INTERVIEW Юля Лим 9 июля, 2015 08:00

Как заработать на «Дяде Деде»: интервью с Евгением Яковлевым

Как заработать на «Дяде Деде»: интервью с Евгением Яковлевым
Фото: Мухтар Жиренов
В то время как на Западе индустрия комиксов процветает и приносит огромную прибыль вот уже несколько десятков лет, в странах пост-советского пространства она воспринимается как несерьезный бизнес и детская забава. Мы побеседовали с казахстанским художником-комиксистом Евгением Яковлевым, чьи работы публикуются в США, России и Европе, и попытались выяснить, можно ли заработать на «книжках с картинками», живя в Караганде.

Карагандинец Евгений Яковлев — художник-самоучка, прошедший тернистый путь от заводского рабочего до востребованного комиксиста. Его работы публикуются в изданиях США, Швеции, Аргентины, Чехии, Польши, Болгарии, Украины, России и, конечно же, Казахстана. На данный момент Евгений — единственный казахстанский художник, с которым сотрудничают российское комикс-издательство BUBBLE (Москва) и американское издательство BOOM!Studios (Лос-Анджелес).

— Любовь к рисованию проявилась еще в детстве. В возрасте 12 лет я подрабатывал карикатуристом для местной газеты. После окончания школы сменил множество профессий. Одно время работал на заводе, затем занялся музыкой, а позднее и вовсе ушел в журналистику. Посвятив журналистике несколько лет, понял, что это, всё-таки, не моё. И решил вернуться к тому, что любил с детства — к рисованию. Параллельно изучал графические редакторы, устроился дизайнером-верстальщиком. Работал и время от времени добавлял в свой блог собственные рисунки и иллюстрации. Благодаря им меня заметили иностранные комикс-издательства, после чего я окончательно переквалифицировался в художника-комиксиста.

— Я рад, что мне представилась возможность сотрудничать с BUBBLE. Эти ребята стремительно развиваются и двигаются семимильными шагами в комикс-индустрии СНГ. В России комиксы уже стали естественной частью культуры, Казахстану это только предстоит. Сейчас BUBBLE старается заявить о себе и на англоязычном рынке — в этом месяце они посетили международный гик-фестиваль Comic-Con в Сан Диего, где представили собственные комиксы уже на английском языке.

— Также я сотрудничаю с американской конторой BOOM!Studios, расположенной в Лос-Анджелесе. Они увидели в сети мои работы, и им понравился мой стиль. Со мной связались и предложили рисовать комикс про «Дядю Деду» (прим. автора: «Дядя Деда» — мультсериал, транслируемый на международном кабельном канале Cartoon Network). У американцев всё серьёзно: придуманные мной истории очень долго и неоднократно утверждались, прежде чем были напечатаны.

— Год назад я выпустил свой pdf-сборник комиксов RGB — его можно бесплатно скачать в сети. Всего вышло 6 номеров, в создании которых мне помогли «коллеги по цеху» со всего мира — как начинающие иллюстраторы, так и широко известные в узких кругах художники. На данный момент в связи с загруженностью и рождением ребенка от выпусков RGB пришлось отказаться.

У нас в стране к комиксам относятся как к детскому журналу «Мурзилка». Сейчас говорить о том, что они предназначены исключительно для детей, — даже как-то пошло. Комикс-культура давно перешла на серьезный уровень. Об этом свидетельствуют графические адаптации романов Достоевского и Пулитцеровские премии, посвященные, опять же, комиксам.

 Я уже несколько лет провожу в Казахстане и России мастер-классы, где собственным примером доказываю, что вовсе необязательно иметь художественное образование, чтобы стать художником.

Евгений уверен, что, несмотря на неутешительные перспективы, жить в Казахстане фрилансом, зарабатывая на комиксах и иллюстрациях, очень даже возможно. Главное — ставить себе четкие цели и держаться задуманного курса.

— До рисования я занимался музыкой. И так же моя музыка никому не была нужна. Я стал организовывать концерты и выступать. Ходил в редакции местных газет и предлагал: «А напишите о нашем концерте!» На что мне отвечали: «А давай ты сам напишешь!» И я стал писать — проработал 5 лет журналистом. Точно так же реализовал себя на художественном поприще — для собственного продвижения создал pdf-сборник RGB. Благодаря ему на меня вышло издательство BUBBLE. Поэтому, мой совет молодым казахстанским художникам-иллюстраторам: действуйте по принципу «Под лежачий камень вода не течёт!»

Я рисую комиксы без текста. Их сможет понять и стар, и млад, и японец, и американец.

Евгений считает себя «олдскульщиком» — все свои идеи он привык воплощать на бумаге при помощи простого карандаша. Завершив рисунок, художник делает обводку линерами (маркерами), а затем сканирует изображение. Полученный рисунок в дальнейшем раскрашивается уже в цифровом варианте.

— Я уже несколько лет провожу в Казахстане и России мастер-классы, где собственным примером доказываю, что вовсе необязательно иметь художественное образование, чтобы стать художником. Вовсе необязательно изобретать велосипед, выдумывая какой-то новый стиль. Можно слегка заимствовать элементы чужого стиля, — небольшую деталь, например, нос или ухо, — и ещё добавить что-то свое. Не нужно ждать вдохновения. У меня есть друзья, которые в приступе осенней хандры не могут заставить себя творить — всё ждут, когда их посетит муза. Я подхожу к этому вопросу технически: если надо — садись и рисуй!

Мои друзья восприняли это как невероятное достижение — надо же, сам Джордж Мартин меня похвалил! А на самом деле ничего сверхъестественного не произошло.

Яковлев ежегодно участвует в комикс-фестивалях в России, Польше, Армении, где с завидным постоянством завоёвывает почетные звания и призы. Однако иллюстратор считает, что гордиться собственными достижениями пока рано.

— Моя работа под названием Wolfhelsing участвовала в этом году в московском фестивале «КомМиссия». Она там что-то заняла, но я уже позабыл, что именно, и в какой номинации, — задумчиво улыбается Евгений. — Сделано много, но я считаю, что нужно делать ещё больше.

— Под эгидой санкт-петербургского издательства Live Bubbles по странам СНГ распространялись открытки с моими рисунками. На одной из них изображен Джордж Мартин, автор цикла «Песнь Льда и Огня». Недавно мне пришло сообщение от девушки, которой удалось не только лично пообщаться со знаменитым фантастом, но и вручить ему в качестве подарка ту самую открытку. По словам девушки, американский писатель рассмеялся и одобрил карикатуру. Мои друзья восприняли это как невероятное достижение — надо же, сам Джордж Мартин меня похвалил! А на самом деле ничего сверхъестественного не произошло. Здорово, конечно, что открытка попала в руки Мартину. Но, по факту, что я от этого получил? Ничего! — шутливо отмахивается художник-комиксист.

Не нужно воспринимать негативно поражения на конкурсах. К своим победам на международных фестивалях я также отношусь скептически. Если воспринимать всё это с излишней серьёзностью, то можно просто остановиться в творческом развитии. А мне ещё предстоит длинный путь.


Выражаем огромную благодарность «Артели творческого энтузиазма» за помощь в проведении съёмок.

Поделись
Юля Лим
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000