HISTORY Святослав Антонов 22 марта, 2016 08:00

Первый Наурыз в Казахстане

Первый Наурыз в Казахстане
Фото: Фото из архива
25 лет назад по указу президента Республики Казахстан Наурыз мейрамы впервые стал государственным праздником. Еще за несколько лет до этого, в 1988-м, его в первый раз всенародно отпраздновали в Алматы. Мы расскажем вам, как в конце 80-х – начале 90-х годов после долгого перерыва почти в 60 лет в стране возрождали традицию празднования Наурыза.

Барельеф на одной из стен Персеполиса
Барельеф на одной из стен Персеполиса

Традиции Наурыза уходят корнями в далекое прошлое. Его происхождение имеет отношение к одному из самых древних праздников в истории человечества — Новому году по солнечному календарю, традиционно отмечаемому в день весеннего равноденствия. Первые письменные упоминания о нем встречаются в греческих источниках. Античный автор Страбон описывает торжество народов Междуречья, когда местные жители собирались в храме огня. Обряды этого праздника были связаны с поклонением огню и духам усопших. Подобный праздник также существовал у согдийцев в Средней Азии. Чуть позже он проник в персидскую культуру. Вскоре день весеннего пробуждения природы стал частью культа одной из зародившихся в этом регионе религий — зороастризма. По зороастрийским обычаям праздник возвещает наступление ахуровского времени года — лета — и отмечает ежегодное поражение Злого Духа.

Государственным праздником Новруз впервые стал во времена правления династии Ахеменидов, образовавших одну из самых значительных сверхдержав древности — Персидскую империю. С персидского языка «Новруз» дословно переводится как «новый день». В дни празднования Новруза наместники Персидской империи приносили дары своему правителю — шахиншаху. В поэме «Шахнаме» также упомянут этот праздник, а его происхождение связывают с началом царствования шаха Джамшида. Существует поверье, что в этот день царь Джамшид на рассвете, надев золотую корону, приказал установить свой трон на возвышенность. Лучи осветили корону, которая озарила все вокруг ярким радужным сиянием.

В Средние века праздник пышно отмечали в течение 13 дней или даже месяца. Неизвестно, когда точно празднование иранского нового года распространилось в Средней Азии. Возможно, вначале его отмечали только ираноязычные народы, но позже эту традицию восприняло кочевое население региона. Тюркским народам, в чьих религиозных практиках также встречалось почитание огня, разделение времен года на циклы возрождения и увядания, оказалась близка суть этого торжества.



Картина «Наурыз», 70-е годы
Картина «Наурыз», 70-е годы

У казахов празднование Наурыза приобрело свои национальные черты. Праздник прежде всего был связан с периодом окота скота и возрождением природы после зимних холодов. Торжества начинались 9 марта (22 марта по григорианскому календарю) и продолжались в течение долгого времени. Казахи называли Наурыз «Ұлыстың ұлы күні» («Великий день народа»). В дни праздника готовили много еды и надевали лучшую одежду. Считалось, что чем богаче будет отмечен Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Семьи навещали своих родственников на дальних кочевьях.

Вестником праздника считался белобородый дед Қыдыр Ата. Он приносил в жизнь людей благоденствие и мир. Непосредственно перед торжеством женщины прибирали юрты, мужчины расчищали родники и территорию стоянок, сажали деревья. Жители сел от мала до велика вместе встречали рассвет. Празднество сопровождалось поэтическими дуэлями — айтысами, спортивными играми, состязаниями в национальной борьбе — курес, кыз-куу и кокпаром. В каждом доме накрывали богатый дастархан, состоящий из семи блюд. Главным блюдом считался наурыз коже. Перед приемом пищи мулла читал молитву, а старший из присутствовавших за столом давал благословение (бата).

Существуют документы, подтверждающие, что сразу после прихода к власти большевиков, еще в начале 20-х, в отдельных республиках Наурыз признавали праздником и считали выходным днем. Затем, в 1926 году, в ходе кампании по борьбе с «пережитками прошлого» наряду с Новым годом, Рождеством и другими религиозными и национальными праздниками Наурыз мейрамы был отменен. Несмотря на официальные запреты, в сельской местности в марте–апреле проходили праздники весны, по обрядам, традициям и внешней атрибутике очень напоминавшие Наурыз.



Камила Магзиева
Камила Магзиева

В годы перестройки было решено возродить подзабытый праздник, проведя народные гулянья и торжества. Бывший начальник Управления культуры горисполкома Алма-Аты Камила Тусупхановна Магзиева вспоминает, как на улицах Алма-Аты были проведены первые официальные торжества в честь Наурыза.

— Идея отпраздновать Наурыз зародилась еще в 1986 году. Тогда у себя в Ленинском районе (ныне Жетысуйский район) мы проводили костюмированный праздник наступления весны, где демонстрировались некоторые национальные традиции. Он был проведен 22 апреля и, конечно, его тогда приурочили не к Наурызу, а ко дню рождения Ленина. Идея по-настоящему народного весеннего праздника витала в воздухе. В те времена уже начался дефицит продуктов, антиалкогольная кампания, и людей нужно было как-то отвлечь от проблем. Наконец в 88-м к нам поступило распоряжение горкома о проведении в Алма-Ате торжеств в честь Наурыза. Подготовка к первому Наурызу проходила несколько сумбурно, так как никто точно не знал, будем ли мы что-то делать. У нас было всего два месяца, чтобы утвердить сценарии праздничных мероприятий и все для них подготовить.

Камила Тусупхановна вспоминает, что работники культуры, расспрашивая своих родителей и родственников, восстанавливали традиции. Чиновников и режиссеров торжества консультировали искусствоведы, историки, мастера народно-прикладного искусства, а также работники казахского телевидения, многие из которых были родом из аулов.


Праздник Наурыз на проспекте Ленина (Достык). Из фонда ЦГА КФДЗ
Праздник Наурыз на проспекте Ленина (Достык). Из фонда ЦГА КФДЗ

Торжества в честь первого за долгое время Наурыза проходили целый месяц — с 22 марта по 22 апреля. Все началось с мероприятий на уровне коллективов крупных городских учреждений и предприятий. В Домах культуры прошли концерты и смотры самодеятельности. Лучшие коллективы были отобраны для участия в городском празднике.


Из фонда ЦГА КФДЗ
Из фонда ЦГА КФДЗ

Народные гулянья прошли в апреле, когда на улицах уже потеплело. В то время Наурыз еще не был выходным днем, и для проведения мероприятия выбрали воскресенье. Центрами городских торжеств стали Старая площадь (ныне площадь Астана) перед бывшим Домом правительства и Центральный парк культуры и отдыха имени Горького.


Театрализованное представление. Из фонда ЦГА КФДЗ
Театрализованное представление. Из фонда ЦГА КФДЗ

На ступенях Дома правительства (ныне здание КБТУ) была оборудована главная сцена, а по периметру площади расположились открытые площадки, где проходили выступления народных коллективов, артистов творческой самодеятельности и культурных центров разных народов.

— На главной сцене работали профессиональные ведущие и коллективы. Там выступали артисты Театра оперы и балета. Я хорошо запомнила выступление эстрадного ансамбля песен и танцев «Гүлдер». Их солистка — Капаш Кулышева — замечательно исполняла народные песни. Помню также выступление известного в то время казахстанского певца греческого происхождения Лаки Кесоглу. На одной из площадок актеры театра Ауэзова продемонстрировали зрителям очень красивый обряд — кыз узату.

В парке и на площади были установлены праздничные конструкции — юрты и качели алтыбакан. В их установке принимали участие как профессиональные архитекторы, так и простые мастера из народа, предки которых из поколения в поколение передавали знания о сборке юрты.

— При установке больших конструкций очень помогли архитекторы «Алматыгипрогор». Юрты ставили те, кто умел это делать. Мы подключили нескольких экспертов в этом деле из числа художников и мастеров прикладного искусства. В парке для всех желающих был проведен мастер-класс по установке 12-канатной юрты.


Из фонда ЦГА КФДЗ
Из фонда ЦГА КФДЗ

Одной из находок организаторов стал масштабный айтыс с участием большого количества айтыскеров. Перед этим во многих вузах города и среди творческих коллективов были проведены отборочные соревнования. Лучшие из лучших получили право соревноваться в день проведения Наурыза. Победителям доставались ценные призы — домбра, чапан и другие сувениры, связанные с национальной культурой.


Выступление коллектива студенческой самодеятельности. Из фонда ЦГА КФДЗ
Выступление коллектива студенческой самодеятельности. Из фонда ЦГА КФДЗ

Участники торжества также демонстрировали зрителям народные танцы.

— Из казахских танцев в то время широко известен был только танец «Камажай». Многие танцы были восстановлены и впервые исполнены на сцене Театра оперы и балета. Участники самодеятельности старались повторять движения за профессиональными артистами.


Первая проба наурыз көже. Из фонда ЦГА КФДЗ
Первая проба наурыз көже. Из фонда ЦГА КФДЗ

В день проведения праздника людей, собравшихся на площади, угощали баурсаками и наурыз коже. Для многих горожан это была первая проба традиционного казахского праздничного блюда. Именно поэтому организаторы праздников весьма ответственно отнеслись к рецепту того коже.

— У нас возникли большие споры по поводу того, как должен был быть приготовлен наурыз коже. Многие сотрудники утверждали, что в его составе обязательно должно быть семь злаков. Я посоветовалась со своим отцом. Он был 1900 года рождения и помнил, как во времена его детства отмечали Наурыз. Жители аулов просто высыпали в котел всю крупу, которая осталась у них на дне мешков после зимы. Там совсем не обязательно должно было быть именно семь ингредиентов.


Участники костюмированного шествия. Из фонда ЦГА КФДЗ
Участники костюмированного шествия. Из фонда ЦГА КФДЗ

Центральным событием праздника стало костюмированное народное шествие от Старой площади до Парка Горького. По плану организаторов в нем должны было принять участие около 150–200 человек, однако по дороге в нарядную толпу вливались прохожие. Помимо профессиональных артистов, в шествии участвовали представители Домов культуры при различных предприятиях, а также студенты творческих вузов.

— В начале колонны в красивых костюмах казахских воинов ехали на конях цирковые артисты и спортсмены с ипподрома. Шествие возглавлял артист оперного театра в костюме Қыдыр Ата, проезжавший по улицам на белом верблюде. Многие участники шествия самостоятельно шили для себя национальные костюмы. Нас очень выручали девушки из Женского педагогического института. У них всегда были красивые национальные наряды, многие студентки умели петь и танцевать. Именно поэтому они часто участвовали во встречах различных почетных делегаций и других торжественных мероприятиях.


Гости праздника за казахской игрой «тогыз кумалак». Из фонда ЦГА КФДЗ
Гости праздника за казахской игрой «тогыз кумалак». Из фонда ЦГА КФДЗ

Одной из возрожденных в те праздничные дни 88 года народных традиций стала игра тогыз кумалак.

— К нам в управление культуры пришел какой-то народный умелец, который рассказал об этой игре и попросил включить ее в программу праздничных мероприятий. Во время празднования Наурыза в Парке 28 панфиловцев были выставлены столы с комплектами для игры. Знающие люди объясняли новичкам ее правила. У столов выстраивались большие очереди из желающих попробовать сыграть.


Из фонда ЦГА КФДЗ
Из фонда ЦГА КФДЗ

Наурыз 88 года стал народным праздником, в котором была отдана дань не только казахским традициям. В торжествах приняли активное участие культурные центры народов, проживавших на территории республики. На отдельных площадках артисты из числа представителей этих народов исполняли ингушские, немецкие, татарские песни и танцы.

— Праздничные гуляния и концерты проходили не только в центре города, но и во всех районах Алма-Аты. У каждого района были свои площадки для проведения праздничных мероприятий. Наурыз праздновали даже на окраине, на территории молодежных жилищных кооперативов.


Установка юрты. Из фонда ЦГА КФДЗ
Установка юрты. Из фонда ЦГА КФДЗ

В празднике приняли участие музеи города. Перед Музеем музыкальных инструментов прошел концерт, на котором широкой публике впервые было представлено звучание некоторых утраченных казахских инструментов. В Центральном государственном музее прошла выставка казахского костюма. Работницы музея на себе продемонстрировали некоторые из нарядов.

Часть задумок по организации и программе мероприятия, не реализованных во время первого празднования Наурыза, все-таки была исполнена осенью того же 1988 года во время празднования Дня города.


Гуляния на Наурыз, 1990 год. Из фонда ЦГА КФДЗ
Гуляния на Наурыз, 1990 год. Из фонда ЦГА КФДЗ

В 89 году во время Наурыза народные гуляния приобрели особый масштаб. На этот раз они уже проходили 22 марта. В торжественном шествии приняли участие празднично украшенные платформы, установленные на грузовые автомобили. Число национальных коллективов в этот год значительно выросло.



По городу разъезжали всадники и стилизованные под национальный колорит повозки. Праздник охватил самые дальние районы Алматы.


Праздничная платформа в Костанае
Праздничная платформа в Костанае

В 1989-м торжества в честь национального праздника весны прошли уже во многих городах Казахстана, правда, даты этих событий не всегда совпадали. В Костанае, к примеру, Наурыз праздновали в мае.



Наурыз 1992 года
Наурыз 1992 года

Окончательно дата 22 марта приобрела официальный статус государственного праздника 15 марта 1991 года после выхода Указа президента Казахской ССР «О народном празднике весны — Наурыз мейрамы». В 1992 году торжества на Наурыз стали символом обретения независимости и возрождения национальной культуры. На площадях прошли инсценировки казахских обычаев.

С 1992 года центром празднования Наурыза в Алматы стала Новая площадь. 22 марта перекрывалось движение по улице Сатпаева, а на площади устанавливались шатры, где продавали баурсаки, наурыз коже и другие национальные блюда. В 2007 году площадь Республики была закрыта на ремонт, и торжества вновь перенесли на Старую площадь.

В последние годы Наурыз широко отмечают на территории Центрального парка культуры и отдыха.


Редакция Vox Populi поздравляет читателей с праздником Наурыз мейрамы!

Материал подготовлен совместно с Центральным государственным архивом кино-, фотодокументов и звукозаписей РК. За помощь в подготовке материала выражаем большую благодарность Камиле Тусупхановне Магзиевой. 

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000