INTERVIEW Алуа Сулейменова 20 октября, 2015 08:00

Молодежная [не]конференция ZhasCamp

<p>Участники МИСК</p>
Участники МИСК
Фото: Тимур Батыршин
Независимая молодежная конференция ZhasCamp проходит уже в шестой раз. За эти годы мероприятие завоевало свою аудиторию, решило поставленные задачи и достигло конкретных целей, которыми не стыдно и похвастаться. В этом году организаторы ZhasCamp решили расширить свои границы и провести конференцию не в Алматы, как это было в предыдущие годы, а отправились покорять другие города страны — Шымкент, Астану и Актау.

Ирина Медникова, генеральный директор МИСК
Ирина Медникова, генеральный директор МИСК

Организатором неформальной конференции является Молодежная информационная служба Казахстана (МИСК). Мы встретились с генеральным директором этого общественного фонда Ириной Медниковой и задали ей интересующие нас вопросы.

VOX: Добрый день, Ирина. В этом году вашей организации исполнилось 17 лет, это довольно большой срок. Расскажите нашим читателям, чего вы успели добиться за эти годы?

Ирина: МИСК — некоммерческая организация, объединяющая молодых неравнодушных людей, которые хотят вложить свои знания, энергию и интеллект в процветание Казахстана. Миссия нашей организации — развитие гражданской активности молодежи. Наша целевая группа — молодые граждане от 14 до 30 лет, которые еще учатся и имеют свободное время, интерес и энергию для участия в общественных проектах. МИСК реализует около 10 системных проектов в приоритетных областях, таких как информирование, образование, исследования и экспертиза, электоральное просвещение и наблюдение за выборами, продвижение ценностей прав человека, законотворческие инициативы. Мы были одними из тех, кто предложил принять закон «О молодежной политике» в начале 2000-х годов. Наша команда входила в рабочую группу при Мажилисе Парламента РК с 2008 по 2015 годы и разработала 42 поправки, улучшающие этот закон.

— Среди наших образовательных программ обучающие семинары, тренинги, мастер-классы, практикумы и школы. У нас работает Школа гражданского образования, Школа прав человека, молодежная [не]конференция ZhasCamp.

Кроме этого, у нас есть информационная сфера деятельности. Мы проводим медиа-мониторинги, занимаемся созданием и обслуживанием базы данных, проведением рейтингов и изданием молодежных СМИ.

VOX: Расскажите историю создания ZhasCamp. Почему именно неформальная конференция и откуда возникла такая идея?

Ирина: В мире есть различные конференции и мероприятия, где собирается молодежь и профессионалы разных сфер, чтобы обсудить какие-то актуальные проблемы. Например, TEDx, BarCamp, «Делай Саммит». Формат «кэмп» появился в 2005 году и назывался BarCamp. Люди там собирались, чтобы обсудить новые технологии и развитие интернета и социальных сетей. В Алматы он появился примерно в 2008 году и в течение нескольких лет здесь прошли SocialCamp, ArtCamp, BlogCamp.

«Кэмп» переводится как «лагерь» и означает неформальную площадку, конференцию, которую организуют сами участники. Там нет людей в галстуках, нет жесткого регламента, все достаточно свободно. Уникальность этой площадки именно в этом. То есть здесь министр может выступить перед молодежью, а после молодежь выступает перед министром на равных позициях. Ну и молодые люди, соответственно, получают такой хороший шанс, возможность рассказывать о любой своей идее, искать единомышленников, финансирование, поддержку.

— Мы тоже заразились этой идеей и сделали свой кэмп. Назвали его ZhasCamp, и вот уже шестой год подряд он успешно существует. 

ZhasCamp — это неформальная конференция для молодежи и представителей молодежных организаций, для блогеров и журналистов, молодых социальных предпринимателей, словом, всех тех, кто интересуется развитием социума и улучшением условий и качества его жизни.

VOX: Какие цели преследует проект?

Ирина: Это поддержка активной молодежи в ее стремлении делать вклад в развитие общества. Для этого мы организуем в программе мастер-классы и презентации известных экспертов, проводим различные тренинги, которые в последующем помогут им в развитии своей устойчивости, фандрайзинга, коммуникации с партнерами. Вторая цель проекта — нетворкинг. Мы стремимся знакомить между собой молодежь всех регионов, чтобы она сотрудничала между собой, и у нее было больше общего, чем различного.

VOX: В чем основное отличие ZhasCamp от других подобных мероприятий?

Ирина: Наше основное отличие — в целевой группе и в тематике. Например, BarCamp был посвящен интернету и социальным сетям, BlogCamp собирает только блогеров, ArtCamp обсуждает современное искусство, а ZhasCamp посвящен развитию молодежных инициатив и организаций.

VOX: Какие изменения претерпел проект в этом году?

Ирина: В программах конференции прошлых лет у нас было четыре блока. Это социальные инициативы, бизнес, социальные сети и современное искусство. В этом году мы решили внести два последних блока в программу первых, так как поняли, что они в большей степени являются инструментами. В программе этого года у нас будет только два блока — общественные инициативы и ответственный бизнес.

VOX: Можете ли вы назвать какие-нибудь ощутимые результаты проекта за прошедшие годы?

Ирина: Они у нас, к счастью, есть. В первые три года проведения нашей конференции мы обсуждали закон «О государственной молодежной политике». На своей площадке нам удалось собрать молодежь из всех регионов страны. Мы привезли к ним депутатов и разработчиков закона и устроили первый диалог. Вначале молодежь не понимала, что такое закон и законотворчество. Они думали, что если напротив сидит депутат, то они расскажут про свои проблемы, допустим, с трудоустройством, а он потом вернется к себе в Астану и начнет их трудоустраивать. То есть у них было очень смутное представление этих процессов. Они просто брали микрофон и озвучивали свои проблемы. А депутат говорил: «Ребята, дайте мне поправку в закон и предложение, прямо сформулируйте его юридически и вышлите мне. Только тогда я могу его включить в проект закона».

Тогда мы и начали действовать: собрали рабочую группу, сформировали коалицию из 10 молодежных организаций и пригласили к ним депутата, который детально объяснил, как работать с законом и как вносить в него поправки. В итоге мы разработали 120 предложений в концепцию и 34 — в закон «О молодежи», вошли в рабочую группу при Мажилисе Парламента РК и представили там свои разработки. Часть наших поправок была включена в закон, и это — один из самых ощутимых результатов нашей работы.

VOX: За годы существования ZhasCamp заметили ли вы какие-нибудь тенденции в развитии молодежи?

Ирина: Мы заметили две разнонаправленные тенденции. Молодежь очень хорошо развивается в сфере бизнеса и интернет-технологий. Это — две топовые темы, которые ее интересуют в первую очередь. На первом месте интернет, на втором — создание собственного бизнеса. А в сфере гражданской активности интерес, к сожалению, падает. Уменьшается количество молодежи, которая вовлечена в общественные проекты, где надо работать бесплатно, на волонтерской основе. У нас есть такой очень конкретный индикатор, по которому мы это определяем. С 2010 по 2014 годы мы проводили конкурс социальных проектов, принимали идеи или готовые реализованные проекты и награждали их грантами. За четыре года количество и качество этих проектов системно снижалось. На последнем конкурсе мы получили крайне мало работ, и нам буквально некого было награждать.

VOX: А с чем это связано?

Ирина: Мы думаем, что здесь сработал эффект сообщающихся сосудов. То есть начал расти интерес к бизнесу, и, соответственно, к третьему сектору — падать. Ведь если делать ставку на собственный бизнес, на свое личное благополучие и процветание, то можно увидеть результат своей работы довольно быстро. Что такое бизнес и стартап — всем понятно. Но не каждый молодой человек знает, что такое волонтер, НПО, третий сектор. В этой работе есть свои особенности: я бы даже сказала, что до вклада в общество нужно морально и духовно дорасти. Например, тут не всегда есть зарплаты, или их вообще нет. Организация может быть полностью волонтерской — как, например, наша. Этот сектор скорее не очень известен молодежи, непопулярен, немоден. А немоден он, потому что в обществе, в средствах массовой информации НПО не имеют достаточного влиятельного места и веса.

Поэтому мы решили совместить в программе конференции этого года социальные инициативы с бизнесом и назвать этот блок «ответственный бизнес». Мы все-таки общественная организация, и, может быть, развитие предпринимательства — не совсем наша задача. Это делают многие другие, и у них прекрасно получается.

VOX: В этом году вы решились на довольно смелый шаг — выйти из привычных алматинских стен и отправиться в другие города Казахстана. С чем это связано, и с какими трудностями вы столкнулись?

Ирина: Мы достаточно долго сидели в Алматы, принимали ZhasCamp здесь, и в какой-то момент поняли, что каждый год к нам приезжают практически одни и те же люди. А в других городах остается молодежь, которая вообще не слышала о нас. И, может быть, наш проект стал бы для них каким-то импульсом, окном в другой мир. Выход в другие города — это наша точка роста. В идеале мы хотели бы кочевать каждый год по разным городам, покрывая весь Казахстан.

Без трудностей, конечно, тоже не обошлось. В Алматы у нас никогда не возникало проблем с местом проведения. Вузы в южной столице нас уважают и выстраиваются в очередь за право предоставить место для конференции. Они видят в этом пиар — пользу для себя — и ценят свой вклад в развитие общества. Но в других городах эти две составляющие совсем не интересуют местные университеты. В Шымкенте помещение нам предоставил наш партнер — Социальный городок Салем, — и именно поэтому там у нас не возникло никаких проблем, а вот в Астане и в Актау вузы нам отказали: это Назарбаев Университет, Евразийский Университет имени Гумилева в Астане и Каспийский государственный университет имени Есенова в Актау.

— Мы обратились за поддержкой в Управление молодежной политики акиматов двух этих городов. В Актау после этого нам выделили помещение Мангистауского колледжа туризма, а в Астане пришлось арендовать место за деньги — там мы так и не нашли организацию, которая бы впустила нас бесплатно. До этого за пять лет наша конференция никогда не платила деньги за помещение.

Вторая проблема, с которой мы столкнулись, — это отсутствие качественных спикеров в регионах. Поэтому по самым топовым темам, о которых хочет слышать молодежь, — таким как социальные сети, развитие города, социально-экономические проблемы и социальное проектирование — у нас в основном выступают иностранцы или гости из Алматы.

VOX: Расскажите подробнее про спикеров.

Ирина: Мы пригласили 50 спикеров в три города, в каждый регион придет еще 4–6 иностранных гостей из России, Украины, Польши и Кыргызстана. Среди них ряд крупных организаций: движение «Партизанинг», GlobalShapersCommunity, ассоциация «Парки города» из России, Центр политических студий и анализа из Украины, Портал Kloop.kg из Кыргызстана. Помимо этого, будет очень много казахстанских спикеров: эксперты общественных и правозащитных организаций, депутаты, представители государства, известные адвокаты, спортсмены и благотворители.

VOX: Какие темы будут обсуждаться на конференции? И каким образом вы формируете контент?

Ирина: Перед каждой конференцией мы проводим опрос, и по его результатам и формируем программу конференции. Например, опрос, проведенный в этом году, показал, что 17,3% аудитории хотят обсуждать развитие социальных сетей и медиа, 16,3% — свои социально-экономические проблемы, 12% — благоустройство и развитие городов, 10,1% — ответственность бизнеса в развитии сообществ, 9,9% — работу государства с молодежью, 9,1% — участие молодежи в политике, 8,3% — успешные общественные инициативы и 7,5% — права человека.

Как я уже говорила, программа мероприятия в этом году имеет два основных фокуса: общественные инициативы и ответственный бизнес. В блоке «Общественные инициативы» будут затронуты вопросы общественного договора, участия молодежи в политике, взаимодействия с государством через общественные советы, благоустройства городов, информационных войн в Интернете. В блоке «Ответственный бизнес» молодежь обсудит корпоративную ответственность бизнеса, прозрачность добывающих отраслей, поддержку отечественных производителей и развитие социальных бизнес-стартапов.

VOX: Ваши ожидания от ZhasCamp в этом году?

Ирина: В первую очередь, мы ожидаем обновления количества и качества участников. Мы подготовили ярмарку НПО, где молодежи будут презентованы лучшие общественные организации, и потом мы отследим, кто из участников к ним записался. То есть наше второе ожидание — привести молодежь в сферу общественных проектов после своего мероприятия. И третий планируемый результат — разработать собственное альтернативное положение о работе общественных молодежных советов и потом лоббировать его принятие через Парламент.

VOX: 10–11 октября в Шымкенте уже прошла первая часть вашей неформальной конференции. Расскажите вкратце наиболее об интересных моментах прошедшего мероприятия.

Ирина: В Шымкенте конференция прошла очень хорошо. Участие в ней приняли 130 представителей молодежи, которые были очень активны и энергичны, задавали открытые важные вопросы. Молодежь Шымкента показалась нам более честной и незагруженной информацией, чем их сверстники из Алматы. С другой стороны, мы заметили российское информационное влияние и предвзятые мнения молодежи по ряду вопросов внешней политики, которые основываются только на телевизионном контенте.

Напомним, что вторая часть молодежной неформальной конференции ZhasCamp прошла в Астане 17–18 октября, а 24–25 октября площадка открывает свои двери уже в Актау. Зарегистрироваться для участия в конференции можно на сайте zhascamp.kz.

Поделись
Алуа Сулейменова
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000