VOX POPULI Алёна Мирошниченко 21 февраля, 2017 08:00

Журналист меняет профессию: Требуется автомойщица

 Журналист меняет профессию: Требуется автомойщица
Фото: Тимур Батыршин
Загоняя на автомойку, свой автомобиль, вы вряд ли хоть раз испытали желание оказаться на месте автомойщика. Ведь профессия эта традиционно считается непрестижной, незаметной и отнимающей много сил и здоровья. Журналист Алёна Мирошниченко на один день решила поменять профессию и устроиться на автомойку. Что из этого вышло — в нашем репортаже.

На сайте OLX.kz мы нашли объявление о приёме на работу автомойщика и незамедлительно отправились по указанному адресу.

Итак, мы на автомойке автокомплекса под названием «Три кита». Чистое, тёплое, уютное помещение скорее напоминает офис — это комната отдыха для клиентов. Нас встречает администратор с вопросом: «Как вам помыть машину?»

— Я сама хотела бы помыть. Могу ли я переговорить с вашим начальником?


Бауыржан Байтагуров
Бауыржан Байтагуров

С хозяином автокомплекса Бауыржаном Байтагуровым мы пообщались за чашечкой кофе.

VOX: Как давно вы существуете?

— Нам исполнился год. Помимо автомойки, у нас есть ещё и СТО.

VOX: Какие требования вы предъявляете при приёме на работу?

— Ну, во-первых, мы берём сотрудников с опытом работы на автомойке. Помимо опыта, сотрудник должен соответствовать всем требованиям, которые мы предъявляем.

Наша автомойка работает с восьми утра до полуночи. Работа у нас посменная. Первая смена работает с восьми утра до восьми вечера, а вторая — с восьми вечера до двенадцати ночи. А на следующий день смены меняются.

VOX: Со скольки лет вы принимаете на работу?

— Согласно законодательству — с восемнадцати лет.

Работникам, которые живут вне города, мы предоставляем бесплатное жильё.

Также мы выдаём униформу: резиновые сапоги и специальный водоотталкивающий плащ.

VOX: Какими качествами должен обладать автомойщик?

— Он должен быть ответственным, аккуратным, честным. Есть клиенты, которые оставляют в машине свои личные вещи, и, конечно же, у нас не должно быть краж. Но за безопасностью мы следим. На территории установлены шестнадцать камер, и краж у нас никогда не было.

VOX: Что вы можете предложить своим клиентам, пока моют их автомобиль?

— Пока моют автомобиль, клиенты могут посетить комнату отдыха. Здесь у нас есть телевизор. Есть игровая приставка Sony PlayStation и много всяких игр. Можно поиграть совершенно бесплатно. Некоторые клиенты даже устраивают турниры.

Также мы можем предложить выпечку, кофе, чай и прохладительные напитки, но это уже платно.

VOX: Каковы ваши расценки?

— Всё оборудование у нас итальянское, очень мощное. Это позволяет помыть машину очень быстро. Наши клиенты довольны. И цены у нас очень демократичные. Мы можем предложить стандартный пакет услуг, в который входят мойка кузова, мойка салона с пылесосом, чернение резины, ароматизация салона и напольные бумажные коврики. Цены начинаются от 1 200 тенге в зимнее время, летом дешевле, — рассказывает Бауыржан.

Эдвард, администратор автомойки:

— На всё про всё уходит в среднем тридцать минут. Если клиент торопится, то его машину моют в четыре руки. Один человек протирает кузов, а второй приводит в порядок салон. Эту работу можно выполнить за двадцать минут.

У нас есть журнал учёта транспортных средств, в котором отмечается очерёдность наших работников. После того как машина вымыта, я осматриваю её, и если есть какие-то недоработки со стороны автомойщика, он обязан их исправить.

VOX: Бывает ли так, что претенденты на должность автомойщика не проходят испытание при приёме на работу?

— Да, конечно. Бывает так, что человек говорит, что имеет большой опыт работы на автомойке, но когда его просишь помыть машину, он не справляется. Сразу же видно, умеет ли человек работать.

На автомойке «Три кита» десять боксов. В одной смене трудятся двенадцать–пятнадцать сотрудников. Так что проблем с очередями тут не существует.

VOX: Бауыржан, каков максимальный возраст ваших сотрудников?

— У нас был мужчина, ему было сорок пять. Но он недолго проработал в летнее время и ушёл. Тяжеловато ему было.

Ярослав — постоянный клиент «Трёх китов». Свой Subaru он моет здесь раз в неделю.

— Мне очень нравится это место тем, что здесь всё хорошо продумано. Не нужно мёрзнуть на улице, пока моют твою машину. Можно посидеть в тёплом помещении, телевизор посмотреть или в приставку поиграть. Обслуживание быстрое. За всё время, что я тут обслуживаюсь, у меня не было никаких претензий по качеству. На эту автомойку я переманил всех своих знакомых, и все довольны.


Ну что, пора приниматься за дело. Главное в работе автомойщика — не промочить ноги. Как хорошо, что в багажнике у меня всегда с собой резиновые сапоги и шерстяные носки!

Как автовладельцу с большим стажем мне не раз приходилось мыть всех своих четырёхколёсных железных друзей самой. И каждый раз, смывая густую пену с капота, я была уверена, что делаю это вполне профессионально. Но получится ли у меня проявить свой талант на автомойке? 

Конечно, автомобиль клиента мне сразу не доверили и порекомендовали потренироваться на своём.

Администратор Эдвард выдаёт мне рабочий инвентарь: губку для дисков, кисточку для чистки труднодоступных мест, тряпки для кузова, для стёкол и для салона.

При мойке используются три–пять разных тряпок. Губка при бесконтактной мойке кузова уже не используется. Губка, как говорят автомойщики, это вчерашний день.

Возможно, когда моешь авто самостоятельно, не всегда задумываешься, в какой последовательности его мыть. А на автомойке первым делом из машины убирают резиновые коврики.

Я специально запаслась резиновыми перчатками. Уж больно жалко было маникюр, сделанный накануне.

— Зачем вам перчатки? В них же неудобно! — удивлённо спрашивали все сотрудники. 

Если машина сильно загрязнена, в борьбу с грязью вступает устройство для бесконтактной мойки высокого давления, в простонародье называемое кершером. Под напором струи это орудие труда с непривычки непросто удержать в руках. Кершер обеспечивает подачу воды под давлением около двухсот атмосфер.

— Держите его крепче! — кричали мне автомойщики.

Кершером проходимся и по резиновым коврикам.

Обычно можно увидеть такую картину: чтобы помыть крышу авто, автомойщики встают на порог автомобиля или залезают на его колёса. А на автомойке, где я сегодня работаю, есть специальные подставки. Но когда я нажала кнопку кершера, то чуть не упала с этой подставки от сильного напора воды. Бауыржану пришлось меня подстраховать.

После того как кузов «пробили» кершером, приступаем к очистке колёсных дисков. Это делается с помощью обычной губки.

И, конечно же, не забываем почистить коврики щёткой и мылом.

Затем наносим бесконтактную химию, которая на глазах просто съедает грязь. Этот состав не только борется с грязью, но и эффективно расщепляет жиры, в том числе нефтепродукты. Пена должна наноситься «лесенкой».

Это приспособление на языке специалистов автомойки называется «удочкой».

Термин «бесконтактная» говорит о том, что процесс мойки происходит без прямого контакта человека с поверхностью автомобиля. Такая мойка позволяет свести к минимуму повреждение полировки.

Химия также наносится на все дверные проёмы и пороги. Проём багажного отделения на некоторых автомойках почему-то обходят вниманием, когда слышат от клиента: «Мне без багажника».

Начинать смывать химию нужно снизу вверх: с колёс и колёсных арок. Далее пороги и брызговики. А тем временем пена на кузове работает с грязью. При этом, придерживаясь правильной технологии бесконтактной мойки, мы не теряем драгоценное время.

Вместе с кузовом вокруг машины промывается кершером пол бокса, во избежание попадания грязных брызг на уже чистый автомобиль.

Пену с кузова также смываем снизу вверх «лесенкой» с перекрытием уже смытой полосы. Не забываем промывать зеркала заднего вида и стойки лобового стекла. Дверные проёмы и пороги также «пробиваются» кершером. 

Признаюсь честно, этот процесс мне понравился больше всего.

Обращаем внимание на очерёдность смывания химии с поверхности крыши. Мы промыли боковую часть кузова, переднюю, затем вторую боковую. И только после этого можем смыть химию с крыши.

И вот мой автомобиль блестит. Осталось его высушить. Это делается чистой влажной салфеткой, которая постоянно промывается водой, чтобы избежать разводов. Это, пожалуй, единственный момент, когда специалист контактирует с кузовом авто. Но перед этим все замки, дверные ручки и щели нужно продуть струёй воздуха, чтобы выгнать оставшуюся в них воду.

На мойку кузова у меня ушло около часа. Ту же самую операцию специалисты проводят за пятнадцать минут.

Во время посещения автомойки некоторая часть влаги проникает сквозь щели и оседает на резинках уплотнителя, и если после банной процедуры её полностью не удалить, то за ночь мороз схватит двери надёжнее электросварки.

Чтобы избежать примерзания дверей к уплотнительным резинкам, необходимо придерживаться определённых правил. В частности, необходимо насухо вытереть уплотнители мягкой сухой тряпкой, после чего нанести на них слой смазки на силиконовой основе, который нельзя удалять. Смазка должна высохнуть естественным образом. Как правило, подобные средства продаются в аэрозолях.

Хорошо вымытый автомобиль — это чистая тряпка. И это не чудеса, а правильная технология бесконтактной мойки.

Затем мы приступаем к мойке салона. Раньше я обычно делала это перед тем как вымыть кузов.

Кисточкой чистим все воздуховоды и труднодоступные места вокруг автомагнитолы. 

Особое внимание следует уделить подстаканникам, пепельницам, бардачку, пластиковым элементам торпедо, карманам в дверях (водители часто называют их отделениями для мусора). Здесь без влажной тряпки не обойтись.

Наверное, многие подумают, что лобовое стекло изнутри протиралось год назад... А вот и нет: это последствия работы печки, как мне объяснили сотрудники автомойки.

Изнутри осаждается неприятная тонкая жировая плёнка, которая отмывается хуже уличной грязи. Многие пытаются бороться с ней при помощи популярного «Мистера Мускула» и всенародно любимой газеты, но обычно такое средство оставляет разводы на стекле, которые будут заметны на солнце, ведь в некоторых авто протирать лобовое стекло изнутри очень неудобно.

Салфетка из микрофибры справляется с грязью на ура без всяких специальных средств.

И, наконец, заключительная часть — пылесос. Вначале пылесосим сиденья. Здесь главное не забыть их разложить, чтобы удалить все крошки между спинкой и сиденьем. В последнюю очередь пылесосим пол и застилаем подсохшие резиновые коврики.

На мойку минивена у меня ушло два часа. Да, такой работой клиенты автомойки вряд ли бы остались довольны.

Эдвард осматривает Odyssey и сразу же находит изъяны моей работы — грязь между уплотнительными резинками двери.

— Вот видите, так работать нельзя! Если такое обнаружит клиент, это плохо скажется на имидже нашей автомойки. Но иногда и опытные автомойщики могут что-то пропустить, где-то не коснуться тряпкой.

VOX: Часто ли происходят конфликты со скандальными клиентами?

— Люди все разные. Есть очень скандальные клиенты на крутых автомобилях, которые из-за маленькой капли на кузове могут устроить разборки. Некоторые за это требуют скидку. Но ведь это всё можно легко устранить чистой тряпкой...

VOX: Кто чаще скандалит, мужчины или женщины?

— В моей практике мне чаще встречались именно женщины неуравновешенные, старше сорока лет.

После того как под присмотром опытных наставников я попрактиковалась на своём авто, мне всё же доверили этого серебристого красавца, в народе прозванного «лупарём». Его владелец заказал наномойку. Интересно, сколько времени я затрачу на это? Мне повезло в том, что клиент оставил автомобиль и ушёл по делам, пообещав за ним вернуться через сорок минут.

Шампунь «Наномойка» обеспечивает максимальную эффективность бесконтактной мойки автомобиля. Благодаря ему для удаления загрязнений требуется меньше воды. Кроме того, в составе этого средства есть компоненты, которые улучшают водоотталкивающие свойства лакокрасочного покрытия автомобиля.

После бесконтактной мойки пенный раствор не смывают, а дают стечь, немного подсохнуть, после чего растирают с помощью специальной рукавицы для полировки авто. В результате совмещаются две операции — бесконтактная мойка и полировка. Благодаря использованию такого средства возникает эффект «антидождя»: капли воды не смачивают лобовое стекло авто и не ухудшают обзор. Альтернативное название таких средств — трехкомпонентный шампунь, состоящий из моющего средства, кондиционера и полироля.

Откуда же появились термины «наномойка» и «наношампунь»?

Всему виной популярность нанотехнологий. Назвав очень качественный трехкомпонентный шампунь наносредством, производитель сразу же привлёк к нему внимание.

Наномойке подвергся не только Mercedes, но и мой непромокаемый наноплащ. Работать аккуратно я пока не научилась.

В конце мойки для клиента в чистый автомобиль стелят специальные бумажные коврики, которые могут прослужить до трёх дней.

На этот раз я учла все замечания администратора и постаралась выполнить свою работу на пять. Но уложиться в тридцать минут мне вновь не удалось. Клиенту пришлось ждать в машине, пока я наносила заключительные штрихи — насухо вытирала тонированные стёкла от капель воды. На Mercedes у меня ушло чуть больше часа.

Пока нет клиентов, мы решили пообщаться с девушками, сотрудницами автомойки. Юлия — автомойщица с большим стажем. На автомойке «Три кита» она работает с момента её открытия.

— На автомойках я работаю уже двенадцать лет.

VOX: А почему вы выбрали именно эту профессию?

— Это был 2000 год, у меня были проблемы с работой. Мне предложили поработать на автомойке. Я начала и втянулась. Так и осталась в этой сфере, наработала стаж.

Раньше, когда я только начинала, работать было интереснее — шланги, губки… Из химии были только шампунь и воск.

Из Германии тогда «утопленников» на продажу таскали, а мы их приводили в порядок, отмывали от соли, делали химчистку, и они становились как новые.

А сейчас какой химии только нет. И для дисков, и для резины, и для обработки кузова от мошек, для пластика салона, для кожи…

VOX: Что вас привлекает в этой работе?

— Мне нравится сам процесс мойки машины. Нравится смотреть на итог своей работы, когда машина въезжает грязная, а выезжает чистая, блестящая. Особенно после химчистки машина становится как новенькая. И потом, мне нравится общение с людьми. Наши постоянные клиенты даже откровенничают о своей жизни. 

VOX: Какие сложности в этой работе, кроме холода и сырости?

— Сложности есть в плане здоровья — вода и бетон его забирают.

Сложно отмывать внедорожники после джиперских гонок. Там только на кершер уходит два часа, чтобы сбить всю грязь. Некоторые джиперы специально так переделывают салон автомобиля, чтобы его можно было «пробить» от глины. А глина — она там повсюду. 

Проблемы также начинаются, когда у нас ремонтируют дороги — все машины в битуме. Приехал как-то белый Avalon, так мы его еле оттёрли от этого битума. Пять литров одной только солярки ушло, не считая других средств. Вот так у нас ремонтируют дороги.

VOX: Юля, у кого больше порядка в машине, у мужчин или у женщин?

— Как ни странно, у мужчин больше порядка в машине, чем у женщин. Иногда приезжает дамочка, вся из себя, на дорогой машине. А заглянешь к ней в салон — и чего там только нет. Мусор везде.

VOX: Какие предметы вы чаще всего находите в женских машинах?

— В основном, женские прибамбасы: заколки, помады, спонжики, блески для губ, носки.

VOX: А в мужских?

— У мужчин под сиденьем обычно находятся носки. Их можно найти почти в каждой машине. Часто встречаются презервативы. Деньги оставляют в укромных местах, на полу — монеты. Деньги мы собираем и складываем на панель.

VOX: Требуют ли постоянные клиенты скидку?

— Конечно. Скидки все любят. Мы постоянно проводим какие-то акции со скидками и бонусами. 

VOX: Какие нюансы нужно знать работнику современной автомойки?

— Нужно знать всю информацию о современной химии, что, например, средства для пластика салона ни в коем случае нельзя применять для кожи. Некоторым клиентам достаточно просто рассказать, какие у нас есть средства. А другие просят дать полную информацию о составе того или иного средства. Нужно знать всё о мойке двигателя. Какие места необходимо закрыть, какие можно «пробить» кершером. Допустим, «японцы» — менее капризные в мойке двигателя, чем «немцы».

При работе кершером нужно внимательно следить за тем, чтобы не усилить повреждения, если есть сколы краски на кузове, трещины зеркал или стёкол. Бывает так, что от кершера и зеркала отваливаются. А в дорогих авто в салоне полно всяких кнопочек, камеры кругом… С этим тоже нужно быть очень аккуратным, чтобы ничего не сломать. Ведь тогда придётся всё восстанавливать за свой счёт.

VOX: Портятся ли руки при работе на автомойке?

— С маникюром здесь не поработаешь. Ногти от воды и химии ломаются и слоятся. Кожа рук становится грубой и обветренной, появляются мозоли, трещины.

VOX: Сколько вы зарабатываете за смену, 5 000 тенге выходит?

— Иногда выходит и больше. Особенно, когда делаешь химчистку. Иногда клиенты просят какие-то дополнительные платные опции, которые не входят в стандартный пакет, что тоже сказывается на нашей зарплате.


Мария работает на автомойке пять лет. Работой своей она вполне довольна и в ней видит только плюсы.

VOX: Маша, чем вам нравится ваша работа?

— Я поменяла несколько профессий, и в итоге вернулась на автомойку. Если хорошо знать свою работу, тут ничего сложного нет. Мне нравится здесь, потому что работа рядом с домом. Это очень удобно, что не нужно куда-то ездить на автобусе. Не нужно ждать зарплату раз в месяц. Всегда живые деньги: всё, что заработал, это твоё. Коллектив у нас хороший. На работу я иду с удовольствием.

VOX: А почему вы не работаете в непромокаемых плащах?

— Нам в них неудобно. Они длинные, постоянно за что-то цепляются. Я всегда работаю в своей удобной одежде.

VOX: Ты не промокаешь?

— У нас же мойка бесконтактная. А вот раньше, когда работали шлангом и губкой, конечно, одежда промокала.

И снова Honda. Признаюсь честно, если поначалу мне было весело, и я воспринимала весь процессу мойки, как игру, то на третьем автомобиле я начала терять интерес к профессии автомойщика. В резиновых сапогах мои ноги замерзли так, что я не чувствовала пальцев. А пластиковая подставка обледенела, и, протирая крышу, я думала лишь об одном — как бы не упасть с неё.

Через час серебристый кроссовер сиял чистотой. Администратор, осмотрев автомобиль, сам исправил тряпкой мои недочёты. 

А ещё я забыла на резину колёс нанести специальный состав для придания ей лоска. Обычно этот процесс называют «чернением» резины.

Спасибо владельцу этого авто за то, что отнёсся с пониманием и терпеливо ожидал, пока неопытная сотрудница автомойки справится с его CR-V.

Напоследок я решила помыть ещё один автомобиль — Subaru Impreza.

Раньше, наблюдая за работой автомойщиков, я была обеспокоена вопросом: «Куда же уходит вода со всех автомоек?»

Но, как выяснилось, там, где к мытью машины подходят профессионально, с использованием аппаратов высокого давления, и воду не жалеют, грамотно устроена система очистки воды.

Мытье автомобилей — это бизнес, требующий большого количества документов, подписанных в самых разных инстанциях. Среди них и разрешение на данный вид деятельности от городской СЭС, которое не будет выдано без наличия специальных очистных сооружений.

Кто-то может задаться вопросом, зачем нужна очистка сточных вод автомоек, если достаточно вывести слив к городскую канализацию. Но не забывайте, что при мытье транспортного средства используются самые разные химические средства, которые устремляются в сток вместе с нефтепродуктами и машинными маслами (особенно при очистке двигателя).

Вполне логично, что именно во избежание попадания в канализацию веществ, способных ухудшить экологию при утечке в почву, СЭС требует, чтобы была установлена система очистки воды для автомойки.

Без отстойников с обильными посторонними фракциями не справится ни одна система фильтров, поэтому очистные сооружения на автомойке, где мне довелось поработать, состоят из накопительных емкостей. Только потом уже достаточно осветленная вода проходит через ряд улавливателей тонкой фильтрации, вплоть до окончательной очистки путем абсорбции. Далее нефтепродукты удаляются методом флотации — доочистки сточных вод.

Однако дорогостоящее оборудование может принести ещё и немалую выгоду. Очищенная вода вновь используется для мытья автомобилей. Вот такой круговорот воды.

Ну а я побила собственный рекорд: на маленький «субарик» у меня ушло пятьдесят пять минут.

Уставшая и замерзшая, ещё и оторвав в процессе работы молнию на моём водоотталкивающем плаще, я решила закончить карьеру автомойщицы.

Машина сегодня — не только средство передвижения. Она отражает сущность своего владельца. Но какой бы дорогой ни была машина, без работы автомойщика её блеска никто не заметит.

Работа эта, как видите, не из лёгких: повышенная влажность, сквозняки. Кроме того, независимо от качества мойки, бывают недовольные клиенты. Однако к плюсам профессии можно отнести мимолётное удовольствие от результатов своего труда — сверкающий от чистоты автомобиль радует глаз и душ, а также то, что с должности автомойщика, проявив старание, целеустремлённость, умение быстро обучаться всему новому и при этом выдавать хороший результат, можно получить повышение — должность администратора автомойки. 


Мы благодарим руководителя автокомплекса «Три кита» Бауыржана Байтагурова и всех сотрудников за содействие в подготовке этого репортажа и проявленное терпение по отношению к автомойщице без опыта работы!

Уважаемые читатели, автокомплекс «Три кита» находится на пересечении улиц Акан Серы и Аймаутова, в ста метрах от супермаркета «Ак жол». Тел: 8 705 666 6169.

Заезжайте, не пожалеете!

Поделись
Алёна Мирошниченко
Алёна Мирошниченко
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000