HISTORY Святослав Антонов 29 декабря, 2015 08:00

Новогодняя история

Новогодняя история
Фото: Из архивов
В преддверии Нового года мы решили рассказать, как отмечали этот праздник в Алма-Ате в советские времена. В этом нам помогли представители разных поколений горожан, для которых эти воспоминания являются одними из самых ярких в жизни.

Новогодние торжества в Алма-Ате, 50-е годы
Новогодние торжества в Алма-Ате, 50-е годы

Сейчас трудно это представить, но традиция столь масштабного празднования Нового года возникла относительно недавно. До революции основные торжества приходились на Рождество. После 1917 года Рождество, как церковный праздник, было отменено, и большинство обычаев, связанных с ним — таких как установка в домах празднично наряженной елки, — были перенесены на 31 декабря. После смерти Ленина в 1925 году Новый год перестали праздновать вовсе. Власти решили тогда, что в стране Советов должно быть всего два праздника — 7 Ноября и 1 Мая. Однако у народа сохранилась желание иметь неформальное и неполитизированное торжество. Кроме того, возникла потребность в добром празднике для подрастающего поколения.

В 1935-м в «Правде» было опубликовано письмо видного советского деятеля, Первого секретаря Киевского обкома Павла Постышева. Он призывал организовать веселую встречу Нового года для детей и провести новогодние елки во всех городах и селах страны. Чтобы новые традиции прижились в обществе потребовалось время. Настоящий масштаб и всенародную любовь новогодние торжества обрели только после войны. В 1947 году 1 января в СССР было объявлено праздничным и выходным днем.


Хаир Рахметжанович Омаров

В семейном кругу мы также стремились создать дух праздника, дать своим детям того, чего мы были лишены в их возрасте. Дома ставили большую елку, готовили подарки.

Ветеран советской дипломатии и заслуженный работник дипломатии Казахстана Хаир Рахметжанович Омаров хорошо помнит то время, когда о таком празднике, как Новый год, еще никто не слышал. Первую школьную новогоднюю елку он посетил только в 11-м классе.

— Я родился в 1933 году. Наша семья жила в казахском районе Павлодара. Ни у нас дома, ни у соседей елку на Новый год никогда не ставили. Мы даже не слышали о таком празднике. В школе его тоже никак не отмечали. Впервые я узнал о нем в 7-м классе, когда случайно попал на новогодние торжества, проходившие в кинотеатре «Ударник». Тогда меня все это очень удивило. Потом мы переехали в Алма-Ату. Я поступил в 18-ю мужскую школу. Тогда практиковалось раздельное обучение, а школ с казахским языком обучения было всего две — 18-я мужская и 12-я женская школа-интернат. Совместная елка проходила в женской школе. Зал был украшен мишурой, на елке горела гирлянда. Для меня это было настоящее чудо. Я впервые в жизни уже в достаточно зрелом возрасте погрузился в атмосферу новогодних праздников.


1 января 1940 года. На вечере новогодней елки в Казахской филармонии им. Джамбула, Алма-Ата
1 января 1940 года. На вечере новогодней елки в Казахской филармонии им. Джамбула, Алма-Ата

Как вспоминает Хаир Рахметжанович, в годы его юности — в начале 50-х — Новый год в Алма-Ате отмечался достаточно скромно. В городе стояло несколько елок, были организованы катки, но украшений было значительно меньше, чем в более поздние годы. Большинство людей не выходили в праздник на улицу, отмечая его дома. в тесном кругу родных или друзей.

— В студенческие годы мы — выпускники 12-й и 18-й школ — завели традицию отмечать все торжества вместе. Обычно собирались в доме или на квартире у родственников одного из наших ребят. Накрывали совместный стол. Еда была простая — пельмени, бешбармак, салаты. Знаменитый салат «оливье» тогда еще не получил широкого распространения. Кроме того, студенты праздновали каждый в своем общежитии. На такие торжества студентов других вузов обычно не пускали. Я помню, как мы с другом, сами учась в КазГУ, однажды пробрались в общагу медицинского института. Это была встреча 1955 года. Я спел несколько песен, и организаторы торжества предложили мне взять с новогодней елки на память какую-нибудь игрушку. Я остановил выбор на Деде Морозе.


Хаир Рахметжанович с супругой
Хаир Рахметжанович с супругой

Пенсионер рассказывает, что в период зимних праздников на улицах открывались многочисленные базары. В вузах проходили балы-маскарады. За проведение праздников отвечали комсомольские и профсоюзные организации.

— На одном студенческом торжестве в 1953 году я познакомился со своей будущей супругой. Ее к нам на традиционные новогодние посиделки привела одна из моих подруг. Мы дружили пять лет, и только потом поженились. Несколько лет назад отмечали золотую свадьбу.


Дети Хаира Омарова
Дети Хаира Омарова

В 60-е годы Хаир Омаров работал инструктором ЦК при Министерстве легкой и пищевой промышленности республики. В этот период как раз подросли его старшие дети.

— Дочь Айгуль мы водили на елку в старый Дом правительства (ныне здание КБТУ). В качестве Деда Мороза и Снегурочки там выступали профессиональные артисты, а детям дарили хорошие подарочные наборы из игрушек и сладостей.

— В семейном кругу мы также стремились создать дух праздника, дать своим детям того, чего мы были лишены в их возрасте. Дома ставили большую елку, готовили подарки. Я делал бороду из ваты, надевал халат и, изображая Деда Мороза, дарил подарки детям.

По словам Хаира Рахметжановича, сами работники ЦК отмечали праздник весьма скромно. В их кругу не проводилось единого совместного торжества. Друзья и коллеги небольшими компаниями собирались по отдельности.

— Однажды мы с друзьями встретили Новый год в ресторане. Это был ресторан «Алма-Ата». В новогоднее время забронировать там место было нелегко, но помогли мои связи в министерстве. Зал тогда особо не украшали, только плакаты с поздравлениями. Мы выпили шампанского и проводили старый год.


Камила Тусупхановна Магзиева
Камила Тусупхановна Магзиева

Главные елки в Алма-Ате проходили в оперном театре и во Дворце Ленина. Сценарий этих представлений был расписан по секундам, и мы — Управление культуры — заранее утверждали его. На такие елки приглашали только круглых отличников или ребят из детских домов.

Камила Тусупхановна Магзиева помнит новогодние торжества советского времени не только с точки зрения обычного обывателя. Работая с 1984 года в отделе культуры райиспоклома Ленинского района (ныне Жетысуйский), с 1986-го став начальником Управления культуры горисполкома Алма-Аты, она зачастую лично отвечала за организацию городских праздников.

— У городских чиновников, работавших в сфере культуры, подготовка к новогодним праздникам начиналась еще в сентябре. Сразу после проведения октябрьских торжеств Новый год становился нашей основной задачей. Из бюджета на организацию праздничных мероприятий и украшение города выделялись большие деньги. Я помню сумму в районе 50 тысяч рублей, но иногда бывало и больше. На эти деньги шили костюмы, делали елки, закупали музыкальное оборудование и реквизит для Домов культуры различных предприятий и учреждений.


После елки во Дворце школьников
После елки во Дворце школьников

Большую роль в проведении праздничных мероприятий играли не профессиональные артисты, а самодеятельные коллективы, организованные при различных предприятиях и учреждениях. Артисты этих коллективов в новогодние дни выступали на площадях в различных районах города, устраивали концерты в собственных Домах культуры и на других площадках, проводили елки в детских домах.

— Ежегодно у нас проходило несколько фестивалей самодеятельности. Самым масштабным из них был предновогодний. Перед этим на предприятиях и в учреждениях проводили свои смотры художественной самодеятельности и отбирали на них лучшие коллективы. Если это был завод, то соревнование могло происходить между работниками разных цехов или бригад. Отобранные коллективы выступали на районном уровне. Самые лучшие выходили в финал. Финальные концерты самодеятельности проходили во Дворце Ленина (ныне Дворец республики) с 25 по 30 декабря. В жюри этого конкурса были известные артисты. На концерты мог прийти любой горожанин. Билеты стоили совсем недорого — всего 30–50 копеек. Зачастую все залы заполнялись сотрудниками организаций и предприятий, пришедшими поболеть за своих коллег, — рассказывает Камила Тусупхановна.


6 января 1978 года. Праздник зимы на ВДНХ
6 января 1978 года. Праздник зимы на ВДНХ

Однако концерты и выступления творческих коллективов проходили не только в помещениях. Каждый из восьми существовавших в то время районов города имел свой главный центр торжества. В Советском районе (ныне Алмалинский) это была Старая площадь. В Калининском (ныне Бостандыкский) — территория перед выставочными павильонами ВДНХ. В Ленинском (ныне Жетысуйский) — площадь перед зданием ТЮЗа на Абылай хана – Маметовой. В Ауэзовском — площадка перед кинотеатром Сары-Арка. Во Фрунзенском районе (ныне Медеуский) — площадь перед Дворцом Ленина.

Во всех этих местах были установлены сцены, где в теплые дни выступали известные артисты эстрады, а в более холодное время исполняли свои номера самодеятельные коллективы. Целыми сутками, несмотря на снег и мороз, артисты демонстрировали музыкальные, танцевальные и театральные номера. Там же проходили выступления национальных коллективов.

— На Новой площади перед зданием ЦК Компартии Казахстана стояло сразу несколько сцен. Тысячи людей собирались там посмотреть на выступления различных коллективов. Программа этих концертов на открытом воздухе утверждалась заранее и была расписана по минутам.


Фото 1977 года
Фото 1977 года

Неподалеку от концертных площадок открывались новогодние ярмарки. Продавцы в небольших павильонах, задекорированнных под избушки, предлагали свою продукцию. Одна из самых крупных ярмарок находилась в районе современного «Атакента». На таких ярмарках каждый мог найти новогодний подарок на любой вкус. Помимо продукции сельхозпроизводителей из всех колхозов Алматинской области, на них можно было приобрести одежду, обувь и даже косметику. Широко были представлены изделия народного творчества и предметы искусства, созданные молодыми художниками.

— Управление культуры тщательно отбирало ремесленников и художников, которым разрешалось продавать свои творения на новогодних ярмарках. Для многих молодых талантов это был шанс обрести известность. Ярмарки проходили с конца декабря вплоть до 3 января. Помимо совершения покупок, гуляющие горожане могли насладиться широким выбором гастрономии. Работники треста столовых и ресторанов города готовили сладости, пироги и пирожки. Я до сих пор помню огромный старый самовар. По-видимому, это был раритет еще с дореволюционных времен. Он принадлежал управлению культуры, и мы привозили его на площади, угощая всех желающих горячим чаем с калачами и баранками, — вспоминает Камила Магзиева.

Большое внимание в новогодних торжествах уделялось тому, чтобы создать атмосферу сказочного праздника для детей. Любимым местом времяпровождения детворы в период зимних каникул были городские парки, преображавшиеся в это время. Многие алматинцы, как и жители других городов всей страны, с теплотой вспоминают огромные ледяные горки, стилизованные под сказочных персонажей. В Алма-Ате чаще всего устанавливали горки в виде огромной головы богатыря из сказки Пушкина «Руслан и Людмила». Ставили такие головы в парке 28 панфиловцев, у Дома правительства (ныне КБТУ), в более поздние годы — в парке Горького. Ребятня с радостными криками скатывалась с этих величественных строений, выезжая прямо на катки, залитые неподалеку.


Катание с ледяной головы в парке Горького
Катание с ледяной головы в парке Горького

— Горки-головы делали по заказу Управления культуры. Для их создания мы приглашали известных художников и студентов Алма-Атинской художественной академии. Обычно мэтр только руководил работой, а фигуры создавали студенты. Каждому художнику мы выплачивали хорошее жалованье, так что для них это бы шанс подзаработать. Дети на санках выезжали прямо из головы богатыря. В парке 28 панфиловцев чуть выше церкви на большой площадке заливали каток. Горожане могли кататься там до поздней ночи. Такой же каток был и в парке Горького на малом озере.


Из фонда Музея истории города Алматы
Из фонда Музея истории города Алматы

Помимо ледяных голов, парки украшались фигурами лисиц, зайцев, птиц и различных животных из сказок. Каждый персонаж имел свою собственную, построенную специально для него избушку.


Из фонда Музея истории города Алматы
Из фонда Музея истории города Алматы

По всему городу словно из ниоткуда вырастали целые сказочные городки. В них любой ребенок мог встретить знакомых персонажей. Самый большой городок находился в парке Горького. Дети целыми классами ходили туда на экскурсию. Отдельная программа посещения была организована для воспитанников детских домов и учеников специальных школ для детей с нарушениями слуха и зрения.

Праздничное настроение у горожан создавали разъезжавшие по городу упряжки с Дедом Морозом и Снегурочкой. В парке Горького это были тройки, тянущие сани. Иногда в упряжку ставили настоящих оленей. За небольшую плату в 10 копеек дети могли прокатиться на таких сказочных санях.

— Тройки лошадей выезжали с ипподрома и двигались по городу. В каждой сидел свой Дед Мороз и несколько детей, наряженных в костюмчики. На любом предприятии считалось большой честью, если сотрудников заедет поздравить такой Дед Мороз в санях. Мы составляли списки самых лучших и отличившихся заводов и фабрик города. Когда погода не позволяла проехать настоящим саням, ставили их на колеса. Однажды, помню, сделали из обычной машины целую платформу в виде сказочных саней с фигурами северных оленей впереди.


Андрей Переверзев
Андрей Переверзев

Коренной алматинец и фотограф-любитель Андрей Переверзев с теплотой вспоминает о тех временах.

— Во дворе днем заливали горку, а после двенадцати выходили на ней кататься, играли в снежки. Домоуправление делало хоккейную площадку, и мы целыми днями рубились на ней. На елку ходили в Дом культуры «АДК», театр Лермонтова, Казахский цирк.

— Из украшений города хорошо запомнил горку на Новой площади. Огромные елки ставили возле ГАТОБ и цирка. На праздничных столах все было, хотя в магазинах этих продуктов не было. Помню, как перед Новым годом на Шевченко – Шагабутдинова увидел, что продают курицу. Отпускали только по две курицы в одни руки. Позвонил домой, приехали папа с сестрой, купили сразу шесть штук, — вспоминает Андрей.


Из фонда Музея истории города Алматы
Из фонда Музея истории города Алматы

Новогодняя елка была особенным событием в жизни каждого советского ребенка. Билеты на елки раздавали по школам и предприятиям города. Самые масштабные торжества проходили в городских театрах, Домах культуры, во Дворце школьников, Казахском цирке.

— Главные елки в Алма-Ате проходили в оперном театре и во Дворце Ленина. Сценарий этих представлений был расписан по секундам, и мы — Управление культуры — заранее утверждали его. На такие елки приглашали только круглых отличников или ребят из детских домов. До начала основного представления детей развлекали артисты в костюмах. К примеру, по залу неожиданно могла пробежать лиса, гоняющаяся за зайцем. Затем выходила Снегурочка, и начиналась основная программа. Каждый год мы старались проработать оригинальные сценарии, чтобы удивить маленьких зрителей. Роли Дедов Морозов на таких елках играли известные артисты. Я помню, как в образе Дед Мороза выходили Народный артист Казахской ССР Лев Темкин и известный по роли в картине «Наш милый доктор» актер Юрий Померанцев, — дополняет свой рассказ бывший начальник Управления культуры горисполкома Камила Магзиева.


Елка во Дворце школьников
Елка во Дворце школьников

Елки и новогодние представления, проходившие в ГАТОБ имени Абая, славились особой торжественностью. Еще у дверей юных зрителей встречали лакеи в красивых ливреях. В холл выходили одетые в разноцветные наряды горнисты, трубившие о начале спектакля. Во всех театрах города ставили праздничные постановки: оперу «Снегурочка», балет «Спящая красавица», «Щелкунчик» и другие.


Елка перед Домом правительства
Елка перед Домом правительства

Для городских театров период новогодних праздников был особым временем. Их залы часто арендовали студенты и коллективы предприятий для проведения торжественных вечеров и новогодних дискотек. Перед началом такого вечера проходил спектакль. После этого в фойе включали музыку, и начинались танцы.

Зарабатывали театры и на аренде костюмов, сдавая их Домам культуры различных предприятий и учреждений, в каждом из которых проходили свои новогодние торжества и елки для сотрудников. Зачастую «арендовались» и профессиональные артисты этих театров, выступая на таких мероприятиях в качестве ведущих и играя на елках роли Деда Мороза и Снегурочки.


Слева Арсен Баянов
Слева Арсен Баянов

... хотя то время считается застоем, и в магазинах действительно наблюдался дефицит продуктов — во всяком случае, колбасу или мясо можно было купить с трудом, — на праздничном столе это никак не отражалось. Наверное, потому, что целый месяц до встречи Нового года все занимались доставанием этого самого мяса, колбасы, печени трески и другой жратвы и выпивки.

Празднование Нового года было денежным временем и для музыкальных коллективов. Своими воспоминаниями о новогодних торжествах в творческой среде поделился бывший музыкант группы «Дос-Мукасан», журналист, автор книги «Алма-Ата неформальная» и статей об Алма-Ате 70-х годов Арсен Баянов:

— Воспоминания о новогодних торжествах времен моего детства у меня такие же, как, наверное, у любого ребенка в СССР: елка, утренники, в более старшие годы — вечера и дискотеки в школе. По телевизору — правда, каналов было всего два — показывали разные «огоньки» и праздничные программы. Потом каникулы. Во дворе заливали каток, если зима была морозной. Да и еще на городские катки ходили, типа «Медик», «Динамо», «Спартак». Но когда стали подростками, то такие походы были чреваты драками и разборками с конкурирующими районами и дворами. Так что старались туда ходить как можно большей толпой.

Самый оригинальный Новый год мы встретили в «Битлз-клубе», который сами же оборудовали в подвале дома во дворе. Там мы часто собирались, особенно в зимнее время — пацаны, девчонки. Притоном назвать это было нельзя, мы там даже полы мыли! Стены расписали в стиле хиппи: цветами, разными психоделическими узорами, пацификами, призывами типа «Make love, not war», «Give Peace A Chance», повесили фото «Битлов» и других любимых групп, и кто-то даже нарисовал желтую подводную лодку. Мы как бы уплывали на ней в нашем «Битлз-клубе» из советской действительности навстречу каким-то своим мечтам. Это было в 9-м или 10-м классе, в 70-х годах прошлого века, а кажется, что все происходило как будто вчера…

— В годы молодости я мотался по городам и весям на гастроли с «ВИА Дос-Мукасан», так что меня не было дома большую часть года, а значит, Новый год я старался всегда встретить в кругу семьи.

Когда ушел из группы и влился, так сказать, в вольную стаю кабацких музыкантов — так называемых «лабухов», — стал встречать Новый год непосредственно на своем рабочем месте: в ресторане, за барабанами! Это было, кажется, раза три… Один раз в ресторане «Отрар» (очень пафосное место раньше было, там уже тогда появился некий вариант фейсконтроля), потом в ресторане «Алма-Ата» и в «Ауле» на Кок-Тобе (ресторан «Аул» был как бы местом ссылки для провинившихся «лабухов», основным заработком которых был «чай», «файда» или «парнас», а этого всего там практически не было).

Мы тоже накрывали для себя праздничный стол, и в перерывах между концертной работой — развлечением музыкой подвыпивших гостей — так же выпивали и закусывали. И хотя то время считается застоем, и в магазинах действительно наблюдался дефицит продуктов — во всяком случае, колбасу или мясо можно было купить с трудом, — на праздничном столе это никак не отражалось. Наверное, потому, что целый месяц до встречи Нового года все занимались доставанием этого самого мяса, колбасы, печени трески и другой жратвы и выпивки.

Самыми престижными заведениями, где считалось очень круто встретить Новый год, были рестораны «Иссык», «Казахстан», «Жетысу» (в одноименной гостинице), ресторан «Отрар» (в одноименной гостинице), «Самал», ресторан на Бутаковке — «Теремок», ресторан «Турист» (в одноименной гостинице), кафе «Океан», когда оно еще только открылось, и там все было сделано, кажется, по испанскому проекту.

По воспоминаниям Арсена, были в те годы и аналоги современных новогодних корпоративов. Это было хорошее время для заработка на такой «халтуре».

— Гуляли в ресторанах и на рабочих местах тогда почти все! День работника торговли, например, был особенно денежным для «лабухов». А еще существовали команды, которые работали только по «халтурам», и во время Нового года парни нехилую «файду» поднимали. Это были уже некие зачатки шоу-бизнеса. Например, я знал одного чувака по кличке Хохол, который имел в своем распоряжении сразу две–три или даже более групп. В сегодняшнем понимании он был продюсером, который снимал с каждой группы свой процент. За это он находил им работу или, как тогда говорили, «халтуру».

Новогодние елки стояли на всех площадях города. Гирлянды на них зажигали за несколько дней до праздника. С виду они были похожи на живые, однако это было не совсем так. По сути такие елки состояли из различных частей нескольких деревьев. Камила Тусупхановна хорошо помнит, как создавались такие елки.

— Тяньшанскую ель рубить было нельзя, и мы шли на всяческие ухищрения. В качестве ствола такой «ели» выступали бревна, которые обрабатывали для нас на деревоперерабатывающих предприятиях. Однажды мы приехали туда, но у них не было бревна нужной длины. Нам нужна была елка высотой 20 метров, чтобы поставить ее на Новой площади. Тогда к одному бревну приколотили другое, и получился подходящий ствол. В нем вырезались отверстия, куда затем вставляли еловые ветки. Обрезать живые ветки с деревьев было нельзя, и наши сотрудники собирали опавшие. Некоторые предприятия делали еще проще. В качестве стволов своих елок они использовали металлические трубы, покрашенные в коричневый цвет.

— Новогоднее время было для нас одним из самых напряженных периодов жизни. Работники культуры, отвечавшие за организацию торжеств, забывали о семьях и зачастую встречали Новый год прямо на рабочем месте, проверяя, все ли идет нормально на площадях, везде ли зажглись елки и не опоздал ли на праздник Дед Мороз. Однако нам искренне нравилось дарить праздник сотням тысяч горожан, и в особенности — детям, — заключает бывший начальник Управления культуры горисполкома Алма-Аты.


Президентская елка
Президентская елка

Большая часть советских новогодних традиций сохранилась и в годы независимости. Возникла и новая: президентская елка, на которой детей с праздником поздравлял сам Нурсултан Назарбаев.

В наше время украшения на улицах стали красивее, новогодние столы — богаче, а количество мест, где можно весело отметить праздник, увеличилось в разы. Однако большинство алматинцев, чье детство пришлось на советское время, с теплотой вспоминают торжества тех лет. Возможно, городским властям и работникам культуры в те годы действительно удавалось создавать неповторимую атмосферу новогодней сказки. А может, это просто ностальгия по ушедшему детству?


Материал подготовлен совместно с Центральным государственным архивом кино-, фотодокументов и звукозаписей РК, а также Музеем истории города Алматы. За помощь в подготовке репортажа отдельная благодарность сотрудникам ЦГА КФДЗ, работникам музея, бывшему начальнику Управления культуры горисполкома Алма-Аты Камиле Тусупхановне Магзиевой, заслуженному дипломату Хаиру Рахметжановичу Омарову, писателю Арсену Баянову.

Редакция Vox Populi поздравляет читателей с наступающим Новым годом!

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000