INTERVIEW Екатерина Лейман 15 марта, 2016 08:00

Артык Сейткалиева: «Выдача чека — обязанность продавца!»

Артык Сейткалиева: «Выдача чека — обязанность продавца!»
Фото: Ринна Ли
15 марта по всему миру отмечается «День защиты прав потребителя». Значит ли это, что только сегодня потребитель может быть уверен в своей защищенности? Закон «О защите прав потребителей» должен создавать равные условия для всех и обеспечивать действенный механизм защиты прав и законных интересов. Происходит ли это на самом деле? За ответами мы обратились к президенту Общественного объединения по защите прав потребителей «Адал» Артык Жумагуловне Сейткалиевой.

«Адал» функционирует с 1998 года и является неправительственной некоммерческой организацией. Его основной целью и задачей является защита потребительских прав граждан. За 18 лет существования сюда поступило более 5 000 письменных жалоб от потребителей, которым с помощью Общественного объединения в досудебном и судебном порядке был возмещен материальный ущерб и моральный вред на сумму свыше 80 000 000 тенге.


Артык Сейткалиева
Артык Сейткалиева

VOX: Сейчас на рынок активно входит отечественный производитель. Можно ли говорить о том, что в данном случае потребитель будет ущемлен в выборе товаров?

— В первую очередь среди товаров должна существовать конкурентоспособность. Каждому человеку следует быть патриотом, но для потребителя нет никакой разницы, импортный или отечественный производитель стоит перед ним. Самое главное для него — цена и качество. Допустим, на полке расположен отечественный и импортный товар. Качество одинаковое, но цена привозного товара ниже, чем у местного. Либо возможна другая ситуация. Допустим, я купила однажды отечественный товар ненадлежащего качества, ситуация повторилась дважды, трижды, а на мое заявление о несоответствии качества не отреагировал казахстанский производитель… Покупать такой товар в следующий раз желание пропадает! — говорит Артык Жумагуловна.

— На сегодняшний день у каждого человека есть бренд, в котором он уверен. Если отечественные производители не наладят качество продукции и сервис, не пойдут навстречу покупателю, никто их продукцию покупать не станет. С этого и нужно начинать. Конечно, при изобилии товаров я, в первую очередь, обращаю внимание на казахстанских производителей, но нужно внимательно изучить маркировку.

Патриотизм не положишь в карман и им не наешься. Платежеспособность казахстанских граждан стала ниже, поэтому они хотят качественный продукт по доступной цене. Почему у нас продукт одного и того же наименования, с одинаковыми показателями, должен стоить дороже, но явно проигрывать по качественным показателям импортным? Не должно быть так!

Чек — это не обязанность потребителя, выдача чека — обязанность продавца! Тебе обязаны выдать его, что бы ты ни купил!

— Мы всегда говорим потребителю: «Когда вы что-то покупаете, берите чек. Изучайте маркировку товара!» Нередко происходит зрительный обман: указано, что продукт изготовлен из натуральных ингредиентов, а когда вникаешь в суть состава, видишь, что это далеко не так.

Два года назад мы отдавали на экспертизу продукт — коровье масло. И только один-единственный ингредиент в нем оказался натуральным — его название. Все остальное оказалось с добавлением растительных компонентов.

VOX: Что делать потребителю, столкнувшемуся с некачественным товаром?

— Потребитель может самостоятельно обратиться в любую аккредитованную лабораторию, но все это на платной основе. Заплатив за товар 200 тенге, придется выложить за экспертизу минимум 1 000 тенге. Пойдет ли он на такое? Вот на это все и рассчитано. Наш потребитель, в лучшем случае, обменяет товар в том же магазине, но только при наличии чека. К сожалению, небольшие магазины не выдают чеков. Нарушения чаще всего и фиксируются в этих самых маленьких магазинах. Да, в каждом из них есть уже свои покупатели, которые привыкли приобретать товары именно там. Но если случится так, что товар окажется с браком или испорченным, продавец откажется от него, а все потому, что нет чека. Чек — это не обязанность потребителя, выдача чека — обязанность продавца! Тебе обязаны выдать его, что бы ты ни купил! А почему мы должны покупать некачественный товар? За границей в таких случаях накладывают огромные штрафные санкции.

— Производитель сегодня чувствует свою безнаказанность. До 1991-го при подаче искового заявления в суд можно было требовать возмещения ущерба даже от целой партии. В таком случае общественная организация могла посчитать, умножив стоимость этой партии на пять, сумму возмещения, которую следовало требовать через суд. При подаче искового заявления общественная организация могла просить наложения штрафа — 100% от суммы иска. Сейчас такого пункта в действующем законе нет.

VOX: В таком случае, чем сегодня защищен потребитель?

— Конституцией, Гражданским кодексом, Законом о защите прав потребителя — но он был изменен в 2010 году. Закон — законом, но когда наши люди приходят в судебную систему или обращаются к контролирующим органам, не находят поддержки. А как наша государственная структура отвечает? Между строк, да так, что ты никогда не поймешь, о чем там написано. На конкретный вопрос ты получаешь крайне размытый ответ. Пишешь второй, третий, четвертый раз, а потом устаешь и отступаешь. На это и рассчитано.

Потребитель должен определиться: либо он платит по счету, который ему выставляют, либо фиксирует все самостоятельно.

VOX: Какие сферы сегодня наиболее уязвимы с точки зрения качества?

— Пищевая сфера, например. Коммунальная отрасль — тоже очень сложная система. Наши монополисты делают, что хотят. «Казахтелеком» недавно присылает мне счет, где стоит услуга, которую я даже не заказывала. Спрашиваю у них, откуда появилась эта цифра — 290 тенге. Представьте, если с каждого абонента будут брать такую сумму? Попросили позвонить через три–четыре дня. Почему я должна звонить им? Оказалось, что и за предыдущий месяц мне посчитали эту услугу. Нужно всегда внимательно просматривать квитанции.

Что сегодня делают тепловые сети? Оказывается, тепловые счетчики были куплены ими в кредит. Теперь мы должны оплачивать этот кредит. Написала письмо в КСК, где спросила: «Когда установили эти счетчики, сколько времени я должна буду выплачивать, когда эта сумма закончится?» В КСК мне так и не ответили. Написала в антимонопольный комитет. В ответе, конечно же, о покупке в кредит ничего не сказано.

Рекомендую самостоятельно записывать показания счетчика с уточнением даты. Чаще всего происходит так, что потребитель оплачивает счет по показаниям, которые выставляет монополист, в следующем месяце он сам снимает показания, а в квитанции указывается то переплата, то недоплата. Потребитель должен определиться: либо он платит по счету, который ему выставляют, либо фиксирует все самостоятельно.

VOX: С какими жалобами к вам обычно обращаются? Были ли вопиющие случаи?

— Очень много жалоб поступает на отечественную мебель. Вся беда начинается со сборки. Цены на мебель у нас в стране очень высокие. Потребитель вынужден постоянно просить чеки. У нас уже есть несколько дел, которые мы выиграли через суд. Это был кухонный гарнитур стоимостью выше 1 000 000 тенге. Дверцы шкафов не открывались, петли висели, столешницы были установлены не по уровню. Установщики нашли оправдание: «У вас пол неровный!»

К нам недавно пришла пенсионерка, которая приобрела дорогостоящую мягкую мебель. Через некоторое время сиденье стало проваливаться. «А зачем это вы сидите только на одном месте? Почему не перемещаетесь?!» — возмутилась мебельная компания. Вот такие парадоксы с производителями.

— Однажды обратился молодой человек, который через интернет-магазин приобрел два iPhone за 72 000 тенге. Естественно, ни один из них не оказался в рабочем состоянии. Это дело мы выиграли. Иногда из-за того, что наш потребитель не берет чеки, трудно найти виновного и доказать его причастность.

Мы как общественное объединение не наделены правом проверки. Только в том случае, если потребитель пришел, написал заявление и предоставил документы, на основании которых мы можем определить претензию и дальше с ней работать.

VOX: Что делать потребителю в тех случаях, когда чек не предусмотрен? Например, в сфере красоты?

— На эту сферу поступает очень много жалоб. Конечно, свидетельские показания принимаются во внимание, но не всегда. Доказать то, что вам неправильно окрасили волосы, практически невозможно.

— Очень сложно доказать нарушение в сфере стоматологических услуг. Сложно, но возможно. Мы помогаем, когда видим, что есть шансы. Обещать мы ничего не можем.

Если был нанесен вред здоровью потребителя, то необходимо иметь на руках документы, подтверждающие, что было проведено лечение, и на него затрачена определенная сумма. Нужно сделать экспертизу, которая спрогнозирует, сколько еще денег потребуется на лечение. Потребитель имеет право рассчитывать на возмещение морального ущерба.

VOX: Что бы вы могли пожелать читателям?

— Хотелось бы пожелать всем приобретения только качественных товаров и услуг, с которыми никогда не возникнет проблем. Будьте бдительными и внимательными. Не нужно надеяться на кого-то, необходимо требовать при покупке полный пакет документов и обязательно обращать внимание на маркировку. Если вы стали жертвой недобросовестного производителя, нужно тут же пригласить администратора, руководство, попросить книгу жалоб и предложений и поставить в известность общественность. Мы как покупатели должны добиться того, чтобы нас уважали! Благодаря нам, потребителям, они строят свой бизнес. За свои деньги мы хотим получать качественные услуги!


Мы, в свою очередь, присоединяемся к пожеланиям Артык Сейткалиевой и просим вас быть крайне внимательными ко всем товарам, которые вы приобретаете. Любая мелочь, купленная в магазине, может нанести вред вашему здоровью или здоровью близких. Будьте осторожны!

Поделись
Екатерина Лейман
Екатерина Лейман
журналист Vox Populi
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000