Сделано в Казахстане Екатерина Лейман 10 сентября, 2015 12:00

Сделано в Казахстане: керамические изделия от студии «Саквояж»

Сделано в Казахстане: керамические изделия от студии «Саквояж»
Фото: Тимур Батыршин
Немногие производители, выпускающие товар с пометкой «Сделано в КZ», могут похвастаться тем, что каждое изделие выполнено вручную и с душой. Сегодня в нашей постоянной рубрике мы расскажем о мастерах керамического дела, изготавливающих мелкие детали декора и аксессуары. Знакомьтесь: студия «Саквояж».

Диляра Черубаева
Диляра Черубаева

Нас радушно приняла Диляра Черубаева — один из мастеров, работающих в студии. Диляра занимается керамикой на протяжении двух лет. Для девушки все началось с посещения курсов и переросло в постоянную работу.

Сегодня Диляра активно занимается изготовлением собственных керамических изделий. Основная их часть — украшения, иногда мастерит тарелки и другие элементы декора. Мастер предпочитает выпускать предметы сериями в целях экономии времени. Раньше, когда у Диляры не было достаточного опыта, предметы искусства делались штучно, но теперь, поскольку появился спрос, девушка выполняет предметы серийно и поставляет их в различные магазины.

Для того чтобы научиться самостоятельно изготавливать предметы искусства, Диляра перенимала опыт у своих творческих наставников и идейных вдохновителей студии — Светланы Плотниковой и Сергея Ледяева.

Студии «Саквояж» пять лет. Материалы для будущих украшений домашнего очага поставляются из Германии и России. Немецкая глина нравится мастерам значительно больше, потому как российская отвечает не всем стандартам.

Глиняный порошок, который используется в керамических изделиях студии «Саквояж», маркирован номером 254, однако в работе гораздо проще использовать 264 — с более грубой фракцией. Глазурь и краски также привозятся из-за рубежа.

Всего в студии работает четыре мастера, каждый из которых имеет собственный стиль исполнения. Иногда, чтобы отвлечься от основной темы своей работы, художники пробуют что-то существенно новое, отличающееся от привычного стиля работы.

Процесс создания керамического изделия достаточно долгий. После того, как мастер завершил работу с изделием, требуется время, чтобы заготовка высохла. На изготовление одного предмета, включая покраску, первый и второй обжиг в среднем требуется одна неделя.

Печь, которая необходима в работе мастерам «Саквояжа», установлена в другом помещении, так как хозяин арендованной студии не дал разрешения на ее постройку.

Сегодня в нашей стране организовать персональную выставку художника практически невозможно, так как прибыль она приносит не сразу, вложения возвращаются постепенно, ведь осуществляются траты не только на аренду помещения, но и холсты, рабочие материалы, оформление. Получается, что художник в Казахстане воспринимается как очень богатый, обеспеченный человек, который может позволить себе такие расходы.

Стоимость материалов, необходимых для изготовления предметов, не очень высока, но вот печь — дорогое удовольствие. Печь минимального размера обходится покупателю от 1 000 долларов и выше. Вслед за этим встает вопрос ее размещения.

Компоненты, которые входят в состав глазури материала, при сильном нагревании выделяют очень вредные для здоровья человека вещества. Чтобы избежать неприятных последствий, необходимо устанавливать вытяжки.

Свободные художники редко могут похвастаться стабильной заработной платой. Мастерам приходится зависеть от продаж и спроса.


Сергей Ледяев
Сергей Ледяев

— Видите, все взаимосвязано. Когда человек начинает что-то осваивать, он постепенно привыкает к материалу, обретает собственный стиль. Первые работы менее «уверенные», техника исполнения слабее. Постепенно уровень мастерства увеличивается. Керамика интересна тем, что с ней ты всегда совершенствуешься. Со временем нарабатывается и покупательская база, — рассказывает Сергей.

Этот сегмент рынка в Казахстане сегодня слаб. Мастера объясняют этот факт степенью насыщенности покупателя, поэтому один из главных принципов студии «Саквояж» — постепенная смена направлений. Появление новых вещей на рынке способствует желанию покупателя приобрести именно эту продукцию.


Светлана Плотникова
Светлана Плотникова

Особенной конкуренции в этой отрасли нет.

— В художественной среде такого понятия вообще не существует, — говорит Светлана.

— Если автор очень яркий, повторить его работы невозможно, все остальное — плагиат и дурной тон.  Два ярких автора уже формируют вокруг себя определенное пространство.

Ценовая политика керамических изделий ориентирована на покупателей среднего класса.

— Мы не изготавливаем монументальные скульптуры, а ориентируемся на более мелкие детали декора, — поясняет Диляра.

Самая низкая цена у брошей — 1 000 тенге за штуку. Другие аксессуары продаются за 2 500–3 000 тенге.

В этом году, в связи со сложившейся экономической ситуацией, покупательские способности клиентов «Саквояжа» несколько упали, но мастера не отчаиваются и руки опускать не собираются.

— Важно оставаться верным своему направлению и своему делу, — говорит Сергей.

Сейчас Сергей работает над серией «Автомобили». Художника вдохновили работы Александра Львовича, который когда-то создал похожую серию. Однако мастеров легко различить по форме исполнения.

Узор и форму будущего изделия глина подсказывает сама. Чаще всего именно она служит источником вдохновения. Сам по себе материал очень податливый.

В мастерской всегда есть что выбрать в качестве подарка родным или близким. «Саквояж» сотрудничает с Experimentarium Shop и с Clay house gallery.

Мастерам хотелось бы иметь собственную точку продаж изделий, но пока это — дорогое удовольствие. В «Саквояже» занимается студентка, которая некоторое время прожила в Соединенных Штатах. По словам девушки, цены на аренду зала или помещения там значительно ниже казахстанских.

— Сегодня в нашей стране организовать персональную выставку художника практически невозможно, так как прибыль она приносит не сразу, вложения возвращаются постепенно, ведь осуществляются траты не только на аренду помещения, но и холсты, рабочие материалы, оформление. Получается, что художник в Казахстане воспринимается как очень богатый, обеспеченный человек, который может позволить себе такие расходы, — делится с нами Светлана.

Как нам рассказали художники, в Денвере, например, квартальная оплата аренды помещения обходится в 400 долларов, в Алматы же средняя стоимость аренды — 500 долларов за неделю!

В студии проходят занятия для всех желающих. Первое занятие — ознакомительное, во время него ученик знакомится с особенностями рабочего материала.

— Те, кто приходит к нам, не ставят перед собой задачу стать великими художниками. Им нравится отвлекаться от повседневных дел, работы, забот, — говорит Светлана. 

— Когда люди приходят, они очень удивляются тому, что во время лепки мозг находится в расслабленном состоянии, — добавляет  Диляра.

Стены студии «Саквояж» оформлены небольшими полотнами, которые принадлежат кисти Сергея. Помимо керамики, которая требует к себе постоянного внимания, мужчина увлекается живописью. Монументальных работ здесь нет, есть лишь небольшие, но выполненные с большой любовью и тягой к прекрасному.

Художники не рассматривают изделия из керамики, как основной источник дохода. Мастера, прежде всего, видят в керамике свободу в исполнении.

— На это нужно смотреть не как на источник дохода, а как на образ жизни. Прежде всего, это занятие, приносящее радость. Когда мы только начали обживать новую студию, проходя мимо какой-то вещи, я испытывал необыкновенную эйфорию. Ощущение счастья возникало уже из-за одного только пребывания в этом пространстве, — делится Сергей.

Мы надеемся, что и вас вдохновит история мастеров-художников, воплощающих свои мечты с помощью податливой глины!

Поделись
Екатерина Лейман
Екатерина Лейман
журналист Vox Populi
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000