HISTORY Святослав Антонов 20 августа, 2015 08:00

У истоков казахского театра: Аскар Токпанов

Спектакль «Абай» Аскара Токпанова
Спектакль «Абай» Аскара Токпанова
Фото: Фото из архивов
В этом году исполняется сто лет со дня рождения Аскара Токпанова — первого профессионального казахского театрального режиссера, основателя Жургеновки и школы театрального мастерства, человека, впервые поставившего на сцене спектакль «Абай». Давайте получше узнаем историю жизни этого великого человека.

Казахское театральное искусство зародилось в неспокойное время перемен и социальных потрясений. В 1925 году в столице Казахской АССР был организован первый Казахский академический театр драмы. У истоков казахского театра стояли такие видные деятели культуры, как драматург и режиссер Жумат Шанин, певец и актер Амре Кашаубаев, актер Калибек Куанышбаев, актеры театра и кино Елубай Умурзаков и Сералы Кожамкулов. Аскар Токпанов начал свою творческую деятельность позже, в середине 30-х, однако ему удалось вписать свое имя в эту блестящую плеяду. Мухтар Ауэзов однажды сказал: «Заслугу Аскара в становлении национального театра невозможно превзойти».


Режиссер казахского театра Аскар Топанов в молодые годы
Режиссер казахского театра Аскар Топанов в молодые годы

Аскар с молодых лет проявил дарование и тягу к прекрасному. Он родился в 1915 году в окрестностях Алматы, в ауле №2 Илийского района. Семья будущего режиссера была небогата, отец, Токпан Кунантаев, занимался скотоводством. В таких условиях мальчик вполне мог продолжить его дело и не получить высшего образования, однако судьбе было угодно другое. Родители Аскара умерли рано, и он воспитывался в семье своего дяди. В 1930 Токпанов как сирота был принят в школу-интернат. Он был старательным учеником, и вскоре педагоги увидели, что у юноши есть артистический талант.

Молодого Аскара заметил художественный руководитель Казахского театра Жумат Шанин. Он решил, что юноше надо дать шанс получить хорошее образование. Аскар поступил в педагогический институт имени Абая на факультет казахского языка и литературы. Токпанов и здесь проявил свои таланты. Шанин рассказал о молодом даровании Темирбеку Жургенову — министру просвещения Казахской ССР. Жургенов решил отправить Аскара учиться в Москву. Так Аскар поступил на факультет режиссуры Московского государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского.


Аскар Токпанов на стажировке в Москве
Аскар Токпанов на стажировке в Москве

Его преподавателем стал знаток театра, народный артист России и режиссер МХАТа профессор Василий Сахновский. Можно сказать, что Токпанов стал «внуком» Станиславского и Немировича-Данченко, ведь именно их учеником был Сахновский. Аскар старательно впитывал лучшие наработки русской школы актерского мастерства, чтобы затем применить их в отношении казахского театра. Несмотря на все трудности и преграды в обучении, в 1939 году Токпанов закончил институт на отлично, став, таким образом, первым профессиональным театральным режиссером, работавшим в Казахском театре.

Вернувшись на родину, молодой режиссер спешил воплотить свои знания на практике. С 1939 по 1944 год он работал заведующим кафедры Алма-Атинского театрального училища. Параллельно он стал режиссером-постановщиком Государственного академического театра имени Ауэзова и начал ставить спектакли известных казахских драматургов.


Актеры спектакля «Абай»
Актеры спектакля «Абай»

Первым серьезным вызовом для Токпанова стал спектакль «Абай». Ауэзов в тот период времени искал талантливого режиссера, чтобы доверить ему свою трагедию. В процессе работы на спектаклем Аскар Токпанов и Мухтар Ауэзов тесно общались, много спорили, обсуждая постановку. Режиссер работал над «Абаем» очень тщательно в течение полутора лет. Он стремился передать всю философскую глубину произведения. На главную роль в постановке он утвердил Калибека Куанышпаева. Актеру удалось блестяще воплотить образ легендарного мудреца и поэта на сцене. Зрители встретили спектакль овациями, а в истории театра Токпанов и Куанышпаев навсегда остались первыми, кто показал зрителю настоящего Абая спустя много лет после его смерти.


Аскар Токпанов с писателем Мухтаром Ауэзовым
Аскар Токпанов с писателем Мухтаром Ауэзовым

Мухтару Ауэзову так понравился спектакль, что после того, как закрылся занавес он встал и произнес: «Я думал, что Токпанов плохой режиссер, и у него получится плохой спектакль. Теперь я понял, что Аскар просто великолепный постановщик. Абай обрел новую жизнь сегодня на сцене этого театра».

Аскару Токпанову довелось работать в «золотую эпоху» национального театрального искусства. Именно на эти годы пришелся период активного творчества таких писателей, как Ауэзов, Мусрепов, Мустафин, Майлин. Режиссер хорошо знал каждого из них. В своих постановках он стремился передать глубинную суть казахской классики, при этом сохраняя дух произведения. Среди его постановок такие успешные спектакли, как «Марабай» Ш. Хусаинова (1941), «В час испытаний» и «Енлик–Кебек» М. Ауэзова (1943), «Майдан» Б. Майлина, «Ыбырай Алтынсарин» М. Акынжанова (1951), «Миллионер» Г. Мустафина (1950), «Ақан сері - Ақтоты» Г. Мусрепова (1945).


Коллектив Казахского государственного театра имени Ауэзова
Коллектив Казахского государственного театра имени Ауэзова

В 1945-1946 годах Токпанов работал художественным руководителем Карагандинского областного театра. С 1951 по 1953 год он был главным режиссером Театра юного зрителя. Всего за все время работы Аскар Токпанов поставил около 70 спектаклей на сценах республиканских и областных театров.

Токпанов активно занимался переводом пьес из числа русской и зарубежной классики. Фактически его стараниями для казахского театра открылась мировая классика: пьесы «Иванов» и «Чайка» Чехова, «Правда хорошо, а счастье лучше» Островского, «Нора» Ибсена, «Стряпуха» Сафронова. Аскар Токпанов и сам сочинял пьесы. Известны его произведения «Тазша бала» и «Тасыган Тогилер».


Аскар Токпанов в роли В. И. Ленина
Аскар Токпанов в роли В. И. Ленина

В отдельных случаях Аскар Токпанов сам выходил на сцену в качестве актера. Известны его образы Ленина, Абая Кунанбаева и Ибрая Алтынсарина.

Несмотря на все заслуги Токпанова в постановке спектаклей, в истории казахстанского театра он больше запомнился, как основатель профессионального актерского и режиссерского образования. Режиссер долго добивался этого в культурных верхах, и в 1955 году по его инициативе был открыт театральный факультет в Алма-Атинской государственной консерватории имени Курмангазы. Токпанов стал преподавателем актерского мастерства, а в 1965-м получил звание доцента консерватории имени Курмангазы.

Для обучения на своем факультете Токпанов искал таланты по всей стране. Он обладал особым даром находить такие «самородки» в самых неожиданных  местах.

Пред тем, как взять кого-то в ученики, он задавал различные вопросы, проверял вокальные данные и наличие актерского таланта.


 Актер Асанали Ашимов
Актер Асанали Ашимов

Токпанов любил истинную игру без фальши. Говорил, что актер должен буквально проживать жизнь своего персонажа, научиться думать, как он.

Одним из самых известных учеников Аскара Токпанова является мэтр казахстанского кино Асанали Ашимов. Аксакал поделился с нами историей того, как, благодаря Токпанову, он стал актером:

— Я благодарен Токпанову. Именно он сделал меня тем, кем я являюсь сейчас. Я познакомился с ним в 1955 году. Тогда мой друг, позже получивший звание народного артиста Казахстана, Райымбек Сейтметов поступил на актерский факультет. Я же — сельский парень — работал в колхозе и приехал поступать в сельскохозяйственный институт. Ни о каком актерстве особо даже не думал. Друг пригласил к нам в гости Аскара Токпанова. Он сидел, пил шампанское, а я разливал его по фужерам. Потом Токпанов неожиданно спросил меня: «Куда собираешься поступать?» Я ответил. Он задумался на минуту, а потом говорит Райымбеку: «Приведи этого парня ко мне завтра. Помоги ему подготовиться. Думаю, в стране одним агрономом станет меньше».

За ночь мы подготовили монолог Олега Кошевого из «Молодой гвардии». Читал я плохо, так как в школе даже в самодеятельности не участвовал. Члены комиссии хмурили брови, но потом один из них — а именно Ахмет Жубанов — сказал, что парень, мол, молодой, и еще подучится. Во втором туре я также, видимо, выступил не блестяще. Однако Токпанову, вероятно, не хотелось отсылать меня обратно. Он пошел в ЦК и добился того, что, кроме 30 студентов, к курсу добавили 5 кандидатов. Сейчас я понимаю, что это был знак судьбы, ведь, будучи кандидатом, мне пришлось учить в два-три раза больше, чем другим, чтобы стать полноценным студентом, получить стипендию и место в общежитии. Позже меня исключили из университета, когда я начал сниматься в кино и прогулял 20 дней. Через год я вернулся туда снова. Таким образом, в общей сложности я отучился семь лет и закончил консерваторию со вторым выпуском актерского факультета.

Токпанов отличался своеобразными методами преподавания. Некоторые считали их излишне жесткими. Режиссер мог в пух и прах раскритиковать работу своего ученика, а потом, немного остыв, дать запал для новых свершений.

— Что уж тут скрывать: иногда он даже бил нас. Это тоже был метод воспитания, который хорошо дисциплинировал студентов. Все боялись, когда он приходил на спектакль, потому что знали, что оценив работу каждого, он скажет всю правду в лицо. Некоторые студенты злились на него за эту прямоту и жесткость.

На занятиях он часто уходил в долгие рассказы о своем знакомстве с известными деятелями искусств, вспоминал случаи из жизни. Некоторых это бесило, но в конечно итоге мы поняли, что каждая его история несет какой-то смысл. Он объяснял нам, что такое искусство, театральная жизнь, мастерство перевоплощения и погружения в образ. Токпанов любил истинную игру без фальши. Говорил, что актер должен буквально проживать жизнь своего персонажа, научиться думать, как он. Сейчас вы не найдете ученика, который бы вспоминал об Аскаре Токпанове плохо.

Мы часто встречались с ним уже после того, как я окончил институт. Однажды Токпанов даже отругал меня за то, что не взял его на небольшую роль поэта в фильме «Чокан Валиханов». Дело в том, что этот поэт был его предком. Иногда он критиковал мои роли, иногда хвалил. В конце концов он сказал мне что-то вроде крылатой фразы, которую написал Жуковский Пушкину: «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Я никогда не забуду все, что сделал для меня и многих других этот замечательный человек.


Режиссер Есмухан Обаев
Режиссер Есмухан Обаев

Токпанов отличался жестким характером. Ученики боялись, но в то же время любили его. Он быстро дал нам понять, что к профессии нужно относиться серьезно, или вообще не заниматься ей.

Другой ученик Токпанова, народный артист РК, режиссер и бывший директор Казахского государственного академического театра драмы имени Ауэзова Есмухан Несипбаевич Обаев, также с теплотой вспоминает о Токпанове:

— Давно это случилось — лет сорок назад, дело было зимой. Я жил в селе Кегень в 250 километрах от Алматы. Заканчивал 10-й класс и стоял на перепутье в выборе профессии. Помню — как обычно, кормил скот, и вижу: по дороге два человека идут. Первого я сразу узнал, это был наш председатель сельсовета. Второй — очень колоритный мужчина с высокой папахой на голове и в чапане. Он подошел ко мне и спрашивает: «Хочешь быть артистом?» Я ответил: «Нет». Он мне: «Поёшь?» Я в ответ: «Да». Спрашивает меня: «Ты хулиган?» Я говорю, что хулиган. Затем он предложил мне в три часа пойти в Дом культуры, чтобы показать, что умею. Я сказал, что не могу, потому что нужно сено убирать. «Никуда не денется твое сено», — сказал он и удалился. В три я пришел в Дом культуры. Там читал Токпанову стихи и пел. У меня в те годы был талант — умение подражать голосам артистов. Послушав меня, режиссер предложил приехать в консерваторию на экзамены.

В сентябре я вместе с нашими сельскими ребятами поехал в город. Поступление в вузы в те годы было именно в это время. Пришел в консерваторию, а там говорят, что прием окончен. Поднялся к Токпанову на третий этаж. Он отчитал меня за опоздание. Тогда я сказал, что пойду поступать на агрофак. У самой двери Токпанов остановил меня и предложил стать вольнослушателем, учиться без стипендии, а если через полгода сдам экзамен — стать студентом режиссерского факультета. Я согласился, и после экзаменов действительно поступил в вуз. Аскар Токпанов преподавал у нас актерское мастерство. Токпанов отличался жестким характером. Ученики боялись, но в то же время любили его. Он быстро дал нам понять, что к профессии нужно относиться серьезно, или вообще не заниматься ей.


Токпанов с учениками
Токпанов с учениками

Среди учеников Токпанова 14 народных артистов СССР и Казахстана и около 30 заслуженных артистов Казахской ССР. Всего педагог выпустил более 250 режиссеров и актеров. Среди его учеников такие выдающиеся деятели театрального и киноискусства, как Шолпан Джандарбекова, Фарида Шарипова, Идрис Ногайбаев, Сабит Оразбаев, Мухтар Бахтыгереев, Тунгышбай Жаманкулов. Его ученики работают преподавателями, актерами и режиссерами во всех уголках страны.

Токпанов был очень неординарным человеком даже внешне. Он ходил с тростью, носил на голове феску или папаху. Именно яркий образ этого человека запомнили его современники. В то же время режиссер и педагог отличался высоким уровнем культуры, эрудицией и прекрасным знанием классического искусства.

— Помню, однажды у меня в квартире собрались московские киношники. Там были Михалков и Адабашьян. В два часа ночи раздался звонок в дверь. В комнату вошел Токпанов. Не знаю, от кого и как он узнал, какие у меня в доме гости. В итоге мы просидели до утра. Он читал стихи, рассказывал о знаменитых людях, с которыми общался. Именитые советские режиссеры и сценаристы остались под большим впечатлением от Аскара Токпанова. Потом, когда я приезжал в Москву, Михалков спрашивал у меня, где сейчас этот гений, — вспоминает Асанали Ашимов.

Знаменитый резкий характер Токпанова и его правдивость знали все. Многие не любили его за это. Однажды он пришел в Академию наук, где вспоминали покойного Сакена Сейфуллина. Режиссер подошел к некоторым из числа тех, кто писал доносы на литератора, и сказал: «Сами убили, теперь еще и празднуете». Независимо от регалий, званий и должностей, Токпанов всегда говорил встречным то, что о них думал и считал правдой.

— Он мог подойти к народному артисту, который, допустим, играет Ленина, и сказать: «Какой же ты Ленин? Ты хоть его сочинения читал? Чтобы Ленина играть, нужно таким же гением быть и знать его с ног до головы». Вот такие резкости мы от него иногда слышали. Мата в лексиконе Токпанова не было, но он и без этого мог крепко отчитать, — рассказывает Асанали Ашимов.

Токпанов многое сделал для развития Казахского театра в регионах страны.

В 1969-м он работал главным режиссером драмтеатра имени Абая в Жамбылской области. Помимо этого, он ставил спектакли в театрах Атырау, Семипалатинска и других городов Казахстана.


Токпанов у здания ЦК Компартии Казахстана в Алматы
Токпанов у здания ЦК Компартии Казахстана в Алматы

— Когда Токпанов начинал, в республике было всего 5-6 театров. Сейчас их около 57, и это во многом его заслуга. Если что-то нужно было для развития национального театра, то он был готов дойти до самого верха. Токпанов не любил чиновников, называл их «чинушами», но по долгу службы постоянно общался с этими людьми. Всегда говорил со всеми прямо и не стесняясь, даже с Кунаевым, рассказывая о проблемах театра, — вспоминает Есмухан Обаев.

Обобщив свои знания и теоретические статьи, он оставил много трудов по актерскому мастерству, преподаванию театрального дела и режиссуре. Токпанов перевел на казахский книги Станиславского. Сам он выпустил такие произведения, как «Жизнь на сцене», «До сегодняшнего дня», «Основа моей жизни». Токпанов не любил награды и звания, однако в 1957-м он стал заслуженным деятелем искусства Казахской ССР, а в 1974-м — народным артистом Казахской ССР.


Токпанов и артисты Государственного театра кукол
Токпанов и артисты Государственного театра кукол

До конца своей жизни Токпанов продолжал преподавать. С 1978-го по 1987-й он был заведующим кафедрой актерского мастерства и режиссуры в театрально-художественной академии. В 1991-м стал профессором этого вуза.

— Мы приходили к Токпанову за несколько дней до его смерти. Он был болен, но сохранял трезвость ума. Даже в больнице он не расставался со своей прямолинейностью. Некоторым из нас он сказал, что ничего в актерской карьере у них не получится, другим — что у них еще есть шанс. Так мы и проводили легенду в последний путь, — вспоминает Ашимов.

— Я пришел к нему за день до смерти. Токпанов открыл глаза, схватил мою руку и больше ничего не сказал, — рассказывает Есмухан Обаев.


Бюст народного артиста Казахской ССР Аскара Токпанова
Бюст народного артиста Казахской ССР Аскара Токпанова

Аскар Токпанов умер в 1994 году. В память о Токпанове на доме, где он жил, была установлена гранитная табличка. Именем Токпанова названа пара небольших улочек в Алматы и Астане. При этом главная память о нем — это школы режиссерского и актерского искусства, а также сотни выпускников, продолжающих дело своего мудрого учителя. 

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000