HISTORY Святослав Антонов 11 августа, 2017 10:00

Путешествие в прошлое: Как под Алматы воссоздали ярмарку XIX века

Путешествие в прошлое: Как под Алматы воссоздали ярмарку XIX века
Фото: Святослав Антонов
Для съемок фильма о прославленном борце и акыне Балуане Шолаке в окрестностях Алматы была воссоздана историческая ярмарка конца XIX века. Журналист Vox Populi побывал на площадке, чтобы своими глазами увидеть, как оживает история.

Приехав на место, мы спускаемся с холма. Впереди открывается удивительное зрелище. У излучины небольшой горной реки идет оживленная торговля. Под соломенными навесами свой товар разложили крикливые купцы. Они одеты в разномастные наряды — казахские, узбекские, китайские и татарские костюмы. Между рядами на резвых скакунах проносятся джигиты. Вдалеке пастухи гонят свой скот в загоны. На небольшом коврике, расстеленном на голой земле, подростки возятся в пыли, соревнуясь в казакша курес. На берегу отдыхает солдат в белом мундире, опираясь подбородком на приклад винтовки. Кажется, что мы перенеслись в конец XIX века, и только пара камер и несколько человек в современной одежде выдают во всем происходящем съемочную площадку исторического фильма…

Картину «Балуан Шолак» начали снимать еще в начале лета. Этот новый масштабный исторический проект от киностудии «Казахфильм» рассказывает о раннем периоде жизни знаменитого казахского поэта-серы и прославленного борца Нурмагамбета Баймырзаулы, прославившегося в народе под прозвищем Балуан Шолак.


Декорации Кызылжарской ярмарки
Декорации Кызылжарской ярмарки

Для съемок одной из самых масштабных сцен этой ленты была выстроена масштабная декорация, изображающая Кызылжарскую ярмарку — одну из крупнейших в дореволюционном Казахстане, наряду с легендарными Каркаринской и Кояндинской ярмарками. Небольшой городок, состоящий из многочисленных юрт, загонов для скота, лавок и рядов с товаром, здания администрации и циркового шатра, достоверно передает атмосферу бурной торговли конца XIX века.

По описаниям современников, ярмарки в то время были не только площадками покупки и обмена товаров между кочевыми скотоводами и оседлым населением. Это были важные события в общественной и культурной жизни целых регионов. На ярмарках проходили съезды биев и волостных правителей. Там же с кочевников взимали налоги и проводили перепись населения. На ярмарках проходили спортивные турниры по борьбе, подъему тяжестей, джигитовке и другим дисциплинам. Гостей и торговцев также развлекали выступления и айтысы между исполнителями народных песен — акынами и серы.

Во время одного из таких ярмарочных увеселений и прославился Балуан Шолак. Он победил на ринге легендарного чемпиона Карона и поднял рекордный вес, несмотря на тяжелое увечье — отсутствие пальцев правой руки, которые он отморозил еще в раннем детстве (Балуан Шолак — в переводе «беспалый борец»).

Создатели фильма долго выбирали подходящее место для съемки этих сцен. Реальная Кызылжарская ярмарка ежегодно проходила в Кокшетауской области на берегу одного из притоков Иртыша. Режиссер и его помощники нашли подходящий под это описание холмистый пейзаж с небольшой речкой в 245 километрах от Алматы, недалеко от села Кеген.


Торговые ряды на ярмарке
Торговые ряды на ярмарке

Съемочная группа трудилась около двух месяцев над созданием декораций. При постройке отдельных зданий они опирались на архивные кадры ярмарок, располагавшихся вдоль границы Казахстана и России.

Некоторые постройки ярмарки буквально копируют реальные сооружения. К примеру, это деревянное здание управы (администрации) с куполом мы увидели на одном из старых снимков.

О создании реалистичных декораций рассказал художник-постановщик картины Еркин Сулейменов:

— Мы поднимали архивные фотографии и документы того периода. Некоторые постройки ярмарки буквально копируют реальные сооружения. К примеру, это деревянное здание управы (администрации) с куполом мы увидели на одном из старых снимков. Все ярмарки в то время были похожи друг на друга. Большая часть торговых павильонов представляла из себя временные постройки и навесы из соломы, глины и деревянных досок. Мы построили подобные сооружения и «отфактурили» их под старину.

— Некоторые здания-декорации кажутся основательными и массивными, но на самом деле они сделаны из простых и дешевых материалов. Здание администрации внутри пустое, там нет комнат, и в этом помещении мы храним костюмы. Задача художников заключается в том, чтобы в кадре все эти муляжи смотрелись как реалистичные и функциональные строения.

Многочисленные юрты, тележки и многие другие декорации были привезены кинематографистами со складов студии «Казахфильм». Они уже не раз были засвечены в исторических картинах. Художникам фильма «Балуан Шолак» пришлось дорабатывать их, чтобы придать внешний облик, соответствующий эпохе.

На деревянных колесах телег с товарами видны шерховатости и щербины. Узорчатые одеяла покрыты пылью. Создается впечатление, что их в самом деле привезли на ярмарку из отдаленных городов и поселков.


Дети в исторических костюмах
Дети в исторических костюмах

Над картиной также работала опытная команда костюмеров. Реалистично выглядит одежда не только главных героев, но и актеров массовки.

Яркие наряды среднеазиатских торговцев, поношенные чапаны и войлочные шапки, казацкая форма, шелковые и бархатные халаты китайских купцов — это лишь часть из 500 костюмов, изготовленных специально для съемок этой исторической драмы.

Каждая деталь одежды персонажей проработана до мелочей. Художник по костюмам Меруерт Торыбаева учла все особенности костюмов, используя при их изготовлении материалы, максимально соответствующие эпохе.

Наряду с профессиональными актерами, в съемках массовых сцен приняли участие около 300 актеров массовки. Большая часть из них — жители села Кеген и соседних поселков.

Особенно органично в своей роли смотрятся местные ребята, с энтузиазмом борющиеся на траве в исторических костюмах. Наверное, именно так столетие назад развлекались их сверстники.


Овощные ряды
Овощные ряды

Для большей реалистичности на съемках использованы как бутафорские, так и настоящие фрукты и овощи.

Картина снимается по мотивам пьесы «Жаужүрек» («Одержимый») известного писателя Дулата Исабекова. Спектакль по этому произведению уже несколько лет успешно идет на сцене театра имени Ауэзова.


Хранилище костюмов
Хранилище костюмов

В основе сюжета фильма драматичные эпизоды молодости борца и поэта, знаковые поединки, история трагической любви и борьбы за справедливость.

С того момента, как поступил на режиссерский факультет, хотелось снять кино об этом человеке, ведь в детстве зачитывался книгами о жизни Балуана Шолака.

Для режиссера Нургельды Садыгулова этот проект — дебют в полнометражном художественном кино, он больше известен благодаря работе над документальными фильмами и сериалами.

— Для меня это очень важный фильм, и я долго шел к нему. С того момента, как поступил на режиссерский факультет, хотелось снять кино об этом человеке, ведь в детстве зачитывался книгами о жизни Балуана Шолака. Я сам занимался борьбой и хорошо понимаю, что значит стать чемпионом с такой травмой. В то же время Балуан Шолак был не только выдающимся спортсменом, но и талантливым композитором и поэтом. Он воспевал родной край и многое сделал для своего народа. Такая многогранная личность привлекает внимание и в наши дни.


Нургельды Садыгулов
Нургельды Садыгулов

Режиссер подчеркивает, что до этого биография Балуана Шолака ни разу не была экранизирована. Создатели ленты стремятся показать разные грани жизни своего героя, сосредоточившись на отдельных эпизодах из его творческого и спортивного пути. Для Нургельды Садыгулова Балуан Шолак является ярким примером любви к родной земле и борьбы за процветание простых людей.

— Большую часть сцен мы стараемся снимать на натуре. Это всегда сложная задача. К примеру, в этот раз мы думали управиться за пару дней, но подвела погода. В день по нескольку раз начинались дожди, поднимался ветер, и нам приходилось прерывать съемки. Тем не менее вся команда хорошо справляется с трудностями. Помимо Кызылжарской ярмарки, из масштабных декораций мы уже построили родной аул Балуана Шолака. Пожалуй, самые сложные сцены в фильме — это конные трюки, в которых участвовали каскадеры группы Nomad. Большая благодарность Жайдарбеку Кунгужинову и его ребятам! Они также помогали нам поставить сцены борьбы.


Исполнитель роли Балуана Шолака Еркебулан Дайыров
Исполнитель роли Балуана Шолака Еркебулан Дайыров

Создатели ленты долго искали подходящего актера на главную роль. Из множества кандидатов выбор в итоге пал на Еркебулана Дайырова, успешно исполнившего роль Бауыржана Момышулы в одноименном сериале. Образ Балуана Шолака для него не в новинку. Он играет эту роль в театре, однако для съемок фильма актеру пришлось много работать над собой — набрать почти 10 килограммов, брать уроки борьбы и тренироваться в спортзале.

Такие люди, как Балуан Шолак — часть этой истории и культуры, и я рад, что мне довелось воплотить его образ на экране.

— У каждой нации есть свои герои, которыми стоит гордиться нашим детям. Сейчас среди молодежи происходит засилье персонажей зарубежных комиксов и фильмов, но нельзя забывать и свою историю. Такие люди, как Балуан Шолак — часть этой истории и культуры, и я рад, что мне довелось воплотить его образ на экране. Это сложная задача с профессиональной и человеческой точки зрения. Я долго готовился к этой роли, читал биографию Балуана Шолака, написанную Сабитом Мукановым, и много другой литературы. Для меня было важно понять внутренний мир, мысли и чувства моего героя.

Съемки картины продолжатся до осени 2017 года. Создатели ленты планируют снимать отдельные сцены в Кокшетауской, Павлодарской, Акмолинской и Жамбылской областях. Лента, скорее всего, выйдет на экраны уже в следующем, 2018 году.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000