать какие-то столбы, деревья, чтобы прицепить велосипед. Но сейчас ситуация меняется, в городе появились велопарковки, и это очень удобно. Знаю, что еще существует проблема кражи велосипедов, особенно в подъездах. Но со мной такого пока не случалось. Я вообще стараюсь велосипед надолго не оставлять, если это общественное здание, то я прошу охранника приглядеть за ним и обязательно пристегиваю велосипед замком. На работе я его сама затаскиваю на четвертый этаж, у нас нет лифта. Но зато он стоит на балконе под присмотром, никому не мешает. 

На работу на велике

Одежда для меня не проблема. Туфли и жакет я оставляю на работе. Приезжаю в спортивной одежде, переодеваюсь. Часто езжу на деловые встречи на велосипеде.

Велосипедисты давно просят акимат обратить внимание на отсутствие велодорожек в Алматы. Нo власти говорят, что для решения этого вопроса велосипедистов в городе слишком мало, а, с другой стороны, многие люди не пересаживаются на велосипед, потому что нет условий. Замкнутый круг получается. Появилась первая велодорожка на проспекте Абая, но она совсем маленькая – всего 2,5 км. Транспортного значения для города она не имеет. Аким обещал строить по 5 км велодорожек каждый год, но пока это только обещания.

А вообще, у нас в семье есть автомобиль, муж ездит на машине, но я пересаживаться на 4 колеса не хочу. Мы используем автомобиль по выходным, чтобы съездить за город, в супермаркет. А так мне достаточно велосипеда, тем более что все больше людей у нас выбирают этот вид транспорта. Уже пальцем не тыкают, а наоборот, смотрят с уважением и улыбками.

На работу на велике

Павел, сотрудник Института ядерной физики:

В детстве у меня не было велосипеда, может быть, из-за этого я немножко контуженый. Первый велосипед только в 10-м классе появился.

Я уже 11 лет добираюсь на работу на этом виде транспорта. Коллеги реагируют положительно, одна из них – начальник лаборатории – тоже ездит на велосипеде. А женщине 65 лет. С парковкой для велосипедов в нашем институте все хорошо, потому что учреждение закрытое, велосипед можно бросить на территории. У меня есть там свое место, чтобы охранники не катались. А в городе, конечно, проблема, парковки есть не везде.

На работу я приезжаю в спортивной форме, там переодеваюсь в приличную одежду. Была история, когда начальник охраны не пускал меня в шортах на работу, пришлось дойти до директора, чтобы мне разрешили в шортах заходить, а остальным нельзя. 

На работу на велике

Попыток украсть мой велосипед не было, но я его не оставляю, если только у магазина ненадолго. И замок у меня хороший, американский.

Мой велосипед б/у, стоил $650. Он у меня специально для езды по городу, а так есть еще 3 велосипеда. Может, он и дороговато стоил для б/у, ободрали меня чуть-чуть, но тут колеса хорошие, сколько я уже издеваюсь над ними, а они до сих пор ездят.

Чур меня, пересесть на машину. В городе и так машин полно, совершенно не мечтаю. Со страхом думаю: вдруг случится что-нибудь, тогда придется. Зимой я на служебном автобусе до работы добираюсь. Но и на велосипеде не каждый день езжу, максимум 3 раза в неделю. Все-таки до моей работы 33 км, по времени 1,5 часа туда, 2 – обратно. 

На работу на велике

Дмитрий:   

Для передвижения по городу я сел на байк 5–6 лет назад, 3 года уже и зиму захватываю. Это быстрее, проще и веселее, много времени экономлю. Некоторые мои коллеги тоже начали ездить на велосипедах. Для меня вообще странно, что мало людей у нас выбирают этот вид транспорта. По крайней мере для мужчин, живущих в 15–20 минутах от работы, это вообще не должно составлять труда.

На работу на велике

Самая большая проблема в нашем городе – это отсутствие велодорожек. Но я уже приспособился ездить по дорогам – научился предвидеть странные действия наших водителей, ожидать от них всякого и не нарываться на конфликт. А новичкам или девушкам, конечно, сложнее, поэтому велодорожки нужны обязательно. Но в целом в последние годы автомобилисты стали к нам внимательнее относиться.

Парковка – это вторая проблема, она менее острая, но неприятная. Подъезжаешь к какому-либо заведению, а велосипед оставить негде. Чувствуешь себя ненужным человеком в этом заведении. Это всегда неприятно. 

На работу на велике

Дина, сотрудник спортивного магазина:

Я катаюсь на байке 4 года, научилась только после того, как окончила школу. Для меня это было очень сложно, но теперь я не слезаю с велосипеда. Коллеги вполне положительно реагируют на то, что я добираюсь на работу на велосипеде. А на учебе, наоборот, плохо относятся, велосипеду там не рады, даже парковки нет. А на улице страшно оставлять его. Поэтому сейчас приходится парковать велосипед в надежном месте и добираться пешком до универа. 

Попыток украсть велосипед не было, потому что я отношусь к нему, как к ребенку, как к члену семьи. У меня 3 велосипеда, они все стоят в квартире. А на улице я никогда не оставляю велосипед без присмотра, если нужно поехать в магазин, я возьму с собой друга на велосипеде, который подождет и посторожит мое транспортное средство. Мой байк стоит 2000 долларов.

На работу на велике

От дома до моей работы 4 км, немного. Когда работала в горах, ездила и в горы на велосипеде. Это занимало 2 часа, и после этого, конечно, не особо хотелось работать.  

Когда-то мне очень сильно хотелось машину. Но я понимаю, что в этом нет необходимости, в условиях города я прекрасно обхожусь  велосипедом, в крайнем случае, общественным транспортом. А автомобиль "ест" много ресурсов и времени. 

На работу на велике

Олег, продавец-консультант:

На велосипеде катаюсь с детства, в 13 лет пошел на велоспорт, отзанимался 3 года. Со временем мне надоело просто педали крутить, пересел на маунтинбайк. Вот уже 7 лет я передвигаюсь на велосипеде. До работы мне добираться где-то 10 км, доезжаю за 20 минут. С велоспорта привычка осталась – топить!

На работу на велике

Иногда водители «тупят» жестко, «колхозники» всякие ездят, подрезают, сигналят, иногда матерятся. Не учитывают тот факт, что велосипед – это тоже транспортное средство.

Мне хотелось бы пересесть на машину, потому что это возможность передвигаться на большие расстояния, а на велосипеде тяжело. Ну и вообще машина нужна.

На работу на велике

Жанна, PR-специалист:

На байк я села 4 года назад благодаря подруге. Всегда очень боялась ездить на велосипеде, а она уехала на лето и оставила свое транспортное средство мне. И первый сезон я каталась на мощном горном велосипеде, за что ей очень благодарна. Я люблю скорость, когда ветер в лицо, физические нагрузки небольшие. Второй байк мне подарил муж, причем на собственный день рождения сделал себе подарок: он любит передвигаться на велосипеде и хотел, чтобы мы ездили вместе.

Я выбрала велосипед как из соображения экономии семейного бюджета, так и из-за того, что мне это нравится, соответствует моему образу жизни. Уже год смело езжу по дорогам, соблюдаю правила дорожного движения, показываю рукой, когда поворачиваю. Иногда хулиганю, но понимаю, что это неправильно. 

Я села на байк, когда еще была наемным работником, и коллеги сначала очень удивлялись. Сейчас все относятся нормально. Нет человека, который бы сказал: «Жанна, не приезжай в офис на велосипеде, потому что ты запыхавшаяся, растрепанная». 

На работу на велике

Многие девушки-велосипедистки рассказывали мне, что их подрезают автобусы, велосипеды воруют. Я с таким не сталкивалась никогда, может, потому что я передвигаюсь по центру города, здесь покультурнее, камеры везде, наверное, водители боятся. Я чаще сталкиваюсь с некорректной парковкой машин, потому что это создает опасность для велосипедиста, ведь он самый незащищенный участник в такой ситуации. Паркующиеся автомобили – это всегда пункт в моей голове, потому что порой водители не замечают велосипедистов. Поэтому я очень осторожна.

Изначально мы с мужем брали для меня городской велосипед, он складной. На  велосипеде добираться в любом случае дольше, чем на такси. Поэтому в критических случаях, особенно когда я уехала далеко вниз, а офис и дом остались в верхней части города, я просто складываю велосипед и ловлю такси.

Я иногда думаю об автомобиле, но не из-за того, что это престижно, а из соображений удобства. Молодую женщину, если она планирует стать мамой, автомобиль выручает. У меня будет автомобиль семейного типа. Еще мы с мужем думаем о мопеде. 

На работу на велике

Кирилл, директор спортивного магазина:

Более-менее серьезно я сел на велосипед в 1999 году. На дорогах меня бесят таксисты: подрезают, открывают двери, не замечают. У людей нет понимания, что кроме них на дороге еще кто-то есть. От работы до дома я добираюсь за 15–20 минут, еду снизу вверх. А от дома до работы могу за 8–10 минут домчаться.

Я катаюсь неплохо, поэтому для меня нет проблем, а когда выезжаем с супругой, то возникают большие неудобства. Состояние асфальта на тротуарах, дорогах оставляет желать лучшего, велодорожки – отдельная тема. Деньги отмыли – все ништяк! Это я про велодорожку на Абая, конечно. Я вообще ею не пользуюсь, потому что как велодорожка она не работает, по ней ходят пешеходы. У пешеходов и велосипедистов полнейшее взаимное неуважение друг к другу. 

На работу на велике

В последнее время я катаюсь на дорогих велосипедах стоимостью от $2000 и выше. Велосипед у меня однажды воровали в детстве, лет в 1213. Я нашел его в тот же день, он был уже весь ободранный, перекрашенный, но я узнал его по звoнку и забрал. Сейчас у меня таких ситуаций нет, а у друзей очень много велосипедов крали.

Я водитель со стажем, у меня права с 16 лет. Но я больше хочу пересесть не на машину, а на мотоцикл. Хочется «индуро» или «супермото». «Супермото» – это очень опаснaя вещь, она требует спортивного управления и техники. Однако для меня мотоцикл – это очень опасно, потому что с головой не дружу.  Хотя, наверное, голова все-таки есть, понимаю, что возраст-то недетский уже.

На работу на велике

Тимур:  

Я катаюсь давно, с 1985 года, со студенческих времен. Именно тогда начал использовать велосипед как транспорт. Я занимался альпинизмом, скалолазанием, а когда получил травму, то, чтобы восстановиться и давать нагрузку на мышцы, сел на велосипед. Жил за городом и ездил на тренировки, потом начал ездить на работу. Сначала коллеги удивлялись, но потом привыкли, домашние тоже привыкли давно. До работы 5 км, преодолеваю их минут за 15.

У меня несколько недорогих моделей. Вот этот стоит $1000, это городской велосипед, рабочая лошадка. 

Но иногда смотришь на улицу и думаешь: жена едет на машине, может, и я с ней поеду или на такси. Дорожное движение у нас тяжелое, особенно в центре города: много припакованных авто и очень маленький обзор. Но я понимаю водителей – я сам вожу машину, это очень большой стресс. Где-то велосипедиста заметить тяжело, сложно оценить ситуацию. Алматы не самый худший город в регионе для велосипедистов. Я говорил с ребятами из Бишкека, Астаны, России – они приятно удивлены, что в Алматы велосипедистов видят и уступают. Так что мы не в самом худшем положении находимся. 

На работу на велике

О том, что у нас велосипедная культура пойдет в массы, еще рано говорить. Нужны велодорожки, парковки, чтобы ты мог спокойно подъехать к магазину и не спорить с охранниками, можно ли оставить здесь велосипед или нет. Велопарковки стоят не так дорого, дело движется. Но и сами люди не привыкли отвечать за сохранность своих велосипедов, они берут дешевые замочки, которые легко перекусываются кусачками. Оставляют велосипеды в подъездах, полагаясь на домофон и замок. А воруют в 99% случаев именно из подъездов. Сейчас кража велосипедов – это большой криминальный бизнес. Украл, сел, поехал – и никто с тебя не спросит. У велосипедов нет номеров, поэтому такие кражи очень плохо раскрываются. У меня дважды воровали велосипед. Один раз пришел к другу, оставил велик в подъезде, вышел – его нет. А второй раз взломали кладовку в подъезде и вытащили.

На работу на велике

Зоя, дизайнер:

В 2005 году я для себя решила, что буду передвигаться на велосипеде. В теплое время года, с марта по декабрь, я езжу только на велосипеде. Это приятно, в часы пик это быстрее, позволяет быть в хорошей спортивной форме. Есть еще и идеологическая причина: если мы взглянем на воздух над нашим городом, то поймем, что каждый километр, преодоленный на машине, – это преступление против человечества. Всевозможные астмы, раковые заболевания, аллергии, которые приводят к страданиям и смерти, во многом спровоцированы количеством выбросов в воздухе.

Я фрилансер, не работаю в офисе. Но раньше мои коллеги скептически относились к тому, что я добираюсь на работу на велосипеде. Но у меня творческая профессия, и считается, что творческим людям все позволено. Если бы я была банковским работником, то, наверное, было бы сложнее. 

На работу на велике

Первое время для людей это было дико – девушка на велосипеде! Даже за задницу пытались хватать. И водители до сих пор очень дико реагируют. Сигналят в спину, когда ты едешь наверх, подрезают, просто не понимают, как тяжело дается тот или иной подъем. Было бы проще, если бы у нас были велодорожки или как-то изменили правила дорожного движения. Пусть меня закидают гнилыми помидорами, но пусть официально разрешат передвигаться по тротуарам, по ним и так все ездят. Основная проблема велосипедистов в Алматы – это автомобилизация. Она в 6 раз выше, чем должна быть, виной всему иногородние водители.

Если у машин будет электрический двигатель, то я бы пересела на автомобиль. А вообще, я мечтаю, чтобы транспортная система города получила новое развитие. На общественном транспорте сейчас ездить просто стыдно, а еще собираются делать платными дороги – это очень глупо. Сначала нужно привести общественный транспорт города в хорошее состояние, сейчас это «быдловозка». Нужно ограничить въезд иногородних машин, и сделать это грамотно, а потом уже дороги делать платными.

Поделись
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000