INTERVIEW Святослав Антонов 7 июня, 2018 08:00

Куда поехать летом: Тренды туристического сезона 2018 в Казахстане

Куда поехать летом: Тренды туристического сезона 2018 в Казахстане
Фото: Из архива компании Kazakhstan Travel Hub
Уже не первый год в нашей стране говорят о развитии туризма. На это выделяются большие средства, запускаются госпрограммы для составления «сакральных карт» и списка культурного наследия. Что реально сделано для этой отрасли? Чем наша страна может привлечь иностранцев и собственных граждан? Какие проблемы испытывает туристический рынок и что мешает ему развиваться?

Озеро Каинды
Озеро Каинды

Мы поговорили с экспертом туристической отрасли, президентом Ассоциации туристских агентств Казахстана и директором компании Kazakhstan Travel Hub Асель Нуркебаевой. Она рассказала о трендах нового турсезона и перспективах развития туризма в Казахстане.

VOX: Какие тренды можно заметить в этом туристическом сезоне, особенно в развитии внутреннего туризма?

— За последние годы в Казахстане многое сделано для развития туризма. Работают различные госпрограммы, включая «Рухани Жангыру». Материалы, разработанные по этим программам, активно используются турагентствами в рекламных целях, для продвижения местного туризма. Мне кажется, что нам действительно необходима модернизация сознания. У людей нет культуры путешествий по своей стране. Многие не осознают, какую красоту можно увидеть совсем рядом. Не зря ведь иностранцы приезжают в Казахстан даже из Новой Зеландии, Австралии и Финляндии, чтобы увидеть нашу природу и познакомиться с местной культурой. Для них это настоящая экзотика. В конце прошлого года рынок очень оживился, к нам стало приезжать больше туристов из других стран. Думаю, что за иностранцами вскоре подтянутся и наши люди. Каким бы странным это ни казалось!

Жители Астаны, Караганды, Актау часто обращаются в турфирмы с вопросом: «Куда можно съездить в окрестностях Алматы?» Спрос на внутренний туризм есть, и в перспективе он будет расти.


Асель Нуркебаева
Асель Нуркебаева

VOX: А казахстанцы проявляют интерес к путешествиям внутри страны?

— Долгое время в казахстанском туризме проблемы были не в спросе, а в предложении. В Алматинской области работают всего 5–6 компаний, которые предлагают туры выходного дня на Чарын, Кольсайские озера, Тургень, Иссык, Бартогайское водохранилище и т. д. Тут тоже наблюдаются определенные подвижки. Развиваются перспективные направления, такие как гастрономические туры. К примеру, мы предлагаем визит в Иссык с посещением музея Золотого человека и местной сыроварни и винодельни. После экскурсии можно попробовать домашнее вино, закусывая сырами ручной работы и наслаждаясь красотами природы. Такие однодневные туры — это масштабный тренд, который набирает обороты. Жители Астаны, Караганды, Актау часто обращаются в турфирмы с вопросом: «Куда можно съездить в окрестностях Алматы?» Спрос на внутренний туризм есть, и в перспективе он будет расти.


Музей-заповедник «Иссык»
Музей-заповедник «Иссык»

VOX: Какие проблемы сейчас испытывает туристическая отрасль в нашей стране?

— Как туроператору мне нелегко предложить туристам такой продукт, который бы отвечал всем их требованиям. Когда мы едем в Турцию, то знаем, что заказывая экскурсию, мы доберемся до места на хорошем автобусе с LED-экранами, удобными креслами, водой в салоне и хорошим гидом. Мы стремимся добиться такого же качества услуг в Казахстане, но пока что ежедневно сталкиваемся с множеством проблем.

Первая проблема — небольшое количество мест для размещения туристов. Если в Алматы можно найти отели и гостиницы на любой вкус и кошелек, то в Алматинской области все гостиницы и гостевые дома очень разношерстные, и ни у кого нет стандарта. Я пытаюсь сформировать базу собственников мест размещения, но ощущаю, что не могу развернуться и принять больше туристов, чем это возможно. К примеру, на Кольсае мы работаем с девушкой, у которой в гостевом домике всего 5 комнат на 10 человек. Я не могу загнать к ней 50 человек, даже если будет такой заказ. Другая проблема — нехватка автобусов. Есть трудности со встречей больших туристических групп. По городу автобусов раз-два и обчелся, и чтобы принять большую группу, нужно искать их везде. Другой вопрос — качество этих автобусов. В некоторые из них туристов просто стыдно посадить. Мы неоднократно обращались в государственные органы, чтобы они помогли купить новые автобусы или взять их в лизинг. Тогда мы могли бы пустить новые маршруты.

Третья и, наверное, самая важная наша проблема — ментальность. Люди, отвечающие за сервис, не понимают, что к ним приехал гость и нужно встретить его достойно, убрать в гостевом домике, постелить чистую скатерть, подготовить салфетки. На ментальном уровне они не осознают, что для успешного развития бизнеса нужно превращаться в страну, которая любит туристов. Это касается не только владельцев гостиниц и ресторанов. Охранники в национальных парках ходят как церберы, во всёжм ограничивая гостей. Если бы они встречали приезжающих с улыбкой, желали им счастливого пути, то те с удовольствием платили бы экологический сбор. Некоторые гиды и представители туркомпаний также работают спустя рукава. Они забывают провести для туристов инструктаж, подготовить их ко всем трудностям и предупредить об опасностях.


Чарынский каньон
Чарынский каньон

VOX: Можно как-то изменить эту ситуацию?

— Единственным стимулом тут должен быть твой карман. Если хочешь зарабатывать на туристах, нужно предоставить им хороший сервис. Это простая логика клиентоориентированности. У нас люди вообще не хотят напрягаться. Они не привыкли работать, пахать, чтобы оказывать сервис. Большая часть бизнеса работает по принципу «купи-продай», чтобы купить подешевле и продать подороже. Это в голове у большинства населения, и пока такое отношение не изменится, никаких туристов не будет — построй ты хоть миллион отелей. В Узбекистане, к примеру, туристов намного больше, чем у нас, потому что там сохранился восточный менталитет. Когда к ним приезжают туристы, они готовы отдать последнюю рубаху, чтобы угодить гостю. У нас в Казахстане думают: «Что я буду ради этого туриста напрягаться, если в другом месте могу заработать больше?» Это главная беда, а остальные проблемы решаются проще.

VOX: Чем наша страна может быть привлекательной для зарубежных туристов?

— Основной вид туризма у нас — это adventure, который переплетается с экологическим и этнокультурным туризмом. Думаю, что приключенческие туры в Казахстан могли бы пользоваться большим спросом. Зарубежные туристы могут получить здесь такой трэш и экстрим, что они запомнят его на всю жизнь. Приезжая в Дубай, люди часто покупают тур «Пустынное сафари» и катаются на джипах по пескам. У нас таких мест очень много, и уже есть желающие отправиться туда. К примеру, к нам обращалась израильская группа с желанием самостоятельно отправиться в джип-тур по горному бездорожью. Мы подготовили для них карту, маршрут, провели тщательный инструктаж, и они уехали на несколько дней. За такой экстрим люди готовы платить по 5 тысяч долларов с человека. Думаю, что вернувшись домой, они рассказали о своей поездке друзьям и привлекли новых потенциальных туристов.

— Такое направление туризма сейчас активно развивается в Монголии, но они вложили в это определенные усилия. В 2015 году Монголия стала главным спонсором одной из крупнейших туристских ярмарок мира — ITB Berlin. Они представили большую экспозицию. За несколько дней там побывало более 100 тысяч посетителей, и всё это, в основном, представители туристической отрасли. За право быть партнером выставки Монголии пришлось заплатить около 2 миллионов долларов. Такие вложения имеют пролонгированный эффект. Сейчас туристы со всего мира едут туда толпами, и за Монголией закрепилась репутация популярного направления для экологического туризма.

То, что государство сейчас вкладывает в туризм, — это, что называется, курам на смех. В масштабах нашей страны кажется, что это большие деньги, но по сравнению с другими развивающимися странами, нацеленными на туризм, — это просто ничто.


Поющий бархан
Поющий бархан

VOX: А разве наша страна не вкладывает большие средства в рекламу и развитие туризма? Эти вложения имеют какой-то эффект?

— То, что государство сейчас вкладывает в туризм, — это, что называется, курам на смех. В масштабах нашей страны кажется, что это большие деньги, но по сравнению с другими развивающимися странами, нацеленными на туризм, — это просто ничто.

Существуют и другие проблемы на государственном уровне, связанные с закрытостью страны и трудностями с въездом в Казахстан. К примеру, китайская провинция Сычуань субсидирует около 200 миллионов юаней в то, чтобы жители этого региона ездили отдыхать за границу. Мы пытаемся привлечь этот туристический поток, зазываем их к себе, но тут начинаются проблемы с получением визы. Необходимо просто решить, стремимся ли мы привлекать туристов, чтобы они сделали вклад в нашу экономику, или отказываемся от этого и остаемся в своем закрытом коконе.

VOX: Выставка EXPO в Астане как-то повлияла на рост количества местных и иностранных туристов, приезжающих в Астану и ее окрестности? Ведь в прошлом году наблюдался настоящий ажиотаж.

— На EXPO произошла подмена понятий. Говорили о 4,5 миллиона посетителей, но в реальности это было число посещений. Многие ходили на выставку по нескольку раз, так что это число не совсем объективное. По факту, иностранных туристов там было очень мало. Тем туристическим компаниям, которые взяли много билетов на EXPO, чтобы продавать их в турпакете иностранцам, пришлось распродавать их со скидкой казахстанцам: учителям, врачам, школьникам, которых заставили туда приехать. На глобальном уровне Казахстан, конечно, где-то мелькнул. Тема выставки была хорошей, да и сами павильоны были оборудованы на высоком уровне, но это не привело к туристическому буму. На практике у туркомпаний просто появилось еще одно место, куда можно сводить туристов в Астане. Турпродукт в городе увеличился на полдня, но большего эффекта достичь не удалось.

Реальное увеличение потока туристов в регион зависит не от конкретных событий, а от наличия хороших предложений. У меня есть турпакет в Rixos Borovoe, включающий четырехдневное проживание в отеле, авиаперелет, трансфер, питание, экскурсии, по цене 130 тысяч тенге на человека. Если я буду вкладывать деньги в маркетинг этого продукта, продвижение его среди жителей Алматы, Шымкента и других регионов, то у меня будет эффект, но сделает мне его не EXPO.

VOX: А где казахстанцы предпочитают отдыхать в последние годы? Есть ли какая-то официальная статистика?

— Если смотреть статистику по TripAdvisor, то нас наиболее часто просматривают россияне. На втором месте стоит Казахстан, и около 35% — жители других стран. Когда казахстанцы выбирают место для отдыха, то чаще останавливают выбор на поездках за рубеж. Вообще со статистикой по туризму у нас очень плохая ситуация. По официальным данным, в Казахстан ежегодно приезжает 5,5–6 миллионов туристов, но мы видим, что в реальности такого количества иностранцев даже близко нет. Исследовать внутренний туризм еще сложнее, для этого нужно проводить масштабный опрос домохозяйств.

VOX: Многие казахстанцы считают, что отдых в нашей стране стоит дороже, чем в Турции. Насколько верно это мнение и почему так происходит?

— Турция — это массовое направление. Летом туда самолеты летают каждый день, и за счет оптовых продаж цены низкие. Если вы захотите поехать на Мальдивы, Сейшелы или другое редкое направление, то цены на такой отдых будут очень высокими. Алаколь — это пока не очень массовый продукт, и самолеты туда каждый день не летают. Когда поток туристов на Алаколь вырастет, то и цены станут ниже. Про наш пакет отдыха в Боровом тоже говорят, что он стоит дороже, чем перелет в Турцию. При этом надо учитывать, что это all inclusive, туда входят питание, проживание и трансфер, а иногда даже экскурсии.


Пейзажи Алматинской области
Пейзажи Алматинской области

VOX: Кстати, вы вспомнили про Алаколь. Уже много лет говорят о его развитии. Сейчас там есть вся необходимая инфраструктура?

— Там построили пять пятизвездочных отелей, и в сезон номера в них практически всегда забиты. Цены тоже приемлемые — где-то 25–30 тысяч тенге за номер. При этом если посмотреть на фотографии отелей и их территории, без привязки к местности, то вы не отличите их от Турции. С питанием тоже проблем нет, там предлагают отличные шведские столы, но продукты даже более качественные, чем в турецких отелях. Если есть желание, на Алаколе можно отдохнуть и по более демократичным ценам.

VOX: В каких странах сейчас чаще всего отдыхают казахстанцы?

— Как и раньше, самым популярным направлением остается Турция. После длительного периода нестабильной обстановки на туристическом рынке снова становятся востребованными предложения по отдыху в Египте. Думаю, вскоре Египет сможет составить конкуренцию Турции. Интересным новым направлением, особенно для жителей южных регионов Казахстана, стал Тунис. Там сочетание экзотической культуры, необычной кухни и интересных исторических мест. Эмираты тоже стабильно держат свои позиции и сохраняют популярность. В целом, можно отметить, что рынок выездного туризма у нас устоявшийся и развивается стабильно.

Я общаюсь с коллегами из Грузии и Азербайджана, помню, как они начинали. 5 лет назад им приходилось напрягаться и вкачивать большие средства в туризм, а сейчас они собирают дивиденды.


Жаркентская мечеть
Жаркентская мечеть

VOX: А какие есть интересные предложения в странах СНГ?

— Лидерами по туризму на постсоветском пространстве в последнее время стали Грузия и Азербайджан. Беларусь также начинает вкладывать в рекламную компанию по продвижению туризма. Если говорить о Грузии и Баку, то они входят в пятерку новых туристских направлений (Destination on Rise) во всём мире, по рейтингу TripAdvisor. Это отличные места для индивидуального отдыха, когда ты сам покупаешь билет и бронируешь гостиницу на Booking.

VOX: Как нашим соседям удалось построить такой успешный бизнес в сфере туризма?

— Они вкладывали большие деньги в маркетинг, и до сих пор вкладывают. Наши вложения в туризм и продвижение страны по сравнению с ними кажутся мизерными. Тут эффект простой: чем больше вкладываешь, тем больше будет будущая отдача. Я общаюсь с коллегами из Грузии и Азербайджана, помню, как они начинали. 5 лет назад им приходилось напрягаться и вкачивать большие средства в туризм, а сейчас они собирают дивиденды. Государство развивало отрасль совместно с туроператорами, чтобы добиться большего эффекта. А что происходит у нас? Создали компанию «Казах Туризм», которая должна заниматься продвижением страны. Через какое-то время наши депутаты порезали им бюджет и сказали, что «нечего на рекламу столько денег тратить». В итоге мы имеем новую компанию со штатом сотрудников, возможности которой сильно ограничены.


Плато Ассы
Плато Ассы

VOX: В целом туристический рынок стабилизировался после финансовых потрясений прошлых лет, или спрос на услуги туроператоров снизился?

— После спада прошлого и особенно позапрошлого года рынок пришел в норму. Потребность отдыхать у людей не пропала. Многие имеют детей и готовы на всё, чтобы развлечь их и показать им мир. Это чувство является движущей силой индустрии туризма во всём мире. Можно говорить, что экономическая ситуация в поездках у нас стабилизировалась. Чартерные рейсы летают регулярно, а популярные у казахстанцев отели заполняются.

VOX: Как повлиял на стоимость выездного туризма уход с казахстанского рынка таких крупных авиакомпаний, как KLM?

— Не думаю, что уход KLM привел к росту цен у других авиакомпаний. Расходная часть у них осталась той же, и себестоимость их услуг не изменилась. Если билет Air Astana из Алматы в Астану стоит 100 тысяч тенге, то это точно не из-за конкуренции с другими компаниями, тут действуют другие законы рынка. В глобальном плане, конечно, плохо, что к нам сокращается количество рейсов, но мы как страна от этого хуже и менее привлекательнее не стали. К примеру, ушел KLM, но пришел airBaltic — лоукостер, который соединил европейские направления через Ригу с Алматы.

VOX: Кстати, говоря о европейском туризме — где сейчас чаще всего отдыхают казахстанцы и приезжают ли к нам туристы из Европы?

— Как я уже говорила, появился airBaltic, и он выполняет рейсы туда и обратно. Мы сейчас ведем переговоры с европейскими партнерами по привлечению туристов из Европы в Казахстан. В связи с этим создаются хорошие возможности для поездок в Европу. Если говорить о популярных направлениях, то Испания всегда была очень привлекательной страной для казахстанского туриста. Сейчас большой интерес также проявляют к странам Северной Европы: да та же Рига — это очень интересное место. Сказать, какая из стран Европы наиболее популярна у нас, трудно, потому что казахстанцы, получая «шенген», стараются увидеть как можно больше и заезжают в несколько стран.

Любой регион, город или страну можно сделать интересными для туристов, если правильно преподнести.


Реконструкция кургана
Реконструкция кургана

VOX: В завершение хотелось бы узнать о перспективах развития казахстанского туризма. Каким вы видите этот и будущие сезоны?

— Всё зависит от роста числа интересных предложений на рынке. Чем больше будет появляться привлекательных турпакетов, тем больше у нас будет туристов. Любой регион, город или страну можно сделать интересными для туристов, если правильно преподнести. Даже если нет инфраструктуры, гостиниц и ресторанов, люди всё равно будут приезжать, если есть грамотный маркетинг. Думаю, что с каждым годом наша туриндустрия движется вперед. Вместе со своими коллегами я осознаю, что в этом году нам нужно сделать как можно больше для развития туризма. Тогда к следующему сезону, возможно, уже будет какая-то отдача.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY