HISTORY Святослав Антонов 8 октября, 2015 10:00

Путь Ильяса: история жизни поэта Жансугурова

Путь Ильяса: история жизни поэта Жансугурова
Фото: Из архива Саята Жансугурова
Ильяс Жансугуров — один из самых выдающихся казахских поэтов XX века. Мы решили рассказать о жизни и творческом пути этого удивительно разностороннего человека, его личной жизни, а также трагической гибели.

Будущий поэт и писатель родился в 1894 году в отдаленном ауле без названия, известном как аул № 4, в Аксуйской волости Копальского уезда Семиреченской области. Казалось, в этих краях не может появиться на свет и вырасти крупный культурный деятель. В становлении молодого Ильяса большую роль сыграл его отец, местный мастер и кузнец Джансугур. Не получив никакого образования, он, тем не менее, знал арабскую грамоту и собирал устные поэтические произведения. С юных лет будущий поэт познакомился с творчеством Абая, Шернияза, Махамбета, Базара, Акана, Биржана.

С детства проявилось творческое дарование Жансугурова. Он любил играть на домбре, в ходе импровизаций сочиняя свои первые стихи. Он изучил айтысы между семиреченскими акынами Суюнбаем и Кунбалой, Асетом и Рысжаном, Биржаном и Сарой. Поэт и сам любил участвовать в айтысах, часто выходя из них победителем.

Первые стихотворные произведения поэт пишет в 17 лет. В это время он проходил обучение в Карагашской казахской неполной средней школе. По некоторым данным, после ее окончания в 1911 году Жансугуров учился в известной школе «Мамания» — первом полноценном образовательном учреждении в этом регионе, — построеной в селе Аксу на деньги богатых купцов Мамановых. К этому периоду относят первые рукописи поэта, датированные 1915 и 1920 годами. Первые напечатанные произведения Жансугурова — стихотворения «Сарыарқа» («Сарыарка») и «Тiлек» («Пожелание»), опубликованные в журнале «Сарыарқа» в 1917 году.

Для раннего творчества поэта характерны темы любви, красоты природы, таланта и мастерства певцов и музыкантов. Эти лирические темы нашли отражения в стихах «Скала», «Облако», «Соловей», «Ветер». В «Соловье» через образ певчей птицы аллегорически раскрываются мысли автора о предназначении искусства и его роли в жизни людей.


В годы учебы в Ташкенте
В годы учебы в Ташкенте

Первый брак Жансугурова оказался неудачным и закончился уже через два года. Ильяса практически насильно женили на вдове его дяди Жамиге, дочери местного бая. Богатая семья невесты стремилась полностью подчинить себе Ильяса. Своенравный поэт часто конфликтовал с тестем и вскоре расстался с Жамигой.

В 1920 году поэт приезжает в Верный, а затем в Ташкент, где проходит краткосрочные учительские курсы. В это время он подрабатывает корректором в газете «Ак жол» и пишет стихи для республиканской газеты «Тiлшi».


Ильяс со студентами краткосрочных учительских курсов
Ильяс со студентами краткосрочных учительских курсов

В Ташкенте молодой Жансугуров знакомится с известным исследователем-этнографом Абубакиром Диваевым. Ильяс уговаривает ученого, чтобы тот принял его в состав экспедиции по сбору народного фольклора в Туркестанском крае, Сырдарьинской и Джетысуйской областях.


Саят Жансугуров
Саят Жансугуров

После окончания учебы он возвращается в родной уезд и учительствует в Белтоганской аульной школе. В это время поэт познакомился со своей второй супругой, юной красавицей Аманшой. О личной жизни и творческом пути своего знаменитого отца рассказывает первый сын поэта Саят Жансугуров:

— Со второй женой у папы были очень теплые романтические отношения. Родственник отца, Чукенов, рассказывал, как он встретил его везущим на саночках свою Аманшу, завернув ее в теплую шубу или тулуп. Оба были веселы, громко смеялись.


Съезд учителей Жетысу
Съезд учителей Жетысу

В 1923 году, оценив преподавательские заслуги Жансугурова, его назначают сначала учителем, а затем и директором института народного просвещения в Алма-Ате. Он привозит молодую супругу в город. Желая продолжить свое образование, в 1924 году по протекции своих друзей Асфендиярова и Жандосова Ильяс едет в Москву для поступления в Коммунистический институт журналистики. Жена из-за слабого здоровья не может последовать за поэтом. Через год в жизни писателя происходит трагедия.

— После окончания первого курса института он приехал на родину. Зашел к своим друзьям. Они пришли в полное замешательство. Долго не решались рассказать отцу, что случилось в его отсутствие, а затем все таки поведали, что Аманша, будучи беременной и с ослабленным здоровьем, не выдержала предродовых схваток. В итоге погибла и супруга поэта, и его новорожденный ребенок. Он написал два стихотворения, наполненных чувством боли от утраты своей любимой. Это «Прощание с Аманшой» и «У могилы милой Аманши».

Несмотря на депрессию, Ильяс продолжает обучение в Москве. Он встречается с В. Маяковским, Д. Бедным, Э. Багрицким, М. Светловым, В. Луговским и другими русскими поэтами. В архивах института сохранилась такая характеристика студента Жансугурова: «Политическое развитие среднее. Дисциплинирован и выдержан. Активность средняя. Партзадания выполняет удовлетворительно». После окончания института поэт стал первым профессиональным журналистом в Казахстане, получившим высшее образование по специальности в Москве.

В 1928–1932 годах Жансугуров являлся сотрудником газеты «Еңбекшi қазақ». Параллельно с журналистской работой он продолжает писать стихи и начинает осваивать сложный жанр поэм. Жансугуров являлся сторонником установления советской власти и социалистического будущего Казахстана. В этот период он пишет о приходе промышленной революции в степь, формировании рабочего класса, романтизирует достижения советского строя, радуется тому, что вчерашние скотоводы стали шахтерами, механиками, железнодорожниками и металлургами. Характерное произведение того времени — стихотворение «Золотая чаша», где в эпической форме описано освоение золотоносных месторождений Риддера.


Одно из ранних изданий Жансугурова, 1928 год
Одно из ранних изданий Жансугурова, 1928 год

Идеей светлого советского будущего казахов пропитано одно из самых эпических произведений Жансугурова, поэма «Степь». От лица двух героев — пожилого аксакала и своего ровесника-поэта — он описывает основные вехи истории Казахстана последних столетий, такие как период джунгарского нашествия, борьбу казахского народа против джунгар, присоединение Казахстана к России, колониальную политику царских властей, восстание 1916 года, Февральскую революцию, а затем и установление советской власти в степи. Жансугуров создал лирическое произведение эпохального масштаба, объединив новые веяния русской поэзии, вдохновленные творчеством таких авторов, как Маяковский, и характерную для народного творчества стихотворную форму «толгау».

— В другом произведении, «Бадырак», отец описывает судьбу батрака, угнетаемого баями и становящегося важным человеком после прихода советской власти. В нем он предсказал будущее страны до 50 года. Однако не стоит думать, что папа писал только оды власти. Нам известно о его потерянном произведении «Мұз кала» («Ледяной город»). В нем описано, как некий деятель приехал в степь и удивился кочевому образу жизни казахов. Когда ему говорят, что это традиционный уклад местных жителей, он утверждает, что нужно вести оседлый образ жизни, приводя в пример эскимосов. В итоге несчастных кочевников заставляют строить дома из льда. Через год чиновники приезжают на место, где был построен ледяной аул, но все его жители уже погибли. В этом произведении читается нескрываемая горькая сатира на деятельность в Казахстане Голощекина.


Ильяс Жансугуров в Кисловодске
Ильяс Жансугуров в Кисловодске

Еще одной темой творчества поэта стали казахско-русские отношения. Подобно Абаю, Алтынсарину и Валиханову, Ильяс Жансугуров является сторонником дружбы и сотрудничества двух народов. Стихотворение 1927 года «Земля Россия» проникнуто любовью к природе соседней страны, уважением к России и ее народу. В своих строках поэт передает многообразие огромной страны, описывая стаи птиц, густые хлеба, рязанские рощи, тамбовские сады и великую Волгу. В этом произведении он также воздает должное красоте русских женщин. Эта тема продолжается в стихотворениях «Москва – Казахстан» и «Кавказ», написанном под впечатлением от посещения этого горного края. В этих же произведениях описаны изменения нового времени, такие как строительство железных дорог, появление электростанций и аэропланов. Жансугуров искренне радуется веяниям новой эпохи, обещающим светлое будущее. 

Подобно своим предшественникам в казахской литературе, Жансугуров уделял большое внимание образованию и просвещению. Произведения «Байшұбар» («Байшубар», 1923), «Балаларға тарту» («Подарок детям», 1926) по задумке поэта должны были сыграть большую роль в эстетическом воспитании подростков. Для детей он пишет серию нравоучительных сказок, основанных на народном фольклоре — «40 небылиц». Писатель участвовал в составлении учебников для школ и первого казахского календаря.


Копия издания 500 казахских песен Затаевича
Копия издания 500 казахских песен Затаевича

В широкий круг интересов поэта входила и музыка. Этой теме посвящены поэмы «Күй» («Кюй», 1929), «Күйшi» («Кюйши», 1934). В «Кюйши» описана трогательная любовь безвестного акына к сестре хана Кенесары. Он рассказывает о своих чувствах в виде невероятной по красоте и лиризму песни. Описывая игру кюйши, Жансугуров проявил себя тонким знатоком казахской музыки и неплохим музыкантом. Именно эти качества в нем оценил известный музыкант и композитор Александр Затаевич. Работая над своим сборником «500 казахских песен и кюев», он неоднократно привлекал поэта в качестве эксперта. Жансугуров знал множество образцов народного творчества Семиречья. Ильяс наигрывал известные ему мелодии на домбре, а Затаевич записывал ноты и слова. Музыкант подписал одно из первых изданий своего сборника следующими словами: «Дорогому другу и товарищу Ильясу Жансугурову от сердечно любящего его автора!». Позже Затаевич оценит Жансугурова, как хорошего журналиста и поэта.


Пьесы Жансугурова
Пьесы Жансугурова

Театральное творчество также привлекало Жансугурова. Он является автором пьес «Кек» («Месть», 1931), «Турксіб», «Исатай - Махамбет» (1936), «Колхоз тойы», «Райхан». Поэт лично принимал участие в нескольких постановках.


Жансугуров на съемках фильма к 10-летию Каз АССР
Жансугуров на съемках фильма к 10-летию Каз АССР

Жансугров не мог пройти и мимо нового, зарождающегося искусства — кинематогрофа. Он часто играл эпизодические роли в массовках. К примеру, сыграл роль степняка в картине «Степная песня», снятой к 10-летию образования Казахской советской республики. Одним из первых казахоязычных авторов Жансугуров проявил себя в качестве кинокритика. Кинематографу посвящен и его стих «Кинода» («В кино»).

Большую часть своего времени Жансугуров посвятил переводу русской и зарубежной литературы на казахский язык. Он открыл для казахоязычного читателя произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, В. Маяковского, М. Горького, Г. Гейне, В. Гюго, Г. Тукая, А. Лахути. Наиболее известен его перевод «Евгения Онегина», выполненный за шесть месяцев, к столетию со дня смерти поэта. 


Вместе с Фатимой Торебаевой и сыном Саятом
Вместе с Фатимой Торебаевой и сыном Саятом

Столь же бурно, как творчество, развивалась личная жизнь литератора. После приезда в Кызылорду, в период работы в газете «Еңбекшi қазақ», у своего приятеля Садуакаса Осванова он знакомится с двоюродной сестрой Садуакаса Фатимой Торебаевой. Фатима воспитывалась у брата после смерти отца и матери. После непродолжительного знакомства Фатима и Ильяс поженились. Поэт увез свою супругу в Алма-Ату, где они жили на съемной квартире. В 1930 году у них родился сын Саят.


Сын поэта Саят
Сын поэта Саят

Через короткое время родилась дочь Сайра. Полгода спустя Фатима уезжает учиться в Москву. В это время начинают ползти слухи об отношениях Жансугурова и супруги прославленного педагога Биляла Сулеева Фатимы Габитовой, с которой он познакомился еще до своего третьего брака. Сын поэта Саят так вспоминает об этом времени:

— С нами тогда жил мой дед. Он был очень резким и острым на язык человеком. Он часто гулял со мной по городу, и, будучи кузнецом, часто подбирал на улице старые подковы, а дома восстанавливал их. Однажды отец сказал ему: «Брось ты эти подковы. Или внуком, или ими занимайся», на что дед ответил: «Я ни подковы, ни детей никогда не бросаю». Конечно, я тогда не понял, о чем он говорит.

Через несколько месяцев погибла сестра Саята Сайра. Этот случай внес окончательный раскол в отношения Фатимы и Ильяса.

— Эту историю мне поведала тетя Айша. Однажды родители закрылись в комнате и долго что-то обсуждали. После этого отец молча вышел из комнаты и из квартиры. Айша спросила маму, что случилось, а та просто ответила, что они развелись. Мы с мамой переехали в Туркестан. Там она второй раз вышла замуж за артиста Ибади Тауекелова. Сама играла в театре в Алма-Ате. После ареста отчима работала в газете «Социалистический Казахстан». Там вышла статья под загаловком «Улы Сталин» («Ядовитый Сталин»), хотя должно было быть «Ұлы Сталин» («Великий Сталин»). Эта трагическая опечатка стоила маме больших нервов. Ее долго допрашивали в НКВД. Здоровье матери оказалось подорвано, и в 1943-м она умерла от туберкулеза.


Ильяс Жансугуров ( в центре), Фатима Габитова (справа) и их дети
Ильяс Жансугуров ( в центре), Фатима Габитова (справа) и их дети

Четвертая супруга поэта Фатима Габитова была родом из семьи татарского купца. Девушка имела хорошее образование, знала казахский, русский и немецкий языки. Она одевалась по последней моде и вела светский образ жизни. Возможно, именно поэтому Фатима так привлекала творческих личностей. После брака с педагогом Билялом Сулеевым и Ильясом Жансугуровым она вышла замуж за Мухтара Ауэзова. С Жансугуровым они поженились в 1932-м, после ареста Биляла Сулеева. По свидетельству очевидцев, брак был счастливым. Фатиме Габитовой Жансугуров посвятил немало любовной лирики. Он усыновил двоих ее детей от первого брака — Жанибека и Азата. В браке с Габитовой у него родились две дочери и сын: Умут, Ильфа и Булат Габитовы-Жансугуровы.


Жансугуров в кругу казахских литераторов
Жансугуров в кругу казахских литераторов

Жансугуров дружил со многими видными деятелями казахской литературы. Среди его близких знакомых были Ауэзов, Каратаев, Муканов, Жароков.


Вместе с Мухтаром Ауэзовым на жайляу
Вместе с Мухтаром Ауэзовым на жайляу

Однако самые тесные отношения он поддерживал с двумя своими коллегами по цеху — Сейфуллиным и Майлиным. Эту троицу постоянно видели вместе. Даже в периоды долгой разлуки они писали друг другу дружеские письма. В переписке Беимбет Майлин однажды пошутил, что таких длинных и подробных писем Жансугурову не пишет даже его жена.


Первый состав союза писателей Казахстана
Первый состав союза писателей Казахстана

В 1932 году Жансугуров был назначен на ответственный пост председателя организационной комиссии и 1-го председателя Союза писателей Казахстана. Почти сразу после своего назначения он выступил с докладом, где обозначил основные проблемы казахской литературы и высоко оценил деятельность руководителя республики Левона Мирзояна. На посту председателя Союза писателей Жансугуров помогал молодым авторам заявить о себе и напечатать первые произведения.


С Максимом Горьким
С Максимом Горьким

В 1934-м Жансугуров в составе делегации от Казахской АССР принимал участие в легендарном Первом съезде советских писателей, проходившем в Москве. На этом съезде с докладом выступили такие литераторы, как Максим Горький, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Николай Бухарин, Юрий Олеша, Илья Эренбург, Алексей Толстой. В число этих видных советских писателей попал и Жансугуров. В своем докладе он уделил особое внимание развитию национальной и казахоязычной литературы, как части советской литературы. Он ратовал за увеличение количества произведений на казахском языке и подчеркнул особую значимость переводов на казахский классиков мировой литературы.

Там же, в Москве, поэт познакомился с Максимом Горьким и часто говорил с ним о возможностях развития соцреализма в казахской литературе и поддержке казахстанских писателей на союзном уровне.


Жансугуров во время выступления «всесоюзного старосты» Михаила Калинина, председателя ЦИК СССР от РСФСР
Жансугуров во время выступления «всесоюзного старосты» Михаила Калинина, председателя ЦИК СССР от РСФСР

С 1934 года Жансугуров работал редактором Казполитиздата, одновременно являясь членом ЦИК КазАССР. В 1937-м поэт пишет одно из самых сильных своих произведений — поэму «Құлагер». Это произведение стало ярчайшим образцом 11-сложного казахского стиха. В поэме описываются события из жизни выдающегося акына Акан Сери. Поэт останавливается на самом трагическом этапе его жизни — гибели любимого скакуна Акана, постоянно побеждающего в байге, от рук завистников. Чтобы взяться за такое монументальное произведение, Жансугуров провел тщательное исследование биографии акына, отправившись в его родную Северо-Казахстанскую область. Поэма отличается силой слова, сравнимой с лучшими произведениями Абая. Это — одно из самых трагических произведений в казахской литературе, крик души его автора. Именно в это время в воздухе витала атмосфера надвигающихся бедствий, череды репрессий против деятелей культуры. Поэт тонко чувствовал трагизм времени и передал его в своем произведении. Отчасти в «Құлагер» Жансугуров предначертал и свою трагическую судьбу.

— В предисловии к «Құлагер» мой отец пишет, что казахский народ за годы своей истории перенес множество бедствий. В то же время он предрекает, что, несмотря на все страдания, казахи в конце концов обретут свое счастье и придут к светлому будущему во главе с мудрым вождем. Он словно заглядывал в наше время.


Копия приговора Жансугурову
Копия приговора Жансугурову

В 1937 году Жансугуров был арестован по ложному доносу одного из своих близких знакомых. Ему было предъявлено совершено дикое обвинение в создании буржуазно-националистической организации, антисоветской деятельности, попытке национальго восстания и организации террористических актов против членов Политбюро. Под допросами и пытками поэта вынудили подписать признание. Однако он не стал подписывать обвинения в отношении своих друзей, родственников и знакомых.

Незадолго до смерти Жансугурову было позволено в последний раз встретиться с супругой. Она принесла в тюрьму недавно рожденного ребенка, сына Болата. Когда один из следователей сказал, что он, наверное, также, как и отец, станет писателем, поэт с горькой усмешкой ответил: «Пусть лучше будет сапожником. Фатима, научи его шить обувь. Лучше так, чем быть безвинно осужденным».

Жансугурова расстреляли по приговору Выездной сессии Военной Коллегии Верховного суда СССР 26 февраля 1938 года. В это же время был приведен в исполнение приговор одному из его ближайших друзей — Майлину. Оба писателя были захоронены в братской могиле в Алматинской области.

Долгое время Фатима Габитова ничего не знала о судьбе своего мужа. Ей говорили, что он сидит в одном из многочисленных лагерей. Она неоднократно подавала заявления о пересмотре дела и освобождении Жансугурова. До 50-х годов, будучи уже пенсионеркой, она писала письма в различные органы, чтобы хотя бы узнать судьбу своего мужа. В 1957 году, спустя почти двадцать лет после расстрела Жансугурова, Габитовой наконец прислали справку, в которой говорилось о том, что ее супруга уже нет в живых. В этом же году по постановлению Верховного суда поэт был полностью реабилитирован.

В 1964 году поселок Абакумовка был переменован в Джансугурово. Имя поэта было дано Талды-Курганскому педагогическому институту, улицам в Талды-Кургане и Алма-ате. Памятники литератору были установлены во многих городах Казахстана.


Саят Жансугуров и Фатима Габитова
Саят Жансугуров и Фатима Габитова

Сын писателя Саят Жансугуров по рекомендации своего дяди Булата Ташенова закончил Московский институт цветных металлов. Здесь он повстречался с пасынком своего отца, Азатом Сулеевым. По приглашению Азата Саят приехал в семью Фатимы Габитовой. Встреча родственников прошла очень тепло, он впервые увидел своих родных сестер и брата. По сей день Саят четвертую супругу своего отца ласково называет «татеша».

Благодаря стараниям Фатимы Габитовой многие произведения и архивы Жансугурова дошли до наших дней. Она с риском для жизни скрывала их у своих родственников до реабилитации супруга. Также часть архива поэта прятал у себя следователь НКВД Голубятников, который дал органам расписку об его уничтожении. Бумаги были найдены в его доме после смерти хозяина в 1980 году.

В 1984-м в городе Талды-Кургане, в доме 1907-го года постройки был открыт Литературный музей И. Жансугурова. С 1918 по 1976 годы это здание использовалось различными организациями, в том числе редакцией газеты «Октябрь туы». В 20-е годы прошлого века здесь располагался Жетысуский уездный исполком, куда И. Жансугуров не раз приезжал по работе из села Аксу. Большую помощь в создании музея оказала дочь поэта, Умит Ильясовна, кандидат медицинских наук, которая преподавала в институте на кафедре гражданской обороны и медицинской подготовки. Из Центрального архива было получено 50 листов ксерокопий документов, относящихся к творчеству поэта, среди которых была переписка Ильяса Жансугурова с Всеволодом Рождественским, Беимбетом Майлиным.

25 июля 1984 года музей посетило высшее руководство страны — Динмухамед Кунаев и Нурсултан Назарбаев. Они отметили хорошее оформление экспозиции музея и его важность в деле пропаганды биографии одного из самых видных деятелей советской казахской литературы.

В экспозиции музея представлено 673 экспоната. Среди них много личных вещей Жансугурова, включая его трость, плащ.

В музее сохранен рабочий стол из дома Фатимы Габитовой, а также подлинная чернильница и печатная машинка Жансугурова.

В экспозиции можно найти множество фотографий поэта, документов, связанных с его жизнью.

На стендах представлены самые ранние издания произведений Жансугурова и его личные письма.

На сегодняшний день работники музея проводят большую работу по сохранению наследия великого поэта. 

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000