HISTORY Святослав Антонов 24 апреля, 2015 08:00

Нургиса Тлендиев: Жизнь как песня

Нургиса Тлендиев: Жизнь как песня
Дирижер, композитор, музыкант, руководитель оркестра – это все об одном человеке. Имя Нургисы Тлендиева вписано золотыми буквами в историю отечественной музыки. Он написал более 500 музыкальных произведений, многие из которых стали по-настоящему народными, и создал уникальный в своем роде фольклорно-этнографический оркестр. В честь 90-летия композитора мы подготовили репортаж, в котором расскажем о его судьбе, творчестве, личной жизни и вкладе в казахстанское искусство.

Мать Нургисы Тлендиева Салиха

Нургиса Тлендиев родился в небольшом поселке Шиликемер (в 2005 году переименовано в село Нургиса Тлендиев) Илийского района Алматинской области. Кажется, что судьба будущего дирижера и композитора была предопределена заранее. Его отец Тиленди был известным и уважаемым в этих местах кюйши. Мать Салиха любила музыку, пела и играла на гармони. Маленький Нургиса был непоседливым, активным и любознательным ребенком. Иногда матери даже приходилось привязывать его за ногу к дереву, чтобы он чего-нибудь не натворил и не попал в беду. С самых малых лет Тлендиев играл на домбре. Когда Нургисе исполнилось пять лет, мать подарила ему первое пианино, чтобы он учился нотам.

Ахмет Жубанов

Большую роль в жизни молодого Тлендиева сыграл выдающийся музыковед и композитор Ахмет Жубанов. По рассказу самого Нургисы Атабаевича, их первая встреча произошла случайно. Жубанов в то время как раз искал музыкантов для недавно созданного им ансамбля домбристов, который позже будет преобразован в Оркестр академических народных инструментов имени Курмангазы. Композитор проходил мимо дома Тлендиева и услышал звуки домбры, он обернулся и увидел на стоге сена маленького мальчика, не по годам хорошо владевшего инструментом. Ошеломленный композитор зашел в дом Тлендиевых и сказал матери Нургисы, что хочет послушать, как играет ее сын. Салиха повесила между ними занавеску, чтобы незнакомец не сглазил ее ребенка. В течение нескольких часов Жубанов наслаждался игрой молодого домбириста, а затем пригласил его в музыкальное училище, в котором сам преподавал.

– Бабушка привела моего отца в училище. Жубанов в то время был в отъезде и нового ученика принимал Латиф Хамиди. Взглянув на юношу, он отправил его в танцевальный класс. Вернувшись из командировки Ахмет Жубанов с удивлением обнаружил, что молодое дарование, которое он приметил, не учиться музыки, а занимается балетом, – рассказывает дочь Нургисы Атабаевича Динара Тлендиева.

В двенадцатилетнем возрасте Тлендиев становится домбристом в оркестре народных инструментов под управлением Жубанова, а с четырнадцати лет он начинает ассистировать дирижеру. Работая в оркестре, молодой музыкант перенимает опыт у мэтров народного творчества, среди которых и Науша Букейханов.

Нургиса Тлендиев с юношеского возраста отличался смелостью и решительностью. Именно с этими чертами его характера связан примечательный факт в его биографии. Вопреки распространенному мнению и официальным данным композитор родился не в 1925, а в 1927 году. Эти два года Нургиса «приписал» себе в паспорт, чтобы в 1943 году иметь возможность отправиться добровольцем на фронт.

Боевой путь Тлендиева проходил от Курска до Берлина, он был трижды ранен, но судьба оберегала жизнь талантливого музыканта. К концу войны он был награжден медалями «За отвагу» и «За взятие Берлина». До октября 1945 года музыкант продолжал службу в рядах Красной армии. В это время на имя начальника военного округа пришло письмо из Казахстана с просьбой демобилизовать Тлендиева как ценного и перспективного музыканта.

Из фондов музея истории Алматы

Вернувшись на родину, Тлендиев поступил на факультет народных инструментов в недавно открывшуюся Казахскую государственную консерваторию им. Курмангазы. Стремясь получить фундаментальное образование, Тлендиев становится одним из первых казахстанцев, успешно сдавших экзамены для поступления в Московскую консерваторию. Он обучался в классе известного советского дирижера и музыкального педагога Николая Аносова, а стажировку проходил в Большом театре.

Вернувшись на родину, в 1953-ем году стал главным дирижером Государственного театра оперы и балета имени Абая. Это было время расцвета казахстанского оперного и балетного искусства, и Тлендиев внес свой вклад в его становление. В этот период он пишет партитуры для балетов «Ортеке» и «Достық жолымен» (в соавторстве с известным советским композитором Львом Степановым). Еще одним выдающимся произведением стала опера «Алтын таулар» («Золотые горы»), написанная Тлендиевым в соавторстве с Куддусом Кужамьяровым в 1960 году.

Опера имела непростую сценическую судьбу. Она была поставлена всего один раз в ГАТОБ им. Абая, а после премьеры – снята с репертуара. Возможно, это решение было принято по идеологическим причинам, ведь в либретто «Алтын таулар» затрагивалась тема коллективизации.

С 1961 по 1964 год Тлендиев возглавляет академический оркестр народных инструментов имени Курмангазы. Продолжая дело своего учителя Ахмета Жубанова он воплощает идею о слиянии мягкого и мелодичного звучания традиционных мотивов казахского народа и мощного, многоголосого оркестрового исполнения.

В своих произведениях, сочиненных в это время, композитор вписывает вековые мелодии степи в строгую и академичную ритмику оркестровой музыки. Одним из ярких образцов подобного слияния является оркестровая поэма «Ата толғауы». Первая партитура этого произведения до сих пор хранится в качестве реликвии в оркестре имени Курмангазы.

В 68-ом году Тлендиев открывает для себя мир кино, работая в должности главного редактора музыкальной редакции студии “Казахфильм”. Здесь в полной мере проявился его композиторский талант. Он стал автором музыки к картинам, ставшими классикой казахстанского кино, таким как «Меня зовут Кожа», «Кыз-Жибек», «Алпамыс идет в школу», «Погоня в степи».

Мама сразу приметила яркого мужчину с горящими глазами. Отец, заметив молодую красивую девушку, попросил Карсакбаева познакомить их.

Для фильма «Кыз-Жибек» Тлендиев напишет одно из самых ярких своих произведений – кюй «Аққу». Это произведение сыграло особую роль в съемках картины. Кинематографисты никак не могли отснять сцену с лебедями на озере – они никак не хотели подплывать к оператору. Не помогли тогда даже водолазы попытавшиеся согнать их в одно место. Тогда решили через микрофон пустить недавно записанный кюй «Аққу». И, словно по волшебству, птицы слетелись на эти звуки.

Из фондов музея истории Алматы

На съемках одного из фильмов Тлендиев познакомился со своей женой Даригой. С 67-го года она работалап актрисой на киностудии “Казахфильм”.

– Мама была в одной из комнат студии в тот момент, когда туда вошли двое мужчин. Это был режиссер Абдулла Карсакбаев и мой отец. Они тогда работали над фильмами «Меня зовут Кожа» и «Путешествие в детство». Мама сразу приметила яркого мужчину с горящими глазами. Отец, заметив молодую красивую девушку, попросил Карсакбаева познакомить их, – описывает первую встречу будущих супругов Динара Тлендиева.

Нургиса Атабаевич нежно любил Даригу и посвятил ей три произведения: «Ақ құсым», «Куа бол», «Көңілді бикеш». Эти лирические песни ушли в народ, став одними из лучших примеров выражения чувства чистой любви в творчестве казахских композиторов.

Из фондов музея истории Алматы

Тлендиев был очень плодотворным композитором. Всего за жизнь им было создано более 500 произведений в различных жанрах. Когда Нургису Атабаевича посещало вдохновение, он мог работать, не отрываясь от дела несколько дней подряд. В такие периоды он был способен за ночь написать партитуру сложного оркестрового произведения. Именно так Тлендиев сочинил один из самых известных своих кюев «Әлқисса». Основная тема произведения посетила композитора среди ночи. Он разбудил свою жену со словами, что написал шедевр. Некоторое время Дарига возмущалась, но потом согласилась послушать его новый кюй. Как только Тлендиев начал наигрывать на домбре вступление у нее пропал сон, а к концу исполнения она расплакалась, так глубоко ее тронуло это творение мужа.

Как композитор Тлендиев обладал важным качеством – умением внимательно наблюдать за окружающим миром, не упуская интересные детали, которые могли стать темой его музыкальных произведений. Именно благодаря этим наблюдениям и родилась мелодия знаменитой песни «Құстар әні». Композитор гулял в парке и заметил, как стая ворон нападает на маленького воробья. Птичка улетала от них, но вороны снова бросались к ней и продолжали клевать. Нургиса Атабаевич пришел домой, расплакался и рассказал эту историю, добавив, что люди зачастую ведут себя так же, как эти птицы. Затем он сел за свой стол и написал музыку к ставшей популярной в народе песне.

Композитор любил историческую литературу. На столе рядом с его кроватью всегда лежала стопка книг. Многие из них были посвящены биографиями выдающихся детей казахского народа. В ряду произведений, посвященных исторически личностям, выделяется оркестровая поэма «Махамбет». Произведение было написано как саундтрек к фильму «Погоня в степи», рассказывающему об установлении советской власти в Казахстане. Однако, сюжет самой поэмы отсылает нас в другой исторический период, во времена освободительного восстания 30-х годов 19-го века. По признанию многих музыкантов и критиков «Махамбет» является одним из самых сильных произведений Нургисы Атабаевича. Композитору удалось передать дух народной борьбы. Образ воина-поэта был близок Тлендиеву, который сам прошел через пекло Великой Отечественной.

Из фондов музея истории Алматы

Нургиса Атабаевич творил вместе со многими выдающимися поэтами и писателями своего времени. Тексты к его песням писали Туманбай Молдагалиев, Қадыр Мырзалиев, Музафар Алимбаев. Тлендиев зачастую принимал авторов у себя дома. Особенно плодотворным стало его сотрудничество с Мукагали Макатаевым. За тридцать дней непрерывной работы они написали тридцать две песни, среди которых были такие известные песни как «Саржайлау». Тогда же появилось произведение «Дариға, домбырамды берші маған». Музыкант попросил супругу принести ему инструмент, а Макатаев подхватил его слова и предложил переложить их на музыку.

Одним из самых заметных периодов жизни Тлендиева, оставивших след в отечественной музыки стало время работы над созданием фольклорно-этнографического оркестра народных музыкальных инструментов “Отрар сазы”. Историю появления этого уникального в своем роде коллектива рассказывает музыкант Лариса Насрединова, работавшая в нем с самого основания:

– Наш оркестр был создан на базе небольшого экспериментального ансамбля работавшего при филармонии. Его собрали в 80-ом году по инициативе известного этнографа и музыковеда Болата Сарыбаева. За свою жизнь ученый собрал обширную коллекцию традиционных казахских инструментов. Ему очень хотелось услышать как они зазвучат в оркестре. Многие из них были уникальными, воссозданными современными мастерами по образцам найденным в ходе раскопок средневекового Отрара. Это такие инструменты, как саз сырнай – духовой инструмент, напоминающий свистульку или сыбызгы (казахская флейта). В ансамбль приглашали музыкантов, которые умели играть на похожих инструментах, и желали обучиться чему-то новому. Фактически мы заново открывали их, ведь на некоторых инструментах не играли веками, и никто уже точно не знал, как это нужно правильно делать. К примеру, я с Болатом Шамгалиевичем, а затем и с Нургисой Атабаевичем долго подбирала подходящую аппликатуру (способ переборки пальцев), чтобы добиться наилучшего звучания на саз сырнай.

Нургиса Тлендиев, загоревшись смелой идеей ученого экспериментатора, с удовольствием принял его предложение возглавить ансамбль и стать его дирижером. Тут он в полной мере смог раскрыть свой композиторский и дирижерский талант. Фактически, именно благодаря Тлендиеву оркестр по-настоящему зазвучал.

Он аранжировал свои сочинения, традиционные казахские кюи и классические произведения под звучание нового оркестра, прописывая партию каждого отдельного инструмента. Так, с присущей ему скрупулезностью, дирижер вписал партию шанкобыза в концерт Моцарта. Тлендиеву удалось создать потрясающе гармоничный синтез традиционных канонов оркестровой музыки и самобытного звучания фольклорных инструментов.

– В дальнейшем мэтр все свои произведения писал для нашего оркестра. Он также переделал уже написанные им ранее кюи и песни. Он принимал в наш репертуар и сочинения других композиторов, но относился к этому очень ревностно, посвящая автора во все тонкости звучания фольклорного оркестра.

Из фондов музея истории Алматы

Усилиями Тлендиева удалось добиться увеличение штата оркестра до пятидесяти человек. 2 октября 1982 года в старом здании филармонии Алматы состоялся первый концерт оркестра. Именно с этой даты отсчитывают историю появления коллектива «Отрар Сазы». На первом концерте зал был забит. Основная часть слушателей – профессиональные музыковеды, музыканты и ученики консерватории. Концерт открывала оркестровая поэма «Ата толғауы». В таком звучании это произведение не слышал еще никто. Слушатели громкими овациями приветствовали дебют «Отрар Сазы».

Вскоре начались гастроли нового коллектива по всей стране. Везде их встречали полные залы. В расписании гастролей иногда стояло до 30-40 концертов за выезд. Первое время, когда зрители еще не знали, как звучит новый оркестр, они приходили на концерты из-за фамилии Тлендиева на афишах. Уже в то время благодаря своим произведениям композитор приобрел в народе популярность и славу. Поклонники в буквальном смысле бросались к ногам Тлендиева и носили его на руках после выступлений.

Одно из самых ответственных выступлений оркестра проходило в Москве, в 1984-ом году, в рамках дней культуры Казахстана. В зале имени П. И. Чайковского, где проходил концерт, не осталось свободных мест. В почетных рядах находилось все руководство страны, включая Генерального секретаря ЦК КПСС и председателя совмина Казахской ССР Назарбаева. Тлендиев составил уникальную программу выступления, состоящую из импровизаций на традиционные русские, казахские и татарские музыкальные темы. Зрители долго аплодировали музыкантам и несколько раз вызывали их на бис.

Он обладал потрясающей харизмой, умением зарядить музыкантов на игру. Ему достаточно было взглянуть на тебя горящими глазами, чтобы ты начал играть на своем инструменте с энергией и задором, которого даже не ожидаешь от себя.

Во время этих гастролей произошел один случай, который хорошо характеризует Тлендиева, как человека относившегося с особой заботой к своим музыкантам. Во время фестиваля культуры Казахстана всем приезжающим в Москву коллективам были предоставлены автобусы Ikarus и только «Отрар Сазы» получил менее комфортабельный ЛуАЗ. Нургисе Тлендиеву, как Народному артисту СССР, полагался личный транспорт. Увидев, как не справедливо обошлись с его коллективом, дирижер отказался от «Волги» с водителем и пересел в автобус. Через короткое время инцидент был улажен и для «Отрар Сазы» смогли найти Ikarus. Тлендиев весь период фестиваля передвигался по городу в автобусе, вместе с остальными музыкантами.

В рамках культурных программ музыканты «Отрар Сазы» в составе казахстанских делегаций объездили множество стран. Они давали концерты во Вьетнаме, Северной Кореи, Турции, ФРГ. Исполняя казахские народные мелодии, оркестру удавалось находить путь к сердцам зрителей по всему миру, в очередной раз доказывая, что язык музыки универсален.

Будучи виртуозным домбристом, обладавшим искусной техникой звукоизвлечения, Тлендиев зачастую сам солировал оркестру. Слушатели «Отрар Сазы» особенно часто просили сыграть в таком совместном исполнении кюй «Әлқисса».Нургиса Тендиев на своей домбре исполнял первую часть произведения и оркестр мощно подхватывал его. Этот музыкальный номер стал визитной карточкой «Отрар Сазы» и часто завершал их концерты.

– Он обладал потрясающей харизмой, умением зарядить музыкантов на игру. Ему достаточно было взглянуть на тебя горящими глазами, чтобы ты начал играть на своем инструменте с энергией и задором, которого даже не ожидаешь от себя. Мы ощущали его доброту и заботу, хотя как руководитель он мог иногда и прикрикнуть на нас. На Тлендиева никто не обижался, ведь он сам нам часто говорил, что любит музыкантов оркестра как своих детей, – рассказывает Лариса Насрединова.

Другой музыкант оркестра Сагат Картенбаев отмечает, что Тлендиев был тонким психологом:

– Он умел чувствовать людей. Я пришел в оркестр в 1988 году после окончания консерватории. Думал, поработаю здесь два-три года, а потом займусь другим делом. Во время прослушивания я играл даже не подозревая, что за мной наблюдает Нургиса Атабаевич. После того как я закончил он подошел ко мне и сказал: «Будешь заниматься музыкой – и из тебя что-то выйдет». Эти слова стали для меня напутствием по жизни. Тлендиев не держался на расстоянии от нас. Он общался со всеми как с членами своей семьи.

Дирижер не раз использовал свое большое влияние, чтобы помочь оркестрантам. Ему удалось добиться того, что каждый из музыкантов первого состава «Отрар Сазы» получил квартиру. При этом Тлендиев лично подбирал будущую жилплощадь, стараясь найти квартиры в центре города. Он всегда говорил начальству любого уровня, что каждый музыкант в его оркестре это уникальный талант.

Тлендиев родился 1 апреля. Возможно, именно поэтому он обладал хорошим чувством юмора, любил шутки, разыгрывал других людей и сам зачастую становился объектом розыгрышей. О себе дирижер и композитор часто говорил с иронией, любил повторять, что у него хороший слух благодаря большим ушам.

Из фондов музея истории Алматы

Требовательный и строгий в работе, в семье Тлендиев был совсем другим человеком:

– Он был очень мягким и заботливым. Когда мама ругала меня, он всегда защищал, говорил что нельзя отчитывать ребенка. К своей супруге он относился с особой нежностью и заботой. С каждых гастролей привозил нам какие-то подарки, – рассказывает дочь композитора.

Из фондов музея истории Алматы

Незадолго до смерти в 1998 году Нургиса Тлендиев был награжден орденом Халық Қаhарманы из рук Президента. Это стало достойным признанием его заслуг перед казахстанским искусством.

После смерти композитора оркестру «Отрар Сазы» было присвоено имя Нургисы Тлендиева.

С 2009 года его главным дирижером и художественным руководителем является дочь Нургисы Атабаевича Динара Тлендиева. Она продолжает дело отца по популяризации казахской народной музыки. В репертуаре оркестра множество произведений композитора.

В мае 2014 года в квартире Тлендиева, где он проживал с 1979 года, был открыт музей.

Атмосфера и антураж квартиры полностью сохранен со времен жизни композитора. В музее выставлено множество предметов, связанных с его биографией и творчеством.

В зале стоит антикварное фортепиано. Это тот самый инструмент, который был подарен будущему композитору его матерью в пятилетнем возрасте.

В экспозиции музея есть множество музыкальных инструментов. Среди них и поистине легендарная реликвия, знаменитая «Дарига домбыра». Этот инструмент был сделан руками знаменитого мастера Романенко и подарен композитору Ахметом Жубановым. Среди знатоков казахской музыки инструменты Романенко ценятся не меньше, чем скрипки Страдивари. Именно на этой домбре Тлендиев сочинил многие из своих произведений. Он назвал ее в честь своей супруги. В данный момент домбра находиться на реставрации, но вскоре вернется в музей.

На стене одной из комнат можно найти множество афиш выступлений оркестра Тлендиева и премьер фильмов, для которых он написал музыку.

В музее выставлены концертные костюмы Тлендиева и его дирижерская палочка.

Здесь же хранятся все его награды, начиная от медалей, полученных в годы войны до золотой звезды Халық Қаhарманы.

Судьба Тлендиева как будто всю жизнь была связана с птицами. Он родился в начале апреля, когда пернатые возвращаются в родные края и ушел в середине осени, когда они улетают на юг. Сейчас возле памятника Тлендиеву, установленного на улице Фурманова, всегда собирается много птиц. Они сидят вокруг него, словно оркестранты великого дирижера.

Тлендиев посвятил этим грациозным созданиям природы много своих произведений. Он и сам словно лебедь проплыл по истории казахской музыки, оставив глубокий след в ее развитии.





P.S. Несколько архивных видео – отрывков из документальных фильмов киностудии «Казахфильм», где Нургиса Тлендиев играет свои произведения.

Адрес мемориального музея-квартиры Нургисы Тлендиева: г. Алматы, ул. Кунаева, 96, угол ул. Богенбай батыра.

Телефон: 291-63-41

Время работы: ПН-ПТ 10:00-18:00

За помощь в подготовке материала отдельная благодарность руководству Музея истории Алматы, работникам музея-квартиры Нургисы Тлендиева, дочери  Нургисы Тлендиева Динаре Тлендиевой, а также музыкантам фольклорно-этнографического оркестра Отрар  Сазы.

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000