HISTORY Святослав Антонов 17 ноября, 2015 14:00

Наше кино: Досхан Жолжаксынов — Погоня длиною в жизнь

Наше кино: Досхан Жолжаксынов — Погоня длиною в жизнь
Фото: Из архива
Мы начинаем цикл материалов о мэтрах казахстанского кино и легендарных картинах нашего кинематографа. В этом материале мы решили рассказать о жизненном пути талантливого актера и режиссера Досхана Жолжаксынова.

Досхан Жолжаксынов
Досхан Жолжаксынов

В 1979 году на экраны страны выходит картина «Погоня в степи» — один из первых казахстанских фильмов в приключенческом жанре и первый казахский вестерн. Фильм имел оглушительный успех у зрителей. На следующий день после премьеры молодой актер ТЮЗа Досхан Жолжаксынов проснулся звездой. Его начали узнавать на улице, а сотни девушек стали присылать письма с признаниями в любви. Образ отважного героя, красного командира Хамита надолго закрепился за актером и до сих пор является его визитной карточкой. Мало кто из зрителей картины знал, какой ценой далась ему эта роль. На съемках актер получил серьезную травму и едва не остался инвалидом. Через несколько лет, во время работы над другой знаковой для себя ролью в фильме по произведению Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря», Жолжаксынов оказался на волосок от гибели…

Актер с молодых лет узнал, что такое тяжелый труд. Он родился и рос в небольшом поселке Балыкши в Восточном Казахстане на берегу озера Зайсан. Большая часть мужского населения села промышляла рыбалкой. Каждый день в три часа утра рыбаки выходили на лодках, чтобы проверить сети. Они собирались в бригады по пять–шесть катеров. В 12 часов подплывали к берегу, чтобы выгрузить рыбу и отнести ее к холодильнику — ящику с глыбами льда, заготовленными с зимы.

— С возрастом я понял, насколько трудна их ежедневная рутина. Когда учился на первом курсе, сам два с половиной месяца подрабатывал в рыбацкой бригаде. Сети мне не доверяли, и я всегда сидел на веслах. Старейшие жители села всегда умели с точностью определить, где есть рыба. Наверное, вычисляли место по скоплению чаек. Зимой мы рубили лунки во льду. Мороз стоял по 45–50 градусов.


Семья Досхана Жолжаксынова: отец, мать, братья и сестры
Семья Досхана Жолжаксынова: отец, мать, братья и сестры

Досхан Жолжаксынов родился 7 октября 1951 года. Он был пятым ребенком в семье из десяти детей. Актер считает, что творческие наклонности передались ему генетически. Его мать, еще будучи девчонкой, играла в самодеятельных спектаклях, которые ставили аульчане. Отец писал кюи и был талантливым домбристом. Старшие сестры любили петь.

— Думаю, талант в нашей семье передавался от бабушки. Она была очень известной в районе певицей. Ни один той не обходился без ее участия. Когда ее хотели пригласить на торжество, всегда спрашивали разрешения у деда. Он никогда не был против, но бабушка все равно всегда отправляла всех просителей к нему. Это было проявление уважения к мужу. Люди тогда жили по законам Великой степи. Наши современники, к сожалению, забывают об этих традициях.


Мать Досхана Жолжаксынова Жазира и отец Кали
Мать Досхана Жолжаксынова Жазира и отец Кали

Когда будущему актеру исполнилось 12 лет, отец подарил сыну домбру, изготовленную специально для него, на заказ, и научил играть на ней. Мальчик довольно неплохо овладел этим инструментом. Учась в школе, он участвовал в концертах художественной самодеятельности.

После четвертого класса Досхан поступил в школу-интернат в 150 километрах от родного села. Тогда он покинул родной дом в первый, но далеко не в последний раз. Расстояние между школой и селом было столь велико, что мальчик не мог вернуться к родителям даже на каникулы. Он очень скучал по семье. Потом будет поездка в Алматы, чтобы поступить в вуз, гастроли в театре, съемки по всей стране. Каждый раз актеру снова и снова приходилось сожалеть, что он уезжает от семьи.

— Отец у меня писал замечательные произведения, но, к сожалению, я так и не нашел времени, чтобы записать их. Были и возможности снять на камеру, но в молодости был слишком беспечен и не задумывался об этом. Сейчас остается только жалеть об упущенной возможности.

Первой картиной, которую Жолжаксынов увидел на экране, стал военный фильм «Баллада о солдате». Маленькому Досхану тогда было всего четыре года. Когда на экране появился танк, он, испугавшись, с ужасом выскочил из кинотеатра. Только потом, став постарше, будущий актер сможет оценить магию кино. Военные картины, снятые в те годы, до сих пор остаются его любимыми.

Однако сам Жолжаксынов о карьере в кино или театре никогда не помышлял. В его родном селе даже не слышали, что где-то в Казахстане есть актерский факультет. Об институте искусств знали только то, что там есть факультет домбры, но никто из сельчан так и не смог туда поступить. Сам Досхан готовился к карьере офицера-пограничника. В местном военкомате заметили его увлечение спортом и рекомендовали парня в Алма-Атинское пограничное училище при КГБ. Жолжаксынов уезжал поступать последним из аульчан. Он успешно сдал экзаменационный лист, но по пути в Алма-Ату его продуло — в поезде Досхан стоял у открытого окна, наблюдая как мимо проносятся родные просторы. У потенциального курсанта сильно стреляло в ушах, и его отправили в госпиталь.

— Когда я выписался из госпиталя, выяснилось, что первый экзамен уже прошел. Мы пришли к начальнику училища, а он только сказал: «Какой из тебя пограничник с таким здоровьем? Лучше поступай в другой вуз». Экзамены к тому времени почти везде завершились. Мы с сестрой, которая уже училась в Алма-Ате, оббегали все институты. В политехе, медицинском и сельскохозяйственном студентов уже не принимали. Я испытал большое разочарование. Не поступить для представителя нашей семьи было позором. Как потом в глаза отцу и сельчанам смотреть? Случайно выяснили, что еще идет отбор в институт искусств. На курсе Хадиши Букеевой случился недобор студентов. За несколько дней нужно было подготовить прозу, сатиру и белый стих.

— Перед экзаменами нужно было пройти консультацию, которая сама по себе была как экзамен. Студентов прослушивали такие маститые люди, как педагог и режиссер Аскар Токпанов, преподаватель, а в будущем Народная артистка СССР Шолпан Джандарбекова, сама Хадиша Букеева. Людей на консультацию пришло много. Конкурс был примерно по пять человек на место.

Мне повезло, что я не первый выступал перед комиссией. До меня нескольким людям уже сказали, что они не смогут быть артистами. Я стоял за дверью и внимательно слушал все замечания педагогов. Потом зашел сам, прошел в центр зала. Прочитал отрывок из прозы. Вижу, что Аскар Токпанович изменился в лице и стал слушать внимательнее. Он строго спросил: «Что еще у тебя есть?» Я ответил, что сатира, и начал читать. Вся комиссия смеялась. Потом попросили показать этюд, будто бы я один тушу пожар на посеве. Я стал кричать, снял пиджак и бил им по полу. Так прошел комиссию, потом успешно сдал экзамен и в 1969 году стал студентом театрального факультета.

Актер с теплотой вспоминает о своем педагоге — Народной артистке СССР Хадише Букеевой. Актриса уже в то время была известна на всю страну тем, что привнесла на сцену казахского театра европейскую культуру театрального искусства. Она прославилась исполнением главных женских ролей в шекспировских драмах и спектаклях по произведениям лучших казахских драматургов, сыгранных ею на сцене театра драмы им. М. О. Ауэзова.

— Хадиша-апа была «играющим тренером». Она на личном опыте знала все перипетии сцены. В первую очередь она учила нас бытовой культуре. В какой руке держать нож и вилку, и все в этом духе. Я запомнил ее слова о том, что культура поведения — это фундамент актерского мастерства. Кроме того, она всегда говорила, что за все ошибки нас сцена накажет. К нашему курсу Хадиша Букеева относилась, как к родным детям. Все дни рождения мы вместе праздновали.


Спектакль «Кайсар» — одна из первых театральных ролей Жолжаксынова
Спектакль «Кайсар» — одна из первых театральных ролей Жолжаксынова

Еще не закончив учебу, Жолжаксынов начал театральную карьеру вместе с другими студентами, попав во вспомогательную труппу ТЮЗа. Первое время ему доводилось играть только в массовках. Почти сразу молодой актер выделился среди своих сверстников. Вскоре он уже сыграл главную роль в спектакле «Золото». После этого исполнил еще одну главную роль — в спектакле «Лоботряс из города» по произведению И. Савина и Ж. Ташенова. Образ Сматбека — молодого «хиппующего» парня с длинными волосами, за свое поведение отправленного работать помощником чабана в село, был будто бы создан для энергичного Жолжаксынова. Очереди за билетами на спектакль выстраивались от самого гастронома, располагавшегося напротив театра. Зрителям также запомнилась работа актера в спектакле по мотивам произведения Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

Жолжаксынов впервые попал на экраны так же случайно, как в свое время поступил на театральный факультет. Он приехал на съемочную площадку картины «Горизонты» в качестве сопровождающего своего знакомого — студента четвертого курса, игравшего в этом фильме небольшую роль брата Каныша Сатпаева. Актеру просто было любопытно увидеть, как снимается кино.


Жолжаксынов в картине «Храни свою звезду»
Жолжаксынов в картине «Храни свою звезду»

— Я стоял в стороне. У знакомого была эпизодическая роль: нужно было зайти в дом, где его родители принимали гостей, поздороваться с ними и пройти мимо, проявив пренебрежение к старшим. У приятеля что-то никак не выходила эта сцена. Одну из ролей в фильме играла легендарная актриса Амина Умурзакова. Она также работала в нашем театре и видела меня раньше. Заметив, что я наблюдаю за съемками со стороны, она предложила режиссеру дать шанс молодому актеру сыграть этот небольшой эпизод. У меня все получилось с первого дубля, и так я впервые снялся в кино.

Следующей картиной для Жолжаксынова стал фильм «Родник» режиссера Шарипа Бейсембаева. В этой мелодраме его роль была более значительной — Досхан сыграл соперника главного героя, борящегося с ним за расположение любимой девушки. Бейсембаев также пригласил Досхана Жолжаксынова на свою следующую картину — фильм 1975 года «Храни свою звезду», известный также под названием «Гаухартас», вошедший в золотой фонд «Казахфильма».


Жолжаксынов в фильме «Погоня в степи»
Жолжаксынов в фильме «Погоня в степи»

После этого у актера на несколько лет наступил перерыв в съемках. Однако уже вскоре его пригласил на пробы известный казахстанский режиссер, обладатель диплома Каннского кинофестиваля за фильм «Меня зовут Кожа» Абдулла Карсакбаев. Режиссер готовился приступить к работе над новым проектом, который после громкого успеха таких фильмов, как «Неуловимые мстители» и «Конец Атамана», казалось, был обречен на любовь зрителей. Это была приключенческая картина о борьбе за установление советской власти в Казахстане — «Погоня в степи». Жолжаксынов пробовался на главную роль отважного красного командира Хамита. За роль шла нешуточная борьба — пробы прошли 14 актеров. Не все члены творческой комиссии поддерживали кандидатуру Жолжаксынова, считая его недостаточно опытным. Однако режиссеру понравился молодой актер.

— Думаю, Карсакбаев сумел разглядеть черты характера, роднившие меня с главным героем. В то время я был хорошо тренирован, со школы занимался гимнастикой, волейболом и баскетболом. Отлично умел сидеть на лошади. Кажется, режиссеру больше всего понравилась моя энергия, какая-то резкость в движениях и упорное стремление все время идти вперед.

Работа над картиной началась в 1977 году. Большая часть съемок проходила на натуре, в Чарынском каньоне. Съемочная группа месяцами жила в полевом лагере.

Партнерами Досхана Жолжаксынова по картине стали как опытные актеры, так и дебютанты в кино. Роль главного антагониста картины — коварного и неуловимого атамана Кудре — исполнил кыргызский актер Ашир Чокубаев. Вместе с Досханом в фильме снялась семиклассница, будущая звезда казахстанского кино Гульнара Дусматова.

Многие трюки в картине Жолжаксынов исполнил самостоятельно. Во время съемок фильма он получил свою первую серьезную травму.

— Большую часть трюков на коне должны были сделать московские каскадеры. Накануне съемок очередного подобного эпизода они рассорились со съемочной бригадой и покинули площадку. Я давно уговаривал режиссера дать мне возможность исполнить какой-нибудь трюк на коне. В это утро он сказал, что я могу показать, на что способен. Лошадь, которую мне привезли, принадлежала зоотехнику и была слепа на один глаз. Другого коня не было, и пришлось снимать с этим. Когда мне нужно было встать в седле, лошадь неожиданно ушла в сторону, а я копчиком приземлился на камень. Думаю, от перелома позвоночника меня спасла только спортивная подготовка. Боль пронзила тело, но какое-то время держался, даже улыбнулся и поднес полынь к лицу. Этот эпизод вошел в итоговый монтаж картины и стал одним из самых запоминающихся в фильме. У меня тогда просто дыхание перехватило. За кадром осталось, как я упал навзничь. Меня быстро отвезли на скорой в больницу. К сожалению, у них там не было рентгена, и они сочли, что это обыкновенный ушиб. Спустя годы выяснилось, что в позвоночнике осталось пять грыж, которые еще дали о себе знать. Однако тогда я выписался из больницы всего через 10 дней, и мы завершили съемки.

Картина, вышедшая на экраны в 1979 году, вызвала большой ажиотаж у зрителей. Отличная режиссура, качественная драматургия, талантливая игра актеров и музыкальное сопровождение от Нургисы Тлендиева сделали свое дело. Фильм стал фаворитом зрительских симпатий. На Всесоюзном кинофестивале в Ташкенте он получил приз ЦК ЛКСМ. Жолжаксынов наконец стал по-настоящему известен не только в Казахстане, но и за его пределами. «Погоня в степи» по сей день остается неувядающей классикой «Казахфильма».


На съемках фильма Толомуша Океева «Золотая осень»
На съемках фильма Толомуша Океева «Золотая осень»

В 1980 году уже популярного актера Жолжаксынова в свою картину «Золотая осень» приглашает легендарный кыргызский режиссер Толомуш Океев. Драма повествует об истории успешного тележурналиста, запутавшегося в жизни и уехавшего искать умиротворения в родной аул.

— Это была очень интересная работа. Роль отличалась сложным, противоречивым характером главного героя. На съемках я познакомился с известным кыргызским актером Суйменкулом Чокморовым. Я сыграл для него на домбре песню, которую он пел в фильме «Алые маки Иссык-Куля», а он подарил мне свою шляпу.


Актер в роли Ахана Серы в одноименном спектакле
Актер в роли Ахана Серы в одноименном спектакле

Карьера Жолжаксынова в театре также развивалась весьма успешно. В 1980 году он сыграл роль Ахана в постановке «Ахан Серы – Актокты» по произведению Габита Мусрепова. Перед актером стояла сложная задача. До него эту роль исполнял легендарный Шакен Айманов. Жолжаксынов дал свое прочтение образа степного поэта. Роль оценили зрители, а сам автор произведения Мусрепов заметил, что актер отлично справился со своей задачей.


Слева направо: Кудайберген Султанбаев, Досхан Жолжаксынов, Роза Рымбаева и Таскын Окапов
Слева направо: Кудайберген Султанбаев, Досхан Жолжаксынов, Роза Рымбаева и Таскын Окапов

В 1982-м актер исполняет роль Карима в легкой музыкальной комедии «До свидания, Медео», где его партнершей становится Роза Рымбаева. Часть картины снимается в Чехословакии на студии Barrandov.

В 1984-м Жолжаксынов снова снимается у Толомуша Океева в фильме «Потомок белого барса».

— Я сыграл роль героя кыргызских легенд Мундусбая. Съемки проводились в суровых условиях в горах Кыргызстана. Там была очень красивая природа. Чтобы создать реалистичную массовку, режиссер попросил перекочевать на съемочную площадку несколько семей с юртами. Когда я однажды проходил мимо них в гриме, они встретили меня, как героя. Позвали к себе в дом, накормили и называли не иначе, как Мундусбаем. Для них я был словно оживший персонаж эпоса.


Жолжаксынов в роли следователя Садыкова
Жолжаксынов в роли следователя Садыкова

В 1986-м артист отметился новой важной работой в своей карьере. Он был утвержден на роль следователя Ильяса Садыкова в картине «Потерпевшие претензий не имеют», снятой по повести братьев Вайнеров, авторов произведения, легшего в основу телефильма «Место встречи изменить нельзя». Работая над фильмом, съемочная группа целый месяц провела в Бутырской тюрьме.

— Однажды нам нужно было снимать в карцере. Ради этого оттуда выпустили двух заключенных. Когда их выводили из камеры, они приветствовали нас радостными криками. После того еще помню случай. Мы обедали в офицерской столовой, и официантка все время расспрашивала нас о работе. Позже я узнал, что она тоже заключенная — бывшая стюардесса, попавшая за решетку за валютные махинации.

Жолжаксынов вспоминает и другие, менее забавные случаи. Во время работы над фильмом актер чуть сам не угодил в следственный изолятор.

— Мы приехали в Ленинград, чтобы провести пробы на роль моего партнера. Однажды выхожу из гостиницы, и ко мне подходят двое в штатском. Они просят меня сесть в машину. Ничего не поделаешь, пришлось их послушать. Они меня повезли в отделение. Выяснилось, что недавно из-под следствия сбежал грабитель, один в один похожий на меня. Начал объяснять милиционерам, что я актер и приехал в город на съемки. Только после того, как они позвонили на «Ленфильм», меня отпустили.

Партнерами Жолжаксынова в этой картине стали известные советские актеры — Александр Фатюшин, Игорь Скляр и Леонид Каневский. Наш актер быстро доказал московским коллегам, что уровень профессионализма актеров у нас не ниже, чем на «Мосфильме». Жолжаксынов успел поработать и в Москве. В паре с Сергеем Никоненко он сыграл в мосфильмовской картине «Про любовь, дружбу и судьбу», а затем исполнил эпизодическую роль японца-телохранителя в фильме «Ассоль».


Досхан Жолжаксынов с семьей и детьми
Досхан Жолжаксынов с семьей и детьми

В эти годы за актером прочно закрепилось амплуа положительного героя. Многочисленные поклонницы звонили по телефону и писали письма. Многим из них Жолжаксынов старался отвечать. Свою настоящую любовь Жолжаксынов встретил на съемочной площадке.

— С супругой Карагоз я познакомился во время съемок телевизионной картины «Диагноз». Она работала на площадке в качестве ассистента режиссера. Сейчас у нас трое детей.

В 1986 году начинаются съемки самой сложной картины в жизни Жолжаксынова. Он получает роль в экранизации повести Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря» режиссера Карена Геворкяна. Над картиной работает многонациональная команда, состоящая из калмыкских, бурятских и кыргызских актеров. В кадре актеры говорят на языке северного народа нивхи, проживающего на берегу Охотского моря.


На съемках фильма «Пегий пес, бегущий краем моря»
На съемках фильма «Пегий пес, бегущий краем моря»

Кино, ставшее настоящей эпопеей, снималось в Подмосковье, Хабаровске, Хакасии, на островах Шмидта и Охотского моря. Температура во время съемок иногда доходила до минус 60 градусов. Актерам, игравшим главные роли, пришлось пройти через многочисленные испытания, облачаясь в звериные шкуры и плавая в ненадежных лодках среди холодного моря. Из-за творческих разногласий и остановок съемок работа над картиной затянулась на пять лет и продолжалась вплоть до 1991 года.

В период работы над фильмом, когда актер находился на Дальнем Востоке, за тысячи километров от дома, умерла его мать. Ненадолго вырвавшись домой, он вернулся к работе над фильмом. 7 ноября 1987 года Досхан Жолжаксынов едва не лишился жизни.

— Мы поднимались по желобу в скале. Под нами стояло судно. Мы уже успели подняться на высоту 4–5-этажного дома, когда я сорвался со скалы и полетел вниз. Чудом пролетев мимо борта, я упал в воду, уйдя на глубину нескольких метров. Вода была не теплее минус 7 градусов. К тому же я был в тяжелом облачении из медвежьей шкуры. Вся жизнь тогда перед глазами пролетела. Меня вытащили из воды, отогрели. Однако я заработал тяжелую бронхиальную астму. Потом пришлось долго лечиться, но съемки мы все же закончили.

Картина вышла на экраны в 1991-м и завоевала главный приз на Московском международном кинофестивале. Сам автор повести Чингиз Айтматов отмечал высокий уровень исполнения Жолжаксыновым его роли.

Актер всегда стремился помогать людям. Недавно он оказал помощь одной женщине, страдавшей астмой, подсказав и купив для нее необходимой препарат. Так, совершенно неожиданно для себя, Жолжаксынову пригодился опыт, приобретенный в ходе лечения от последствий съемок в «Пегом псе».


Жолжаксынов на посту директора
Жолжаксынов на посту директора

В 1993-м Жолжаксынов неожиданно для себя становится директором родного театра. Занять этот пост его уговаривает коллектив ТЮЗа, посчитав, что он один может справиться с этой трудной задачей. Напутственное слово для новоиспеченного директора произносит Нурсултан Назарбаев, позвонивший ему после назначения. Досхан Жолжаксынов не пренебрег возможностью рассказать о том, в чем в тот момент остро нуждался театр.

Период нахождения Досхана Калиевича на посту директора пришелся на самое тяжелое для театра время. Средств на новые постановки не хватало. Тогда Жолжаксынов обратился к частным инвесторам. Он сумел привлечь средства иностранной компании и на них подготовил новую постановку драмы «Кыз-Жибек». Спектакль имел большую популярность у зрителей и заставил их вернуться в театр. При Жолжаксынове на сцене ТЮЗа было поставлено множество спектаклей, многие из которых идут и до сих пор.

— В какой то момент я понял, что из актера я начинаю превращаться в чиновника. В период, пока был директором, просто не мог выходить на сцену, чтобы избежать лишних кривотолков. За это время я поостыл, как артист, и понял, что нужно что-то менять. Тогда и решил добровольно отказаться от должности. В 2000 году написал прошение Министру культуры и оставил театр.


На съемках фильма «Омпа» с Панкратовым-Черным
На съемках фильма «Омпа» с Панкратовым-Черным

Жолжаксынов продолжал играть в кино. В 1998-м в паре с Александром Панкратовым-Черным он снялся в трагикомедии Сатыбалды Нарымбетова «Омпа», рассказывающей о судьбе двух бывших военных летчиков.


В роли Галдан-Цэрэна
В роли Галдан-Цэрэна

В 2004 году актера приглашают на съемки масштабной исторической ленты «Кочевник». Поначалу Жолжаксынова зовут на роль Абулхаира. Однако после прослушивания режиссер понимает, что ему больше подходит роль предводителя джунгар Галдан-Цэрэна.

— Поначалу голливудские актеры смотрели на нас, казахстанцев, с пренебрежением. Позже ребята увидели, как мы играем, и изменили свое отношение. Исполнитель главной роли Куно Бекер даже советовался со мной по поводу тех или иных эпизодов. Если мне не нравилось, он просил переснять дубль. В целом работа над этим фильмом была очень интересным опытом. Можно было воочию увидеть, что такое голливудская школа. Впервые я увидел такое внимательное отношение к актерам. На площадке режиссер не кричит на них. Съемки не начинаются, если на площадке нет питьевой воды. Во время гримирования разрешают поспать. Именно из таких деталей строится взаимопонимание в команде.


Съемки картины «Биржан сал»
Съемки картины «Биржан сал»

Поработав над «Кочевником» и изучив опыт зарубежного кинопроизводства, актер неожиданно для многих принял решение оказаться по другую сторону камеры, попробовав себя в режиссуре. Тема для первой картины нашлась сама. Жолжаксынов давно вынашивал идею фильма о народном песенном и музыкальном творчестве. Тут-то и пригодилось его умение играть на домбре, понимание музыки и знание старинных кюев.

— Я давно хотел сделать картину о салах. Это казахские трубадуры, в мирное время тешившие слух народа своим творчеством, а в годы войны с оружием в руках защищавшие отчизну. Мне была очень близка эта тема. Я сам пою и играю на домбре. Я настолько глубоко погрузился в этот материал, что понял: чтобы воплотить задуманное, только я сам смогу сыграть главную роль.

Сценарий для картины Жолжаксынову помог написать известный казахстанский музыкант и писатель Таласпек Асемкулов. Актеров для картины Досхан Калиевич подбирал лично.

— Поначалу мне было трудно находиться по другую сторону камеры. Многого я не понимал, и приходилось изучать это на практике. Для меня это был не просто фильм, но ментальная картина, близкая мне по духу. Актеров на роли в нем я подбирал, основываясь на некоем антропологическом признаке. Мне хотелось детально воссоздать ту эпоху и показать людей, которые тогда жили. Мы детально разрабатывали декорации, костюмы и юрты. Фильм имел успех у зрителей, и я очень рад этому.

Картина «Биржан сал» увидела свет спустя пять лет после начала работы над ней. Жолжаксынов не пожелал останавливаться на достигнутом и приступил к разработке нового сценария. На этот раз героем его фильма стал отец великого поэта казахского народа Абая — Кунанбай.

— В этой картине я снова затрагиваю тему национальной идентичности и сознания народа. В фильме я постарался дать новую интерпретацию образа Кунанбая. Она отличается от той, которая известна нам по роману «Путь Абая». У меня Кунанбай более человечен. Он испытывает чувства, грустит и радуется. Он представлен, как мудрый правитель, старавшийся всеми силами обеспечить благополучие своего народа. Для этого ему иной раз приходилось принимать непростые решения. Как и в случае с Биржан салом, я настолько глубоко пропустил этот образ через себя, что уже не мог взять другого актера на эту роль.

Работа над фильмом «Кунанбай», так же, как и над дебютной картиной Жолжаксынова, продолжалась пять лет. При этом сами съемки заняли всего месяц. Съемочной команде удалось отснять картину на родине Кунанбая в рекордно короткое время. Режиссер считает, что этого удалось добиться благодаря взаимопониманию, налаженному между всеми участниками съемок.

— Премьера «Кунанбая» прошла в Абайском районе Восточно-Казахстанской области. Я посчитал, что так будет справедливо, ведь мы снимали в этих местах, и здесь же жили в свое время Кунанбай и его сын Абай. В прокате картина появится приблизительно 26 ноября. Однако она уже завоевала приз на Евразийском кинофестивале. Для меня это было большое признание заслуг. Я смело могу утверждать, что вложил в этот фильм часть своей души, энергию и здоровье.

Сейчас Досхан Жолжаксынов продолжает строить планы на будущее. Кончина соавтора его двух картин Таласбека Асемкулова расстроила часть совместных затей. Потеря близкого человека стала для Досхана Калиевича ударом, однако он не опускает руки. Жолжаксынов продолжает играть в кино. Вскоре он снова появится на телеэкранах в роли Абулхаира Шайбанида в масштабном историческом сериале «Казахское ханство».

Мы желаем Досхану Калиевичу здоровья и возможности реализовать все свои планы, и дальше радуя зрителей своим творчеством. 

Поделись
Святослав Антонов
Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY
КОММЕНТАРИИ ()
Осталось символов: 1000