INTERVIEW Святослав Антонов 6 августа, 2018 10:00

По каким правилам живет казахстанская «нефтянка»? Интервью с автором ироничного произведения о нефтяной отрасли

По каким правилам живет казахстанская «нефтянка»? Интервью с автором ироничного произведения о нефтяной отрасли
Фото: Святослав Антонов
В июне этого года свет увидела дебютная повесть выпускницы Открытой литературной школы Алматы, начинающей казахстанской писательницы Орал Арукеновой. Мы встретились с ней, чтобы узнать, над чем можно смеяться в казахстанской нефтяной отрасли, как научиться писательскому мастерству и трудно ли у нас издать свою книгу.

Фото: Из архива магазина «Меломан»

VOX: Расскажите, как пришла идея написать эту книгу? Почему вы выбрали в качестве темы именно «нефтянку»?

— Первый рассказ повести «Правила нефтянки» написан еще в 2016-м, в рамках мастер-класса по поэзии в Открытой литературной школе Алматы. На том занятии мы обсуждали поэму палестинского поэта Ашрафа Файяда «Инструкции прилагаются», связанную с темой нефти. За эту поэму в Саудовской Аравии автора приговорили к смертной казни, но затем заменили наказание на 8 лет тюрьмы.

В качестве задания нас попросили написать что-нибудь по мотивам этого произведения. К большому удивлению, мой рассказ многим понравился. Позже его включили в сборник современной казахстанской прозы «Возвращение к себе». Знакомые спрашивали, собираюсь ли я писать продолжение.

Оказалось, что нефть и ее влияние на наше общество многим интересны, а поскольку я имела опыт работы в этой отрасли, у меня были истории, которыми стоило поделиться с читателем. Поначалу не знала, как подступиться к работе, но затем еще раз перечитала «Инструкции прилагаются», вдохновилась и буквально за пару месяцев завершила книгу.


Орал Арукенова
Орал Арукенова

VOX: Многие казахстанские писатели говорят, что у нас очень сложно издавать художественную литературу. Как получилось, что первая же ваша книга была издана?

— Это произошло совершенно случайно. Публиковать книгу за свой счет я не собиралась, мне тогда казалось, что это никому не интересно и никто не будет ее читать, а тем более покупать. Были мысли направить рукопись в один из литературных журналов, посмотреть отзывы и реакцию читателей. В сентябре прошлого года один из рассказов был опубликован в Esquire. В этом помог мой друг Юрий Серебрянский. Впоследствии именно он отправил рукопись в «Меломан». К моему большому удивлению и счастью, они сразу же отозвались и проявили заинтересованность. Результат перед вами — книга увидела свет.

Я знаю, что многие говорят, как сложно у нас в Казахстане публиковаться, особенно молодым и начинающим авторам. Наверное, можно сказать, что мне просто повезло.


Книга «Правила нефтянки»
Книга «Правила нефтянки»

VOX: Но всё же это, наверное, не чистое везение. Многие авторы пишут по три-четыре книги, и только одна из них может дойти до читателя. 

— Да, именно поэтому я и отмечаю компанию «Меломан», которая поддерживает молодых авторов. Насколько я поняла, они охотно публикуют наших казахстанских писателей, тем самым ломая все негативные стереотипы. В моем случае не было никаких финансовых затрат и дополнительных усилий. Когда они обратились ко мне, то уже было принято решение, что меня будут публиковать. Даже сейчас, на этапе презентации книги, они организовали встречу с читателями в Алматы, плюс будет еще одна встреча в Астане. Мне повезло, что я нашла таких партнеров.

... мы все живем в мире потребления, а «нефтянка» — это очень гипертрофированная метафора всей нашей жизни. Все стремятся попасть туда на работу, получать большие деньги и иметь перспективы.

VOX: Если говорить о содержании, почему вы остановились именно на этой теме и таком стиле повествования?

— Во-первых, я вдохновлялась поэмой Ашрафа Файяда. Во-вторых, мы все живем в мире потребления, а «нефтянка» — это очень гипертрофированная метафора всей нашей жизни. Все стремятся попасть туда на работу, получать большие деньги и иметь перспективы. В то же время я пыталась показать, что там всё как и в обычной жизни, есть свои сложности и разочарования. Плохие стороны жизни в «нефтянке» сразу выходят наружу и проявляются очень ярко.

VOX: При написании книги вы опирались на личный опыт. Расскажите немного о нем.

— В «нефтянке» я проработала всего лишь около двух лет. Но до этого у меня был более чем десятилетний опыт в горнорудной промышленности. Эти сферы, в принципе, очень похожи. Весь мой стаж — это, в основном, крупные международные компании. С 1998 года я работаю над самыми актуальными и раскрученными проектами. Пройдя обучение в Германии, я вернулась в Казахстан и начала работать в Philip Morris. На тот момент это была самая крутая иностранная компания, где были очень высокие зарплаты и хорошие условия.


На презентации книги «Правила нефтянки»
На презентации книги «Правила нефтянки»

— После этого была работа в Атырау — в нефтяном проекте на Кашагане — в должности советника отдела закупок и контрактов. Я трудилась в сфере закупок и неплохо знала весь внутренний мир этого бизнеса. Перед моими глазами проходили все сделки от начала до конца. Пять дней в неделю на протяжении двух лет — это и есть мой опыт в «нефтянке». За это время я заочно окончила школу права «Адилет» и получила второе, юридическое образование.

Кроме того, я окончила магистратуру и написала диссертацию на тему «Проблемные вопросы законодательства по закупкам». К тому времени у меня был большой практический опыт по этой теме. Мой научный руководитель Светлана Павловна Мороз консультирует наш парламент в области законодательных процессов. Буквально через год некоторые вопросы, поднятые в моей работе, нашли свое отражение в изменениях в законодательстве. Хочется думать, что на это повлияла моя диссертация и я сделала такое полезное для нашей страны дело.

Чем выше ты поднимаешься по карьерной лестнице, тем больше узнаешь. Появляется дополнительная ответственность. В итоге, возникли моменты, с которыми я была внутренне не согласна. Пропал интерес к этой работе, а некоторые моменты мне лично не нравились совсем. Появилось побуждение, что нужно изменить жизнь и сделать в ней еще что-то важное.


Фото: Из архива магазина «Меломан»

VOX: Как получилось, что от работы в такой серьезной и высокооплачиваемой сфере вы перешли к творчеству?

— В определенный момент я ушла в никуда, появился какой-то необъяснимый внутренний протест. На тот момент я уже была топ-менеджером и на работе могла особо не напрягаться.

Чем выше ты поднимаешься по карьерной лестнице, тем больше узнаешь. Появляется дополнительная ответственность. В итоге, возникли моменты, с которыми я была внутренне не согласна. Пропал интерес к этой работе, а некоторые моменты мне лично не нравились совсем. Появилось побуждение, что нужно изменить жизнь и сделать в ней еще что-то важное. Может, это и прозвучит слишком пафосно.

В итоге я ушла. Многие друзья и знакомые были удивлены и не поняли этот поступок. Было нелегко, у меня даже была личная депрессия. Тем не менее, этот шаг дал возможность оглянуться вокруг, заняться саморазвитием. В какой-то момент я поняла, что хочу писать. Сначала были стихи. Так как я человек, привыкший основываться на базовых образовательных принципах, я решила проверить и понять, представляют ли они интерес для кого-то еще. Я нашла в интернете Открытую литературную школу и отправила туда свои произведения. К моему удивлению и счастью, меня выбрали и пригласили учиться.

VOX: Сколько лет назад вы начали заниматься литературным творчеством?

— В 2014 году я стала учиться в литературной школе. Я до сих пор там занимаюсь, каждую субботу у нас проходит мастер-класс на определенную тему. Обучение платное, но стоимость, на мой взгляд, чисто символическая.

Кроме весьма полезных обучающих занятий, это еще и определенная творческая среда. У меня там появилось много друзей, а наши преподаватели — люди довольно именитые — стали нашими коллегами, и мы собираемся как творческая команда единомышленников.

VOX: Можно ли сказать, что Открытая литературная школа стала у нас своеобразной кузницей писательских талантов?

— По моему мнению, вся наша писательская элита, если ее можно так назвать, вышла как раз из Открытой литературной школы. Школа работает уже девять лет, но до этого существовал фонд «Мусагет», который создавала, к сожалению, ушедшая от нас, Ольга Маркова. В этом фонде учились такие известные авторы, как Илья Одегов и Павел Банников. В дальнейшем они продолжили это начинание и открыли литературную школу. Каждый год около пятидесяти начинающих авторов оканчивают эту школу. Есть люди, которые посещают занятия уже более пяти лет. Не все, конечно, сразу становятся писателями, но, безусловно, они приобретают полезные знания и навыки.

— Со мной учился Данияр Сугралинов, он пришел в школу, имея неплохой литературный багаж, но, несомненно, здесь он отшлифовал свое писательское мастерство. Его самый известный роман Level Up вышел после полутора лет обучения в литературной школе. Моя коллега Нурайна Сатпаева также училась вместе со мной. Сегодня она стала лауреатом конкурса «Литдрама». Пройдя курс драматургии, она пишет прекрасные сценарии. Недавно работы большой группы казахстанских писателей были опубликованы в немецком литературном журнале. Этот журнал поликует авторов из разных стран. Мы были опубликованы всей нашей большой литературной командой.

На своей презентации я говорила, что выпускаю свою первую книгу благодаря Открытой литературной школе, все навыки я получила именно там.


Фото: Из архива магазина «Меломан»

VOX: Можно ли, на ваш взгляд, научиться писать книги, или все-таки необходим врожденный талант?

— Я считаю, что талант, конечно, должен быть, но и обучение дает очень многое. В Открытую литературную школу принимают не всех, сначала преподаватели анализируют тексты и ищут в них искру. Исходя из моего опыта, во время учебы мы избавились от очень многих негативных вещей — таких, как графоманство, штампы, излишний пафос. Занятия помогают как бы очистить талант и вынести его на суд читателя. Не все талантливые люди после занятий начинают писать. Писательство — это очень тяжелый труд.

На мастер-классах мы часто обсуждаем работы друг друга. Порой происходит очень жесткая критика, и некоторые даже не выдерживают ее, уходят и бросают писать. Остаются люди не просто талантливые, но и целеустремленные — те, для кого писательство не хобби, а единственная возможность высказаться.

VOX: Для вас писательство — это основной вид заработка? Можно ли в Казахстане заниматься только литературной деятельностью?

— Я редко вижу подобные примеры. Данияр Сугралинов говорит, что он спокойно может жить, получая гонорары за написанные книги. Это, пожалуй, самый живой пример. Он учился вместе с нами, и его путь как писателя начался буквально на наших глазах. Других подобных примеров я привести не могу. Лично я могу себе позволить пока жить, не работая, и писать книги. Но это только моя ситуация, далеко не все начинающие авторы имеют такие возможности.

Писательство для меня — профессия и хобби, а также самое любимое дело. Кроме того, я занимаюсь наукой, литературоведением. Начав заниматься литературой, я погрузилась туда полностью и стала литератором. Сейчас я также пробую себя как переводчик. Хожу на специальные курсы, перевожу с английского на казахский, с казахского на русский.

Пока мое увлечение литературой и моя деятельность на этом поприще не принесли мне никакого дохода. Единственный гонорар был получен в марте этого года. За статью в журнале «Тамыр» мне заплатили две тысячи тенге. Теперь вышла моя первая книга, и я наконец смогу получить за нее гонорар.

— Учась в литературной школе, я познакомилась с профессором Сафроновой, которая вела у нас литературную критику. Она единственный специалист в Казахстане, который занимается психоаналитическим литературоведением. Она пригласила меня к себе, и я поступила в магистратуру КазНПУ имени Абая. В данный момент я уже заканчиваю обучение, и это будет моя третья магистратура.

Пока мое увлечение литературой и моя деятельность на этом поприще не принесли мне никакого дохода. Единственный гонорар был получен в марте этого года. За статью в журнале «Тамыр» мне заплатили две тысячи тенге. Теперь вышла моя первая книга, и я наконец смогу получить за нее гонорар. Договор составлен на условиях роялти, то есть я буду получать определенный процент от продаж. Это очень удачный принцип, особенно для начинающего автора.

VOX: Какие литературные публикации у вас были до первой книги?

— Первая публикация была в журнале «Простор» — это были стихи. Это тоже удивительная история, я закончила только первый курс прозы в литературной школе. Все коллеги говорили, что в этом журнале сложно опубликоваться. Я просто отправила туда свои стихи, затем перезвонила и не получила определенного ответа. Случайно в интернете увидела, что меня все-таки опубликовали. Публикация состоялась в декабре 2015 года. Кроме того, у меня были неоднократные публикации в «Литературной Алма-Ате», на литературном портале, в журналах Esquire, «Тамыр». 

VOX: Как я понял, вы многоплановый автор. Над чем вы работаете больше всего — над стихами или прозой?

— В основном я пишу прозу. Книга «Правила нефтянки» сильно отличается от моего обычного творчества. До этого я больше писала этнические вещи. Сейчас работаю над повестью с сюжетом, основанным на реальных событиях. Это история из жизни, как один парень попал в рабство, причем продал его туда лучший друг. Я хорошо изучила эту историю, даже была на судебном процессе.

Я родом из аула, хорошо знаю казахский язык, обычаи и традиции. Мне хотелось бы писать прозу на русском языке, имеющую этническую окраску. У меня уже есть несколько подобных рассказов, надеюсь, появятся и большие произведения на эту тему.

В среде, связанной с нефтяным бизнесом, так называемые «понты» имеют порой решающее значение. Всё это отражено в моей книге. Работая в этой сфере, я всегда поражалась, насколько неэффективно тратятся огромные деньги.

VOX: Если брать книгу «Правила нефтянки», насколько ее сюжет близок к реальной жизни и много ли в ней авторского вымысла?

— Персонажи в книге, конечно, вымышленные, но истории, происходящие с ними, взяты из жизни один к одному. Я старалась выделить каких-то наиболее ярких персонажей — например, иностранцев, в начале 90-х годов приезжавших к нам. У себя на родине они работали на обычных должностях и ничем не выделялись. Попадая в Казахстан, они сразу получали должности директоров и топ-менеджеров. В итоге они руководили нашими людьми, которые имели лучшее образование и более высокий интеллектуальный уровень. Порой это приводило к курьезным ситуациям.

В среде, связанной с нефтяным бизнесом, так называемые «понты» имеют порой решающее значение. Всё это отражено в моей книге. Работая в этой сфере, я всегда поражалась, насколько неэффективно тратятся огромные деньги. Приведу конкретный случай, который не вошел в книгу. Когда мы работали в Атырау, помимо довольно большой заплаты нам ежедневно давали деньги на обед. При этом если ты не хотел их тратить, тебя каждый день возили домой на специальном автобусе. Обеденные суммы ты при этом всё равно получал и складывал их себе в карман.

— Однажды зимой мы садимся в такой автобус, и с нами садится совсем молодая девушка. Она познакомилась с кем-то из иностранцев, и ее тут же взяли в компанию. Зайдя в автобус, она пожаловалась, что в нем очень холодные ручки. Буквально через несколько дней автобус заменили. Приобрели новый с обогревом дверных ручек. Меня всё это просто шокировало. Возникает ощущение, что все стремились в «нефтянку» только потому, что там деньги просто разбрасывались. При этом уровень жизни в Атырау среди простых людей был одним из самых низких в Казахстане. Эта колоссальная разница была очень заметна и вызывала внутренний диссонанс.

На презентации ко мне подошли две девушки из Атырау и высказали свою обиду. Им очень не понравилось, как я написала про их город. Дословно они сказали: «Вы приезжаете к нам и зарабатываете деньги, а потом пишете про наш город всякие гадости». На мой взгляд, этот случай только подчеркивает пропасть непонимания между приезжими и местными жителями. 

VOX: В книге много иронии, я бы даже сказал, сатиры. Какую цель вы преследовали, создавая ее в таком жанре?

— Моя миссия как писателя заключается в отражении действительности. Мне просто хотелось художественно показать эту сторону жизни. Я смеялась не над другими, а скорее над собой, ведь когда-то была частью этой системы. Так или иначе, «нефтянка» влияет на жизнь каждого гражданина нашей страны, причем чаще всего в положительную сторону. На деньги, заработанные там, обновляются города, появляются новые парки, школы и больницы. Мы все живем от нефти, и если сравнить с другими странами, где ее нет — с Кыргызстаном или Узбекистаном, — то мы живем лучше.

VOX: Книга состоит из отдельных рассказов. Они как-то связаны между собой?

— Прежде всего, они связаны местом и временем действия. Кроме того, в книге присутствуют сквозные персонажи. Я выбрала такую композицию потому, что хотела показать разные взгляды абсолютно не связанных между собой людей. Это своеобразный клубок, который не имеет ни начала, ни конца. Вся наша жизнь циклична, и эти циклы повторяются. В «нефтянке» всё происходит так же, как и в обычной жизни.

Сейчас я вернулась в университет, и сразу возник замысел написать книгу «Универ». Я вижу там множество вещей, о которых можно иронично рассказать читателю.

VOX: «Правила нефтянки» можно отнести к произведениям на производственную тему. Вы говорили, что имеете опыт работы и в других отраслях. Не хотелось бы продолжить серию и написать еще несколько произведений на эту тему?

— Вполне возможно, это станет моим своеобразным стилем. Сейчас я вернулась в университет, и сразу возник замысел написать книгу «Универ». Я вижу там множество вещей, о которых можно иронично рассказать читателю. У меня большой опыт учебы. Сначала я училась в советском вузе, потом — за границей, позже закончила частный университет, а сейчас обучаюсь в государственном. Естественно, мне есть с чем сравнивать, и накопилось достаточно историй, о которых можно рассказать.

VOX: Ваша книга хорошо иллюстрирована. Расскажите немного о том, кто и как делал эти иллюстрации?

— Иллюстрации делала моя подруга Елена Мазур. Она поэт и вместе со мной закончила курс поэзии в литературной школе. В 2015 году, когда мы закончили курс, и я затащила ее в музей Кастеева на курсы рисования. Я смогла вытерпеть только одно лето и быстро поняла, что это не мое. Правда, я нарисовала очень красивую тыкву, которую долго расхваливал преподаватель. А вот Елена осталась и продолжила обучение. В итоге она стала художницей и провела уже несколько выставок. Кроме того, она тоже когда-то работала в «нефтянке».

Как только встал вопрос об иллюстрациях, я, естественно, сразу же обратилась к ней. Мы хорошо поняли друг друга, тем более, некоторых персонажей книги она знала лично. Елена сделала все иллюстрации буквально за две недели, на мой взгляд, получилось очень удачно, и они дополняют текст своей метафоричностью.

VOX: Книга «Правила нефтянки» была издана тиражом в тысячу экземпляров. Будет ли дополнительный тираж, и какие ваши произведения нам ждать в ближайшее время? 

— Если книга будет хорошо продаваться, ее, естественно, будут переиздавать. Что касается следующих книг, то как только я закончу работу над диссертацией, собираюсь плотно заняться творчеством. Прежде всего, допишу повесть о современном рабстве, о которой говорила выше. Кроме того, есть уже пять готовых рассказов, объединенных общей темой, под рабочим названием «Девственность». В центре сюжета будут истории девушек из разных стран, теряющих невинность, их отношение к этому. Я собираюсь дописать этот цикл и надеюсь, что он также выйдет в виде книги.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY