INTERVIEW Святослав Антонов 19 ноября, 2015 12:00

Стивен Абигайл, директор Burger King Казахстан: «Я хочу развивать ресторанный бизнес в Казахстане»

Стивен Абигайл, директор Burger King Казахстан: «Я хочу развивать ресторанный бизнес в Казахстане»
Фото: Ринна Ли
Рынок фастфуда в Казахстане является одним из самых быстроразвивающихся. Появляются новые бренды, и между компаниями обостряется конкуренция. О будущем фастфуда в нашей стране мы решили поговорить со Стивеном Абигайлом, новым операционным директором Burger King в Казахстане, имеющим большой опыт работы в этой сфере в США.

Стивен Абигайл, операционый директор Burger King Казахстан
Стивен Абигайл, операционый директор Burger King Казахстан

VOX: Расскажите немного о себе. Откуда вы приехали?

— Я родом из США, из штата Нью-Йорк. Приехал в Казахстан 2 месяца назад, а вообще живу в штате Джорджия. На протяжении жизни бывал в разных штатах: в Южной Каролине, Техасе, Луизиане, Вашингтоне, Канзасе.

VOX: Как давно вы работаете в BK? Где работали до этого?

— Я работал в компании Yum! Brands, владеющей брендами Pizza Hut и KFC — это самая большая компания в мире в ресторанной сфере, представленная более чем в 120 странах. Работал в основном на американском рынке, но время от времени консультировал по вопросам франчайзинга представительства компании в Европе и Канаде. Некоторое время работал в России.

В Burger King пришел недавно. Это довольно интересная история. Вы знаете сайт LinkedIn? Это сервис для поиска работы и налаживания делового сотрудничества. Однажды мне пришло письмо оттуда от незнакомого человека из Англии. Он написал: «Я получил ваши контакты от коллеги и знаю, что вы говорите по-русски. Не хотели вы бы поработать в Казахстане?». Я удивился такому предложению, но все равно спросил, где именно мне предлагают работать. Мне ответили, что в компании Burger King. Это предложение оказалось для меня достаточно интересным.

На устоявшихся рынках бывает тяжело конкурировать с таким тяжеловесом, но здесь мы можем продолжать развиваться и стать № 1. В Казахстане растущая экономика, и вскоре на рынок подтянутся другие крупные игроки. У нас был отличный старт, и есть все возможности для того, чтобы в мыслях казахстанцев при упоминании фастфуда в первую очередь в памяти всплывал именно Burger King.

VOX: Почему вы решили поработать в Казахстане? Вам интересен наш рынок?

— Когда поступило предложение о работе, я сказал, что мне сначала нужно изучить страну и рынок. Провел исследование и выяснил, что бренд Burger King, которым в Казахстане управляет компания QSR, является одним из ведущих на рынке. Burger King здесь позиционирует себя, как быстрорастущий бренд. Ваш рынок фастфуда сейчас находится на раннем этапе. Я хотел бы оказать положительное воздействие на развитие ресторанного бизнеса в вашей стране.

VOX: Когда вы жили в США, вам нравился Burger King?

— Да, конечно. Эта сеть ресторанов быстрого питания существует в США уже 60 лет. На мой личный вкус, Burger King в Америке вкуснее, чем McDonald’s. Можно сказать, что я вырос на меню Burger King. Вкус их продуктов напоминает о домашней кухне. Все котлеты жарятся на гриле.

VOX: Как вы оцениваете развитие BK в нашей стране по сравнению другими рынками, на которых вам приходилось работать?

— Мы сейчас впереди других ресторанов сетей быстрого питания за счет большого количества ресторанов. BK также стоит на первом месте среди других ресторанов фастфуда по ассортименту продуктов в своем меню. Это меня вдохновляет. В США BK не является брендом №1 и уступает тому же McDonald’s. На устоявшихся рынках бывает тяжело конкурировать с таким тяжеловесом, но здесь мы можем продолжать развиваться и стать № 1. В Казахстане растущая экономика, и вскоре на рынок подтянутся другие крупные игроки. У нас был отличный старт, и есть все возможности для того, чтобы в мыслях казахстанцев при упоминании фастфуда в первую очередь в памяти всплывал именно Burger King.

VOX: Какие основные тренды нашего рынка ресторанов быстрого питания вы могли бы выделить?

— Немаловажный факт: люди в Казахстане очень любят сыр. Количество проданных бургеров с сыром у вас побило мировые стандарты в два раза. Я проходил тренинг в Лондоне и знаю, что число проданных чизбургеров от общего количества бургеров там составляет 20%, в то время как это число здесь варьируется от 70 до 80%. Я могу сказать, что казахстанцы — настоящие «сыролюбы». Это первый тренд.

На втором месте любовь к мясу. Казахстан, по сравнению с другими странами, любит мясо больше. Простой пример: в Европе очень популярно вегетарианские меню, в Англии, в Соединенных Штатах любят вопперы с большим количеством овощей. У вас же больше фокусируются на количестве мяса. Казахстанцы любят мясо и сыр, и это самые главные из наших ингредиентов.

У нас международная компания, и очень высокие стандарты качества для продуктов. Говядина тщательно отбирается, проверяется и сертифицируется. Поставщик должен соответствовать множеству требований — вплоть до технологии откорма скота.

VOX: Вы говорите, что в Европе у BK есть вегетарианское меню?

— Да, конечно, есть. Есть вопперы с овощами, фасолью, соей, тофу. Не уверен, что если мы внедрим это меню здесь, люди будут его покупать. Я проходил тренинг в Лондоне и знаю, что там самый популярный воппер — овощной.

VOX: Существуют ли популярные продукты BK, которых нет на нашем рынке?

— В США очень популярен воппер с беконом. Бекон — это свинина, а у вас очень внимательно относятся к стандартам «халал». Во многих арабских странах бекон заменяют говядиной. Мы недавно попробовали сделать такой бургер. Будем дальше экспериментировать и, думаю, сможем найти аналог бекону.

VOX: Как вы готовились к приезду в нашу страну?

— Я начал проходить тренинг в Лондоне 21 июля этого года. Это специальный курс, помогающий понять механизм работы BK. Там мне расссказали об операционных стандартах: как готовится бургер, время на его приготовление, технология изготовления картофеля фри. В Казахстан я прибыл в августе.

VOX: Каковы основные преимущества и недостатки работы BK в Казахстане?

— К преимуществам можно отнести завоевание лидерских позиций на рынке. В этом году общее количество ресторанов сети в стране достигнет 29–30 точек. В данный момент у нас есть 24 ресторана. Есть возможность создавать тренды на рынке. Главным недостатком является то, что Казахстан — 9-я страна по площади в мире, и при этом, к сожалению, у вас нет выхода в открытый океан и морских портов, в которые можно было бы доставлять продукты. Из-за этого импорт необходимых товаров затруднен. Нам приходится завозить необходимые продукты из-за рубежа на машинах. Сложности в логистике, безусловно, главный недостаток местного рынка. Ваши города сильно отдалены друг от друга. Иногда бывает очень трудно развезти продукты в такие точки, как Актау, Атырау и Актобе.

VOX: Сейчас вы закупаете продукты для своего меню за рубежом?

— Мы импортируем продукты из России и Европы. У нас международная компания, и очень высокие стандарты качества для продуктов. Говядина тщательно отбирается, проверяется и сертифицируется. Поставщик должен соответствовать множеству требований — вплоть до технологии откорма скота. В будущем, я надеюсь, мы будем покупать и булочки, и мясо, и остальные ингредиенты для наших продуктов здесь. Пока все заказываем из-за рубежа.

VOX: Как вы оцениваете уровень подготовки местных менеджеров, работающих в команде BK?

— Нужно учитывать то, что рынок фастфуда в Казахстане только зарождается, и здесь мало специалистов конкретно в этой отрасли. Среди нашего персонала много людей, которые раньше работали в гостиницах, туристических агентствах, то есть мы искали людей, которые знакомы со сферой услуг и имеют представление о понятии гостеприимства. Мы подбираем позитивных и энергичных людей, которые желают обучаться чему-то новому. Стараемся помочь им в этом.

VOX: А были ли в команде BK опытные менеджеры, уже знакомые со спецификой фастфуда?

— У нас есть менеджеры, которые работали в России и в Европе, есть казахстанец, работавший в TGI Fridays, в KFC и других крупных сетях.

VOX: Может ли ваше назначение означать, что компания планирует дальнейшее расширение на рынке Казахстана? Основные изменения будут в качественную или количественную сторону?

— Безусловно, мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Нашей целью является расширение сети до 50 ресторанов по всему Казахстану в течение 1,5–2 лет. Чем больше у нас ресторанов, тем больше бюджета на маркетинг. Когда у Burger King было 8 ресторанов, мы не могли себе позволить покупать рекламу по телевизору — это было очень дорого. Теперь у нас 24 ресторана, и есть бюджет для продвижения на телевидении, радио и через другие каналы.

Следует поднять стандарты обслуживания до такого уровня, чтобы клиенты воспринимали наш ресторан, как место, где они любят проводить время.

VOX: Какими методами экспансии на рынке пользуется компания BK?

— Принимая решение о расширении своей географии, мы смотрим на демографическую ситуацию и статистические показатели по населению. Мы должны знать, какова плотность населения, какое количество клиентов стоит ожидать, уровень их платежеспособности. Если в каком-то районе проживает много людей, но они рассредоточены на большой площади, нет смысла открывать там ресторан. В этом плане Алматы для ресторанного бизнеса — идеальный город. Здесь проживают 2 миллиона человек.

Когда заходим на новый рынок или осваиваем регион, стараемся понять, сколько нужно открыть ресторанов, чтобы удовлетворить потребность населения, и сколько людей будут постоянно поддерживать работу этих ресторанов. К примеру, в Караганде у нас один ресторан, и мы будем думать, стоит ли открывать там второй и третий. В Алматы, например, у нас 12 ресторанов. Все они сконцентрированы в Бостандыкском, Алмалинском и Медеуском районах. Почему мы не охватили остальные районы? Возможно, посчитали, что у их жителей небольшой уровень доходов. Поэтапно, шаг за шагом мы будем продолжать расширяться. Это требует большого количества дополнительных иследований.

VOX: Какие изменения вы, как менеджер, хотели бы привнести в работу BK в нашей стране?

— Как я и говорил, у меня был опыт работы в Yum! Brands — крупнейшей ресторанной компании в мире. Я почерпнул очень много из философии этой компании, которая позволила им завоевать мир. Хочу привнести часть этой культуры в работу BK в Казахстане. К примеру, я верю, что нужно давать возможность сотрудникам самим оценивать свой труд, чтобы они чувствовали сопричастность к бизнесу компании. Менеджерам на местах нужно давать больше возможностей для управления и развития своих начинаний.

Следует поднять стандарты обслуживания до такого уровня, чтобы клиенты воспринимали наш ресторан, как место, где они любят проводить время. Нужно, чтобы все сложности технологического процесса работы не были заметны для клиента. Современные технологии позволяют готовить заказы быстрее, и нужно это делать. Я хотел бы помочь вашим менеджерам выполнять работу эффективнее.

VOX: Что вас больше всего удивило в нашей стране?

— Я не первый раз живу на постсоветском пространстве, изучал русский язык много лет назад. Жил в России, на Северном Кавказе. Проходил языковую практику в Пятигорском государственном лингвистическом университете. У меня был строгий профессор, который наизусть заставлял учить целые фразы. Там я познакомился со своей будущей женой. Она русская, но сейчас уже больше американка, так как большую часть жизни прожила в США.

Почему я об этом вспомнил? Когда я приехал сюда, все здесь мне очень напоминало то время, когда я жил на Кавказе. Люди здесь очень воспитанные и всегда готовы прийти к тебе на помощь. Когда я работал в Москве, все было по-другому. Люди там более холодные, не проявляют эмоций. Здесь я снова ощутил гостеприимство. Недавно был в супермаркете. Стал спрашивать, какое молоко считается хорошим. Покупатели вокруг отвлеклись от своих дел и начали советовать. У вас можно спокойно заговорить с человеком на улице, как будто он твой сосед.

— Также меня очень удивило ваше отношение к детям. В США, конечно, тоже любят детей, но родители чаще всего оставляют их с нянями, когда занимаются делами или отдыхают. Здесь я часто видел детей вместе с родителями. В этой стране очень ценят семью.

Кроме того, меня удивило отсутствие у людей оружия. В американских газетах каждый день пишут о том, что кто-то в кого-то стрелял. Здесь же я чувствую себя в безопасности. Конечно, и в вашем городе есть места, в которые вечером лучше не соваться, но в целом все относительно безопасно.

Меня удивили ваши низкие цены на продукты и высокие — на одежду и технику. Удивлен тем, что у вас есть все популярные американские продукты. Нашел здесь даже ореховую пасту. Ну и еще одна вещь, которая меня удивляет: многие здесь носят два телефона. Не понимаю, зачем это нужно?

VOX: Каких новостей стоит ждать от BK в будущем?

— Скоро у нас появится новый сэндвич. Я не буду раскрывать детали, пусть это будет сюрпризом. Время от времени меню фастфуд-ресторанов нужно обновлять, чтобы вновь завлекать клиентов. Это должно происходить каждые 3–4 года. Мы называем это LTO — Limited Time Offering (предложение, ограниченное по времени). По такому методу работает каждый бренд ресторанов быстрого питания. Время от времени мы должны разбавлять рутину и вновь концентрировать фокус посетителей на своей компании.


Стивен весьма откровенно поделился с нами своим видением казахстанского рынка. Большие международные компании, такие как Burger King, постоянно стараются привнести что-то новое, постепенно приспосабливаясь под вкусы казахстанцев. Мировые бренды влияют на наш ресторанный бизнес, изменяя его к лучшему. Остается только пожелать Стивену удачи в его работе.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000